Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 10:55, курсовая работа
Цель и задачи исследования разработка основных разделов плана социально-экономического развития предприятия. План социально-экономического развития фирмы представляет собой комплексную программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности организации на соответствующий период. Разработке этого плана предшествует всесторонний анализ деятельности фирмы, целью которого является оценка достигнутого технико-организационного уровня развития предприятия, состояние ресурсной базы и выявление внутрихозяйственных резервов.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………1
ГЛАВА 1 Сущность и развитие системы планирования на предприятии…2
1.1 Сущность системы планирования предприятия……...…………………..3
1.2 Закономерность и тенденции развития системы планирования на предприятии……..................................................................................................4
Выводы по главе 1…………………………………………………….………..5
ГЛАВА 2 Анализ существующих систем планирования……………………6
2.1 Обзор комплексных систем планирования на предприятии в современных условиях хозяйствования……………………………………………………..7
2.2 Существующая комплексная система планирования на предприятии ООО «КАМ-КЛЮЧ»……………………………………………………….....8
Выводы по главе 2……………………………………………………………..9
ГЛАВА 3 Совершенствование комплексной системы планирования на предприятии ООО «КАМ-КЛЮЧ»……………………………………….10
3.1 Постановка задач…………………………………………………………..11
3.2 Усовершенствование системы показателей материально-технического обеспечения ООО «КАМ-КЛЮЧ»………………………………………….14
3.3 Совершенствование производительности труда и его оплаты…………15
3.4 Внедрение планирования научно-технического развития предприятия.16
Выводы по главе 3……………………………………………………………....18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….20
ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………….21
ГЛАВА 1 Сущность и развитие системы планирования на предприятии
1.1 Сущность системы планирования предприятия.
Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.
В современном отечественном производстве функции планирования на предприятиях определяют не только основной предмет планово-экономической деятельности, но и главным образом объект этого планирования.
Методология планирования на предприятиях охватывает совокупность теоретических выводов, общих закономерностей, научных принципов, экономических положений, современных требований рынка и признанных передовой практикой методов разработки планов.
Методика планирования характеризует состав применяемых на том или ином предприятии методов, способов и приемов обоснования конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана.
Процесс разработки комплексного плана социально-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности и поэтому должен осуществляться в соответствии с принятой технологией планирования. Она регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, требуемую последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснование его показателей, а также регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений, функциональных органов и плановых служб и совместной повседневной деятельности.
Методология, методика и технология плановой деятельности на предприятиях в наиболее полной мере определяют в целом предмет планирования.
Общим или итоговым предметом плановой деятельности на предприятиях служат проекты планов, которые носят различные названия: комплексный план, заказ-наряд, бизнес-план и другие.
К задачам планирования как к процессу практической деятельности относятся:
- формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;
- обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период;
- планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
- определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
- проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.
В планировании обоснование принимаемых решений и прогноз ожидаемых результатов опираются на теоретические положения и принципы, а также практические данные и факты. Теория планирования использует такое предположение, что каждое предприятие будет стремиться к повышению совокупной прибыли, обоснованию планов предприятия по выбору вида выпускаемой продукции, набору требуемой рабочей силы, закупках необходимых ресурсов для организации производства определенного количества товаров и получению максимальной прибыли.
В изучении экономического поведения производителей и потребителей находят свое применение два взаимосвязанных метода научных исследований. Первый называется индуктивным и предполагает создание экономических теорий и принципов на основе сбора и анализа фактов. Второй - дедуктивный, или гипотетический, он означает формирование новых экономических принципов, положений, начиная с уровня теории, которая затем с помощью фактов подтверждается или опровергается. В рыночном планировании дедукция и индукция – не противостоящие, а взаимодополняющие методы экономических исследований, которые являются ориентиром при сборе и систематизации эмпирических данных. Следовательно, современные экономическая теория и научные методы исследования, прежде всего анализ и синтез, служат фундаментом планирования на предприятии и перспективного прогнозирования развития предприятий.
Плановая научная и практическая деятельность на предприятиях тесно связана с экономическими целями и действиями и естественно со многими учебными дисциплинами цикла подготовки экономистов и менеджеров. Это такие дисциплины, как менеджмент, маркетинг, экономика предприятия, технология отрасли, организация производства, нормирование труда, управление затратами, бухгалтерский учет, экономическая статистика и др.
Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов.[1, стр. 1]
1.2 Закономерность и тенденции развития системы планирования на предприятии
Для планирования и в результате организации производства на предприятии существуют определенные закономерности. В числе этих закономерностей следует назвать соответствие организации производства ее целям. Эта закономерность предопределяет методологические подходы к формированию организации производства с учетом требований наиболее полного использования ресурсов, усиления творческого характера труда, создания организационных условий для реализации материальной заинтересованности трудящихся в результатах производства, которые отражают основные цели организации. Достижение намеченных целей обеспечивается решением соответствующих этим целям организационных задач. Так, например, важными задачами являются: создание необходимые пропорций в производственной мощности отдельных участков; установление рационального баланса рабочих мест и исполнителей; согласование времени выполнения операций на всех рабочих местах; распределение должностных обязанностей и трудовых функций между работниками; создание стимулов к труду; организация технического обслуживания рабочих мест и т. п.
Другой закономерностью является соответствие форм и методов организации производства характеристикам его материально-технического базиса. Согласно этой закономерности содержание организации производства определяется особенностями и уровнем развития техники и технологии. Ручной труд, механизированное производство и комплексно-автоматизированный производственный процесс требуют разной организации. Изменения, происходящие в технических средствах и технологии производства, ведут к переменам в содержании труда и квалификации работающих и как следствие — к изменениям в характере организации производства. Названная закономерность предполагает обеспечение адекватности состояния и уровня организации производства постоянно изменяющемуся под влиянием научно-технического прогресса его материальному базису.
