Механизм функционирования малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2014 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Все предприятия, являющиеся составной частью национальной рыночной экономики, в зависимости от их размеров по общепринятой терминологии делятся на три группы: крупные, средние и малые. Каждая из этих групп имеет свои сᴨȇцифические интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к проводимой государственной политике, к проблемам социально-экономического, политического и национального характера.

Файлы: 1 файл

основная часть.docx

— 77.65 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий.

Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений. Все  это создает благоприятные условия для оздоровления экономики, ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов, и составляет не малый  вклад в развитие экономики страны.

 

 

 

    1. Формы  взаимодействия малого и крупного бизнеса

 

 Основой  успешного развития экономики  является  тесное взаимодействие  малого и крупного бизнеса, которое  может проявляться в разнообразных  формах. Сущность процесса взаимодействия заключается во взаимовыгодном сотрудничестве, разделении мира на сферы влияния, во взаимной безопасности для поддержания стабильности. Взаимодействие – это объективная и универсальная форма движения и развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы.

В современных условиях крупный и малый бизнес не могут существовать изолированно, поскольку нуждаются друг в друге, а объективные причины ведут к интеграции этих секторов экономики. При определении понятия формы взаимодействия следует исходить из основополагающего понимания данного явления как связи и способа взаимодействия частей и элементов предмета и явлений. Формы организации взаимодействия показывают, как одна сторона побуждает другую к выполнению действий, которые необходимы для нее на данном этапе.

Наиболее эффективное развитие формы интеграционного взаимодействия малых и крупных предприятий получили в развитых экономиках западных стран, что обусловлено прежде всего наличием развитой системы хозяйственного права, а также разветвленной инфраструктуры.

В развитых странах малые предприятия успешно взаимодействуют с представителями крупного бизнеса, рассматривающими их как стратегических партнеров. К ним относятся промышленные, торговые, строительные, транспортные, а также научно-технические и сервисные корпорации.

В стационарной экономике на базе крупных предприятий малая предпринимательская деятельность наиболее часто возникает в виде следующих форм [18]:

1) интрапренерство (образование небольшого, часто временного  коллектива для реализации некоторой  цели или под разработку некоторой  идеи, необходимой для повышения  технического уровня крупного  предприятия);

2) инкубаторство («выращивание» малой формы, оказание  различной помощи на этапах  ее становления);

3) сателлитная  форма (организация малых фирм-сателлитов  – различных дочерних фирм, сохраняющих  «родственные связи» с «родителем», образование малых фирм, юридически самостоятельных, но экономически тесно связанных от коренной структуры и т.д.).[14, c 9]

Заметим, что такие формы взаимодействия малого и крупного предпринимательства как интрапренерства и инкубаторства, в российских условиях пока не получили должного развития, сателлитные формы возникают более часто, особенно в последнее время как результат реструктуризации предприятий. В то же время на Западе, и в частности, в США широко распространены специальные фирмы-инкубаторы, где «выращиваются» малые предприятия. Созданные местными органами власти и крупными ассоциациями промышленников, фирмы-инкубаторы помогают «встать на ноги» малому бизнесу. До поры до времени малым предприятиям оказывают бесплатную правовую помощь, консультации, дают помещения для офиса, экономически их поддерживают. Однако, как только они оказываются способными себя содержать, им предоставляется полная свобода. В случае неудачи экзамен «по бизнесу» считается не сданным и «двоечникам» предлагается свернуть свою деятельность.

