Механизм функционирования малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои сᴨȇцифические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

В отличие от крупных корпораций, малые инновационные предприятия получают предпринимательскую прибыль при условии:

  • использования стратегии, ориентированной на малые ниши рынков;
  • отсутствия жесткой конкуренции и сложных барьеров на рынке;
  • невысокой капиталоемкости производства и продвижения на рынок;
  • использования результатов базисных, пионерных НИОКР в пограничных областях науки и техники;
  • возможности прямых контактов с потребителями;
  • возможности многовариантного использования результатов выполненных НИОКР, приложения их к различным потребностям;
  • относительной стабильности экономических условий деятельности и устойчивость цен на сырье, материалы, комплектующие, энергию и др.[15, c  6]

Отмечена специалистами и такая экономическая функция малого предпринимательства, как сдерживание тенденции монополизации рынка крупными производителями. Сегодня правительства большинства государств осознали связанную с этой тенденцией угрозу и уделяют ей постоянное внимание.

Например, недавно в США было вынесено судебное решение о принудительном разукрупнении корпорации “Microsoft”, а Правительством России были одобрены планы реорганизации РАО ЕЭС. Существование малого предпринимательства обеспечивает решение рассматриваемой проблемы с использованием механизмов децентрализованного регулирования экономики. Лишь в немногих отраслях (оборонная промышленность, энергетика, тяжелое машиностроение) малые предприятия не способны составить реальной конкуренции корпорациям. В остальных случаях по многим признакам они могут успешно конкурировать с ними, что подтверждается данными Таблицы 2.

 

Факторы конкурентных преимуществ

Малые предприятия

Корпорации

Оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры

+

-

Накладные издержки, отнесенные на себестоимость продукции

+

-

Затраты на содержание персонала

+

-

Возможности оперативного обновления технологий

+

-

Скорость осуществления инноваций

+

-

Доступность адресных поддержек

+

-

Возможности обновления основных фондов

-

+

Доступ к заемным финансовым ресурсам

-

+

Возможности системных маркетинговых исследований и активной рекламы

-

+


 

Табл. 2. Сравнительные конкурентные преимущества малых предприятий и корпораций.

 

Указанными функциями не исчерпывается перечень специфичных экономических функций малого предпринимательства. Его субъекты способны оперативно “заполнять” те ниши рынка или целые отрасли, в которых крупный бизнес малоэффективен. Примером могут служить розничная торговля, сфера услуг, медицинское и научное обслуживание. Важным элементом технологического процесса в этих сферах предпринимательской деятельности является личное взаимодействие представителя предприятия - продавца и покупателя. Принципом работы субъектов крупного бизнеса всегда является ориентация на массовое производство “обезличенных” услуг.

Такое различие в распространенности форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в России и за рубежом обусловлено разными условиями: масштабами развития крупного производства, его состоянием и т.д. Относительная неустойчивость положения значительной части российских крупных фирм не позволяет им использовать такие формы взаимодействия с малыми предприятиями, которые требуют долговременного и достаточно существенного отвлечения усилий и материальных средств.

В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:

 а) «дипольная» (пара  предприятий с доминированием  крупного);

б) «атомарная» (множество независимых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);

 в) «сетчатая» (сеть  взаимосвязанных малых предприятий, обслуживающих крупное производство);

 г) «корпоративная» (взаимодействие  нескольких крупных предприятий  осуществляется через сетчатую  структуру малых фирм) и т.д.

Примером дипольной структуры является взаимодействие малой и крупной структуры на основе франчайзинга, т.е. базе двухстороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме. Франчайзинг получил развитие в России главным образом в виде представительства крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям (Holliday Inn, Baskin Robbins, McDonald`s, Pizza-Hut). И лишь в отдельных случаях (Русское бистро, Золотой петушок) система франчайзинга организовалась полностью на отечественной почве. Одной из причин этого являются высокие предпринимательские риски, связанные с возможностью нанесения ущерба торговой марке, и неумение российских предпринимателей работать в условиях таких рисков. В.В. Довгань оценивает эти риски для российских условий чрезвычайно высокими: «Почему умер франчайзинг по пицце? Ведь это была блестящая идея, с которой можно было бы хорошо зарабатывать. Из шестнадцати пиццерий, которые работали в Тольятти, около офиса, буквально под рукой, только две делали качественную пиццу, соблюдая рецептуру. Остальные начали не докладывать».

Атомарные структуры возникают не только в результате развития франчайзинга, но и как следствие реструктуризации крупной фирмы в том случае, если на ней имеется ряд непрофильных или убыточных производств. В этом случае целые цеха или отделы становятся точками «кристаллизации», вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия, имеющие разную степень близости к «материнскому» предприятию (находящиеся на разных «орбитах» по отношению к центру). Эффект реструктуризации состоит в том, что происходит одновременное улучшение работы и крупной фирмы (которая освобождается от ненужного бремени) и внутренних ее структур, которые выделяются в самостоятельные малые предприятия и получают более широкие полномочия для решения собственных локальных задач (поиск заказчиков дешевого сырья на стороне, изменение технологии в выгодную для себя сторону и т.д.).

Сетчатая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. Не теряя своей самостоятельности, малые предприятия, входящие в сеть и взаимодействующие друг с другом, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности; и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры.

Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, образовавших сетчатую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько крупных предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого предпринимательства такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.[14, c 11]

 Примером взаимодействия крупных и малых предприятий на материале двух отраслей может служить нефтяная и пищевая. Причем, в первой из них характер взаимодействия рассматриваемых объектов, по принятой нами классификации, в большей степени приближается к западной модели, а во второй – к специфически российской.

Нефтяная отрасль является лидером в сфере структурной перестройки реструктуризации крупных предприятий, в ходе которой образуется большое число малых фирм, эффективно взаимодействующих с крупным бизнесом.

