Магазин розничной торговли продуктами питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Цель проекта:
- обоснование экономической эффективности организации розничной торговли продуктами питания;
- привлечение банковского кредита.

Файлы: 1 файл

БП.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки потенциала продовольственного магазина необходимо определить, какой  процент совокупного дохода населения, проживающего в исследуемом районе, затрачивается на приобретение продуктов питания. В ходе опроса в исследуемом районе выяснилось, что на приобретение продуктов питания население тратит около половины – 50% своих доходов. Следовательно, актуальность и потребность в продуктовых магазинах далеко не исчерпана, следовательно, розничный рынок практически безразмерен. Это означает, что на все 100% он не насытится никогда.

Торговая политика магазина позволяет  увидеть в качестве наиболее привлекательных  потребителей услуг жителей города Чернушка со средним ежемесячным доходом на одного члена семьи  от 4000 рублей.

В будущей деятельности планируется уделять значительное внимание привлечению потребителей, осуществляющих покупки после 20 часов, поскольку часы работы магазинов – конкурентов заканчиваются в это время.

2.2. Анализ конкурентов

 

В качестве основных конкурентов  я рассматриваю как мелкие и средние продовольственные магазины, расположенные в непосредственной близости, так и продовольственные рынки и крупные универсальные магазины.

Первая группа: Мелкие и средние продовольственные магазины, расположенные в непосредственной близости от Магазина – основной вид конкуренции:

- «Весна»

- «Юмарт»

- «Дубок»

Характер покупок в данных магазинах: повседневный. Днем покупки носят  как целенаправленный, так и случайный характер. Эти магазины имеют 12 часовой режим работы, т.е. с 8-20 часов, поэтому после 20 часов в данном микрорайоне планируемый магазин остается единственным, обслуживающий покупателей.

Весомым моментом, определяющим потенциальный  успех нового магазина, является удобство его расположения,  ценовая политика, гибкость ассортиментной стратегии, мерчандайзинговый подход, и что наиболее важно в сопоставлении с данными магазинами – высокое качество обслуживания.

Вторая группа: Продовольственный рынок

Это ближайший к магазину продовольственный рынок с широким набором основных продуктов. Однако характер покупок здесь – периодический (в среднем 1 раз в неделю) и целенаправленный. Ежедневные покупки потребители предпочитают делать в магазинах. Кроме того, на рынке не всегда гарантировано качество продукции и соблюдение условий ее хранения. Важно, что ряд товарных групп (например, мясо) являются специализацией рынков, и Магазин не может рассматриваться в данном случае как конкурент продовольственным рынкам, однако дополнительный сервис, который может предложить магазин, в данном случае может существенно снизить стоимость одной покупки посетителя продовольственного рынка. Т.е. потребитель, ограничиваясь на рынке лишь покупкой специализированной продукции, другие необходимые продукты будет стремиться приобрести в магазине.

Третья группа: Крупные универсальные магазины:

- Пятерочка

- Магнит

- Виват

Эти магазины, на мой взгляд, разделяют  конкуренцию вместе с продовольственным  рынком. Во-первых это обусловлено  их месторасположением – наиболее близким из них является магазин «Виват» в 15 минутах ходьбы от зон А и В, остальные указанные магазины находятся еще дальше. Во-вторых, супермаркеты рассчитаны на людей со средним и выше среднего достатком, рассчитаны для людей имеющих свой автомобиль. В исследуемом мной районе проживает более 50% пенсионеров, а также привычки, выявленные в ходе опроса, указывают на расположенность населения покупать продукты в близлежащих магазинах.