Организация производства должна также постоянно адаптироваться к меняющимся экономическим условиям. Передача предприятий в собственность коллективов, внедрение арендных отношений, углубление хозрасчета в объединениях и на предприятиях требуют использования таких организационных форм, которые создавали бы необходимые предпосылки для реализации экономичных методов ведения хозяйства.
Комплексность системы планирования на предприятии как общая закономерность предполагает необходимость рассмотрения всех производственных процессов, протекающих на предприятии, во взаимной связи как единое интегрированное целое.
На современном предприятии в условиях комплексной механизации и автоматизации технические средства производства и производственные процессы все более и более интегрируются. Создаются системы машин, автоматически выполняющие все транспортные, складские, контрольные операции. Все эти изменения обусловливают комплексный характер проблем при планировании организации производства.
Непрерывное улучшение предоставленных фирмой услуг является важной закономерностью планирования, учет которого в практической деятельности служит непременным условием поддержания состояния организации на современном уровне. Эта закономерность требует перехода от поэтапного к постоянному (текущему) совершенствованию производства. В связи с этим в системе управления предприятием появляется новая самостоятельная функция постоянного организационного совершенствования. Изменения в существующую организацию производства должны вноситься непрерывно.
В современных условиях все более проявляется закономерность, выражающаяся в соответствии форм и методов организации занятости требованиям повышения содержательности труда рабочих, расширения их трудовых функций, обеспечения привлекательности труда. При организации производства следует учитывать особенности деятельности предприятия в условиях рынка и ориентироваться на стабилизацию занятости работников. Трудящийся должен быть уверен, что высокая производительность его личного труда и эффективная работа предприятия обеспечат ему гарантию занятости.[1, стр. 25]
В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов. [2. Стр. 3]
По мнению М. Бухалкова,
сущность внутрифирменного планирования
в условиях свободных рыночных отношений
заключается в:
- научном обосновании
на объектах планирования предстоящих
экономических целей их развития и форм
хозяйственной деятельности;
- выборе наилучших
способов их осуществления на основе наиболее
полного выявления требуемых рынком видов,
объемов и сроков выпуска продукции;
- выполнении работ
и оказании услуг с установлением таких
показателей их производства, распределения
и потребления, которые при полном использовании
ограниченных производственных ресурсов
могут привести к достижению прогнозируемых
в будущем качественных и количественных
результатов.
Внутрифирменное планирование
деятельности современных предприятий
должно:
- основываться на оценке
перспектив в области политики, экономики,
новизны технологии в спектре предоставляемых
услуг;
- опираться на современные
методы прогнозирования и анализа, помогающие
отслеживать новые тенденции;
- выступать исходной
функцией управления и важной
задачей руководства.
Однако, среди руководителей
отечественных предприятий на сегодняшний
день широко распространена позиция, отрицающая
целесообразность разработки развернутого
бизнес-плана и предполагающая в качестве
альтернативы краткое технико-экономическое
обоснование. Иногда считается, что отсутствие
проработанного бизнес-плана может быть
компенсировано знанием специфики отечественного
бизнеса и интуицией.
В современных условиях
такая позиция не может быть признана
целесообразной, особенно в отношении
инвестиций. По нашему мнению, зарубежный
и отечественный опыт показывает, что
в современных условиях стабилизации
отечественной экономики внутрифирменное
планирование на современных промышленных
предприятиях не только необходимо, но
и вполне реально. [2. Стр. 5]
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Планирование деятельности
стало в настоящее время экономической
основой свободных рыночных отношений
отдельных людей и целых трудовых коллективов,
малых и крупных предприятий, всех хозяйствующих
субъектов и экономических объектов с
различными формами собственности.
Назначение планирования
как функции управления состоит в стремлении
заблаговременно учесть по возможности
все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие
благоприятные условия для нормального
функционирования и развития предприятия.
Оно предусматривает разработку комплекса
мероприятий, определяющих последовательность
достижения конкретных целей с учетом
возможностей наиболее эффективного использования
производственных ресурсов каждым подразделением
и всей фирмой. Поэтому планирование призвано
обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями
фирмы, включающими всю технологическую
цепочку: научные исследования и разработки,
производство и сбыт, сервис. Эта деятельность
опирается на выявление и прогнозирование
потребительского спроса, анализ и оценку
имеющихся ресурсов и перспектив развития
хозяйственной конъюнктуры.
Однако построение
системы планирования на предприятии,
отвечающей современным требованиям -
достаточно сложный процесс. Для этого
необходимы соответствующие ресурсы,
а работники предприятия должны обладать
определенными навыками и уменьем, так
как требуется решать ряд сложных методологических
и организационно-технических проблем,
связанных с кардинальной перестройкой
всех элементов внутрифирменного планирования.
Управление производственными
ресурсами на уровне предприятия базируется
на поиске способов эффективного создания
и использования не только основных фондов,
материальных активов, но также знаний
и информации для достижения поставленных
экономических целей - таких, как рост
прибыли, экономия затрат, увеличение
объемов реализации и т.п. При этом руководителям
приходится одновременно решать ряд управленческих
задач:
- разработка и
развитие внутрифирменных механизмов
их использования;
- создание, оценка
и введение интеллектуальных активов
в структуру капитала;
- осуществление эффективной
коммерциализации интеллектуальных продуктов;
- определение экономически
целесообразных функций фирмы в области
расширенного воспроизводства ее интеллектуально-
Информация о работе Комплексный план социально-экономического развития предприятия