Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 11:44, курс лекций
Тема 1. Актуальность планирования в современных условиях и роль бизнес - планирования в его совершенствовании
В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.
Таблица 19
Баланс рабочего времени одного среднесписочного рабочего при пятидневной рабочей неделе
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Отчет за 200_г. |
План на 200_г. | ||||
Всего |
по кварталам | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||||
1. Календарный фонд времени |
дни |
||||||
2. Количество нерабочих дней, всего |
дни |
||||||
в том числе |
|||||||
2.1. Праздничные |
|||||||
2.2. Выходные |
|||||||
2.3. Очередные и дополнительные отпуска |
|||||||
3. Номинальный фонд рабочего |
дни |
||||||
4. Неявки на работу, всего |
дни |
||||||
в том числе |
|||||||
4.1. Учебные отпуска |
|||||||
4.2. Отпуска в связи с родами |
|||||||
4.3. Болезни |
|||||||
4.4. Выполнение государственных |
|||||||
4.5. Неявки с разрешения организаци |
|||||||
4.6. Прогулы |
|||||||
4.7. Целодневные простои |
|||||||
4.8. Прочие невыходы |
|||||||
5. Полезный фонд рабочего времени (стр. 3 - стр. 4) |
дни |
||||||
6. Средняя продолжительность |
час |
||||||
7. Полезный фонд рабочего времени (стр. 5 * стр. 6) |
час |
При планировании численности рабочих следует руководствоваться следующими методами:
1. при расчете численности основных и вспомогательных рабочих, занятых на нормируемых работах применяется метод расчета по трудоемкости работ:
где трудоемкость производственной программы, нормо-час;
плановый объем производства продукции (производственная программа), натур. ед;
плановая трудоемкость (норма времени) производства единицы продукции, нормо-час;
плановый эффективный фонд времени на одного рабочего, час;
плановый коэффициент выполнения норм (от 1 до 1,2);
2. при расчёте численности вспомогательных рабочих (Чвсп) применяется метод расчёта по нормам обслуживания:
где Ообс – объём работ по обслуживанию;
Нобс – норма обслуживания, т. е. количество единиц оборудования, производственных площадей и т.п., обслуживаемое одним или группой вспомогательных рабочих;
Ср – сменность работ (количество смен);
Кнф – коэффициент эффективного использования номинального фонда времени (по балансу рабочего времени как отношение числа рабочих дней в году к номинальному фонду времени).
Численность административно – управленческого персонала (АУП) определяется по функциям управления с последующим составлением штатного расписания (табл. 20).
Таблица 20
Штатное расписание
Подразделения предприятия |
Количество человек |
Оклад, руб. |
Должности | ||
1. Бухгалтер 2. Менеджер и т.д. |
||
Всего |
Определив потребность в трудовых ресурсах в расчёте на производственную программу, следует осуществить расчёт фонда заработной платы (ФЗП) по отдельным подразделениям предприятия, категориям работников, руководствуясь действующими методами:
где Чсп – среднесписочная плановая численность работающих, чел.,
ЗПср – средняя заработная плата одного работающего в плановом периоде (с доплатами и начислениями)/руб.;
где Q – общий объём продаж продукции в плановом периоде (производственная программа), руб.
Нзп – норматив заработной платы на 1 руб. выпускаемой продукции, руб.
Расчётом общего ФЗП в целом по предприятию завершается определением:
Необходимо привести их расчёт согласно действующей методике.
В данном разделе также необходимо определить квалификационные требования и обязанности работников предприятия (табл. 21).
Должность |
Квалификационные требования |
Должностные обязанности |
Генеральный директор |
Образование высшее экономическое, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет |
Руководит всеми видами деятельности предприятия, организует работу и эффективное взаимодействие производственных единиц, направляет их деятельность на достижение результатов, обеспечивает соблюдение законности в деятельности предприятия |
Коммерческий директор |
Образование высшее экономическое, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет |
Осуществляет руководство хозяйственно-организационной деятельностью предприятия в области снабжения, заготовки и хранения сырья, координирует и контролирует работу подчиненных ему подразделений |
и т.д. |
Под “риском” принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части доходов в результате осуществления определённой производственной и финансовой деятельности.
Назначение анализа риска в бизнес – плане сводится к обоснованию целесообразности и возможной безопасности вложения средств потенциальных инвесторов и, главное, разработке мер по защите от возможных потерь.
Содержанием раздела является:
Теория и практика предусматривают достаточно глубокую классификацию видов рисков в деятельности предприятия, а также методов определения рисков, критериев и оценок рисков, средств и способов снижения степени риска.
Классификация рисков может быть основана на различных характеристиках:
1. По роду опасности:
- Техногенные риски порождены хозяйственной деятельностью человека: аварийные ситуации, загрязнение окружающей среды и т.д. Примером техногенных рисков могут служить огневые риски, связанные с воздействием огня на различные объекты.
- Природные риски не зависят от деятельности человека. К ним относятся в основном риски стихийных бедствий: землетрясения, наводнения, урагана, тайфуна, удара молнии, извержения вулкана и т.д.
- Смешанные риски - это события природного характера, инициированные хозяйственной деятельностью человека. Примером может служить оползень, вызванный проведением строительных работ.
- Риски, связанные с финансовой деятельностью, условно можно причислить к антропогенным.
2. По характеру деятельности:
- Предпринимательские риски
- К финансовым и коммерческим
можно отнести риски из
- Профессиональные риски
- К инвестиционным относятся риски, которые возникают при вложении инвесторами средств с целью получения прибыли, например риски изменения доходности ценных бумаг, процентные, валютные, страновые.
- Среди транспортных рисков, возникающих при транспортировке грузов, различают морские, воздушные и наземные.
- Промышленные риски характерны
для производственной
3. По природе объектов, которые подвержены риску:
- риски нанесения ущерба жизни и здоровью граждан;
- имущественные риски, среди которых выделяются риски наступления гражданской ответственности.
Приступая к разработке данного раздела бизнес – плана, необходимо разобраться в природе рисков и основных параметров данной экономической категории. Необходимо:
Основные этапы процесса управления риском (рис. 13):
- анализ риска;
- выбор методов воздействия
на риск при оценке их
- принятие решения;
- непосредственное воздействие на риск;
- контроль и корректировка
Рисунок 13 - Схема процесса управления риском
Анализ риска - начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта и имеющихся рисках. Анализ состоит из выявления рисков и их оценки. При выявлении рисков определяются все риски, присущие предприятию. Сначала риски выявляются и оцениваются, затем выбирается методы воздействия на них при сравнении их эффективности. Далее принимается решение о способах воздействия на риск и оцениваются полученные результаты.
Оценка - это количественное описание выявленных рисков, в ходе которого определяются такие их характеристики, как вероятность и размер возможного ущерба. Формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций, и для различных рисков могут быть построены функции распределения вероятности наступления ущерба в зависимости от его размера.
Выявление и оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части общего процесса. Часто анализ идет в двух противоположных направлениях - от оценки к выявлению и наоборот. В первом случае уже имеются убытки и необходимо выявить причины. Во втором случае на основе анализа системы выявляются риски и возможные последствия.
Следующий этап - это выбор метода воздействия на риски с целью минимизировать возможный ущерб в будущем. Т.к. каждый вид риска допускает два-три традиционных способа его уменьшения, то возникает проблема оценки сравнительной эффективности методов воздействия на риск для выбора наилучшего из них.
Появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, когда определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходит постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами.