Обзор российского рынка общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данного курсового проекта будет достигнута путем решения поставленных задач.
Основными задачами курсового проекта являются:
Рассмотреть теоретические аспекты дисциплин «Управление проектами».
проанализировать рынок общепита ;
обосновать целесообразность проекта открытия кафе «Лотос», определить его длительность, стоимость и возможные риски.

Файлы: 1 файл

Курсовая!.docx

— 177.65 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная концепция управления проектом базируется на понятии «проект», который выступает не только как объект управления, обладающий специфическими чертами, но и как базовое свойство управления проектом.

Проект представляет собой открытую систему из совокупности связанных между собой работ, которая взаимодействует с окружающей средой, получая от нее необходимые ресурсы и предоставляя полученные результаты.

Объектом исследования курсового проекта является рынок сферы общепита, или как его еще называют, ресторанный бизнес. Предметом исследования является проект реализации кафе «Лотос». Целью курсового проекта является разработка и обоснование проекта открытия кафе «Лотос» в г. Новосибирске.

Цель данного курсового проекта будет достигнута путем решения поставленных задач.

Основными задачами курсового проекта являются:

  • Рассмотреть теоретические аспекты дисциплин «Управление проектами».
  • проанализировать рынок общепита ;
  • обосновать целесообразность проекта открытия кафе «Лотос», определить его длительность, стоимость и возможные риски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ РЫНКА

1.1 Обзор российского рынка общественного питания

В настоящее время на рынке предприятий общественного питания России не разработана жесткая классификация заведений. В мировой практике существует множество принципов классификации ресторанов: по ассортименту, по квалификации персонала, по целевой аудитории, по ценовому уровню. 

В традиционной классификации, установленной ГОСТом Р 50762-95, рестораны делятся на три класса: люкс, высший и первый, каждому из которых соответствует определенный набор требований. Однако в современных условиях чаще используется несколько иная градация: элитные, рестораны для среднего класса (демократичные) и фаст-фуды.  
Кроме того, помимо обычных баров и кафе, в последние годы появился особый тип заведений общественного питания – кофейни.

Наиболее часто предприятия общественного питания сегментируют по ценовой политике (размеру среднего чека). В соответствии с этим делением на рынке существует 5 основных сегментов.

Таблица 1 - Сегментирование предприятий общественного питания по размеру среднего чека. 

Название

Средний чек

Street Food

100 рублей

Fast Food / QSR

250 рублей

Quick&Casual / Fast Casual

600 рублей

Casual Dining

500-1000 рублей

Fine Dining

свыше 1000 рублей


 

В структуре сетевого сегмента наибольшую долю по количеству заведений занимают заведения низкого ценового сегмента Street Food и Fast Food – 39% и 30% соответственно, демократичному ценовому сегменту принадлежит 31% рынка. В 2008 году в крупнейших городах России работало 393 российских и международных сетей заведений общественного питания (объединяющих под одним брендом 3 и более точки), а на 10 крупнейших сетей приходилось около 30% от общего количества сетевых заведений общественного питания, работающих на территории России 

В последние годы ресторанный бизнес привлекал все больше инвесторов из самых разных сфер бизнеса. В условиях экономического роста страны и благосостояния населения рынок был достаточно привлекательным. Значительную долю среди открывающихся ресторанов в последнее время занимают японские суши-бары. Для предприятий общественного питания большое значение имеет наличие так называемого «якоря», обеспечивающего постоянный поток клиентов. Именно поэтому большая часть ресторанов расположена в центральных районах, что объясняется привлекательностью центра города для времяпрепровождения жителей и гостей города.  
 Однако в ресторанном бизнесе есть и отрицательные стороны. Так, в России отсутствует серьезный рыночный опыт в ресторанной сфере и многолетние традиции. Кроме того, нет наработанной методологической базы, помогающий вести бизнес. 

Эксперты отмечают, что среднедушевые затраты на ресторанные услуги в России значительно ниже аналогичных показателей других стран. К примеру, в 2007 году в России среднедушевые затраты на питание вне дома составили чуть менее 4 тыс. руб. на одного человека в год. Это значительно меньше, чем в США (38 тыс. руб. на 2005 год), Франции (25 тыс. руб. на 2005 год) и Германии (12 тыс. руб. на 2005 год). Такое отставание показателей России свидетельствует о высоком потенциале ресторанного рынка и его недостаточной насыщенности.

 

 

 

 

 

Диаграмма 1 - Среднедушевые затраты на питание вне дома в разных странах, тыс. руб. на одного человека в год

 

Структура рынка менялась на разных этапах его развития. На протяжении первой половины 1990-х годов безусловными лидерами рынка были киоски и палатки, а также дорогие рестораны. И это точно соответствовало структуре общества, которое делилось на очень богатых и очень бедных. 

