Лекции по "Биснес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 21:08, курс лекций

Описание работы

Лекция № 1. Содержание и организация бизнес-планирования на предприятии
Лекция № 2. Бизнес-план организации
Лекция № 3. Структура и содержание разделов бизнес-плана
Лекция № 4. Общие рекомендации по составлению бизнес-плана
...

Файлы: 1 файл

курс бизнес планирование.doc

— 715.00 Кб (Скачать файл)

Цель раздела, посвященного анализу  рынка и сбыта, – предоставить инвестору достаточные фактические  материалы, чтобы убедить его  в конкурентоспособности рассматриваемого проекта, а также помочь предпринимателю определить, кто будет покупать его товар и где его ниша на рынке. Этот раздел является одним из наиболее трудных и важных, так как он построен на рыночных оценках, которые оказывают непосредственное влияние на финансовый и производственный планы компании. В данном разделе предприниматель должен осветить следующие вопросы:

1) типы рынков, на которых действует  фирма;

2) основные сегменты рынков по  каждому виду товаров или услуг;

3) факторы, влияющие на спрос  на каждом из сегментов рынка;

4) перспективы изменения потребностей  покупателей и возможная реакция  компании на эти изменения;

5) реальное состояние и прогнозы  развития емкости используемых  сегментов рынка на ближайшее  время и на более отдаленную  перспективу;

6) реакция рынка на новые товары.

В некоторых бизнес-планах в отдельный  раздел выделяется оценка конкуренции  на рынках сбыта. Этот раздел посвящен анализу рыночной конъюнктуры, характеристике конкурентов, их стратегии и тактике. Оценивая деятельность конкурентов, необходимо дать ответы на следующие вопросы:

1) насколько область деятельности  фирмы подвержена изменениям;

2) велико ли число фирм, предлагающих  сходные товары и услуги;

3) какую часть рынка, контролируют  фирмы-конкуренты;

4) как обстоят дела у фирм-конкурентов  с доходами, внедрением новых технологий, рекламой и послепродажным обслуживанием;

5) что является предметом наиболее  жесткой конкуренции в данной  сфере деятельности (цена, качество, послепродажное обслуживание и  др.).

В разделе бизнес-плана, посвященном  маркетингу, освещаются способы достижения намечаемых объемов продаж и доведения выпускаемой продукции до потребителя. Необходимо, чтобы в плане были указаны общая стратегия маркетинга, принятая в фирме, схема ценообразования и реализации товара, а также методы стимулирования роста объемов продаж. Большое значение имеют также организация послепродажного обслуживания клиентов, реклама выпускаемых товаров и формирование общественного мнения о товарах и фирме, их выпускающей.

Раздел «План производства»  включается в бизнес-план только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством товаров. Главная задача здесь – убедить потенциальных партнеров, что фирма будет в состоянии производить необходимое количество товара требуемого качества в нужные сроки.

Обычно производственный план включает в себя следующие структурные  элементы:

1) характеристику производственного  цикла;

2) анализ размещения предприятия  с точки зрения таких факторов, как близость к рынкам сбыта,  поставщикам, наличие квалифицированных  трудовых ресурсов, транспортные расходы, уровень развития инфраструктуры;

3) оценку необходимых факторов  производства и динамику их  изменения;

4) оценку поставщиков сырья и  материалов с точки зрения  их надежности, опыта сотрудничества  и др.;

5) нормативные акты, касающиеся производства, а также влияющие на характер и сроки открытия и функционирования предприятия;

6) издержки производства и динамику  их изменения.

В разделе, посвященном риску, освещаются проблемы, которые могут возникнуть у фирмы в процессе реализации проекта, и основные методы защиты от потенциальных трудностей. Данный раздел содержит следующие составные части:

1) перечень возможных рисков  с указанием вероятности их  возникновения и ожидаемого ущерба  от этого;

2) организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков;

3) программу страхования от рисков.

Раздел бизнес-плана, касающийся финансового  плана, необходимо посвятить оценке потенциала фирмы и планированию ее финансовой деятельности с целью  достижения жизнеспособности компании и эффективного использования имеющихся денежных средств. В данном разделе содержатся следующие планово-отчетные документы:

1) оперативный план;

2) план доходов и расходов;

3) план движения денежных средств;

4) балансовый отчет.

