Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа
Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои сᴨȇцифические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.
В отличие от крупных корпораций, малые инновационные предприятия получают предпринимательскую прибыль при условии:
Отмечена специалистами и такая экономическая функция малого предпринимательства, как сдерживание тенденции монополизации рынка крупными производителями. Сегодня правительства большинства государств осознали связанную с этой тенденцией угрозу и уделяют ей постоянное внимание.
Например, недавно в США было вынесено судебное решение о принудительном разукрупнении корпорации “Microsoft”, а Правительством России были одобрены планы реорганизации РАО ЕЭС. Существование малого предпринимательства обеспечивает решение рассматриваемой проблемы с использованием механизмов децентрализованного регулирования экономики. Лишь в немногих отраслях (оборонная промышленность, энергетика, тяжелое машиностроение) малые предприятия не способны составить реальной конкуренции корпорациям. В остальных случаях по многим признакам они могут успешно конкурировать с ними, что подтверждается данными Таблицы 2.
Факторы конкурентных преимуществ |
Малые предприятия |
Корпорации |
Оперативность реагирования на изменения рыночной конъюнктуры |
+ |
- |
Накладные издержки, отнесенные на себестоимость продукции |
+ |
- |
Затраты на содержание персонала |
+ |
- |
Возможности оперативного обновления технологий |
+ |
- |
Скорость осуществления инноваций |
+ |
- |
Доступность адресных поддержек |
+ |
- |
Возможности обновления основных фондов |
- |
+ |
Доступ к заемным финансовым ресурсам |
- |
+ |
Возможности системных маркетинговых исследований и активной рекламы |
- |
+ |
Табл. 2. Сравнительные конкурентные преимущества малых предприятий и корпораций.
Указанными функциями не исчерпывается перечень специфичных экономических функций малого предпринимательства. Его субъекты способны оперативно “заполнять” те ниши рынка или целые отрасли, в которых крупный бизнес малоэффективен. Примером могут служить розничная торговля, сфера услуг, медицинское и научное обслуживание. Важным элементом технологического процесса в этих сферах предпринимательской деятельности является личное взаимодействие представителя предприятия - продавца и покупателя. Принципом работы субъектов крупного бизнеса всегда является ориентация на массовое производство “обезличенных” услуг.
Такое различие в распространенности форм взаимодействия малого и крупного бизнеса в России и за рубежом обусловлено разными условиями: масштабами развития крупного производства, его состоянием и т.д. Относительная неустойчивость положения значительной части российских крупных фирм не позволяет им использовать такие формы взаимодействия с малыми предприятиями, которые требуют долговременного и достаточно существенного отвлечения усилий и материальных средств.
В зависимости от характера взаимосвязей между малыми и крупными фирмами определяется разновидность новообразованной структуры:
а) «дипольная» (пара предприятий с доминированием крупного);
б) «атомарная» (множество независимых фирм, тяготеющих к крупной структуре как к «ядру»);
в) «сетчатая» (сеть
взаимосвязанных малых
г) «корпоративная» (взаимодействие
нескольких крупных
Примером дипольной структуры является взаимодействие малой и крупной структуры на основе франчайзинга, т.е. базе двухстороннего контракта, в соответствии с которым крупной компанией выдается лицензия на производство или продажу товара под ее маркой малой фирме. Франчайзинг получил развитие в России главным образом в виде представительства крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям (Holliday Inn, Baskin Robbins, McDonald`s, Pizza-Hut). И лишь в отдельных случаях (Русское бистро, Золотой петушок) система франчайзинга организовалась полностью на отечественной почве. Одной из причин этого являются высокие предпринимательские риски, связанные с возможностью нанесения ущерба торговой марке, и неумение российских предпринимателей работать в условиях таких рисков. В.В. Довгань оценивает эти риски для российских условий чрезвычайно высокими: «Почему умер франчайзинг по пицце? Ведь это была блестящая идея, с которой можно было бы хорошо зарабатывать. Из шестнадцати пиццерий, которые работали в Тольятти, около офиса, буквально под рукой, только две делали качественную пиццу, соблюдая рецептуру. Остальные начали не докладывать».
Атомарные структуры возникают не только в результате развития франчайзинга, но и как следствие реструктуризации крупной фирмы в том случае, если на ней имеется ряд непрофильных или убыточных производств. В этом случае целые цеха или отделы становятся точками «кристаллизации», вокруг которых создаются многочисленные малые предприятия, имеющие разную степень близости к «материнскому» предприятию (находящиеся на разных «орбитах» по отношению к центру). Эффект реструктуризации состоит в том, что происходит одновременное улучшение работы и крупной фирмы (которая освобождается от ненужного бремени) и внутренних ее структур, которые выделяются в самостоятельные малые предприятия и получают более широкие полномочия для решения собственных локальных задач (поиск заказчиков дешевого сырья на стороне, изменение технологии в выгодную для себя сторону и т.д.).