Сфера взаимодействия малых и крупных предприятий очень широка – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. При этом в этой отрасли удается организовать наиболее прогрессивные формы взаимодействия – бизнес-инкубирование, франчайзинг и т.д. Основные направления совместной работы следующие:

  • Крупные вертикально интегрированные компании организуют работу таким образом, чтобы иметь все условия и возможности для реализации крупномасштабных проектов по разведке и эксплуатации богатых месторождений как внутри страны, так и за рубежом, при чем в любых по сложности природно-климатических и геолого-экономических условиях. В то же время в тесной связи с крупными компаниями в производственной сфере, технологическом обслуживании, консалтинге, сервисе, «обкатке» новых бизнес-схем, маркетинге, сбыте продукции могут работать и работают малые и средние фирмы. (Чаще всего здесь используются атомарные и сетчатые структуры взаимодействия малого и крупного бизнеса.)
  • Крупные нефтяные компании по мере перехода на поздние стадии разработки месторождений используют малые и средние нефтедобывающие компании для работы на подобных месторождения, зная, что эти сравнительно небольшие компании имеют соответствующий опыт, заинтересованы в получении подобных заказов и работают с ориентацией на снижение издержек. Договоры между крупными компаниями и малыми фирмами осуществляются либо на условиях соглашения о разделе продукции, либо аренды, либо находится какая-то иная форма сотрудничества.
  • Взаимодействие крупных нефтяных компаний с мелкими и средними проявляется также в сфере оказания сервисных услуг, среди которых фигурируют услуги по геолого-разведочным работам, бурению, ремонту скважин, оборудования всех стадий добычи, переработки и транспорта нефти и нефтепродуктов, маркетингу, НИОКР, внедрению информационных технологий и многое другое. Этот тип взаимодействия малых и крупных структур в нефтяном комплексе представлен наиболее широко. (Наиболее распространена атомарная разновидность взаимодействий.)
  • Специализированные фирмы взаимодействия крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний с малыми предприятиями, работающими в сфере сбыта нефтепродуктов. Здесь, наряду с конкурентной борьбой следует отметить направления сотрудничества. Крупные и малые предприятия заключают договора  о прямых поставках нефтепродуктов потребителям, минуя объекты продуктообеспечения; иначе говоря, их затраты за счет экономии складских и транспортных издержек, а также отсутствия платы посредникам, ниже. При этом крупные компании обеспечивают, как правило, регулярность поставок, стабильное качество нефтепродуктов, а малые обеспечивают более гибкую систему сбыта продукции. (Разновидности: атомарная, сетчатая, дипольная, корпоративная.)
  • Франчайзинг как форма взаимодействия малой и крупной структур хорошо представлена в этой отрасли. Одним из первопроходцев в области активного использования франчайзинга в России стала нефтяная компания ОАО «ЛУКОЙЛ». При этой форме взаимодействия крупные вертикально интегрированные нефтяные компании передают в аренду на конкурсной основе по принципу франчайзинга ряд принадлежащих им нерентабельных или малорентабельных объектов продуктообеспечения (АЗС, нефтебазы) коммерческим структурам, в том числе малым сбытовым компаниям, которые в свою очередь используют арендованную инфраструктуру и реализуют нефтепродукты под маркой крупной компании. Таким образом, крупная компания расширяет реализацию своей продукции, получает арендную плату и избавляется от нерентабельных активов (атомарные структуры взаимодействий).

Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что первая волна реструктуризации, включая взаимодействие малых и средних фирм в итоге привели нефтяную промышленность к реальным положительным сдвигам.

Пищевая отрасль характеризуется преимущественно различными вариантами российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса. Одной из современных тенденций является экспансия крупных предприятий больших городов в регионы и присоединения малых региональных предприятий в качестве звена первичной переработки. Крупные предприятия выделяют в виде дочерних малых предприятий особо прибыльные или новые производства для минимизации постоянных издержек и повышения оперативности управления. При этом они выполняют функции проводника научно-технического прогресса, формирования спроса за счет проведения маркетинговой политики. Малый бизнес же выполняет функции, во-первых, важного элемента в механизме разделения труда, а, во-вторых, так называемого «обратного франчайзинга», когда крупные предприятия используют статус малого предприятия для снижения налогового бремени, даже ухода от налогов и получения тем самым дополнительных льгот. Это своеобразный «биоценоз», когда разные формы бизнеса взаимно полезны и дополняют друг друга.

В настоящее время малые предприятия по выработке пищевых продуктов не получили широкого распространения. По уровню качества продукции они не смогли составить должной конкуренции действующим крупным специализированным заводам и комбинатам, но весомо заявили о себе как о новых производителях с более низкими издержками производства.

Таким образом, взаимодействие крупного и малого бизнеса служит эффективным инструментом развития экономики на основе сбалансированного развития взаимодействующих субъектов.

  1. Проблемы развития малого бизнеса в России

 

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития. Данные по Количеству зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2013 г. предоставлены Табл.3.

 

Федеральные округа

Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2013 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения 1

единиц

прирост/сокращение 
за период 
01.10.2012-01.10.2013

в % от среднего по РФ

РФ

163,6

-2,82

100,0

Центральный ФО

194,4

8,5

118,8

Северо-Западный ФО

236,9

-7,4

144,8

Южный ФО

125,8

-6,2

76,9

Северо-Кавказский ФО

55,6

-3,2

34,0

Приволжский ФО

156,9

-5,3

95,9

Уральский ФО

162,3

-8,3

99,2

Сибирский ФО

139,5

-12,6

85,3

Дальневосточный ФО

171,2

-0,6

104,6

Информация о работе Механизм функционирования малого бизнеса