Указанные документы носят планово-отчетный характер. Планирование осуществляется на основе прогноза будущей деятельности фирмы в рамках определенного периода времени. Отчет составляется за прошедший период времени. Приведенные в этих документах данные используются далее для анализа финансового состояния фирмы.

В разделе, касающемся вопросов финансирования, излагается план создания новой фирмы  или расширения уже функционирующей. При составлении этой части бизнес-плана  предприниматель обязан рассмотреть  следующие вопросы:

1) средства, необходимые для реализации предлагаемого проекта;

2) источник инвестиций;

3) сроки окупаемости и размеры  ожидаемого дохода от реализации  проекта.

Помимо указанных разделов бизнес-плана, целесообразно также включить в  него организационный план, содержащий краткую характеристику организационной структуры компании, сведения о персонале, информацию о правовом обеспечении деятельности фирмы.

В конце бизнес-плана приводится фактографическая информация, а именно полное наименование предприятия или  фирмы, юридический адрес, номера контактных телефонов, телекс, факс, а также названия организаций и телефоны, по которым читатель плана сможет получить в случае необходимости дополнительную информацию.

Рекомендации к оформлению бизнес-плана:

1) оформление бизнес-плана должно  соответствовать имиджу преуспевающей фирмы, оно должно быть привлекательным, но неброским;

 

2) степень детализации должна  соответствовать целям плана,  но не включать ничего лишнего:  четкая структура и его наглядность,  краткость. Зарубежная практика  показывает, что оптимальным является объем бизнес-плана в 40 страниц;

3) в бизнес-план не должна  включаться второстепенная и  справочная информация. Ее лучше  вынести в приложения. Объем приложений  не ограничивается;

4) стиль изложения должен отличаться  простотой и отсутствием языкового и терминологического барьеров. Бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам;

5) информация бизнес-плана должна  быть емкой, четкой и в то  же время краткой (таблицы,  графики и т. д.);

6) предложения и прогнозы бизнес-плана должны быть обоснованы и подкреплены ссылками на источники информации;

7) точность финансовых расчетов  – необходимое условие;

8) должны быть обсуждены риски  компании;

9) бизнес-план должен быть подготовлен  с учетом требований и стандартов организаций и лиц, которым предполагается представить этот документ.

 

2. Рекомендации по  применению компьютерных технологий  в бизнес-планировании

 

В процессе бизнес-планирования существенное место занимают расчеты динамических рядов достаточно широкого круга показателей.

Расчеты ведутся с учетом элементов  прогнозирования, привлечения экспертных оценок будущего состояния того или  иного финансового и производственно-экономического процесса не только на конечный момент реализации проекта, но и в варианте поквартального (помесячного) описания ситуации.

Наиболее полный учет динамики реализации проекта при подготовке и анализе  бизнес-плана возможен с использованием специализированных компьютерных систем экономического и финансового моделирования, приспособленных для решения подобных задач. Особое значение это имеет для учета фактора инфляции и приведения разновременных затрат, а также для анализа чувствительности проекта к изменениям внешней среды. Правильный выбор и эффективное использование компьютерных программных продуктов позволяют значительно улучшить качество бизнес-планов.

В настоящее время существует весьма широкий спектр специализированных программных продуктов. Наиболее часто  в нашей стране применяются пакеты прикладных программ COMFAR (Computer model for reporting) и PROPSPIN (Project profile screening and preappraisal information system), созданные при ЮНИДО – Комиссии Организации Объединенных Наций по промышленному развитию; пакет «Альт-Инвест» фирмы «Альт» (Санкт-Петербург) и пакет «Project Expert» фирмы «Про-Инвест Консалтинг». Системы типа «Microsoft project», «Timt line» и «Primavera» предназначены только для разработки календарного плана работ и сетевого проекта, включая длительность и затраты по его стадиям, и применяются в основном как системы управления проектами.

Пакет прикладных программ COMFAR существует в различных версиях, в значительной мере адаптированных к экономике  конкретных стран, и переведен на русский язык.

Пакет «Альт-Инвест» реализован как  вычислитель на электронных таблицах и обладает всеми достоинствами и недостатками такого подхода.

