Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:54, контрольная работа
Современный этап становления рыночной экономики и необходимость развития наиболее эффективных форм хозяйствования в аграрном секторе обусловили объективную возможность изучения наиболее эффективных формирований, заложенных в организационно-правовом поле аграрной экономики. Их многообразие означает отказ от монопольного положения государственной и коллективно-долевой форм собственности, многие годы являвшихся единственно функционирующими. Ликвидация монополии и провозглашение свободы различных видов предпринимательской и хозяйственно-экономической деятельности привели к закреплению их юридического и экономического равноправия и, как следствие, актуализировали проблему поиска принципиально новых подходов к формированию и функционированию наиболее эффективных их форм, одной из которых является кооперация в аграрной сфере.
Введение………………………………………..……………………………………………….......3
§1. Кооперация как форма экономической деятельности……..………….……………………..4
§2. Классификация профессионального суждения…………….………………………….……..7
§3.Виды и порядок создания производственного с/х кооператива
п. 3.1. Виды сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК)…………..17
п. 3.2. Порядок создания и ликвидирования кооператива…………………………..……….19
§4. Экономический механизм функционирования сельскохозяйственных производственных кооперативов……………………………………………………………………………………….21
Заключение………………………………………………….……………………………………..26
Список литературы……………………………………………………………………………......28
Появление у крестьян свободных денег повышало их покупательскую способность, давало возможность расширять и интенсифицировать производство и активизировать кооперативную деятельность. Успехи массового кооперативного движения при нэпе во многом объяснялись тем, что в дореволюционный период в России были развиты различные формы кооперации.
Новая экономическая политика создавала условия крестьянству в короткий срок завершить восстановление сельского хозяйства.
Большую роль играла кооперация по снабжению сельского хозяйства средствами производства. Она укрепляла материально-техническую базу села. Кооперативной организацией, непосредственно занимающейся снабжением крестьянского хозяйства средствами производства, был Сельхозсоюз. Он являлся снабженческим центром, имел 32 центросклада и 158 райскладов. Свою работу Сельхозсоюз проводил в тесном контакте с Наркомземом и с заводами сельскохозяйственных машин, машиноснабженческими и другими организациями путем заключения договоров.
Кооперация вписывалась в реализацию новой экономической политики, поэтому руководство принимало меры к тому, чтобы охватить кооперацией все стороны крестьянского хозяйства. Универсальные кооперативы помогали крестьянам в организации снабженческо-сбытовых и кредитных операций.
В годы коллективизации кооперативная собственность стала квалифицироваться как временная, второстепенная, переходная. На практике это выражалось ликвидацией промысловой кооперации, кредитной, специализированной и других простейших форм сельхозкооперации, В 1931 г. был ликвидирован Всероссийский союз сельскохозяйственной кооперации. Вместо сочетания разных форм кооперации остались одни только колхозы. Все снабженческо-сбытовые функции были переданы в руки государства и потребительской кооперации. Кооперативные принципы свертывались, им на смену постепенно пришли административные решения, принимаемые различными органами государственной власти Для колхозов как особой формы коллективного хозяйства характерным было наличие трудодня, использовавшегося для учета затрат труда и распределения фонда оплаты труда, категории неделимых фондов (в отличие от паевых взносов), особой системы землепользования (земля являлась государственной собственностью), личного подсобного хозяйства (ЛПХ) и обслуживания системой машинно-тракторных станций (МТС) до их реорганизации.
Колхозный
сектор, по сути, был включен в
единую систему централизованного
планирования, предусматривавшего доведение
до конкретного хозяйства
В 60-е годы XX века, когда стали все более очевидными негативные результаты подавления кооперативных принципов и кооперативного самоуправления вследствие непосредственного вмешательства в хозяйственную деятельность колхозов, административных разверсток плановых заданий, был осуществлен ряд мер по укреплению демократических принципов хозяйствования, усилению материальной заинтересованности колхозников в результате их труда. Трудодень заменялся денежной оплатой труда, гарантированной на определенном уровне, расширялись закупки продукции по каналам свободной реализации, на сверхплановые закупки устанавливались более высокие цены. Расширялась хозяйственная самостоятельность в определении структуры производства, на деле укреплялся хозяйственный расчет, применялись новые формы организации труда. В 1969 году был принят новый устав колхоза, закреплявший изменения в колхозной системе на пути ее демократизации и усиления материальных стимулов.