Сателлитная форма взаимодействия малых и крупных структур в стационарной экономике преимущественного реализуется на основе субконтрактации.  Субконтрактация как разновидность делового партнерства предполагает такую кооперацию мелких и даже мельчайших предприятий (в том числе мини-фирм, семейного подряда, надомничества и т.д.), при которой крупное предприятие на основе договора (контракта) размещает заказ, определяет спецификацию изделий, предоставляет сырье или полуфабрикат для дальнейшей переработки и т.д., а исполнители (малые фирмы) осуществляют частичную или завершающую обработку предоставленного материала. Крупное предприятие может заключить контракт либо на производство готового изделия, без собственного участия в его производстве (коммерческий вариант), либо на участие малых фирм в отдельных стадиях технологического процесса (производственный вариант). На условиях субконтракции может осуществляться и реализация продукции крупного предприятия.

Особенно широко этот способ делового партнерства малых и крупных предприятий распространен на Западе. Так, в швейной промышленности США на ее долю приходится около трети всего производства. Так называемые джобберы (работодатели) приобретают материал, обеспечивают раскрой и передают полуфабрикат малым фирмам, которые завершают изготовление готовой одежды. По этой же системе работает около 70% предприятий швейной промышленности Японии. В Канаде примерно треть рабочей силы занято на производстве по субконтракции.

Причинами ее популярности является взаимная выгода обеих сторон:

 1) крупные предприятия вносят элемент стабильности и планомерности в работу малых фирм, являясь своеобразным демпфером, амортизирующим воздействия рыночной конъюнктуры;

2) малые  предприятия выполняют часть  функций крупных фирм, концентрируясь  на вопросах сбыта и снабжения, разработке и внедрении новшеств, повышении качества изделий и  т.д.

 Целесообразность  привлечения малых предприятии  обусловлена следующим: более низкие  издержки производства у малых  фирм; временная нехватка мощностей  на крупной фирме при перегруженном  портфеле ее заказов; так называемые  маргинальные партии изделий (объем  заказа недостаточно велик для  большой фирмы или необходимо  производство сугубо специализированных  изделий); проникновение на рынок  с малыми партиями товара без  затрат на создание сбытовых  систем, адаптивность к «пиковым»  ситуациям на рынке и т.д.

В развитии взаимоотношений малых и крупных предприятий российской экономики можно выделить два основных периода:

1) ранний период реформ (» 1990 – 1996 г.г.), в котором преобладала специфическая российская модель их взаимодействия;

2) период становления рыночных отношений (1997 – н/в), когда эта модель стала сближаться с классической западной моделью.

 Будущее  предпринимательства, в том числе  и малого бизнеса, напрямую определяется  возможностями формирования тесных  кооперационных связей малых  и крупных предприятий. Обобщение  зарубежного опыта указывает  на то, что в рыночной экономике  преобладающая часть малых предприятий  находится в сфере интересов  крупного бизнеса.

Эффективное взаимодействие малых и крупных предприятий является одним из основных факторов повышения устойчивости экономической системы и ее конкурентоспособности. К основным формам такого взаимодействия, присущим России относятся:

    • Франчайзинг:

Одной из современных форм взаимодействия крупного и малого бизнеса является  система франчайзинга, в которой крупная компания создает свою собственную внутреннюю структуру, включающую все бизнес-функции, связанные с передачей нематериального актива. Эта форма дает возможность обеспечить компании поддержку в конкурентной борьбе, создать новый бизнес, выйти на новые рынки. Концепция франчайзинга в современном понимании получила свое начало в 1840 году, когда основное большинство пивоваров Германии предоставляло франшизы определенным тавернам, позволяя их владельцам эксклюзивно продавать пиво.

Франчайзинг получил развитие в России в конце 90-х гг., в основном в виде представительств крупных иностранных фирм, передавших свою торговую марку российским малым предприятиям. По тепам распространения франчайзинга Россия входит в число мировых лидеров. По состоянию на сентябрь 2011 года в России насчитывается 603 франчайзора с 12998 корпоративными и 22014 франчайзинговыми предприятиями. Основными направлениями использования франчайзинга в мире являются: торговля продовольственными и промышленными товарами, сфера общественного питания, сфера оказания услуг.

