Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои сᴨȇцифические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои сᴨȇцифические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.
Если рассматривать расширенное понятие «малого бизнеса» - он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц - малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства.
В более узком смысле «малый бизнес» представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности.
Также существует более широкое понятие - «малое предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную рисковую деятельность физического или юридического лица, основной целью которой является максимизация прибыли за счёт производства и продажи товаров, выполнения разного рода работ и оказания услуг.
В ряде научных работ под «малым бизнесом» понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Можно определить три пути создания малых предприятий:
В современных условиях большинство малых и часть средних предприятий создаются «с нуля», и первый путь, не так давно являвшийся основным, перестал быть таковым. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий - сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.
Как правило, в качестве наиболее общих критериев отнесения организации к малому бизнесу относятся:
Малое предпринимательство наряду с крупным имеет свои характерные черты. Основными экономическими чертами являются:
Кроме того, можно сформулировать несколько групп устойчивых черт малого предпринимательства, обусловленных:
Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная связь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты малого предприятия являются его достоинствами, повышающим устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие:
Относительно
небольшой капитал сужает
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:
С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны.
Например, в США на малые фирмы приходится 54% всех занятых, 45% всех активов, 35% чистого дохода; в странах ЕС на малых предприятиях трудится свыше 70% работающего населения. Доля малых предприятий в ВВП США составляет 52%, в странах ЕС - 67%, Японии - 55%.
Данные по вкладу малых и средних предприятий (МСП) в экономику передовых промышленно развитых стран приведены в табл.1.
Страны |
Кол-во МСП (тыс.) |
Кол-во МСП на 1000 жителей |
Занято в МСП (млн.чел) |
Доля МСП в общей численности |
Доля МСП в ВВП (%) |
Великобритания |
2630 |
46 |
13.6 |
49 |
50-53 |
Германия |
2290 |
37 |
18.5 |
46 |
50-52 |
Италия |
3920 |
68 |
16.8 |
73 |
57-60 |
Франция |
1980 |
35 |
15.2 |
54 |
55-62 |
Страны ЕС |
15770 |
45 |
68 |
72 |
63-67 |
США |
19300 |
74.2 |
70.2 |
54 |
50-52 |
Япония |
6450 |
49.6 |
39.5 |
78 |
52-55 |
Россия |
844 |
5.65 |
8.3 |
13 |
10-11 |
Таблица 1 - Показатели, характеризующие состояние МСП в разных странах.
Необходимо отметить, что в бывшем СССР не уделялось должного внимания развитию малого бизнеса, а приоритет отдавался крупным и средним предприятиям, что привело в конечном итоге к монополизации промышленного производства. С переходом на рыночные отношения это стало существенным тормозом для развития национальной экономики. Вследствие этого, наша страна существенно отстает в развитии малого и среднего предпринимательства, что подтверждают данные таблицы 1.
Как правило, развитие малого предпринимательства является так же условием решения не малого ряда проблем:
Информация о работе Механизм функционирования малого бизнеса