Однако эти изменения не затронули псевдокооперативных основ колхоза. Более того, декларировались дальнейшее повышение уровня обобществления в колхозах, проводился курс на сближение и последующее слияние колхозно-кооперативной собственности с государственной, оставался незыблемым авторитет планового государственного управления колхозом. И хотя общие показатели развития колхозов, прежде всего объемы производства, росли, продолжал действовать затратный хозяйственный механизм, дешевые кредиты не возвращались государству, в огромных суммах списывались.
Реорганизация колхозов с начала 90-х годов XX века привела к тому, что большинство их перешло в другие формы коллективных хозяйств, в том числе в производственные сельскохозяйственные кооперативы. Прежний статус сохраняла лишь часть колхозов, хотя во внутрипроизводственных и социальных отношениях и в этой группе сельхозпредприятий произошли существенные изменения. Прежде всего, это связано с тем, что прежние колхозники стали владельцами части ранее обобществленного имущества, включая землю, т. е. произошло своего рода разобобществление, хотя изменения во многом еще носят формальный характер.
В соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" сохраняется сельскохозяйственная артель как форма производственного кооператива. В действительности нормы Закона не позволяют отнести такое предприятие к сельскохозяйственному кооперативу, поскольку внесенный в него пай становится (или остается) собственностью кооператива. Член такого кооператива фактически лишился права свободного выхода из него для организации индивидуального хозяйства. Тем самым закрепляются не свойственные кооперативной форме хозяйства принципы, которые могут быть устранены в процессе дальнейшего совершенствования законодательства о сельскохозяйственной кооперации.
Учитывая
разнообразие экономических и природных
условий России, целесообразно осуществить
переход к смешанной и
Ни одна форма не складывается стихийно, без материальной и финансовой поддержки государства. Необходим и определенный период для их становления.
Многоукладность предполагает разумное сочетание крупного, среднего и мелкого производства, но не равенство. В смешанной экономике необходимы лидеры, т. е. хозяйства, которые могут вести за собой все сельскохозяйственное производство. Такими предприятиями, как показывает отечественный и зарубежный опыт, являются крупные хозяйства, В наших условиях крупные хозяйства при полной свободе, финансовой и материальной поддержке — главный, если не единственный, реальный источник снабжения страны продовольствием и сырьем, И не только это. Крупные предприятия - основные поставщики семенного и посадочного материала, племенных животных, материальных ресурсов для личных подсобных хозяйств, финансовых и материальных ресурсов для функционирования сельской социальной инфраструктуры. Важное звено в многоукладной структуре должна занять кооперация, которая приобретает в настоящее время исключительное значение для многих тысяч хозяйств, как надежный выход из тяжелейшего экономического положения. Объединение в различные формы кооперации фермерских хозяйств, личных подворий, акционерных предприятий и др. должно осуществляться через обобществление отдельных сфер их деятельности, снабженческо-сбытовых и кредитных операций, по совместному использованию техники. Кооперация позволяет бороться с эксплуатацией со стороны монополистов и посредников, с импортерами и улучшать положение своих членов. Она обладает уникальными свойствами: во-первых, обеспечивает крупномасштабное производство на основе достижений научно-технического прогресса и, во-вторых, сохраняет личную заинтересованность и ответственность члена кооператива в сфере производства, обращения и потребления.
§3.1. Виды сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК).
Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть созван в форме производственного или потребительского кооператива.
Членами кооператива могут быть физические и юридические лица, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке и принятые в кооператив с правом голоса.
Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:
Сельскохозяйственный производственный кооператив - сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом, деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Производственный кооператив является коммерческой организацией.
Видами производственных кооперативов являются:
Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной (рыбной) продукции, а также для другой, не запрещенной законом, деятельности, путем добровольного объединения их имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее название и слова "сельскохозяйственная артель" или "колхоз" либо "рыболовецкая артель" или "рыболовецкий колхоз".
Кооперативное хозяйственно - сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных Федеральным законом и уставом коопхоза. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности (владении, аренде) крестьянских (фермерских) или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для обще кооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово «коопхоз».
Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для приобретения и строительства перерабатывающих и обслуживающих предприятий, на основании разработанных планов и прогнозов развития территорий и целевых программ, осуществляет научное, кадровое и информационное обеспечение.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.