Механизм функционирования малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои сᴨȇцифические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Механизм функционирования малого бизнеса
    1. Масштабы и характерные черты малого бизнеса

 

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои сᴨȇцифические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

Если рассматривать расширенное понятие  «малого бизнеса» - он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства.

 В более  узком смысле «малый бизнес» представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.

Также существует более широкое понятие - «малое предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.

В ряде научных работ под «малым бизнесом» понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.

Можно определить три пути создания малых предприятий:

  • переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
  • выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
  • создание новых малых предприятий.

В современных условиях большинство малых и часть средних предприятий создаются «с нуля», и первый путь, не так давно являвшийся основным, перестал быть таковым. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий - сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.

Как правило, в качестве наиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся:

  • численность персонала:
  • микро – до 15
  • малое – 16-100
  • среднее – 101-250
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода):
  • Микро – 60 млн.руб
  • Малое – 400 млн.руб.
  • Среднее – 1000 млн.руб.

Малое предпринимательство наряду с крупным имеет свои характерные черты. Основными экономическими чертами являются:

  • обособленность (т.е. хозяйствование на свой страх и риск);
  • специализация на каком-либо виде деятельности;
  • реализация произведенных товаров (услуг) через куплю - продажу на рынке;

Кроме того, можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:

  1. Характером производственного процесса:
  • ограниченность масштабов применяемых средств производства и технологических процессов;
  • небольшая номенклатура выпускаемых изделий, т.е. узкая специализация;
  • упрощенность системы сбыта.
  1. Спецификой системы управления и руководства:
  • единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
  • особое значение роли руководителя в жизни предприятия, его непосредственную включенность практически во все функциональные области;
  • компактность управленческой команды и многофункциональность менеджеров;
  • отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
  • быстрота принятия решений.
  1. Состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.):
  • особый, персонифицированный характер отношений между работником и хозяином (малый бизнес гораздо более склонен к патернализму, чем крупный);
  • гибкость, восприимчивость к нововведениям;
  • небольшой масштаб используемых финансовых ресурсов;
  • низкая капитализация, означающая, что владельцы пускают на расширение основного капитала лишь малую долю доходов;
  • высокая оборачиваемость капитала;
  • существенное влияние на кадровую политику, принятие стратегических решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
  1. Особенностями внешних воздействий:
  • локальность ресурсных и сбытовых рынков;
  • неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
  • сверхчувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры, политической обстановки, изменениям законодательства;
  • ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капиталов (если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на ограниченные кредиты банков, собственные сбережения, денежные средства друзей, знакомых и родственников);
  • большая степень зависимости от системы поддержки малого предпринимательства.[16, c 11-13]

Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие:

  • С одной стороны, быстрое реагирование малого предприятия на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым.
  • С другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально - экономических и политических условий.

 Относительно  небольшой капитал сужает рамки  производства, ограничивает возможность  привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные  масштабы  производства и небольшое  количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для малого предприятия совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Неустойчивость малого предприятия в силу ограниченности ресурсов гораздо выше, чем у крупных и средних предпринимательских структур.

С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:

  • доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
  • доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
  • доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих, предприятий;
  • доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;
  • доля малого бизнеса в экспорте продукции;
  • доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;
  • доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
  • доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем, их объеме и др.

С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.

Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.

 Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл.1.

 

 

     Страны

 

Кол-во МСП

(тыс.)

 

Кол-во МСП на 1000

жителей

 

Занято в МСП (млн.чел)

 

Доля МСП в общей численности 
занятых (%)

 

Доля МСП в ВВП (%)

Великобритания

2630

 46

13.6

49

50-53

Германия

2290

37

18.5

46

50-52

Италия

3920

68

16.8

73

57-60

Франция

1980

35

15.2

54

55-62

Страны ЕС

15770

45

68

72

63-67

США

19300

74.2

70.2

54

50-52

Япония

6450

49.6

39.5

78

52-55

Россия

844

5.65

8.3

13

10-11


 

Таблица 1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах.

 

Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики. Вследствие этого, наша страна существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства, что подтверждают данные таблицы 1.

Как правило, развитие малого предпринимательства является так же условием решения не малого ряда проблем:

  • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
  • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
  • приближения производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
  • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность.
  • привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем крупных.
  • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
  • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
  • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
  • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
  • активизация научно-технического прогресса;
  • освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
  • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки,
  • создание вспомогательных и обслуживающих производств;
  • освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.[13, c 5]

Информация о работе Механизм функционирования малого бизнеса