Механизм функционирования малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои сᴨȇцифические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

 

Табл.3 - Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2013 г.

 

В целом, темпы роста количества малых предприятий достаточно низкие, несмотря на общую стабилизацию экономики страны. По состоянию на 1 октября 2013 года в России было зарегистрировано 234,5 тыс. малых предприятий, что на 1,5% меньше, чем по состоянию на 1 октября 2012 года. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей снизилось на 2,8 ед. и составило 163,6 ед.

Анализируя предпринимательскую сферу, можно выделить ряд проблем, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации:

  • Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема – недостаточная ресурсная база – как материально – техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живущей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начало собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны, к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции.
  • Малый бизнес в России неравномерно развит территориально: 30% предприятий сконцентрировано в Центральном федеральном округе, к которому отнесен город Москва. Более равномерное распределение предприятий сферы малого бизнеса, позволит развивать реальный сектор экономики, а также повышать уровень инновационной активности во всех федеральных округах, особенно где расположено значительное количество крупных промышленных предприятий.
  • Основная доля малого бизнеса приходится на сферу торговли – 41%, затем идет малый бизнес в сфере операций с недвижимостью – 18%, промышленное производство – 10%, строительство – 6%.Остальные отрасли не превышают 2%.

Можно сделать вывод, что в настоящее время в России малый бизнес не выполняет основных функций по диверсификации производства и внедрению эффективных инновационных проектов, а лишь выступает посредником между производителем, как правило, зарубежным, так как российская промышленность не выдерживает мировой конкуренции, и отечественным потребителем. Малый бизнес развивается в сфере быстрого оборота капитала и не участвует в сфере научных разработок. Это негативно сказывается на развитии экономики, так как значительно снижает ее инновационный потенциал, а, следовательно, и конкурентоспособность на мировом рынке.

Крупным предприятиям сложно перестроить за короткое время технологический процесс и, соответственно, возникают трудности с отбором не реализуемых инноваций. Это повышает риск банкротства крупных предприятий, которые составляют основу конкурентных преимуществ страны на мировом рынке. Предприятия малых форм предпринимательства отыскивают «специализированные ниши», где они выступают субподрядчиками концернов в крупносерийном производстве. Они первыми апробируют новую продукцию, чтобы после передать ее в массовое производство крупным компаниям.

    • Малый бизнес в России не способствует развитию реального сектора экономики, так как не выполняет функцию отбора наиболее перспективных инноваций в массовое производство. Из общего числа малых предприятий, лишь 10% относятся к производственной сфере, в научном секторе предприятия малых форм предпринимательства на настоящий момент не представлены. Отсутствуют связи между научным и промышленным сектором экономики, изобретения российских ученых не апробируются и не передается в промышленное производство.[12, c 4]

Сложившаяся ситуация вызвана рядом причин:

  • во-первых – отсутствие четкой эффективной законодательной базы, регламентирующей функционирование предприятий сферы малого бизнеса;
  • во-вторых, отсутствие системы финансирования развития предприятий малых форм предпринимательства. Кредитование является одной из важнейших проблем малого бизнеса в России.

В настоящее время распространена практика предоставления кредитов только под залог или поручительство, которые большинство малых предприятий просто не могут предоставить. Отсутствие специальных банков, которые бы обслуживали малый бизнес, ставит малые формы предпринимательства в особо трудное положение, поскольку невозможность получения кредита исключает способность этих предприятий конкурировать с иными предприятиями;

  • в-третьих, увеличением налогового бремени и бюрократизации органов, осуществляющих надзорные функции.
  • в-четвертых, сложной экономической обстановкой, царящей в стране: инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок. Слабая правовая защищенность предпринимателей.
  • в-пятых, низким уровнем организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей , отсутствием должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и государственном секторе.[12, c 7]

Положение едва ли может серьезно измениться в нужную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке конструктивного малого бизнеса. Но на существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.

Для того чтобы малый бизнес действительно оказывал положительное влияние на развитие экономики и способствовал укреплению конкурентоспособности российской продукции особенно ее реального сектора, общее число малых предприятий по стране должно быть не менее 2–3 млн, примерно равномерно распределенных территориально. В каждом округе, необходимо развивать малые формы предпринимательства именно в той отрасли экономики, которая эффективно развивается и учитывает характерные особенности территории. Также необходимо распространение малого бизнеса во всех отраслях экономики, за исключением естественных монополий.

Распределение малых предприятий должно быть оптимальным, т.е. основная их доля – в реальном секторе экономики, а менее значительная в торговле, сфере услуг и научной сфере.

В сложившихся условиях необходимо:

  • проработка законодательной базы, регламентирующей функционирование малого бизнеса в производственных отраслях, создающих конечный продукт;
  • разработка эффективной системы кредитования малого бизнеса;
  • эффективная поддержка со стороны государства, способствующая распространению малого бизнеса в реальном секторе экономики и в научной сфере;
  • установление связей между научными учреждениями, занимающимися инновационными разработками, сферой малого бизнеса и предприятиями массового производства.

