Миссия предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном счете – производителей и потребителей. Он состоит из огромного числа производственных, финансовых, информационных, коммерческих структур, которые взаимодействуют в рамках принятого в стране правового поля.
Фирмы и государственные учреждения являются структурными составляющими главной сферы человеческой деятельности в области экономики. Основные субъекты хозяйственной деятельности взаимодействуют между собой, совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов, доходов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Сущность и роль целеполагания в планировании деятельности
предприятия……………………………………………………………………5
Характеристика факторов влияющих на выбор целей предприятия…..…8
Этапы, функции, задачи и методы прогнозирования ……………………..13
Анализ иерархической системы целей предприятия ……………………...38
Анализ факторов влияющих на формирование и достижение целей…….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………………………………………..46

Файлы: 1 файл

кур.docx

— 95.73 Кб (Скачать файл)

Ко второму виду относятся содержательные вопросы, требующие свернутого ответа не в количественной форме. Вопросы, требующие ответа в свернутой  форме, могут быть трех типов: дизъюнктивные; конъюнктивные; импликативные.

Вопросы, требующие содержательного  ответа в свернутой форме, характеризуются  наиболее сложной процедурой их формирования в анкету. Анкета в окончательном  виде получается в результате трехэтапной  итерации. На первом этапе прогнозист тщательно изучает результат  работы (доклад) группы экспертов (метод  комиссий) над определенной системой. Итогом изучения является формулировка первого варианта вопросника, который  на втором этапе рассылается председателям  соответствующих комиссий для корректировки  и уточнения. В результате получается второй вариант вопросника. На третьем  этапе вопросы группируются по темам  и в определенном порядке внутри тем. Окончательный вариант вопросника приобретает форму таблиц экспертных оценок.

К третьему виду относятся вопросы, требующие ответа в развернутой  форме, которые, в свою очередь, делятся  на два типа:

1) вопросы с формой ответа  в виде перечня сведений о  предмете;

2) вопросы с формой ответа  в виде перечня аргументов, подтверждающих  или отвергающих тезис, содержащийся  в вопросе .

Вопросы, требующие содержательного  ответа в развернутой форме, определяются путем двухэтапной итерации. Первый этап — прогнозист обращается к  экспертам с просьбой сформулировать наиболее перспективные и наименее разработанные проблемы. На втором этапе из всех названных проблем  выбираются лишь имеющие непосредственное отношение к объекту прогноза и принципиально разрешимые.

После того как все вопросы уточнены и сведены по тематическим признакам  в соответствующие разделы анкет  или таблиц, переходят к работе с экспертами, анализу и обработке  экспертных оценок.

Метод Дельфи

Метод Дельфи (иногда дельфийский  метод) появился в 1950-1960 годы для анализа  планов атомной войны США (разработан корпорацией RAND, авторами считаются Olaf Helmer, Norman Dalkey, и Nicholas Rescher ). Имя заимствовано от Дельфийского Оракула.

Является методом экспертного  оценивания. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.

Суть этого метода в том, чтобы  с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального  консенсуса при определении правильного  решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими  методами.

Базовым принципом метода является то, что некоторое количество независимых  экспертов (часто несвязанных и  не знающих друг о друге) лучше  оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных  позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой  и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном месте (например, посредством электронной почты)

Субъекты:

- группы исследователей, каждый  из которых отвечает индивидуально  в письменной форме.

- организационная группа — сводит  мнения экспертов воедино.

Этапы:

1. Предварительный:

- подбор группы экспертов —  чем больше, тем дольше — до 20.

2. Основной:

- постановка проблемы — экспертам  рассылается вопрос и предлагается  его разбить на подвопросы. Организационная  группа отбирает наиболее часто  встречающиеся. Появляется общий  опросник.

- этот опросник рассылается  экспертам. Их спрашивают —  можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли Информации; есть  ли дополнительная Информация  по вопросу? В итоге — 20 вариантов  ответов, где есть дополнительные  аспекты, запрос Информации, предоставленная  Информация. На этой основе составляется  следующий опросник.

- улучшенный опросник вновь  рассылается экспертам, которым  теперь надо дать свой вариант  решения, а также рассмотреть  наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему  по аспектам: эффективность, обеспеченность  ресурсами, в какой степени  соответствует изначальной постановке  задачи. Таким образом выявляются  преобладающие суждения экспертов,  сближаются их точки зрения. Всех  экспертов знакомят с доводами  тех, чьи суждения сильно выбиваются  из общего русла. После этого  все эксперты могут менять  мнение, а процедура повторяется.

