Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном счете – производителей и потребителей. Он состоит из огромного числа производственных, финансовых, информационных, коммерческих структур, которые взаимодействуют в рамках принятого в стране правового поля.
Фирмы и государственные учреждения являются структурными составляющими главной сферы человеческой деятельности в области экономики. Основные субъекты хозяйственной деятельности взаимодействуют между собой, совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов, доходов.
Введение………………………………………………………………………..3
Сущность и роль целеполагания в планировании деятельности
предприятия……………………………………………………………………5
Характеристика факторов влияющих на выбор целей предприятия…..…8
Этапы, функции, задачи и методы прогнозирования ……………………..13
Анализ иерархической системы целей предприятия ……………………...38
Анализ факторов влияющих на формирование и достижение целей…….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………………………………………..46
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
предприятия…………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемых источников……………………………………………..
Введение
Рыночная экономика
Фирмы и государственные учреждения являются структурными составляющими главной сферы человеческой деятельности в области экономики. Основные субъекты хозяйственной деятельности взаимодействуют между собой, совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов, доходов.
Одним из элементов рыночного хозяйства является фирма. Фирма – это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает решение относительно дизайна, способа производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например, фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь либо контролировать несколько производственных единиц.
Успешная деятельность фирмы зависит от многих условий, таких как внутренняя и внешняя среда предприятия, наличия источников финансирования, правильной стратегии и планов.
В условиях современного финансового кризиса происходит корректировка целей и задач деятельности фирмы, происходит их смещение не в сторону развития бизнеса, а в сторону его удержания.
Актуальность этой темы выражается именно в том, что мировой финансовый кризис заставляет переоценить свои возможности и вырабатывать новые цели и стратегии поведения. Та фирма, которая окажется быстрее и гибче, она и выиграет в таких условиях.
Отсюда, цель данной работы – обосновать значимость целеполагания в планировании деятельности предприятия
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Целеполагание — один из
важнейших компонентов
Вместе с тем трактовка этой функции в теории управления неоднозначна. С одной стороны, признается ее не просто «очень важная», но и определяющая роль как в управленческой деятельности, так и в общем функционировании организации. Постоянно подчеркивается, что наличие обоснованных, перспективных целей организации — главное условие ее функционирования, а способность руководителя к их постановке — одно из важнейших управленческих качеств. С другой стороны, функция целеполагания обычно не выделяется в качестве самостоятельной, а рассматривается как часть другой функции — планирования. Другая трактовка целеполагания состоит в том, что оно рассматривается только как исходная стадия всего управленческого цикла и как бы «предшествует» ему; оно поэтому выносится за пределы системы управленческих функций. Это частично справедливо, но лишь в том смысле, что подчеркивает определяющую роль целеполагания в управлении; то, что целеполагание как бы стоит «вне и выше» всех иных функций. Вместе с тем и по своему содержанию, и по роли в управлении целеполагание является именно управленческой функцией, пронизывающей всю деятельность руководителя. Так, целеполагание нельзя приурочивать только к начальному этапу управления по двум причинам. Во-первых, определение общего направления деятельности организации, действительно, предшествует всем иным функциям. Однако в ходе всей последующей деятельности также имеет место переформулирование и (или) формулировка новый целей. Это необходимо в тех случаях, когда выясняется неэффективность или ошибочность изначально сформулированных целей. При этом целеполагание выступает не первым этапом управления, а в известном смысле является следствием иных управленческих функций.
Во-вторых, специфической обязанностью руководителя является постановка целей перед исполнителями, что также включено в весь процесс организационного функционирования. Далее, по своему содержанию функция целеполагания — это сложный и развернутый во времени процесс, имеющий свои специфические закономерности, не свойственные иным управленческим функциям. Наконец, иногда функция це-лепогалания используется в качестве основы для организации всего управления, его своеобразного механизма — в методе «управления по целям» (management by objectives — МВО).
В теории управления общая
характеристика цели дается на основе
одного из главных положений системного
подхода, согласно которому она понимается
в качестве системообразующего
фактора организаций. Это означает, что
именно цель определяет общую направленность
деятельности организации, ее состав
(как подразделений, так и персонала) и
структуру, регулирует характер существующих
в организации взаимосвязей между ее компонентами,
а также интегрирует их в согласованную
систему. Кроме того, она выступает и основой
для критериев выработки наиболее важных,
стратегических решений в организации, определяет содержание
планирования. Характер целей значимо
влияет и на общий имидж организации. Цель
оказывает существенное влияние на деятельность организации,
поскольку определяет главные приоритеты
ее функционирования. Реализация функции целеполагания
начинается с определения наиболее общей
цели организации, выступающей основой
для всей ее деятельности. Для определения этой наиболее
общей цели используются понятия «философия
компании», «политика фирмы» и чаще всего
«миссия организации».
