Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 10:30, курсовая работа
Решение вопросов стратегического управления развитием территории обусловлена преобразованиями экономического уклада жизни страны, произошедшими в последнее десятилетие XX века. Основными из них были и остаются экономическая децентрализация, расширение прав регионов и муниципальных образований, их экономических возможностей, и, в значительной степени, отсутствие эффективной методики управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Сегодня каждое муниципальное образование во многом самостоятельно несет ответственность за свое комплексное социально
Введение……………………………………………………………………...........
Глава 1. Концепция как базовый документ в системе муниципального стратегического планирования………………………………………………….
1.1. Сущность концепции, как базового документа в системе муниципального и стратегического планирования…………………………………………………
1.2. Нормативно правовая база разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования……………….
1.3. Методические основы разработки концепции социально-экономического развития муниципального образования…………………………………………
Глава 2. Анализ исходной социально-экономической ситуации в Великолукском районе……………………………………………………………
2.1. Стартовые условия и оценка ……………………………………………….
2.1.1. Историческая справка……………………………………………………..
2.1.2. Общая характеристика……………………………………………………
2.1.3. Анализ социально-экономического развития…………………………
2.1.4. Анализ социальной сферы района………………………………………
2.2. Анализ внешних факторов развития МО…………………………………
2.3. «Точки роста» Векиколукского района……………………………………
3 Глава Формирование концепции социально экономического развития Великолукского района……………………………………………………………
3.1. Стратегические цели и приоритеты развития Великолукского района….
3.2. Механизм реализации концепции ………………………………………….
3.3. Ожидаемые результаты реализации концепции…………..…………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………
В 2011 году по сравнению с 2009 годом общий объём социальных выплат возрос в 1,6 раза. Доля пенсионеров на протяжении рассматриваемого периода уменьшается в среднем на 1,2%. Средний размер пенсий по району за 2009-2011 годы вырос в 1,6 раза.
Образование
За последние 10 лет система образования Великолукского района значительно изменилась. Если в 1999-2001 учебном году насчитывалось 20 школ (8 средних, 11 неполных и 1 начальная, то в настоящее время из 20 (9 средних, 2 основных). В состав средних школ входят 1 отделение и 1 филиал. В состав основных школ входят 3 отделения. Десять лет назад в районе было 10 детских садов, сейчас их только 6, в состав детских садов входят 5 отделений.
Реструктуризация школьной сети и дошкольных учреждений проводилась в различных пределах, законодательно правильно, с условием не нарушать права ребенка на образование везде, где для этого были необходимые условия, прежде всего наличие контингента для обучения молодых семей.
Сложившаяся за последние годы образовательная система оптимальна для района, постоянно обновляется, работает в режиме развития и позволяет всем школьникам получить среднее полное общее образование.
В течение
последних лет в районе не закрыто
ни одно учебное заведение и
Среднемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных общеобразовательных школ без совместителей с учетом дополнительных услуг в 2010 году увеличилась на 1,2 раза по сравнению с 2009 годом и составила 13800 рублей.
Ежемесячная заработная плата педагогических работников муниципальных образовательных школ увеличится:
- уменьшением педагогических работников;
- увеличением нагрузки.
На конец 2009-2010 учебного года в образовательных учреждениях района в 1-11 классах обучалось 1278 школьников, из них 71 человек составили призеры интеллектуальных и творческих соревнований. Детские сады посещают 1202 ребенка.
Количество учащихся на «4» и «5» составило 39,2% к общему количеству учащихся.
В мае 2010 года во всех образовательных учреждениях проведены административные контрольные работы.
В 2010 году
продолжается процесс модернизации
образовательной системы
Культура
Культура как часть инфраструктуры определяет качество жизни населения, оказывает непосредственное влияние на социально-экономические процессы, в том числе на состояние трудовых ресурсов и формирование привлекательного имиджа территории. Учреждения культуры дают возможность не только общения, но и развития творческих способностей жителей, особенно детей.
Муниципальное учреждение культуры «Информационно-культурный центр», со статусом юридического лица, в составе которого районная библиотека, 22 сельских библиотеки, 14 культурно-досуговых учреждений (Домов культуры и клубов), музей и детская музыкальная школа. В отрасли работает 95 человек.
Одним из важнейших направлений деятельности в 2009-2010 гг. было и остается укрепление материально-технической базы учреждений культуры. В 60% учреждений культуры необходимо проводить косметический ремонт. Требуют капитального ремонта Борковский, Полибинский, Черпесской Дома культуры. Также необходимо продолжить работу по оснащению объектов культуры социальным оборудованием.
В связи с недостаточностью финансирования ежегодно рассматривается вопрос об оптимизации районной сети учреждений культуры.
С 1 сентября 2009 года в структуре Администрации Великолукского района произошли значительные изменения. Комитеты по физической культуре и спорту были упразднены и создан комитет по социальной политике.
В настоящее время в районе работает 25 штатных физкультурных работника, 22 из которых имеют высшее физкультурное образование. Это учителя общеобразовательных школ, преподаватели профтехобразования, инструктора, методисты, тренеры.
Количество занимающихся спортом составляет 2778 человек или 8,17% от общей численности населения района.
Количество спортивных
Также прогнозируется построить в 2011 году спортивную площадку в д. Борки и в 2013 году в д. Иваново. Прогнозируется открыть тренажерно-гимнастические залы в д. Марьино и д. Иваново.
