Формирование стратегического выбора муниципального образования на примере Великолукского района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа

Описание работы

Решение вопросов стратегического управления развитием территории обусловлена преобразованиями экономического уклада жизни страны, произошедшими в последнее десятилетие XX века. Основными из них были и остаются экономическая децентрализация, расширение прав регионов и муниципальных образований, их экономических возможностей, и, в значительной степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........
Глава 1. Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования………………………………………………….
1.1. Сущность концепции, как базового документа в системе муниципального и стратегического планирования…………………………………………………
1.2. Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования……………….
1.3. Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………
Глава 2. Анализ исходной социально-экономической ситуации в Великолукском районе……………………………………………………………
2.1. Стартовые условия и оценка ……………………………………………….
2.1.1. Историческая справка……………………………………………………..
2.1.2. Общая характеристика……………………………………………………
2.1.3. Анализ социально-экономического развития…………………………
2.1.4. Анализ социальной сферы района………………………………………
2.2. Анализ внешних факторов развития МО…………………………………
2.3. «Точки роста» Векиколукского района……………………………………
3 Глава Формирование концепции социально экономического развития Великолукского района……………………………………………………………
3.1. Стратегические цели и приоритеты развития Великолукского района….
3.2. Механизм реализации концепции ………………………………………….
3.3. Ожидаемые результаты реализации концепции…………..…………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 106.30 Кб (Скачать файл)

         Предприятия  жилищно-коммунального хозяйства  обслуживают объекты муниципальной  собственности и по заключённым   договорам с хозяйствами и предприятиями района других форм собственности, расположенные более чем в 30 населённых пунктах Великолукского района.

Таблица 1

Показатели  жилищно-коммунального хозяйства

Показатели

Ед. изм.

2011 г.

Жилищный фонд района на конец года всего

Тыс. кв. м.

596,8

       в собственности  граждан

Тыс. кв. м.

507,3

Ветхий и аварийный жилищный фонд

Тыс. кв. м.

2,2

Удельный вес ветхого и аварийного жилья во всем жилищном фонде

%

0,3

Полная стоимость предоставленных  жилищно-коммунальных услуг для  населения по установленным ставкам  и тарифам на 1 человека в месяц

 Тыс. руб.

37508,6

Количество квартиро-дней отсутствия отопления

Тыс. ед.

0

Количество квартиро-дней отсутствия горячей воды

Тыс. ед.

0

Количество квартиро-дней отсутствия холодной воды

Тыс. ед.

0

Уровень оплаты населением жилищно-коммунальных услуг по начисленным платежам

% от стоимости услуг ЖКХ

92,1

Задолженность граждан за услуги ЖКХ  на конец отчетного периода

Млн. руб.

11,04


 

На балансе  МО «Великолукский район» имеется 23 котельные, которые находятся в хозяйственном  ведении МП Великолукского района «ЖКХ». Из них  в настоящее время действуют 19 котельных (17-на твердом топливе (уголь/дрова); 2- на природном газе).

Объемы  перевозок грузов и грузооборот  грузовых автомобилей организаций  всех видов экономической деятельности характеризуются следующими данными, представленными в таблице 2.

Таблица 2

Объемы  перевозок грузов и грузооборот  грузовых автомобилей

 

Январь-июнь 2011 г.

В % к январю-июню 2010 г.

Перевезено грузов, тыс. тонн

263

135,9

Грузооборот, тыс. т-км

5632,5

100,1


 

В 2011 году достигнуты определённые положительные результаты улучшении деятельности жилищно-коммунального хозяйства, состояние этой отрасли остаётся сложным. Основными целями дальнейшей работы жилищно-коммунального хозяйства являются: повышение эффективности, устойчивости и надёжности функционирования жилищно-коммунальных систем, улучшение качества услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Потребительский рынок

На сегодня  потребительский рынок Великолукского района формируется из розничного товарооборота, оборота общественного питания, объема платных услуг.

Оборот розничной торговли за 2011 год сложился в сумме 605830 тыс. руб., что составляет 103% к уровню предыдущего года. В 2012 году сохранились высокие темпы роста потребительского сектора экономики, но ниже, чем прогнозировались ранее, это обусловлено снижением денежных доходов населения и недостаточностью потребительского кредитования.

Оборот  общественного питания за прошлый  год составил 35899 тыс.руб., что ниже уровня предыдущего года на 5,3%.

В 2011 году населению было оказано  платных услуг на 43925,5 тыс. рублей, физический объем услуг увеличился по сравнению с январем-декабрем 2010 года на 5,4 процента.  В общем объеме платных услуг 1,2 процента занимают бытовые услуги.

Прочное место, устойчивое положение в торговле заняло Великолукское райпо, на которое  приходится 77% всего товарооборота  района.

Основным  фактором, который должен позитивно  повлиять на  развитие этого сектора  экономики, может стать  рост денежных доходов населения за счет повышения  уровня заработной платы и увеличения среднего размера пенсий. Рост доходов  населения окажет стимулирующее  влияние на расширение платежеспособного  спроса, прежде всего на социально-значимые товары и услуги.

2.1.4 Анализ социальной сферы района

Великолукский район расположен вокруг города Великие  Луки, второго по величине промышленного центра области. Это создает для ОВД дополнительные трудности, в летний период часть населения города проживает на дачах, турбазах и в лагерях отдыха, следовательно, население района в летний период увеличивается вдвое, а в зимний период основное количество дачных домов остается без присмотра хозяев и могут являться объектами преступных посягательств.

