Конкурентные и стратегические аспекты функционирования современных бизнес-структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Подходя к изучению особенностей функционирования различных бизнес-структур в современном обществе , важно отметить, что влияние государства и мировой экономики оказывает существенную роль в формировании среды для этих структур. Анализ и оценка конкурентных и стратегических аспектов предприятий позволяет отчасти определить положение экономики отдельного государства. В условиях рыночной экономики для достижения конкурентоспособности производимой продукции и реализации ее в запланированном объеме особое внимание предприятия должны уделять стратегиям развития определенных товаров.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Классификация бизнес-структур 4
2.1. По формам собственности 4
2.2. По уровню прибыльности и масштабу производства 5
Внешняя среда 6
Факторы внешней среды (макрофакторы) 8
Поставщики 9
Материалы 9
3. Оценка и сравнение конкурентных аспектов бизнес-структур 10
«Конкурентный ромб» М. Портера 13
3.1. Определение понятия «стратегия» в предприятиях 20
3.2. Пути выбора бизнес-структурой поведения и стратегии на рынке 20
4. Анализ влияния макроэкономических факторов на бизнес-структуры в России 21
5. Заключение 22
6. Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО СВЯЗИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЯ И ИНФОРМАТИКИ"

(ФГОБУ ВПО "СибГУТИ")

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

Курсовая работа

Конкурентные и стратегические аспекты функционирования современных бизнес-структур

 

 

Выполнил

Затолокин Михаил Юрьевич

Проверил

Облаухова М.В.

 

 

 

 

Новосибирск 2013

Оглавление

 

 

  1. Введение

Подходя к изучению особенностей функционирования различных бизнес-структур в современном обществе , важно отметить, что влияние государства и мировой экономики оказывает существенную роль в формировании среды для этих структур.

Анализ и  оценка конкурентных и стратегических аспектов предприятий позволяет отчасти определить положение экономики отдельного государства.

В условиях рыночной экономики для достижения конкурентоспособности  производимой продукции и реализации ее в запланированном объеме особое внимание предприятия должны уделять  стратегиям развития определенных товаров.

Таким образом, целью данной курсовой работы является определение из всего множества макрофакторов конкретно тех, которые имеют прямое и косвенные влияние на аспекты функционирования стратегической и конкурентной стороны бизнес-структур.

В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы, следующие:

рассмотреть различные виды предприятий, их классификацию по различным принципам для того, чтобы проследить различие влияние макроэкономики на отдельные сегменты бизнеса;

подвести итоги  проделанной работы.

В процессе выполнения курсовой работы рассмотрим основные теоремы и концепции, применяемые для оценки внешней среды бизнес-структур , а также изучим некоторые макроэкономические и стратегические особенности стран, имеющие серьезное влияние деятельности фирм, используя различную научную литературу и статистические данные.

 

 

  1. Классификация бизнес-структур

Всё многообразие фирм, функционирующих в нашей  время, принято классифицировать на различные группы по отобранным, конкретным признакам. Данное распределение помогает людям ориентироваться между предприятиями для проведения различной аналитики, сборе какой либо информации и ведения статистики по ним. В рамках данной курсовой работы будет рассмотрена классификация различных бизнес-структур по трем различным типам: по формам собственности, по уровню прибыльности организации и по направлению их предпринимательской деятельности. Выбор деления по таким группам, по мнению автора, считается максимальным эффективным для дальнейшего исследования аспектов функционирования этих фирм, так как именно эти признаки описывают различные особые стратегические и конкурентные аспекты.

    1. По формам собственности

  В первую  очередь все предприятия в  соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации различаются по их Организационно-правовым формам.

По различным  формам собственности различают: частные,  государственные, муниципальные, кооперативные  и другие предприятия.

В странах с  рыночной экономикой большинство фирм имеют частную форму собственности.

Частное предприятие  - предприятие, имеющее одного хозяина, основанное на частной собственности  индивидуального лица, владельца  и распорядителя основных средств, капитала предприятия.

Для частной  собственности и его существования характерные некоторые экономические принципы, такие как : свободное ценообразование, свобода купли-продажи товаров , свободная внешнеэкономическая деятельность,  получения кредитов под определенный процент, свобода нанимать рабочих и так далее. Именно при этой форме собственности существует высокий уровень конкуренции между частными предпринимателями и их фирмами. Фирмы частной формы собственности проходят естественный отбор и их положение на рынке может меняться довольно со стремительной скоростью, вследствие этого, они должны предпринимать большое количество различных способов удержаться «в игре».

В процессе формирование рыночных отношений в современных  государствах, доля государственной  собственности уменьшается, в то же время начинают активно развиваться различные формы индивидуальной и коллективной собственности: различные акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, индивидуальные предприятия и так далее.

Также, стоит  рассмотреть государственную форму  собственности  в рамках данной курсовой работы, так как именно государство, его владения и возможности формируют обстановку ведения бизнеса любой страны. Собственность государства формирует поле и границы для участников экономических отношений, как внутренних, так и внешних.