Пакет «Project Expert» несколько отличается от вышеперечисленных продуктов. Системность  при решении многих проблем, учет специфики национальных условий, мощная рекламная кампания позволяют сделать  весомую заявку на лидерство этого программного продукта в данной области. Пакет рекламируется как средство подготовки бизнес-планов международного образца и в определенной мере отвечает декларируемой цели.

В основе пакетов COMFAR и «Альт-Инвест»  лежит методика ЮНИДО по подготовке технико-экономических исследований.

Структура данных пакета COMFAR представлена такими основными блоками, как: общие  капиталовложения – строительство, общие капиталовложения – производство, потребность в оборотном капитале, источники финансирования, таблицы движения денежных средств, отчеты о чистой прибыли, проектно-балансовые ведомости.

Расчеты можно проводить в любой  валюте, выбрав соотношение ее с  рублем. Пакет позволяет проследить отдельно иностранные и отечественные  инвестиции, дает возможность расчета диверсифицированного производства. Есть возможность применения как линейного метода амортизации, так и ускоренного. При расчете производственных издержек пользователь задает годовой темп инфляции. Таким образом, отслеживаются все изменения ежегодных потоков наличности с учетом уплаты налогов, выплаты дивидендов и процентов по займам. Аналогичную структуру имеет пакет «Альт-Инвест». Оба пакета производят расчет финансовых потоков и имеют схожий перечень вычисляемых финансовых показателей, например чистого дисконтированного дохода, дохода на акционерный капитал, внутренней нормы доходности.

Пакет COMFAR реализован в виде трех программных  блоков: ввода данных, расчетов, выдачи результатов. Кроме указанных блоков, в пакете представлены два дополнительных блока: графическое отображение  информации, экономический анализ «затраты – выгода».

Графический блок дает возможность при помощи средств деловой графики строить диаграммы, которые позволяют принимать организационные и финансовые решения.

К достоинствам пакета COMFAR в части  контрольной функции относится  закрытость. В работу пакета нельзя вмешаться, что дает гарантию соответствия полученных результатов исходным данным с точки зрения добросовестности их обработки.

Основной недостаток пакета COMFAR –  невозможность существующими в  системе средствами адекватно описать  условия реализации проекта для  страны с переходной экономикой.

В данной системе нет гибкого  механизма задания инфляционного  влияния на издержки и соотношения  валют, не предусмотрены такие присущие российской экономике реалии, как  задержки платежей.

Необходимо отметить также неполное соответствие налогового блока российскому законодательству: COMFAR позволяет прямо учитывать лишь те налоги, которые берутся и вычисляются от прибыли; расчет системы ориентирован только на фиксированный (годичный) период планирования (в период строительства, возможно, полгода); отсутствуют достаточно развитые средства для описания сетевого графика проекта, что приводит к необходимости дополнительно использовать программы Microsoft project, Nime Line и другие; невысокий уровень сервиса для пользователя.

Пакет «Альт-Инвест» реализован с использованием электронных таблиц Microsoft works или EXCEL и может работать в среде других распространенных табличных процессоров (SuperCalc4, Lotus 1-2-3, QUATTRO Pro). Это накладывает отпечаток на всю дальнейшую работу с ним. Достоинством пакета является то, что вся информация представлена на всем экране. Изменив значение показателей, пользователь мгновенно получает реакцию на свои действия.

«Альт-Инвест» реализован в русско–  и англоязычном вариантах, предусматривает  возможность расчетов в двух валютах. В «Альт-Инвесте» пользователь имеет непосредственный доступ к формулам, по которым происходят расчеты. К недостаткам такой организации можно отнести следующие: неудобство общения с таблицами в поисках нужных показателей – пользователь должен каждый раз рассматривать всю электронную таблицу или помнить ее координаты; сложность изменения формул, что требует от пользователя не только глубокого понимания их смысла, но и умения правильно программировать формулы на языке данной электронной таблицы; пользователь должен приложить значительные усилия, чтобы корректировать таблицы; наличие свободного доступа к формулам затрудняет возможность проверки достоверности выполненных расчетов; в пакете нет развитых средств для построения сетевого графика, а процессы выдачи результатов на печать или построения графиков требуют от пользователя специального обучения.

Информация о работе Лекции по "Биснес-планированию"