Лекции по "Бизнес-планированию"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 11:44, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Актуальность планирования в современных условиях и роль бизнес - планирования в его совершенствовании

В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.

Файлы: 1 файл

бизнес-планирование.doc

— 849.00 Кб (Скачать файл)

Процесс непосредственного воздействия на риск представлен тремя основными способами: снижением, сохранением и передачей риска (табл. 22).

Таблица 22

Основные группы методов воздействия на риск

 

 

Снижение риска - это уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. Обычно оно достигается при помощи осуществления предупредительных организационно-технических мероприятий, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, проведение обучения персонала способам поведения в экстремальных ситуациях и т.д.

Сохранение риска на существующем уровне не всегда означает отказ от любых действий, направленных на компенсацию ущерба, хотя такая возможность предусмотрена. Предприятие может создать специальные резервные фонды (фонды самострахования или фонд риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятных ситуаций. Такой метод управления риском называется самострахованием.

К мерам, осуществляемым при сохранении риска, могут быть также причислены получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и др.

Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня риска. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д.

Заключительным этапом управления риском являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках и принятых мерах по их минимизации.

 

Тема 13. Финансовый план

 

13.1 Назначение и структура финансового  плана

 

Данный раздел бизнес – плана концентрирует в себе результаты всех предыдущих разделов, подводит основные возможные финансовые итоги разрабатываемого проекта. Для этого производятся следующие финансовые расчёты:

  • план доходов и расходов (табл. 23);
  • план денежных доходов и поступлений (табл. 24);
  • сводный баланс активов и пассивов предприятия (балансовый план);
  • график достижения безубыточности.

 

Таблица 23

План доходов и расходов

 

Показатели

1 год (помесячно)

2 год

3 год

1

2

12

1. Выручка от реализации, руб.

                       

2. НДС, руб.

                       

3. Себестоимость, руб.

                       

4. Прибыль от реализации, руб.

                       

5. Налог на прибыль, руб.

                       

6. Чистая прибыль, руб.

                       

 

 

Таблица 24

План движения денежных средств

 

Показатели

1 год (помесячно)

2 год

3 год

1

2

12

Остаток денежных средств на начало расчетного периода,

                       

Ожидаемые поступления денежных средств, в том числе.

                       

Выручка от продаж

                       

Предстоящие выплаты, в том числе

                       

 Закупка материалов

                       

Расходы на оплату труда

                       

Отчисления в гос.внебюджетные фонды

                       

Коммерческие и управленческие  расходы

                       

Оплата процентов по кредитам

                       

Возврат кредитов

                       

Кассовый прирост

                       

Прогнозируемый остаток денежных средств на конец периода

                       

 

13.2 Анализ безубыточности

 

Бизнес – план позволяет без проведения конкретных реальных шагов просчитать все возможные варианты конечного результата и выбрать оптимальный. С этой целью в отечественной практике планирования используется мировой финансовый опыт, позволяющий уже на этапе разработки бизнес – плана определить уровень безубыточности и рентабельности предлагаемого проекта, конкретную номенклатуру оценочных показателей планируемого и реализуемого бизнеса.

Анализ безубыточности предполагает:

  • определение уровня безубыточности, критического объёма производства или, как его называют, порога рентабельности;
  • построение графика безубыточности (рис. 14);
  • определение запаса финансовой прочности. 

При проведении анализа безубыточности необходимо все затраты предприятия разделить на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.

Аналитический расчёт уровня безубыточности производится в натуральном и стоимостном выражениях по формулам:

  • критический объём производства в натуральном выражении (Qкр):

,

где FC – постоянные затраты на выпуск продукции (услуги), руб.;

P – цена единицы продукции (услуги), руб.;

AVC – переменные затраты на единицу продукции (услуги), руб.;

  • критический объём производства в стоимостном выражении (Q’ кр):

,

где а – доля переменных затрат в цене изделия.

,

Критический объём производства или уровень безубыточности показывает величину выручки от реализации, при которой предприятие полностью покрывает все свои расходы, не получая прибыли.

 

 

 

                 

                                                                                                                     


                                                                                                       

                                                                                                            

                                                                                        

                                                                                   

 

                                                                                                      

                                           

                            

                                                                            

 

 

 

Рисунок 14 - Графическое определение точки безубыточности.

 

TR – выручка от реализации продукции (услуги), руб.;

TC – совокупные затраты, руб.;

Qкр – объём производства в натуральном выражении;

Q`кр – объём производства в стоимостном выражении.

Чтобы оценить насколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас финансовой прочности – процентное отклонение фактической выручки от пороговой по формуле:

,

где St – запас финансовой прочности, %;

TR – фактическая выручка, руб.;

– пороговая выручка;

,

где K – коэффициент покрытия;

,

VC – переменные затраты на выпуск продукции (услуги) руб.

 

Таблица 25

Расчёт безубыточности и запаса финансовой прочности

 

Наименование показателя

Значение показателя

1. Объём продаж, руб.

 

2. Условно – постоянные расходы, руб.

 

3. Удельный вес условно - постоянных  расходов в объёме продаж, руб.

 

4. Точка безубыточности, руб.

 

5. Запас финансовой прочности, руб.

 

 

13.3 Стратегия финансирования

 

В данном разделе необходимо разработать схему – прогноз получения средств, необходимых для реализации проекта, и определить возможный срок окупаемости вложений, предполагаемую рентабельность производства.

На основании ранее рассчитанной общей потребности в средствах для реализации проекта определяются источники финансирования.

В зависимости от каналов поступления средств их источниками могут быть:

  • внутренние (собственные):
  • внешние:
  • дополнительное привлечение средств собственников – вкладчиков или акционеров;
  • долевое или заёмное финансирование – кредиты в коммерческих банках, централизованные государственные кредиты, ипотечные ссуды, долговые обязательства;
  • лизинговое финансирование.

Финансирование через кредиты предпочтительно для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях. Тогда банки не будут требовать повышенной платы за кредит, так как риск вложений здесь меньше, чем для вновь создаваемого предприятия, да и не составит проблемы найти материальное обеспечение кредитов, в качестве которого могут выступить уже имеющиеся активы.

Для проектов по созданию нового предприятия или реализации технического новшества, предпочтительным источником финансирования может служить паевой или акционерный капитал. Так как новое предприятие в первые годы может вообще не платить дивиденды, и это не вызовет возражений акционеров, если прибыль инвестируется в развитие фирмы, что ведет к повышению курса ее акций и укреплению позиций на рынке.

Каждая из возможных схем финансирования бизнес – проекта должна быть просчитана и оценена по последствиям её использования на данном предприятии (табл. 26).

 

Таблица 26

Расчёт потребности в инвестициях и стратегия финансирования

 

Наименование показателей

Величина показателя по периодам

1 год

2 год

3 год

1. Потребность в инвестициях, руб., всего:

в том числе:

       

2. Источники финансирования, руб., всего:

в том числе:

  • собственные средства:

 

  • внешние:
       

 

Возврат заёмных средств происходит по следующей схеме (табл. 27).

Таблица 27

Схема погашения банковского кредита

Месяц

Задолженность

Погашение кредита

Сумма процентов

Сумма к уплате

1

       

2

       

3

       

4

       

5

       

6

       

ВСЕГО

       

Информация о работе Лекции по "Бизнес-планированию"