В зависимости от стратегических целей, которые устанавливает государство, оно производит регулирование своей собственности к одной из введенных видов политики(институциональная, региональная, внешнеэкономическая и так далее) . Соответственно, все особенности введенной в определенное время политики, сказывается и на политике построение стратегии ведения предпринимательской деятельности любой структуры. Но роль этих преобразований со стороны государства становиться менее значительной ввиду особенностей рыночной экономики, таких как саморегулирование и слабая роль самого государства в экономических отношениях.

    1. По уровню прибыльности и масштабу производства

Бизнес-структуры, действующие в различных отраслях, сильно отличаются друг от друга по уровню их прибыльности, а также по масштабу и размеру производства, если имеется в виду производственное предприятие.

Деление по данному  признаку классификации имеет большое  значение в анализе и определении  аспектов функционирования предприятий, так как приведение к сравнению  предприятия малого масштаба и крупного может быть некорректен.

Каждая из трех групп имеет свои интересы, обусловливающие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

1)Малый бизнес  осуществляется самым многочисленным  слоем мелких собственников, которые  в силу своей массовости в  значительной мере определяют  социально-экономический и от­части  политический уровень страны. По  своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг.

2) Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и опреде­ляет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Как правило, предприятия среднего бизнеса относятся к частному сектору, представляя различные формы коллективной собственности.

Характерными  представителями среднего бизнеса  могут быть предприятия отраслей машиностроения и легкой про­мышленности, которые выпускают до 25,0 % объема промышленной продукции и на которых сосредоточено свыше 20,0 млн. работающих. Предприятий среднего бизнеса насчитывается около 20,0 тыс., средняя численность работающих – от 800 до 2500 че­ловек, на них сосредоточено до 50,0 % основных производствен­ных фондов, номенклатура/ассортимент выпускаемых изделий составляет в среднем двадцать наименований в год.

3) Крупный бизнес в основном определяет экономическую и индустриальную мощь страны. В целях самосохранения и разви­тия он тяготеет к интеграции и монополии, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой – объединяясь в международные структуры, теряет частично свою независимость и попадает под влияние более сильных партнеров. Крупный бизнес в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стан­дартной продукции, что способствует повышению общехозяйственной эффективности. 4,0 % промышленных предприятий, относящихся к группе крупного бизнеса, выпускают три четверти всего объема отечественной продукции. На них занято более 6,0 % всех работающих в промышленных отраслях.

Внешняя среда

Под внешней  средой организации понимаются все  условия и факторы, возникающие  в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или  могущие оказать воздействие  на её функционирование и поэтому  требующие принятия управленческих решений.

Однако набор  этих факторов и оценка их воздействия  на хозяйственную деятельность различны, причём не только у авторов научных  публикаций по вопросам экономики , но и у каждой фирмы. Обычно фирма в процессе управления сама определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты её деятельности в настоящий период и на будущую перспективу, вывода проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причём прежде всего выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы.

Внешняя среда  организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить её потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволило бы ей поддерживать её потенциал на уровне, необходимом для достижения её целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

И так для  того, чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углублённое представление  как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и различных средств ЭВМ.

Факторы внешней среды (макрофакторы)

Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и  в её основу могут быть положены различные принципы. Принята классификация факторов на факторы прямого и косвенного воздействия. В среде прямого воздействия можно выделить такие как: поставщики, законы и государственные органы, потребители и конкуренты.


 





На данном рисунке  представлены различные группы макрофакторов, которые имеют влияние в формировании и функционировании бизнес-структур в рамках определенной страны.

Конкретнее, будут  рассмотрены некоторые из них. Выделение  макроэкономических факторов во внешней  среде организации ведется с позиции систематического подхода.

Поставщики

С точки зрения системного подхода организация  – это механизм преобразования входов и выходов. Основные разновидности  входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и рабочая сила. Зависимость между бизнес-структурами разного масштаба и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, -один из наиболее ярких примеров прямого воздействия внешней среды на организацию и успешность деятельности и состояния организации. Получение ресурсов из других стран может быть выгоднее с точки зрения цен, качества или количества, но одновременно опаснее усилением таких факторов подвижности среды, как колебания обменных курсов или политическая нестабильность.

В определенных случаях, практически все структуры рынка определенного региона напрямую зависимы от одного поставщика, от его действий и ресурсов. К тому же, все они находятся в равноправной зависимости.

Материалы

Некоторые бизнес-структуры  напрямую зависят от такого фактора, как исходные материалы и ресурсы. От объема и качества поставляемых ресурсов зависит всё производство, к примеру, машиностроительных фирм. При удалении одной определенной детали из процесса производства из-за нехватки определнного вида материала, весь этап производства может быть испорчен и готовая продукция не сможет выполнять все своим должные функции.

Капитал

Для роста и  процветания предприятию нужны  не только поставщики материалов, но и  капитала. Таких потенциальных инвесторов несколько: банки, программы федеральных  учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица. Как правило, чем лучше дела у компании, тем выше её возможности договорится с поставщиками на благоприятных условиях и получить нужный обмен средств. Получение необходимых финансовых средств обеспечивает фирме стабильное функционирование.

Каждая фирма обязательно  анализирует своё финансовое положение  и определяет источники финансирования, а именно:

Информация о работе Конкурентные и стратегические аспекты функционирования современных бизнес-структур