Конкурентные и стратегические аспекты функционирования современных бизнес-структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:42, реферат

Описание работы

Подходя к изучению особенностей функционирования различных бизнес-структур в современном обществе , важно отметить, что влияние государства и мировой экономики оказывает существенную роль в формировании среды для этих структур. Анализ и оценка конкурентных и стратегических аспектов предприятий позволяет отчасти определить положение экономики отдельного государства. В условиях рыночной экономики для достижения конкурентоспособности производимой продукции и реализации ее в запланированном объеме особое внимание предприятия должны уделять стратегиям развития определенных товаров.

Содержание работы

1. Введение 3
2. Классификация бизнес-структур 4
2.1. По формам собственности 4
2.2. По уровню прибыльности и масштабу производства 5
Внешняя среда 6
Факторы внешней среды (макрофакторы) 8
Поставщики 9
Материалы 9
3. Оценка и сравнение конкурентных аспектов бизнес-структур 10
«Конкурентный ромб» М. Портера 13
3.1. Определение понятия «стратегия» в предприятиях 20
3.2. Пути выбора бизнес-структурой поведения и стратегии на рынке 20
4. Анализ влияния макроэкономических факторов на бизнес-структуры в России 21
5. Заключение 22
6. Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 337.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на глобализацию конкуренции, условия  внутреннего спроса все еще имеют  большое значение. При этом главную  роль играет не объем внутреннего  спроса, а его качество и соответствие тенденциям развития спроса на мировом  рынке. Выигрывают в конкурентной борьбе страны, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание в связи с особыми внутренними условиями, в то время как спрос на эту продукцию в других странах был пока невелик.

Еще большее, чем  сегментный состав спроса, значение имеют «качества» производственных и частных потребителей. Компании страны выигрывают, если их потребители являются по мировым стандартам наиболее требовательными и квалифицированными. Если, например, японская фирма может продать в наше время видеомагнитофон у себя в стране, она его продаст в любой точке земного шара.

Компании могут  финансировать нововведения и совершенствоваться в зависимости от условий спроса, характерных для данной страны. Например, в Японии люди нуждаются именно в «маленькой, компактной и легкой» продукции, так как для данной страны характерна большая плотность населения, небольшого размера жилища без всякой звукоизоляции. Кондиционеры здесь должны быть бесшумными, в отличие от условий в США.

Если состав спроса сложный и опережает международный, объем и характер развития внутреннего спроса могут увеличить конкурентное преимущество отрасли промышленности. Большой внутренний рынок оказывает влияние на инвестиционные решения в тех отраслях, где большая экономия на масштабах, высокая степень неопределенности и большие потребности в НИОКР. Положительным качеством большого рынка также является присутствие на нем внутренней конкуренции. В других условиях большой внутренний рынок может быть негативным явлением, так как фирмы утрачивают стимулы к постоянному обновлению и совершенствованию.

Родственные и  поддерживающие отрасли – также  важный показатель национального конкурентного  преимущества. Эти отрасли предоставляют  вспомогательное оборудование и  полуфабрикаты высокого качества. Майкл Портер отметил одну особенность этой части ромба: чаще всего конкурентоспособными являются не отдельные отрасли, а «группы», или «кластеры», отраслей, где компании интегрируются по горизонтали и вертикали. И эти группы имеют тенденцию к концентрации в рамках ограниченного географического пространства. Например, в России созданы такие научные «кластеры» , как Сколково, в котором концентрируются фирмы и компании, направленные на создания инноваций в разного рода отраслях. Также взаимодействие родственных отраслей может положительно повлиять на международную конкурентоспособность.

Стратегия и  структура фирм, внутриотраслевая конкуренция  – группа сильно отличающихся друг от друга, но особенно важных для понимания  конкурентных преимуществ факторов. Цели, способы и стратегии организации фирм существенно различаются в разных странах. Национальные особенности оказывают влияние на способ менеджмента фирм и виды конкуренции. В мире нет универсальных систем менеджмента. С недавнего времени отличия в деловой культуре разных стран стали причислять к факторам их международной конкурентоспособности. Например, сильно различаются «образы» Германии и Италии на мировом рынке. Ни для кого не секрет, что Италия славится своим высоким уровнем дизайна в некоторых фрагментированных отраслях (мебель, одежда, шерстяные ткани, обувь). А Германия лидирует в отраслях с немаловажной технической долей продукции. Крайне важно, чтобы специализация страны в международном разделении труда соответствовала ее деловой культуре.

Временная перспектива  имеет немаловажное значение для международной конкурентоспособности компании, в которой строится деятельность, а это зависит в первую очередь от состава ее инвесторов.

