Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 19:42, реферат
Подходя к изучению особенностей функционирования различных бизнес-структур в современном обществе , важно отметить, что влияние государства и мировой экономики оказывает существенную роль в формировании среды для этих структур. Анализ и оценка конкурентных и стратегических аспектов предприятий позволяет отчасти определить положение экономики отдельного государства. В условиях рыночной экономики для достижения конкурентоспособности производимой продукции и реализации ее в запланированном объеме особое внимание предприятия должны уделять стратегиям развития определенных товаров.
1. Введение 3
2. Классификация бизнес-структур 4
2.1. По формам собственности 4
2.2. По уровню прибыльности и масштабу производства 5
Внешняя среда 6
Факторы внешней среды (макрофакторы) 8
Поставщики 9
Материалы 9
3. Оценка и сравнение конкурентных аспектов бизнес-структур 10
«Конкурентный ромб» М. Портера 13
3.1. Определение понятия «стратегия» в предприятиях 20
3.2. Пути выбора бизнес-структурой поведения и стратегии на рынке 20
4. Анализ влияния макроэкономических факторов на бизнес-структуры в России 21
5. Заключение 22
6. Список литературы 24
Реальное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации различных нормативных планов производства организации и выполнения поставленных ею целей, иначе говоря для достижения большей эффективности предприятия. Без людей, способных эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, всё перечисленное имеет мало смысла. Развитие ряда отраслей в настоящее время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Не соответствие нужного уровня опыта у людей необходимой специальности подрывает стабильность функционирования, например, предприятий, связанных с информационными технологиями.
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несёт в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирмы. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынку, что может привести к крайне негативным последствиям для них. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревшего продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.
Любая организация
функционирует по меньшей мере в
одной культурной среде. Поэтому
социокультурные факторы, в числе
которых преобладают установки,
жизненные ценности и традиции, влияют
на организацию. Дача взятки для получения
выгодного контракта или полити
Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Тесно связанные с социокультурными тенденциями, в демократическом обществе эти настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных товарных пошлин, требования в отношении практики найма и продвижение представителей национальных меньшинств, законодательство по защите потребителей, стандарты на чистоту окружающей среды, контроля цен и заработной платы и т.д.
Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта в других странах, имеет фактор политической стабильности. В стране-хозяине для иностранного инвестора или для экспорта продукции политические изменения могут привести к ограничению прав собственности для иностранцев или установлению специальных пошлин на импорт. С другой стороны, политика может измениться и в сторону, благоприятную для инвесторов, когда возникает потребность в притоке капитала из-за рубежа.
Законы и государственные органы также оказывают влияние на организации. Трудовое законодательство непосредственно отражается на деятельности организации и должно учитываться при управлении. Наибольшее влияние оказывают налоговое законодательство, регулирование внешней торговли (экспорта, импорта), таможенное регулирование, обеспечение экологической безопасности и другие.
Конкурентоспособность предприятий — это проблема не только отечественной, но и мировой экономики. Как считает авторитетный американский ученый М. Портер, пока «не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Для фирм конкурентоспособность означала возможность конкурировать на мировом рынке при наличии глобальной стратегии. Для многих конгрессменов конкурентоспособность означала положительный внешнеторговый баланс. Для некоторых экономистов конкурентоспособность означала низкие производственные затраты на единицу продукции, приведенные к обменному курсу. Единственное, на чем может основываться концепция конкурентоспособности на уровне страны, — это продуктивность использования ресурсов».
Современные определения
национальной
Соответственно
оцениваются такие факторы
При анализе макроконкурентоспособности необходимо принимать во внимание и такие важные показатели, как курс национальной валюты, производственные затраты на единицу выпускаемой продукции, приведенные к курсу валюты, стабильность валюты, рыночные квоты, таможенные тарифы.
Американские
экономисты М. Эрлих и Дж. Хайн еще
30 лет назад определяли международную
конкурентоспособность как «
В 1995 г. Министерством экономики Российской Федерации была разработана государственная доктрина совершенствования товарных рынков. Концепция включает в себя максимальный уровень либерализации экономики, при котором государственное регулирование «не должно препятствовать процессу свободного взаимодействия и интеграции свободного бизнеса» и обязано поддерживать экономическую и экологическую безопасность России.
Государственная доктрина на первый план выдвигает повышение конкурентоспособности страны в связи с ее низким уровнем и незащищенностью от конкуренции с иностранным капиталом. Некоторые меры по решению этой проблемы содержатся в Соглашении о сотрудничестве и партнерстве России с Европейским союзом, подписанном июне 1994 г. Соглашение предусматривает, в частности, сближение условий функционирования рынков России и Европы и устанавливает временные рамки переходного периода в три и пять лет, в течение которых наша страна будет применять строго ограниченные защитные меры для экономики от конкуренции с иностранным капиталом.