    • Венчурное финансирование:

Венчурное финансирование является еще одной формой взаимодействия крупного малого бизнеса и предлагает создание крупным бизнесом малых предприятий для реализации конкретных инновационных проектов. Венчурный бизнес начал формироваться правительством США в 1950-х годах. Был создан специальный институт – SBA (Small Business Administration) и принят закон об инвестициях в малый бизнес. Государство начало осуществлять льготное кредитование малого бизнеса. В случае одобрения со стороны SBA какого-либо проекта, государство предоставляло под него льготный кредит.

В России венчурное финансирование только начинает развиваться в рамках программы Европейского банка реконструкции и развития, Фонда поддержки предпринимательства в научно-технической сфере. Основным препятствием на пути развития данной формы взаимодействия в России, является практически полное отсутствие законодательной базы по венчурному бизнесу и ее недостаточность в области регулирования использования авторских прав и защиты интеллектуальной собственности. Например, объем рынка венчурных инвестиций в США увеличился в 2010 г. На 14%. 

    • Лизинг:

Лизинг как форма взаимодействия – это деятельность крупного бизнеса, направленная на финансирование малого бизнеса. Он осуществляется в форме передачи субъектам малого и среднего бизнеса соответствующего имущества в аренду чаще всего с правом последующего выкупа. История арендных отношений насчитывает более 4000 лет. Современный лизинг появился в середине 20 века. В современной России объективная потребность в лизинге достаточна велика: с одной стороны для малого бизнеса – это инвестиционные средства на приобретение оборудования, с другой стороны, для крупных предприятий – это возможность избавиться от простаивающих оборудования и производственных площадей. Рынок лизинга в России по итогам на 2010 г. Вырос в 2,3 раза, при этом объем нового бизнеса составил около 730 млрд. рублей.

    • Кластеризацию:

Кластер – это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющие друг друга. В основе этого процесса лежит модернизационный процесс, базирующийся на инновациях. Однако в России кластеризация пока только начинается. Потребность в объединении типа кластера поддерживается со стороны федеральных структур.

    • Аутсорсинг:

Аутсорсинг - использование внешних ресурсов (материальных, трудовых, интеллектуальных) в организации бизнес-процесса компании. Аутсорсинг позволяет сфокусировать собственные ресурсы компании на основных целях бизнеса, передав обеспечивающие бизнес функции сторонним компаниям; получить доступ к ресурсам и новейшим технологиям, которых нет у компании. С помощью аутсорсинга крупная компания передает ответственность за выполнение конкретной функции (например, в области бухгалтерского учета аутсорсинговая фирма принимает на себя финансовые риски неправильных решений).

Аутсорсинг в России появился в 1990-е гг., когда возникла и распространилась идея деления функций на основные и второстепенные и передачи второстепенных на сторону. Нормативно деятельность аутсорсинга закреплена только в Санкт-Петербурге, где в том числе и ля малых компаний создана специальная программа «Финансовый аутсорсинг».

    • Субподряд:

Причинами использования данной формы взаимодействия являются: более низкие издержки производства у субподрядчика; временная потребность производственных мощностей на крупном предприятии из за перегруженности заказами; потребность в производстве небольших партий товаров;

Быстрая адаптивность к требованиям ранка и др.

Все описанные формы взаимодействия предприятий разного масштаба предусматривают участие государства в качестве регулятора, обеспечивающего создание необходимых институциональных условий для эффективного развития всех взаимодействующих предприятий. Большое значение для развития взаимодействия имеет государственная поддержка малых и средних предприятий.

Взаимодействие малых фирм и предприятий крупного бизнеса в российской экономике может служить эффективным инструментом экономической политики в решении приоритетных задач, в том числе:

    • стимулирование инновационной деятельности в российской экономике;
    • импортозамещение и повышение доли высокотехнологичного экспорта в региональной экономике;
    • вопросы развития депрессивных территорий и моногородов.

Информация о работе Механизм функционирования малого бизнеса