Внутриотраслевую  конкуренцию можно назвать ускорителем всей системы данных факторов, так как наличие «своих» конкурентов намного сильнее стимулирует развитие производства, чем иностранная конкуренция. Внутри страны компании находятся в равных условиях относительно стоимости рабочей силы, сырья, законодательства, поэтому им приходится придумывать что-то новое.

Также на конкурентоспособность  государства может оказать влияние  случай. Портер в схеме ромба случайность (как и государство) обозначил  пунктиром. Случайными событиями, влияющими  на развитие конкурентоспособности, могут  быть: военные конфликты, политические решения иностранных правительств, изобретения, резкий подъем мирового локального спроса, резкое повышение цен на ресурсы и т. д.

Государство не было включено М. Портером в основные детерминанты ромба. Он считал, что  прямое государственное вмешательство негативно влияет на конкурентоспособность. Государство играет роль катализатора. Оно не создает конкурентоспособные отрасли. Государство в любом случае должно заставлять компании ставить себе более высокие цели и подниматься на новые, более высокие уровни конкурентоспособности. Но роль государства, за исключением первых стадий международной конкурентоспособности, должна быть косвенной.

В сфере внешней  торговли существует немало проблем. Одна из важнейших – одновременное  обеспечение интересов как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий и фирм, которые тоже принимают участие в международном обмене. Для изучения этой проблемы необходимо выяснить, каким же образом некоторые фирмы конкретных стран получают существенные преимущества перед другими в определенных отраслях. Найти ответ на этот вопрос пытались многие экономисты. Свою теорию выдвинул и М. Портер, американский ученый-экономист. Он проанализировал деятельность компаний из десяти наиболее развитых в индустриальном плане стран, на которые в сумме приходится почти половина всего мирового экспорта товаров и услуг. Его концепция называется «международная конкурентоспособность наций».

Конкурентоспособность каждой страны на мировой арене определяется четырьмя взаимосвязанными компонентами.

1. Факторные условия. М. Портер не ограничивает факторы, имеющиеся изначально. Он добавляет и новые, которые могут возникнуть в процессе производства. Например, внедрение новых технологий при нехватке ресурсов.

2. Условия спроса. Спрос является определяющим компонентом для развития фирмы. Речь здесь идет не только о внутреннем спросе, но и о внешнем, так как возможности выхода фирмы на внешний рынок могут очень сильно влиять на ситуацию на фирме. При этом такие возможности фирмы могут определяться не только экономическими условиями, но и национальными особенностями. Подход М. Портера выдвигает на первый план требования, предъявляемые внутренним рынком для отдельных компаний.

3. Состояние  отраслей. Это немаловажное условие,  так как такие отрасли обеспечивают  бесперебойную работу рассматриваемой отрасли, начиная от поставок оборудования и заканчивая различными финансовыми структурами и связями с клиентами и поставщиками.

4. Стратегия  фирмы, которой она придерживается  в данной конкурентной ситуации. Для достижения успеха в международной деятельности просто необходима гибкая стратегия на мировом рынке и соответствующая определенная структура. Стимулом для этого может служить конкуренция на внутреннем рынке. Ее отсутствие отрицательно скажется на эффективности производства и на способности серьезного конкурирования с другими фирмами.

Но для каждой страны сочетание этих условий будет  своим. И в соответствии с этим М. Портер выделил четыре этапа жизненного цикла страны.

1. Этап факторов  производства. На этой стадии  страны используют конкурентные преимущества, связанные с дешевой рабочей силой, плодородной землей и т. д.

2. Этап инвестиций. На этом этапе от инвестиционной  активности государства и фирм  данной страны зависит конкурентоспособность  национальной экономики. При этом очень важно умение национальных производителей – эффективно использовать и совершенствовать зарубежные технологии. Увеличение объема инвестиций ведет к возникновению более передовых факторов и созданию современной инфраструктуры.

3. Этап нововведений. Он характеризуется присутствием уже всех четырех факторов конкурентного преимущества во многих отраслях, которые находятся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. При этом увеличивается количество отраслей, которые имеют возможность конкурировать на мировом уровне. В связи с ростом личных доходов населения и внутренней конкуренции, которая играет стимулирующую роль, потребительский спрос становится разнообразнее.

4. Этап богатства.  Он характеризуется спадом производства. Уже существующее изобилие движет экономику. На этой стадии компании достигли определенного уровня и стараются сохранить свои позиции, при этом практически не используется активное инвестирование. В своей деятельности они используют не какие-нибудь новые стратегии, а те, что проверены временем, т. е. основанные на государственной поддержке.