Успех отдельных предприятий в конкурентной борьбе в условиях углубляющейся интернационализации рынка зависит от положения дел в стране. Правильность этого положения доказывает тот факт, что с удивительным постоянством предприятия (фирмы, корпорации) одних и тех же стран (Япония, Германия, Франция, США, Корея и многие другие) добиваются огромных успехов во вполне определенных отраслях экономики. Но в то же время именно отраслевые особенности позволяют данной фирме данной страны создать и удержать конкурентные преимущества на своем рынке. При этом зачастую в стране функционируют одновременно сразу несколько мировых лидеров в какой-то отрасли промышленности.
«Поэтому учет национальных
и отраслевых, а в ряде случаев
и региональных особенностей определяет
способность предприятия
По-разному можно объяснить то, почему отдельные страны мира конкурентоспособны, а другие — нет. Если проанализировать некоторые экономические труды 1950, 1960 и начала 1970-х годов, то можно заметить, что высокую конкурентоспособность американских фирм, лидировавших во многих отраслях, объясняли через анализ структуры торговли США. В последующих работах, уже посвященных анализу успехов японских фирм, одним из основных факторов конкурентоспособности выделяют экономическую политику государства, в частности временной протекционизм.
Вместе с тем на федеральном уровне необходимо разрабатывать и специальные варианты типологии регионов, в которых они функционируют. Уже проведенные исследования позволяют считать, что весьма информативной оказывается классификация по таким признакам, как покупательная способность денежных доходов, уровень их дифференциа- ции, уровень бедности и ее острота, уровень общей безработицы. Проблема социально - экономического развития фактически выражает степень удовлетворения естественных и культурных потребностей людей и связана с уровнем жизни населения – социальными стандартами России в целом и регионов в частности.
Таким образом, конкурентоспособность региона может определяться уровнем жизнеобеспечения населения на основе международных и национальных стандартов, а также на основании других показателей.
При этом необходимо учитывать условия в стране: «...два добавочных фактора играют важную роль в национальной системе конкурентного преимущества: случай и правительство», определяющие как характер создания фирм и управления ими, так и особенности конкуренции на внутреннем рынке, наличия конкурентной среды, обеспечивающей возможность прорывных изобретений и технологий, а также политику правительства и ее соответствия стадии развития конкурентных преимуществ. Портер М. выделяет стадии факторных, инвестиционных и инновационных преимуществ. По его мнению, непосредственное влияние на национальные конкурентные преимущества правительство в состоянии оказывать на первых двух стадиях
К рассмотрению и определению структуры национального конкурентного преимущества стран используется модель «Конкурентного ромба» Майкла Портера.
Майкл Портер выпустил монографию «Конкурентные преимущества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей – «конкурентного ромба»(рис 1)[1] . Эти показатели носят общий характер и формируют среду, в которой конкурируют местные фирмы.
«Конкурентный ромб» состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.
В список факторных условий Портер включил следующие группы условий:
1) людские ресурсы, они разделены на отдельные группы работников, в том числе ученые высшей категории;
2) природные
ресурсы, включая географическо
3) капитал, учитывая
оставшиеся национальные различ
4) научно-информационный
потенциал, т. е. все
5) инфраструктура, а именно тип, качество и стоимость видов инфраструктуры, оказывающих влияние на конкурентоспособность. К этой группе также относится все, что влияет на качество жизни в определенной стране, делая ее привлекательным местом для проживания.
Главной идеей Майкла Портера является идея о том, что основные для конкурентоспособности факторы страной не наследуются, а создаются. Причем важнейшее значение имеют темпы создания и механизмы совершенствования факторов, то есть эффективность их использования.
Также большое значение имеет классификация факторов на базисные и развитые, общие и специализированные. Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов – неквалифицированной рабочей силы или природных ресурсов. Но Майкл Портер считает, что конкурентоспособность, основанная на базисных факторах, непрочна, потому что на мировой рынок могут выйти другие страны с более дешевыми природными ресурсами или трудом, может измениться производственный процесс и так далее.
В наукоемких отраслях базисные факторы не дают решающего преимущества. К тому же транснациональные компании могут получить их в других странах за счет зарубежных инвестиций. Чтобы обеспечить конкурентные преимущества на мировом рынке, фактор должен быть в высокой степени специализирован, приспособлен для нужд конкретной отрасли промышленности. Поэтому недостаток отдельных базисных факторов может быть не слабостью, а сильной стороной в конкурентной борьбе, побуждая компании осуществлять нововведения и усовершенствования.