Миссия детализирует статус организации,
декларирует ее главные задачи и определяет
общие направления ее деятельности и руководства
ею. Роль миссии поэтому очень велика, особенно в условиях
свободной рыночной экономики, когда хозяйствующие
субъекты ставятся перед необходимостью
самостоятельного ее выбора. Наоборот, при централизованном
управлении цели и задачи организаций
жестко устанавливались, диктовались
сверху — через систему основных плановых заданий. Собственно
говоря, само отсутствие свободы в выборе
миссии и явилось одной из важных причин
неэффективности прежней системы управления в нашей стране,
обусловившей ее распад. Наличие у организаций
такой свободы является залогом эффективности
экономики в целом и ее жизнеспособности.
В науке управления отсутствуют однозначные
«рецепты» определения миссии организации,
хотя выполнение одного, наиболее общего
правила считается обязательным. Оно состоит в
том, что в качестве миссии организации
не должно формулироваться получение
ею прибыли, хотя, безусловно, именно она составляет необходимый компонент
ее целей, задач бизнеса как такового.
Миссия должна включать формулировку
более общих и широких, социально значимых целей. Прибыль представляет
собой внутреннюю проблему организации.
Но поскольку любая организация, особенно
крупная, является социальной и открытой системой, она сможет
выжить, если будет удовлетворять какую-либо
потребность, находящуюся вне ее.
Итак, миссия организации
является своеобразным фундаментом
для последующей реализации функции
целеполагания — для
Практика стратегического планирования западных фирм показала, что количество показателей целеполагания и их конкретный набор зависит от нескольких факторов:
Поэтому при составлении стратегического плана развития предприятия, функционирующего в рамках отечественной экономики, набор показателей целеполагания также не может быть определен однозначно как приемлемый для всех хозяйствующих субъектов.
Что касается временного горизонта целей, то он совпадает с горизонтом стратегического плана, поскольку последний и направлен на их достижение. При этом учитывается уже упомянутое положение, что чем выше уровень иерархии в системе управления предприятием, глубже период целеполагания. Поэтому обычно считается, что цели на уровне предприятия в целом (высшее руководство) устанавливаются на 3-5 лет, цели подразделений устанавливаются на период от года до трех, оперативные цели считаются краткосрочными и устанавливаются сроком до одного года.
Сформулированные цели развития предприятия должны удовлетворять требованиям, которые можно считать некоторыми ограничениями на процесс целеполагания. К общим требованиям (требованиям с точки зрения предприятия в целом) можно отнести следующие.
Достижимость. Желаемое состояние, которого предприятие должно достигнуть через определенный промежуток времени, не может устанавливаться нереалистичным, поскольку процесс реализации целевых установок чаще всего и прежде всего связан с распределением ключевых ресурсов предприятия.
Гибкость. В условиях рынка любой хозяйствующий субъект действует в условиях большой неопределенности, что предполагает некоторые возмущения внешней окружающей среды и изменения внутренних условий (например, мотивации руководства). Поэтому установленные цели должны иметь способность к некоторой адаптации (точнее, данная адаптация должна быть заложена в них заранее) к возможным изменениям, носящим несущественный характер.
Измеримость. Данный вопрос уже обсуждался ранее, поэтому еще раз отметим, что желательно, чтобы каждая качественная характеристика цели имела бы количественное наполнение.
Стимулирование на достижение желаемого состояния. Формулировки целей развития предприятия должны иметь стимулирующий характер как для всей организации в целом (достижение конкурентоспособности продукции, устойчивое положение на рынке сбыта и т. д.), так и для каждого работника (вознаграждение, зависящее от роста объема продаж, нормы прибыли и т. д.).
Иерархичность построения целей развития. Данный аспект целеполагания уже был ранее достаточно подробно рассмотрен, особенно обращалось внимание на то, чтобы сформированная цель развития предприятия соответствовала тому уровню иерархии, на котором она будет реализовываться (т. е. соответствовала уровню Распоряжения ресурсами).
Четкость формулировок в
плане понимания членами
Г. Гринли предлагает следующую принципиальную схему процедуры формулирования целей развития предприятия (рис. 1). Важным моментом, положенным в основу такой процедуры, является то, что целеполагание осуществляется людьми в рамках процедуры стратегического управления. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:
Рис. 1. Процедура формирования целей развития предприятия
а) цели должны быть системны и описывать предприятие как систему в целом (системное рассмотрение);
б) целеполагание осуществляется в рамках организационной структуры предприятия, что означает наличие целеполагания на каждом уровне иерархии и, следовательно, их согласование, дополнение, уточнение. В зависимости от типа предприятия, уровня планово-аналитической работы и качества управленческой деятельности возможны три схемы согласования и выработки целей, адекватных схемам стратегического планирования.