- итерации повторяются, пока  не будет достигнута согласованность  между экспертами, или не будет  установлено отсутствие единого  мнения по проблеме. Изучение  причин расхождений в оценках  экспертов позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и зафиксировать внимание на вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. В соответствии с этим и вырабатывается окончательная оценка и практические рекомендации. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно рознятся - то больше.

3. Аналитический:

- проверка согласованности мнений  экспертов, анализ полученных  выводов и разработка конечных  рекомендаций.

Технические недостатки:

- время проведения зависит от  средств коммуникации экспертов;

- опрашиваемые должны уметь  хорошо излагать свои мысли,  так как данный метод основан  на получении информации в  письменной форме, в противном  случае обработка затрудняется4

- анкетируемые должны обладать  высоким уровнем мотивации, так  как отсутствует поощрение за  заполнение анкет.

 

 

 

Прогноз является оптимальным, если из множества прогнозных вариантов  научно-технического развития выбираются оптимальные по некоторому критерию.

 

 

  1. Анализ иерархической системы целей предприятия 

В любой крупной организации, имеющей несколько различных  структурных подразделений и  несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой  декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.

Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:

•цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной  интервал достижения;

•цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для  достижения целей более высокого уровня.

Например, краткосрочные  цели выводятся из долгосрочных, являются их конкретизацией и детализацией, «подчинены» им и определяют деятельность организации в ближайшей перспективе. Краткосрочные цели как бы устанавливают  вехи на пути достижения долгосрочных целей. Именно посредством достижения краткосрочных целей организация  шаг за шагом продвигается в направлении  достижения своих долгосрочных целей.

Иерархия целей играет очень важную роль, так как она  устанавливает «связность» организации  и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей  верхнего уровня. Если иерархия целей  построена правильно, то каждое подразделение, достигая своих целей, вносит необходимый  вклад в достижение целей организации  в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ факторов влияющих на формирование и достижение целей

Организации следят за внешней  обстановкой с целью выявить  и использовать ее благоприятные  возможности для достижения корпоративных  целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением  внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые  в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так  и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Первым шагом по анализу  факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политических и технологических  тенденциях в изменениях среды существования  организаций. Для этого часто  назначают отдельных сотрудников  в организации или приглашают внешних консультантов, перед которыми ставится специальная задача следить  за различными источниками информации, такими как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, библиотеки, научные исследования, ведущиеся в университетах и  НИИ, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др. Эти специалисты  представляют периодические обзорные доклады руководству отвечающему  за организацию исследований факторов внешней среды. В крупных организациях такая работа ведется постоянно.

 После того как собранная информация будет оценена, возникшие вопросы обсуждаются на встречах с управляющими, задачей которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, – разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Например, анализ среды может определить возможный рост базовых ставок процента, и в результате ключевым показателем эффективности могло бы стать сокращение объемов заемных средств организации. Управляющие высшего звена определяют приоритет этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широко распространяется и организации. Классификация факторов внешней среды. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:

-политические и правовые; 
-экономические; 
-социальные и культурные; 
-технологические. 
Они представляют части комплексного анализа среды. 
Политические и правовые факторы. Различные факторы законодательного и государственного характера могут влиять на уровень существующих возможностей и угроз в деятельности организации. Национальные и иностранные правительства могут быть для ряда организаций основными регуляторами их деятельности, источниками субсидий, работодателями и покупателями. Это может означать, что для данных организаций оценка политической обстановки может быть наиболее важным аспектом анализа внешней среды. Такая оценка осуществляется через детализацию политических и правовых факторов, воздействующих на организацию. Такими факторами могут быть изменения в налоговом законодательстве, расстановка политических сил, отношения между деловыми кругами и правительством, патентное законодательство, законодательство об охране окружающей среды, правительственные расходы, антимонопольное законодательство, денежно-кредитная политика, государственное регулирование, федеральные выборы, политические условия в иностранных государствах, размеры государственных бюджетов, отношения правительства с иностранными государствами.

Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом  законодательстве. Другие – только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например, антимонопольное законодательство. Третьи –существенны, прежде всего, для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в Государственную Думу. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации. 

 Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста.

 При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие. Рассмотрим важнейшие из них. Ставка процента в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии высоких ставок процента. 

Организации, рассматривающие  планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения  ссуд, очевидно, будут следить за уровнем ставки процента и ее влиянием на цену капитала. Поэтому ставка процента будет оказывать прямое воздействие  на потенциальную привлекательность  различных стратегий.

 Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость рубля по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в России, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз для организации, создаваемых иностранными конкурентами.

Информация о работе Миссия предприятия