В 2011 году на территории Великолукского района произошло снижение числа зарегистрированных в 2010 году тяжких и особо тяжких преступлений увеличилось на 16,7 % и составило 147.

Как правило, наибольшее количество преступлений совершается в Лычевской волости, Переслегинской волости, Шелковской волости. Данные волости являются самыми крупными по площади и находятся в непосредственной близости от г.Великое Луки, что значительно влияет на состояние преступности на данной территории.

Исходя  из показателей 2010-2011 года на территории района наблюдается рост числа краж, совершенных из дачных домов, в связи с чем необходимо активизировать разъяснительную работу среди населения района по сохранности собственного имущества.

Штатная численность отдела внутренних дел  по Великолукскому району составляет 93 единицы в т. ч. СО при ОВД-15 единиц.

В целях  укрепления правопорядка и обеспечения  безопасности граждан на территории Великолукского района Решением Собрания депутатов Великолукского района № 101 от 30.09.2009 г. принята районная целевая программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Великолукском районе на 2010-2012 годы». Однако, п. 6.2. программы, по вопросу обеспечения технической укрепленности Отдела внутренних дел по Великолукскому району (установка камер видеонаблюдения) не исполнен, в связи с отсутствием финансирования.

П. 6.3 программы, по вопросу  создания на базе МОУ  «Пореченская средняя общеобразовательная  школа» площадки по безопасности дорожного  движения не исполнен в связи с  отсутствием финансирования.

П. 6.10 программы не исполнен в связи  с тем, что финансовые средства в  рамках данной программы в 1 квартале 2011 года на приобретение технических средств экстренной связи «гражданин — милиция» не выделялись.

Одним из условий реализации стратегии  роста благосостояния граждан на основе устойчивого и динамичного  экономического роста является построение эффективной схемы управления социально-экономическим  развитием муниципального образования. Разработка, принятие и реализация комплекса мероприятий, направленных на эффективное управление социально-экономическим  развитием МО «Великолукский район», позволят в среднесрочной перспективе  повысить качество жизни населения  МО «Великолукский район» и улучшить хозяйственный климат в муниципальном  образовании.

Демографическая ситуация в районе характеризуется  устойчивым сокращением численности  населения. Численность населения на 01.01.2011г. составила 22,7 тысяч человек.

Основными факторами, определяющими численность  населения, являются естественное движение или естественный прирост-убыль  населения (складывающееся из показателей  рождаемости и смертности) и механическое движение населения (миграции).

Естественная  убыль населения в расчете  на 1000 человек в 2011 году уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 3,9% и составила 251 человек.

 

 

 

Таблица  3

Основные  демографические показатели Великолукского района

 

Наименование показателей

Ед. изм.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Численность населения района по состоянию  на начало года

тыс.чел.

23,2

23

22,8

22,7

моложе трудоспособного

тыс.чел

3409

3364

3381

2786

в трудоспособном

тыс.чел

13560

13504

13250

12719

старше трудоспособного

тыс.чел

6222

6086

8300

8520

Родившихся

чел.

235

205

96

207

Умерших

чел.

699

647

548

458

Естественный прирост или убыль (-) населения

чел.

-464

-442

-452

-251

Миграционный прирост (+) или убыль (-)

чел.

227

123

141

226


 

Демографическая ситуация в Великолукском районе характеризуется сокращением численности  населения в силу превышения смертности над рождаемостью.  

На фоне естественной убыли населения миграция стала единственным источником восполнения потерь в численности населения Великолукского района. Миграционный прирост в целом по району на 1 января 2011 года сложился за счет превышения на 226 человек. Район покидает население в трудоспособном возрасте и моложе трудоспособного возраста, приезжает население, относящееся к возрастной группе старше трудоспособного возраста.

Уровень жизни населения Великолукского района остаётся низким.

Занятые граждане Великолукского района в основном работают на крупных и средних  предприятиях района. В 2010 году среднесписочная численность работающих в крупных и средних организациях района составила 3794 человека, в 2011 году — 3964 человека и по сравнению с 2010 годом увеличилась на 220 человек.

Средняя номинальная начисленная заработная плата по крупным и средним организациям района в 2010 году составила 9536,5 руб., в 2011 году-9965 руб. и возросла по сравнению с 2010 годом на 428,5 рублей.

Среднемесячная  начисленная заработная плата работников по чистым видам экономической деятельности на 1 января 2011 года  в Великолукском районе  составила 11675,3 рубля.

Самая высокая  заработная плата в начале 2011 года наблюдалась у работников крупных и средних организаций следующих видов деятельности: транспорт и связь (31243,9 руб.),  обрабатывающие производства (13837,1 руб.).

Анализ социального обеспечения  и социальной помощи населения за 2009-2011 годы приведён в таблице.

Таблица 4

Социальное  обеспечение и социальная помощь в Великолукском районе

 

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

Общий объем социальных выплат, млн. рублей

284,9

344,3

464,5

из них:

     

   Пенсии

265,7

320,8

433,2

   Пособия и социальная помощь

19,2

23,5

31,3

Количество семей, получивших субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, ед.

-

152

132

Доля населения, получившего субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, %

-

0,6

0,6

Численность пенсионеров, чел.

6695

6679

6613

Доля пенсионеров в общей численности  населения, %

29,1

29,2

29

Средний размер пенсий в месяц, тыс. рублей

3,3

4

5,4

Информация о работе Формирование стратегического выбора муниципального образования на примере Великолукского района