Для каждой из этих стадий М. Портер выделил основные рекомендации для проведения экономической политики этих стран.

Экономикам, находящимся  на стадии факторов, он рекомендует  поддерживать внутреннюю макроэкономическую, а также политическую стабильность, достичь высокого уровня образования, главенства закона. Также им необходимо создавать и развивать физическую инфраструктуру, открывать рынки и использовать передовые технологии других стран.

Экономикам на стадии инвестиций он советует вкладывать средства в совершенствование физической инфраструктуры, научные исследования, развитие «кластеров». Кроме того, необходимо создать условия для опережения развития зарубежных технологий и развития мощностей по всей цепочке от добывающих до обрабатывающих отраслей.

 

Экономикам, находящимся  на этапе нововведений, стоит уделить  внимание дальнейшему развитию «кластеров»; создать сеть исследовательских  организаций, что в свою очередь  включает не только научные лаборатории, но и подготовку специалистов соответствующего уровня; создавать для фирм такие условия, которые бы благоприятствовали развитию новых стратегий и нововведений.

Теория М. Портера  была применена на практике такими странами, как США, Австралия, Новая  Зеландия. В 1990-х гг. она стала основой государственных рекомендаций для повышения конкурентоспособности продукции этих стран на мировом рынке.

    1. Определение понятия «стратегия» в предприятиях

Понятие «стратегия»  имеет первоначально военное  происхождение. Под стратегий понималось искусство ведение боя. Несмотря на то, что в современности количество воин, по сравнению с средними веками, значительно уменьшилось, понятие «стратегический» в значении «главный», «важнейший» , «ключевой» до сих пор используется в терминологии, получив применение в области менеджмента.

Соответственно  термином «стратегические решения» обозначаются решения, которые имеют  кардинальное значение для функционирования бизнеса и влекут за собой (при  условии их реализации) долговременные и неотвратимые последствия.

Поэтому, в роли выделяемого признака стратегических решений используются две основных характеристики. Первое – это необратимость, а второе – долгосрочность. В  следствие этого,  осуществление  различных стратегических решений  меняет потенциал предприятия, а возвращение к прошлому состоянию объекта управления возможен, но требует огромнейших затрат времени и ресурсов.

Для стратегических решений характерно, что их принятие осуществляется путем выбора из множества  известных заранее вариантов. В практике работы предприятий к таким решениям традиционно относились планы серьезных реконструкций, расширения или ликвидации производств, коренное изменение профиля или специализации предприятия.

  1. Анализ влияния макроэкономических факторов на бизнес-структуры в России

После рассмотрения теоретической базы, в которой  были показаны все возможные связи  и зависимости функционирования различных бизнес-структур с макроэкономической средой, определим какие из факторов внешней среды наиболее характерны в России в настоящем времени.

Для проведения анализа макроэкономических факторов, имеющих преимущественное влияние  на разномасштабные бизнес-структуры  в России, необходимости подвергнется исследование национальных особенностей страны, а также анализ статистики изменения таких факторов, как:

  • Трудовые ресурсы
  • Налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка

Исследуя данный фактор функционирования и поведения  бизнес-структур будут рассматриваться  предприятия малого масштаба.

Большинством  предпринимателей уровень налоговой  нагрузки в России определен, как – высокий. Налоговая нагрузка в 2012 году составила 34,2% ВВП против 35,3% в 2011 году.

Для примера  будет приведено сравнение налогов  предприятий России и Казахстана

Вид налога

Россия

Казахстан

НДС

18%

12%

Подоходный

налог

13%

10%

Налог на прибыль

20%

15%

Социальные

налоги

30%

11%


 

Основная часть  малых предприятий России занимается предоставлением услуг и сервисом – 60-80%. Обратимся к статистике малого бизнеса России в 2011 году. По данным Росстата на октябрь 2011 года (без микро предприятий) структура нашего малого бизнеса была такой:

Около 50% составляет торговля и услуги населению. В отличие  от  производства и строительства, которое трудно перевести в область  теневой экономики, доминирующие отрасли услуг и торговлей автомобилей довольно легко могут cкрыть свои доходы от налогов.

К чему это может  привести – к тому, что качество услуг ухудшится, появится много  недобросовестных предпринимателей. А это приведет к новой череде законов государства, которые еще более серьезно будут пытаться ограничивать предпринимательскую деятельность, что вызовет очередную волну миграции в теневую экономик тех предпринимателей, которые пытаются еще заниматься честной «белой» деятельность.

Информация о работе Конкурентные и стратегические аспекты функционирования современных бизнес-структур