Сетчатая структура представляет собой один из способов кооперации малых фирм с целью обеспечения наиболее эффективного функционирования крупного предприятия. Не теряя своей самостоятельности, малые предприятия, входящие в сеть и взаимодействующие друг с другом, получают возможность, во-первых, более рационально разделить свои функции, специализироваться на конкретных видах деятельности; и, во-вторых, усилить свои позиции в условиях конкурентной борьбы и меняющейся рыночной конъюнктуры.
Корпоративная структура возникает в том случае, когда кооперация малых предприятий, образовавших сетчатую структуру, расширяет сферу своей деятельности и обслуживает уже не одно, а несколько крупных предприятий (корпорацию). Как свидетельствует опыт, именно к таким сетевым и корпоративным структурам наибольший интерес проявляет иностранный капитал. При этом для малого предпринимательства такое иностранное участие – один из эффективных путей проникновения на мировые рынки.[14, c 11]
Примером взаимодействия крупных и малых предприятий на материале двух отраслей может служить нефтяная и пищевая. Причем, в первой из них характер взаимодействия рассматриваемых объектов, по принятой нами классификации, в большей степени приближается к западной модели, а во второй – к специфически российской.
Нефтяная отрасль является лидером в сфере структурной перестройки реструктуризации крупных предприятий, в ходе которой образуется большое число малых фирм, эффективно взаимодействующих с крупным бизнесом.
Сфера взаимодействия малых и крупных предприятий очень широка – от переуступки прав на производственную деятельность до совместной производственной деятельности. При этом в этой отрасли удается организовать наиболее прогрессивные формы взаимодействия – бизнес-инкубирование, франчайзинг и т.д. Основные направления совместной работы следующие:
Резюмируя вышесказанное, можно констатировать, что первая волна реструктуризации, включая взаимодействие малых и средних фирм в итоге привели нефтяную промышленность к реальным положительным сдвигам.
Пищевая отрасль характеризуется преимущественно различными вариантами российской модели взаимодействия малого и крупного бизнеса. Одной из современных тенденций является экспансия крупных предприятий больших городов в регионы и присоединения малых региональных предприятий в качестве звена первичной переработки. Крупные предприятия выделяют в виде дочерних малых предприятий особо прибыльные или новые производства для минимизации постоянных издержек и повышения оперативности управления. При этом они выполняют функции проводника научно-технического прогресса, формирования спроса за счет проведения маркетинговой политики. Малый бизнес же выполняет функции, во-первых, важного элемента в механизме разделения труда, а, во-вторых, так называемого «обратного франчайзинга», когда крупные предприятия используют статус малого предприятия для снижения налогового бремени, даже ухода от налогов и получения тем самым дополнительных льгот. Это своеобразный «биоценоз», когда разные формы бизнеса взаимно полезны и дополняют друг друга.
В настоящее время малые предприятия по выработке пищевых продуктов не получили широкого распространения. По уровню качества продукции они не смогли составить должной конкуренции действующим крупным специализированным заводам и комбинатам, но весомо заявили о себе как о новых производителях с более низкими издержками производства.
Таким образом, взаимодействие крупного и малого бизнеса служит эффективным инструментом развития экономики на основе сбалансированного развития взаимодействующих субъектов.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. Таким образом, как самостоятельное общественно-политическое и социально-экономическое явление малое предпринимательство в нашей стране существует уже почти 20 лет и в настоящее время переходит от стартового к этапу глубоко и качественного развития. Данные по Количеству зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации на 1 октября 2013 г. предоставлены Табл.3.
Федеральные округа |
Количество зарегистрированных МП на 1 октября 2013 г. в расчете на 100 тыс. чел. населения 1 | ||
единиц |
прирост/сокращение |
в % от среднего по РФ | |
РФ |
163,6 |
-2,82 |
100,0 |
Центральный ФО |
194,4 |
8,5 |
118,8 |
Северо-Западный ФО |
236,9 |
-7,4 |
144,8 |
Южный ФО |
125,8 |
-6,2 |
76,9 |
Северо-Кавказский ФО |
55,6 |
-3,2 |
34,0 |
Приволжский ФО |
156,9 |
-5,3 |
95,9 |
Уральский ФО |
162,3 |
-8,3 |
99,2 |
Сибирский ФО |
139,5 |
-12,6 |
85,3 |
Дальневосточный ФО |
171,2 |
-0,6 |
104,6 |
Информация о работе Механизм функционирования малого бизнеса