Формирование стратегического выбора муниципального образования на примере Великолукского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Решение вопросов стратегического управления развитием территории обусловлена преобразованиями экономического уклада жизни страны, произошедшими в последнее десятилетие XX века. Основными из них были и остаются экономическая децентрализация, расширение прав регионов и муниципальных образований, их экономических возможностей, и, в значительной степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........
Глава 1. Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования………………………………………………….
1.1. Сущность концепции, как базового документа в системе муниципального и стратегического планирования…………………………………………………
1.2. Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования……………….
1.3. Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………
Глава 2. Анализ исходной социально-экономической ситуации в Великолукском районе……………………………………………………………
2.1. Стартовые условия и оценка ……………………………………………….
2.1.1. Историческая справка……………………………………………………..
2.1.2. Общая характеристика……………………………………………………
2.1.3. Анализ социально-экономического развития…………………………
2.1.4. Анализ социальной сферы района………………………………………
2.2. Анализ внешних факторов развития МО…………………………………
2.3. «Точки роста» Векиколукского района……………………………………
3 Глава Формирование концепции социально экономического развития Великолукского района……………………………………………………………
3.1. Стратегические цели и приоритеты развития Великолукского района….
3.2. Механизм реализации концепции ………………………………………….
3.3. Ожидаемые результаты реализации концепции…………..…………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

Псковский государственный университет

 

Факультет управления и экономики

Кафедра «Государственное и муниципальное  управление»

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Стратегическое управление муниципальными образованиями

Тема: «Формирование стратегического  выбора на примере МО «Великолукский район»

 

 

 

 

Выполнили: А.С. Лукина, Н.М. Малова

Группа: 2016-02

Преподаватель: О.В. Григорьева

 

 

 

Псков

2012

 

3

 

5

 

5

 

6

 

7

 

9

9

9

10

13

19

26

31

 

35

35

41

42

44

45





СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………...........

Глава 1. Концепция  как базовый документ в системе  муниципального стратегического планирования………………………………………………….

1.1. Сущность  концепции, как базового документа  в системе муниципального и  стратегического планирования…………………………………………………

1.2. Нормативно  правовая база разработки концепции  социально-экономического развития  муниципального образования……………….

1.3. Методические  основы разработки концепции  социально-экономического развития  муниципального образования…………………………………………

Глава 2. Анализ исходной социально-экономической ситуации в Великолукском районе……………………………………………………………

2.1. Стартовые  условия и оценка ……………………………………………….

2.1.1. Историческая  справка……………………………………………………..

2.1.2. Общая  характеристика……………………………………………………

2.1.3. Анализ  социально-экономического развития…………………………

2.1.4. Анализ  социальной сферы района………………………………………

2.2. Анализ внешних факторов развития МО…………………………………

2.3. «Точки  роста» Векиколукского района……………………………………

3 Глава Формирование концепции социально экономического развития Великолукского района……………………………………………………………

3.1. Стратегические  цели и приоритеты развития  Великолукского района….

3.2. Механизм реализации концепции ………………………………………….

3.3. Ожидаемые результаты реализации концепции…………..…………….

Заключение………………………………………………………………………

Список использованной литературы…………………………….....................

вВЕДЕНИЕ

Решение вопросов стратегического управления развитием территории обусловлена преобразованиями экономического уклада жизни страны, произошедшими в последнее десятилетие XX века. Основными из них были и остаются экономическая децентрализация, расширение прав регионов и муниципальных образований, их экономических возможностей, и, в значительной степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.

Сегодня каждое муниципальное образование  во многом самостоятельно несет ответственность  за свое комплексное социально-экономическое  состояние, имидж и перспективы  развития.

Изменение содержания местного самоуправления в  связи с принятием 6 октября 2003 года Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», стало основанием для самостоятельной  разработки и реализации муниципальной  стратегии.

Следовательно, сегодня подотчетные населению  органы местного самоуправления получили право формулировать долгосрочные и среднесрочные цели местного развития и определять способы их достижения.

Принятие  этого закона дало возможность включать наиболее активные слои населения к  решению местных проблем, что  порождает у людей заинтересованность к судьбе своей малой родины, к  развитию местного хозяйства, использованию  природных, интеллектуальных, управленческих и других ресурсов. Это позволяет  через организацию и развитие местного самоуправления населению  самому подключиться к поиску средств, в том числе их зарабатыванию  для решения социальных вопросов, создания современной инфраструктуры муниципального образования, улучшения  окружающей среды. Долгосрочным ориентиром в этой работе должны стать стратегические планы социально-экономического развития муниципальных образований.

Сегодня процессы развития стратегического  местного самоуправления  идут во всем мире. Растет роль организующих способностей местных властей, объединяющих различные  субъекты экономики с различными интересами на территории муниципального образования для достижения общих  целей.

В России наиболее активные муниципальные образования  также осуществляют стратегическое планирование социально-экономического развития, используя опыт западных городов и свои отечественные  разработки.

В современных условиях рыночных отношений перед органами местного самоуправления Великолукского района стоит задача согласования интересов  всех субъектов муниципального образования, что даст возможность эффективно развиваться району. Назрела необходимость  долгосрочного планирования и разработки стратегии развития территории, которая  должна стать документом общественного  согласия.

Целью данной работы является совершенствование  системы стратегического планирования на уровне муниципального образования.

Для достижения поставленной цели по совершенствованию  системы стратегического планирования необходимо было решение следующих  задач:

1. Анализ исходной социально-экономической ситуации в районе. Географическое положение и природные ресурсы.

2. Выявление основных проблем и перспектив развития муниципального образования

3. Разработка миссии и основных целей социально-экономического развития муниципального образования.