Расширение материально-спортивной базы положительно отразится на динамике численности занимающихся в секциях и группах по видам спорта, клубах и группах по видам спорта и группах физкультурно-оздоровительной направленности.
Молодежная политика
Учреждения культуры Великолукского района уделяют активное внимание вовлечению молодежи в социальные процессы.
Одним из приоритетов их деятельности на современном этапе является поддержка талантливой молодежи, оказание помощи в реализации творческих способностей и профессиональном самоопределении.
Работа в этом направлении строится по районной целевой программе «Культура Великолукского района в 2006-2010 годах» раздел «Культура — дети — молодежь».
В рамках реализации программы ежегодно проходят молодежные районные акции и фестивали: «Юные таланты 21 века»; Праздник славянской письменности и культуры; «Под флагом России достойно путь вершим»; «Мы против наркотиков»; День молодежи; Праздники народного календаря.
Творческая молодежь имеет хорошую возможность реализации своих способностей, трудоустраиваясь в летнее время в учреждениях культуры, а так же в работе 12 клубных формирований.
Для поддержки творчества юным дарованиям Администрация района ежегодно учреждает и выплачивает ежемесячные стипендии.
За период 2009 и половину 2010 годов в УК проведено более 250 различных тематических и конкурсно-познавательных мероприятий, как за пропаганду здорового образа жизни, так и патриотического направления.
2.2 Внешние и внутренние факторы
Для более четкого и системного представления о процессе развития муниципального образования следует выделить основные факторы, оказывающие влияние на его развитие. Целесообразно разделить эти факторы на внутренние и внешние.
Таблица 5
Внутренние и внешние факторы
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
1. Политика органов местного |
1. Федеральное и региональное |
2. Функционирование общественных
организаций муниципального |
2. Элементы федеральной и |
3. Деловая активность в |
3. Ценовая и тарифная политика естественных монополий |
4. Значительный экономический |
4. Диспаритет цен на готовую сельскохозяйственную продукцию |
5. Наличие сырьевой базы в |
5. Государственная поддержка |
6. Функционирование различных |
6. Потенциальная |
7. Состояние и уровень развития
социальной инфраструктуры |
7. Востребованность ресурсов |
На основе оценки исходной социально-экономической ситуации муниципального образования для обеспечения всестороннего учета местной специфики, анализа внутренних и внешних факторов, определяющих развитие муниципального образования, определения конкурентных преимуществ и проблем, тормозящих прогрессивное движение, негативных моментов и тенденций, проведен анализ социально-экономического развития муниципального образования «Великолукский район».
Уникальность,
конкурентные преимущества, которые
должны быть использованы для перспективного
развития муниципального образования
«Великолукский район», и ключевые
проблемы района, требующие решения
для достижения высокого уровня развития
и на решение которых будет
направлена стратегия социально-
Таблица 6
Уникальность, конкурентные преимущества и ключевые проблемы
Сферы |
Уникальность, конкурентные преимущества |
Ключевые проблемы |
1. Ресурсный потенциал | ||
1.1. Географическое положение |
|
|
1.2. Природно-ресурсный потенциал |
|
|
2. Качество жизни населения | ||
2.1. Демография |
|
|
2.2. Уровень жизни населения. |
|
|
2.3.Жилищно-коммунальная сфера и благоустройство |
|
|
2.4. Потребительский рынок |
|
|
2.5. Защита жизни и имущества граждан |
|
|
2.. Пассажирский транспорт |
|
|
3. Экономический потенциал | ||
3.1. Сельское хозяйство |
|
|
4. Кадровый потенциал | ||
4.1. Занятость населения |
|
|
5. Инвестиционный потенциал |
|
|
2.3 «Точки роста» Великолукского района
На следующем этапе анализа определены возможности социально-экономического развития муниципального образования «Великолукский район», а также угрозы, которые могут препятствовать дальнейшему развитию.
Таблица 7
Примерный перечень возможностей и угроз муниципального образования «Великолукский район»
Возможности |
Угрозы |
Экономические | |
- повышение роли муниципального
образования в социально- - привлечение инвестиций в - увеличение объемов - увеличение объемов сельскохоз производства; - развитие малого бизнеса в сферах, не занятых средним и крупным бизнесом; - расширение сферы сбыта и
повышение качества - развитие транспортной - достижение максимально - осуществление эффективного |
- истощение природных ресурсов
в результате неэффективного
и нерационального их - отсутствие притока инвестиций в экономику; - неэффективное - недостаточная поддержка - недобросовестная конкуренция и демпинг со стороны крупного бизнеса; - моноотраслевая экономика; - неразвитость малого бизнеса
вследствие отсутствия - сокращение собственных - рост уровня безработицы - осуществление управления |
Социальные | |
- стабилизация и улучшение - значительный рост - высокий уровень развития - завершение реформирования ЖКХ, - формирование современной - формирование современной - повышение уровня культуры, организации досуга населения; - укрепление правопорядка; - благоприятная экологическая обстановка; - здоровое, образованное, культурное,
занятое трудовой |
- ухудшение демографической - снижение уровня доходов - увеличение степени износа
инженерных сетей, неплатежи - снижение качества услуг - снижение уровня - неразвитость торгового и - рост преступности; - экологический кризис; - низкий уровень политической
активности населения, утрата
органами местного
|