В настоящее время малый бизнес находится в условиях, весьма отдаленных от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Но, несмотря на серьезность проблем, связанных с малым бизнесом, отечественный малый бизнес имеет перспективы дальнейшего развития, необходимо лишь наконец перейти от слов к активным действиям в этом направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 Малый и средний бизнес представляет собой самый многочисленный слой мелких собственников, которые, в силу своей массовости, определяют социально-экономический, а также, в некоторой степени, и политический климат в стране. Малое и среднее предпринимательство принадлежит к самым широким социальным слоям общества и является одновременно как одним из самых больших производителей, так и одним из самых больших потребителей разнообразных товаров и услуг, образуя при этом самую большую сеть предприятий, непосредственно связанную с массовым потребителем, которая в силу небольших размеров составляющих ее единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малый бизнес в нашей стране является важнейшей компонентой развития экономических реформ, призванной стать движущей силой формирования рыночных отношений и влиять на социально-экономическое развитие страны. Именно малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций, обеспечивает быстрый оборот ресурсов, формирует конкурентную среду, создает дополнительные рабочие места, быстро перестраивает производство в зависимости от соотношения спроса и предложения, оперативно внедряет передовые достижения.

Для дальнейшего повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в России необходим комплекс организационно-экономических и социально-правовых мер, направленных на создание щадящих (льготных) условий по линии их инвестирования, кредитования налогообложения, ценообразования и т.д. Необходимо устранение правовых, административных, экономических и организационных барьеров, ограничивающих их деятельность.

 Есть мнение, что  именно малый бизнес может  явиться той силой, которая поможет  всей стране справиться с трудностями. При условии, конечно, что вначале  малому и среднему бизнесу  создадут условия для нормальной  работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1. Ревуцкая, Л. Н. Экономическая теория: электронное учебное пособие (базовый курс) [Эл. ресурс] / Л. Н. Ревуцкая. – Красноярск.: СибГТУ, 2006. – 906 с.

  1. Анискин, Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учеб.пособие. М.: Финансы и статистика, 2011. - 245 с.
  2. Аныиин, В.М., Филин, С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. пособие. М.: Анкил, 2012. – 356 с.
  3. Афанасьев, В. Малый бизнес: проблемы становления. – Российский экономический журнал, 2012, № 2. – 145 С.
  4. Афанасьев, Т.П., Буев, В.В., Пуденко, Т.Н. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательства в России. М.: Бизнес-Тезаурус, 2011. – 326 с.
  5. Бановецкий, О.Д., Петрова, Г.В. Малая экономика и внешний рынок. – Проблемы прогнозирования, М., 2012, № 5,
  6. Бесфамильная, Л.В. Страхование ответственности за качество товаров, работ (услуг) в системе социальной защиты населения. М., 2-е издание. М., 2011. – 211 с.
  7. Блинов, А. О., Шапкин, И.Н. Малое предпринимательство. М.: Дашков и К°, 2012. – 150 с.
  8. Бухвальд, Е., Виленский, А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства. – Вопросы экономики, 2012, № 2. – 144 С.
  9. Воробьев, С.Н., Балдж, К.В. Управление рисками в предпринимательстве. М.: Дашков и К0, 2010. – 236 с.
  10. Гербер, Майкл Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к миру предпринимательства: Пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2011. – 129 с.
  11. Егорова Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом. – Экономика и математические методы, 2012, вып. 2. http://www.cemi.rssi.ru
  12. Егорова, Н.Е., Мати, Е.Р. Малый бизнес в России: экономический анализ и моделирование. – М.: ЦЭМИ РАН, ИСЭПП РАН, 2012. http://www.cemi.rssi.ru
  13. Егорова, Н.Е., Хачатрян, С.Р. Динамические модели развития малых предприятий, использующих кредитно-инвестиционные ресурсы. – М.: ЦЭМИ РАН, 2011. http://www.cemi.rssi.ru
  14. Егорова, Н.Е., Хачатрян, С.Р. и др. Методы измерения взаимодействий малого и крупного бизнеса в ходе реструктуризации предприятий. М.: ЦЭМИ РАН, 2011. http://www.cemi.rssi ru 
  15. Егорова, Н.Е. Формы и экономические механизмы взаимодействия  малых и крупных предприятий. http://wb.rcsme.ru/rus/index.htm.
  16. Калинкин, Е.В.Использование взаимосвязей малых и крупных предприятий. http://wb.rcsme.ru/rus/index.htm
  17. Зубакин, В. «Вторая» экономика. – Вопросы экономики, 2011, № 11. – 154 С.
  18. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок: Пер. с англ. М.: ACT, 2011.
  19. Кривянина, Е. Большая часть малых предприятий ушла в тень. – Финансовые известия, 2012, № 98. – 126 С.
  20. Лапуста, М.Г. Индивидуальный предприниматель: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2012. – 173 с.
  21. Лапуста, М.Г., Старостин, Ю.П. Малое предпринимательство: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2010. – 146 с.
  22. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М.Г. Лапусты. М.: ИНФРА-М, 2011. – 458 с.
  23. Предпринимательство: Учебник для вузов /Под ред. В.Я. Горфинкеля, Г.Б. Поляка, В.А. Швандара. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 548 с.
  24. Российский статистический ежегодник. 2013. М.: Госкомстат России, 2013. – 245 С.
  25. Российский статистический ежегодник. М.: Госкомстат РФ, 2010 г. – 245 С.
  26. Рубе, В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. М.: ТЕИС, 2010. – 658 с.
  27. Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.opora.ru/press/publications/2009/04/10/tret-malykh-i-srednikh-kompaniy-ozhidayut-ukhudsheniya-sostoy

 


Информация о работе Механизм функционирования малого бизнеса