4. Характеристика стратегического выбора муниципального образования

Объект  исследования – стратегическое планирование в муниципальном     образовании  Великолукский район.

Предмет исследования – показатели социально-экономического развития Великолукского района.

ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ КАК БАЗОВЫЙ ДОКУМЕНТ В СИСТЕМЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

    1. Сущность концепции, как базового документа в системе муниципального и стратегического планирования

Концепция социально-экономического развития муниципального образования является базовым документом для стратегического планирования деятельности. Это прогнозно-аналитический документ,  содержащий систему представлений о стратегическом выборе, стратегических целях и приоритетах развития территории, основные положения стратегии и социально-экономической политики в разрезе ее отдельных составляющих и средств реализации поставленных целей.

Логика построения концепции основана на том, что изначально необходимо определить социально-экономическое состояние муниципального образования, на базе которого будет выстраиваться стратегия развития. Затем, поскольку главной целью деятельности органов местного самоуправления (как и других органов публичной власти) является удовлетворение потребностей населения, определяются цели социального развития. Для их достижения выбираются приоритетные функции муниципального      образования       (осуществляется стратегический выбор), осуществление которых должно обеспечить экономическое развитие муниципального образования, характеризующееся стратегическими целями экономического развития. Достижение целей социального и экономического развития требует пространственного (градостроительного) развития муниципального образования, то есть создания и развития объектов социальной, коммунальной и производственной инфраструктуры.

С учетом всех названных целей формулируются  направления муниципальной социально-экономической  политики и определяются ресурсы  для реализации концепции и механизм их использования.

На этапе  разработки концепции развития муниципального образования, прежде всего, должна быть сформирована согласованная система идей и взглядов власти, бизнеса и населения о стратегических целях и приоритетных направлениях социально-экономического развития городского округа, муниципального района, входящих в него поселений, а также этапах реализации намеченных целей и задач.

Основная  задача концепции – четкое формулирование миссии муниципального образования, стратегии и идеологии его развития на длительный период времени.

Конкретный  период, который должна охватывать концепция развития городского округа и муниципального района, может быть различным, но он должен быть не менее 10 лет (т.е. не менее двух среднесрочных периодов планирования их социально-экономического развития) и не более горизонта действия стратегии субъекта Российской Федерации.

Стратегические  цели социально-экономического развития муниципальных образований, сформулированные в концепции, должны учитывать долгосрочные цели развития, расположенных на их территории градообразующих предприятий и объектов региональной и федеральной инфраструктуры.

Правильно сформулированная система целей должна отражать набор актуальных потребностей местного сообщества, предполагать высокую степень свободы местного сообщества в выборе возможных способов и средств их достижения.

 

    1. Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования

Для разработки и реализации программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования нормативно-правовой базой являются документы, самостоятельно принимаемые в муниципальных образованиях.

Федеральный закон «О государственном прогнозировании  и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 г. № 115-ФЗ определяет полномочия и обязанности  только федеральных органов власти, хотя он часто служит базовым документом для разработки правовых актов муниципальных  образований. Субъекты федерации также  принимают акты в данной сфере, однако и они определяют полномочия муниципальных  органов лишь по участию в разработке региональных программ.

Кроме того, существует разработанный и утвержденный Министерством экономического развития и торговли РФ «Макет программы экономического и социального развития субъекта Российской Федерации», для обеспечения  методологического единства региональных программ и согласование их с государственной  стратегией экономического и социального  развития, который также может  служить нормативно-методическим документом для разработки муниципальных программ.

 

1.3. Методические основы разработки  концепции социально-экономического  развития муниципального образования

Концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Концепция социально-экономического развития – это комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития территории, планируемых государством и муниципалитетами эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров, включающих научно-исследовательские, производственные, социально-экономические, организационно-хозяйственные, финансовые меры, увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам.

Однако  она является лишь частью системы  прогнозных и программных документов, хотя и основным и наиболее проработанным.

План  социально-экономического развития области — это сводный документ, характеризующий социально-экономическое положение и основные направления деятельности органов власти по регулированию ее социально-экономического развития.

Изучение  порядка разработки и реализации программ социально-экономического развития, несомненно, даст навыки для составления  прогнозов, концепций и планов. Поэтому  в отчете при упоминании программ имеется в виду все программные  и прогнозные документы.

Концепция определяет общие направления, являющиеся по мнению населения наиболее важными.

Концепция определяет наиболее важные направления  деятельности Правительства (по сути приоритеты бюджетной политики).

 

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСХОДНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В ВЕЛИКОЛУКСКОМ РАЙОНЕ

 

2.1 Стартовые условия и оценка исходной социально-экономической ситуации

2.1.1 Историческая справка

В XII—XIII вв. большая часть исторической Великолукской  территории была приграничной частью Новгородской земли, лишь западные окраины (Вязовская волость) принадлежали Полоцкому  княжеству, а восточные (городок  Жижец) — Смоленскому, а затем  Торопецкому княжеству. В результате экспансии Великого княжества Литовского в XV в. город Великие Луки и окружающие земли находились в совместном управлении Литвы и Новгорода. В 1478 г. Великолукская  земля вошла в состав единого  Русского государства. Волости Вяз  и Жижец перешли к России в  результате пограничной войны 1494—1500 гг. и были закреплены за Москвой  по договору 1503 г. В XVI веке был образован  Великолукский уезд, вошедший в 1719 г. в состав Великолукской провинции. С 1772 г. Великолукский уезд вошёл  в состав Псковской губернии.

Информация о работе Формирование стратегического выбора муниципального образования на примере Великолукского района