Целесообразно представить оценку конкурентных преимуществ каждого из этих магазинов в виде таблицы (JJ-Отлично, JK-хорошо, KL - Удовлетворительно, LL-Плохо):

u - магазин «Весна»

£ - магазин «Юмарт»

l - магазин «Дубок»

o - магазин «Виват»

¡ - продовольственный рынок

 

 

 

 

 

Таблица 2

Оценка конкурентов

 

JJ

JK

KL

LL

 

Удачное местоположение

¡ o

l

 

£ u

Неудачное местоположение

Достаточный ассортимент

¡ o

u l

£

 

Недостаточный ассортимент

Низкий уровень цен

¡

£ l u

o

 

 Высокий  уровень цен

Доброжелательный торговый персонал

 

o

ul£¡

 

Недоброжелательный торговый персонал

Удобный режим работы

o

£ u l

¡

 

Неудобный режим работы

Положительные  физические характеристики

o

l

u   

£ ¡

Отрицательные   физические характеристики

Удачный “фэйсинг” 

o

¡ l

u

£

Неудачный

“фэйсинг”


 

Расшифровка факторов, используемых в анализе:

1. Местоположение.

В число важнейших компонентов  оценки местоположения магазина входят:

      • интенсивность пешеходного потока
      • интенсивность транспортного потока
      • общественный транспорт
      • заметность, примечательность, окружение
      • соседство с аналогичными предприятиями

 Принимая во внимание данные характеристики можно утверждать, что расположение нового магазина, является весьма конкурентно способным. По совокупности факторов, определяющих оценку местоположения, он уступает лишь продовольственному рынку и магазину «Виват», конкурентно способность  которых по отношению к будущему магазину была определена выше.

2. Характер и качество ассортимента.

При оценке данного фактора принимается  во внимание глубина, широта и качество ассортимента товаров, имеющихся в  магазине.

3. Уровень цен.

В сложившейся ситуации цена может  стать одним из решающих факторов конкуренции. Особенно это касается магазинов, позиционирующих себя как  “престижные” и устанавливающих  неоправданно высокую торговую надбавку на продукты неповседневного спроса.

4. Торговый персонал.

При оценке торгового персонала  учитывается профессионализм, компетентность и соответствие действий продавца ожиданиям  покупателей.

Практически ни в одном из анализируемых  магазинов уровень обслуживания ожидает быть лучше. Наиболее часто  встречающиеся недостатки – медленное обслуживание, плохая ориентация продавцов в ассортименте собственного отдела, не говоря уже о соседних отделах, раздраженность, парой и грубое обращение продавца к покупателю.

На основе имеющейся информации, можно утверждать, что особое внимание стоит уделять не только профессиональной подготовке торгового персонала, которая обычно на достаточно хорошем уровне, но и разработке системы заинтересованности продавцов в отличном обслуживании покупателей, то есть подготовке компетентного и высокомотивированного персонала.

5. Режим работы.

Все магазины имеют практически  одинаковый режим работы. Они начинают работать с 8:00, работают без обеда  и выходных. Заканчивают работу в  интервале с 16:00 (прод. рынок), 20:00 до 22:00.

Режим работы планируемого магазина является наиболее выигрышным по сравнению с представленными.

6. Физические характеристики.

В понятие физических характеристик  входят такие вещи, как внутренняя планировка, ширина проходов и лестниц, освещение, кондиционеры и т.д., то есть все то, что позволяет делать покупки с максимальным удобством.

7. «Фэйсинг». («Выкладка»)

Это понятие включает в себя качество представления товаров в магазине: прилавки, витрины и т.д. Практика показывает, что правильное расположение товара на полках и удачное оформление места продажи способствуют его выбору потребителем. Именно поэтому я уделяю особое внимание данному критерию оценки.

Можно определить, по каким факторам можно достичь преимущества перед  каждым из конкурентов:

 

Таблица 3

Анализ преимуществ конкурентов

Конкуренты

Возможные конкурентные преимущества магазина

магазин «Весна»

месторасположение

торговый персонал

физические характеристики

магазин «Юмарт»

месторасположение

торговый  персонал

физические  характеристики

грамотная выкладка

магазин «Дубок»

уровень цен

торговый персонал

режим работы

магазин «Виват»

уровень цен

торговый персонал

режим работы

продовольственный рынок

торговый персонал

физические характеристики

режим работы


2.3. Определение конкурентной позиции  фирмы

 

После анализа и опроса населения в исследуемом районе, были выявлены следующие предпочтения людей в местах покупки продуктов питания. (Диаграмма 2)

 

Диаграмма 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно, на близлежащие магазины – конкуренты: «Весна» и «Юмарт»  приходится 50% продаж в будние дни и 37% в выходные дни у населения в исследуемом районе.

