Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 18:48, курсовая работа
Рыночная экономика представляет собой сложный механизм взаимодействия спроса и предложения, а в конечном счете – производителей и потребителей. Он состоит из огромного числа производственных, финансовых, информационных, коммерческих структур, которые взаимодействуют в рамках принятого в стране правового поля.
Фирмы и государственные учреждения являются структурными составляющими главной сферы человеческой деятельности в области экономики. Основные субъекты хозяйственной деятельности взаимодействуют между собой, совершают непрерывный кругооборот ресурсов, продуктов, доходов.
Введение………………………………………………………………………..3
Сущность и роль целеполагания в планировании деятельности
предприятия……………………………………………………………………5
Характеристика факторов влияющих на выбор целей предприятия…..…8
Этапы, функции, задачи и методы прогнозирования ……………………..13
Анализ иерархической системы целей предприятия ……………………...38
Анализ факторов влияющих на формирование и достижение целей…….39
Заключение……………………………………………………………………….45
Список используемых источников……………………………………………..46
Ко второму виду относятся содержательные вопросы, требующие свернутого ответа не в количественной форме. Вопросы, требующие ответа в свернутой форме, могут быть трех типов: дизъюнктивные; конъюнктивные; импликативные.
Вопросы, требующие содержательного
ответа в свернутой форме, характеризуются
наиболее сложной процедурой их формирования
в анкету. Анкета в окончательном
виде получается в результате трехэтапной
итерации. На первом этапе прогнозист
тщательно изучает результат
работы (доклад) группы экспертов (метод
комиссий) над определенной системой.
Итогом изучения является формулировка
первого варианта вопросника, который
на втором этапе рассылается
К третьему виду относятся вопросы, требующие ответа в развернутой форме, которые, в свою очередь, делятся на два типа:
1) вопросы с формой ответа в виде перечня сведений о предмете;
2) вопросы с формой ответа
в виде перечня аргументов, подтверждающих
или отвергающих тезис,
Вопросы, требующие содержательного ответа в развернутой форме, определяются путем двухэтапной итерации. Первый этап — прогнозист обращается к экспертам с просьбой сформулировать наиболее перспективные и наименее разработанные проблемы. На втором этапе из всех названных проблем выбираются лишь имеющие непосредственное отношение к объекту прогноза и принципиально разрешимые.
После того как все вопросы уточнены
и сведены по тематическим признакам
в соответствующие разделы
Метод Дельфи
Метод Дельфи (иногда дельфийский
метод) появился в 1950-1960 годы для анализа
планов атомной войны США (разработан
Является методом экспертного оценивания. Особенности: заочность, многоуровневость, анонимность.
Суть этого метода в том, чтобы
с помощью серии
Базовым принципом метода является
то, что некоторое количество независимых
экспертов (часто несвязанных и
не знающих друг о друге) лучше
оценивает и предсказывает
Субъекты:
- группы исследователей, каждый
из которых отвечает
- организационная группа —
Этапы:
1. Предварительный:
- подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.
2. Основной:
- постановка проблемы —
- этот опросник рассылается
экспертам. Их спрашивают —
можно ли добавить ещё что-то;
достаточно ли Информации; есть
ли дополнительная Информация
по вопросу? В итоге — 20 вариантов
ответов, где есть
- улучшенный опросник вновь
рассылается экспертам,
- итерации повторяются, пока
не будет достигнута
3. Аналитический:
- проверка согласованности
Технические недостатки:
- время проведения зависит от
средств коммуникации
- опрашиваемые должны уметь хорошо излагать свои мысли, так как данный метод основан на получении информации в письменной форме, в противном случае обработка затрудняется4
- анкетируемые должны обладать
высоким уровнем мотивации,
Прогноз является оптимальным, если из множества прогнозных вариантов научно-технического развития выбираются оптимальные по некоторому критерию.
В любой крупной организации, имеющей несколько различных структурных подразделений и несколько уровней управления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозицию целей более высокого уровня в цели более низкого уровня.
Специфика иерархического построения целей в организации обусловлена тем, что:
•цели более высокого уровня всегда носят более широкий характер и имеют более долгосрочный временной интервал достижения;
•цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.
Например, краткосрочные
цели выводятся из долгосрочных, являются
их конкретизацией и детализацией,
«подчинены» им и определяют деятельность
организации в ближайшей
Иерархия целей играет
очень важную роль, так как она
устанавливает «связность»
Организации следят за внешней обстановкой с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого добиваются пристальным изучением внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.
Первым шагом по анализу
факторов внешней среды является
сбор информации о социальных, экономических,
политических и технологических
тенденциях в изменениях среды существования
организаций. Для этого часто
назначают отдельных
После того как собранная информация будет оценена, возникшие вопросы обсуждаются на встречах с управляющими, задачей которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, – разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Например, анализ среды может определить возможный рост базовых ставок процента, и в результате ключевым показателем эффективности могло бы стать сокращение объемов заемных средств организации. Управляющие высшего звена определяют приоритет этих показателей и составляют список наиболее важных факторов успеха, который передается в подразделения и широко распространяется и организации. Классификация факторов внешней среды. Основные факторы внешней среды, воздействующие на поведение организации, могут быть разделены на четыре крупные группы:
-политические и правовые;
-экономические;
-социальные и культурные;
-технологические.
Они представляют части комплексного
анализа среды.
Политические и правовые факторы. Различные
факторы законодательного и государственного
характера могут влиять на уровень существующих
возможностей и угроз в деятельности организации.
Национальные и иностранные правительства
могут быть для ряда организаций основными
регуляторами их деятельности, источниками
субсидий, работодателями и покупателями.
Это может означать, что для данных организаций
оценка политической обстановки может
быть наиболее важным аспектом анализа
внешней среды. Такая оценка осуществляется
через детализацию политических и правовых
факторов, воздействующих на организацию.
Такими факторами могут быть изменения
в налоговом законодательстве, расстановка
политических сил, отношения между деловыми
кругами и правительством, патентное законодательство,
законодательство об охране окружающей
среды, правительственные расходы, антимонопольное
законодательство, денежно-кредитная
политика, государственное регулирование,
федеральные выборы, политические условия
в иностранных государствах, размеры государственных
бюджетов, отношения правительства с иностранными
государствами.
Некоторые из этих факторов воздействуют на все коммерческие организации, например, изменения в налоговом законодательстве. Другие – только на небольшое количество фирм, действующих на рынке, например, антимонопольное законодательство. Третьи –существенны, прежде всего, для политических организаций, например, расстановка политических сил или результаты выборов в Государственную Думу. Однако в той или иной мере, прямо или опосредованно, политические и правовые факторы воздействуют на все организации.
Экономические факторы. Существует множество экономических факторов, которые могут воздействовать на организацию. Например, такие, как насколько доступен кредит, какое влияние оказывают курсы обмена валют, сколько придется заплатить налогов, и многие другие. На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос на товары и услуги организаций, а более благоприятные — могут обеспечить предпосылки для его роста.
При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые другие. Рассмотрим важнейшие из них. Ставка процента в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг. Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии высоких ставок процента.
Организации, рассматривающие
планы расширения, которые должны
финансироваться за счет получения
ссуд, очевидно, будут следить за
уровнем ставки процента и ее влиянием
на цену капитала. Поэтому ставка процента
будет оказывать прямое воздействие
на потенциальную
Курсы обмена валют определяют стоимость рубля по отношению к стоимости денежных единиц других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость рубля по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в России, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость рубля повышается, то импорт становится относительно недорогим, что, в свою очередь, повышает уровень угроз для организации, создаваемых иностранными конкурентами.