Мы с полной ответственностью рассчитываю завоевать 20% продаж, благодаря четко расставленным приоритетам ценовой, ассортиментной и рекламной политик.

Планируя свою деятельность, значительное внимание уделяется условиям реализации проекта, которые значительно изменятся с течением времени.

Финансовые проектировки, которые  представлены в соответствующем  разделе, составлены с учетом снижения общего объема платежеспособного спроса, появления новых конкурентов.

Я учитываю в своих проектировках  и потери, связанные с транспортировкой, хранением и реализацией товаров.

Важно, что я не исключаю возможность  появления в предполагаемом районе других магазинов, которые могут  стать прямыми конкурентами как новому магазину, так и другим магазинам. Однако проект обладает рядом конкурентных преимуществ, которые позволяют мне быть уверенными, что появление на рынке новых конкурентов незначительно скажется на объемах продаж магазина.

Конкурентные преимущества продовольственного магазина

      1. месторасположение магазина
      2. Относительно низкий уровень цен по сравнению с другими продовольственными магазинами
      3. Квалифицированный и доброжелательный персонал
      4. Дополнительный, уникальный для нашего города, сервис
      5. Более удобный режим работы по сравнению с рядом конкурентов
      6. Демократичный ассортимент товаров, которые будут представлены в торговом зале, рассчитанный для потребителей с различным уровнем дохода.
      7. Современное оборудование, обеспечивающее высокое качество оказываемых услуг, а также соответствующее хранение и “фейсинг”
      8. Реализация программ по стимулированию спроса, включающие в себя рекламу в местных газетах, ежемесячно обновляющиеся акции и  розыгрыш призов, наличие необходимого информационного обеспечения потребителей, включающего в себя квалифицированных продавцов, информационные таблички, ценники, рекламные материалы.

Высокое качество обслуживания, которое  я намерена использовать как один из основных элементов привлечения и удержания покупателей, представляет собой совокупность ряда факторов:

      • Оборудование, которое обеспечивает наилучшую выкладку товара, его освещенность и соответствующее хранение.
      • Особый подход к процессу консультации и продажи товара для того, чтобы покупатель воспользовался в следующий раз услугами  именно этого магазина. Исследования показывают, что отсутствие информации о каком-либо товаре и помощи со стороны персонала магазина может сказаться на отношении покупателя и явится фактором отказа от покупки товара в дальнейшем.
      • Удобный режим работы.
      • Разработанная специально для магазина  система стимулирования, удобна и привлекательна для потребителей. Подробно эта система представлена в разделе “Маркетинговый план ”.
      • Товары, представленные в торговом зале, будут размещены таким образом, чтобы увеличить желание покупателя купить и другие сопутствующие товары. Например, около макарон будет разумным выложить кетчуп, соусы, консервы и другие возможные варианты. Все это и многое другое заложено в мерчандайзинговой политике.
      • Важно, что каждая товарная группа будет представлена таким образом, чтобы потребители с различными уровнями доходов могли совершить покупку соответствующую их потребностям. Причем, удельный вес “дорогих” товаров будет соответствовать удельному весу потребителей с соответствующими доходами в общем числе посетителей магазина.

 

3. Производственный план

 

3.1. Помещение и оборудование. Затраты

 

Арендуемое под магазин торговое помещение находится в одном  из оживленных мест города по ул. Мира д.23, где проходит постоянный поток людей. Также магазин находится на одной из главной автомобильной дороге города. Планируется, что магазин ежедневно будет посещать 350-400 человек.

Помещение магазина будет полностью  оснащено новым торговым оборудованием. Во-первых, это контрольно-кассовая техника:

      1. кассовый аппарат стоимостью 2000руб.
      2. весы – 6000руб.

Во-вторых холодильное оборудование:

      1. 2 шт. холодильных среднетемпературных витрин марки «Ариада», общей стоимостью 66600руб. + доставка – 1000руб.
      2. 2 шт. морозильных ларя +  1 пристенный холодильник для хранения напитков – все это выдается поставщиками продуктов, что является существенной экономией.

Информация о работе Магазин розничной торговли продуктами питания