Последовавший продолжительный экономический рост повысил благосостояние и жизненный уровень среднего класса, который начал активно наверстывать упущенное. В результате, в последние годы и вплоть до начала мирового финансового кризиса, основной вклад в развитие рынка вносили предприятия демократичного сегмента: кофейни, casual dinning рестораны, fast casual рестораны.  
 При этом наиболее динамично развивался сегмент фаст-фуда, а его ежегодный рост, по оценкам DISCOVERY Research Group, составлял 20-27%. В свою очередь сегмент элитных ресторанов замедлил темпы роста.  
Наблюдалась также тенденция активного роста рынка в регионах, поскольку наладить бизнес в Москве сейчас уже достаточно сложно из-за нарастающей конкуренции, высоких арендных ставок и недостатка квалифицированных кадров. Таким образом, Москва на несколько лет опережает в развитии другие регионы, и уже успела пройти фазу интенсивного роста. В связи с этим, темпы роста московского рынка в 2007 году уже оказались ниже аналогичного показателя для России

Эксперты отмечают, что в последние годы темпы роста сохранялись на высоком уровне, поскольку в России рынок общественного питания еще не достиг стадии насыщения.

 В  первом квартале 2009 года рынок  вырос незначительно по сравнению  с аналогичным показателем предыдущего  года. Темпы роста составили всего 8,4%, последние 9 лет этот показатель  держался на уровне 30%.

По данным исследовательской компании "Комкон", в первом квартале 2009 года рестораны регулярно посещали 14,7% москвичей, а в тот же период годом раньше — 21,3% (рисунок 3). Посетители даже самых-самых ресторанов тем временем начали экономить на еде. Стратегия гурмана заключается в том, чтобы переходить на более дешевые аналоги европейских вин из Чили или Австралии. А вместо выдержанного коньяка можно выпить и водки — уже на алкоголе чек сокращается вдвое. Тот тренд, что модно быть дорогим, прошел. Теперь посетители больше внимания будут уделять качеству кухни

Тем самым, можно сделать следующие выводы:

В последние годы ресторанный бизнес является достаточно перспективным. Все больше людей предпочитает питаться не дома, а посещать какие-либо кафе или закусочные.

Развитие рынка активнее идет в регионах. Все большую долю среди открывающихся ресторанов стали занимать необычные ранее для нашей страны кофейни, пиццерии, японские суши-бары и другие заведения.

Успех в конкурентной борьбе во многом зависит от месторасположения, ценовой политики, концепции и квалификации ресторана.

Основной рост оборота приходится на сегмент "быстрого питания" - наиболее доступный по ценам - и различные демократичные форматы в среднем ценовом сегменте. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УСТАВА И СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

2.1 Проектная заявка

Таблица 2 - Проектная заявка

Проектная заявка

Проект по вхождению и укреплению на рынке кафе «Лотос»

1

2

Руководитель проекта

Генеральный директор

Исходная ситуация

  1. Отсутствие дизайн-проекта кафе
  2. Отсутствие идеи концепции и идеи кафе
  3. Неграмотная подборка команды работников

Цели

  1. Разработать и изложить основные компоненты по управлению проектом открытия кафе

Основные задачи

  1. Разработать концепцию кафе
  2. Разработать организационную структуру кафе

Результат

Через четыре месяца после реализация проекта открытия, достичь роста оборота. Через 1.5-2 года (это средний срок окупаемости кафе) начать получать прибыль. Достичь рентабельности 40-50%.

Анализ рисков

  1. Производственные риски
  2. Коммерческие риски
  3. Финансовые риски
  4. Юридические риски
  5. Форс-мажорные риски

Бюджет

До 150 тысяч руб.

Ограничения

Разработка проекта открытия кафе происходит с привлечением старт-ап менеджеров, дизайнеров.

Сроки, вехи

С 15.04.2014 по 15.07.2014

  1. Подготовить анализ рынка общепита г. Новосибирска 20.04.2014
  2. Разработать концепцию кафе 01.05.2013
  3. Разработать дизайн-проект кафе 10.07.2013

Заказчик: ООО «Лотос»


 

 

 

2.2 Стейкхолдеры

Стейкходеры (Stakeholders) - достаточно широкий круг лиц, имеющих отношение к предприятию.

Основными стейкхолдерами предприятия являются:

    • инвесторы
    • менеджеры предприятия
    • работники предприятия
    • поставщики
    • потребители (клиенты предприятия)

Таблица 3 – Анализ заинтересованных сторон

Список стейкхолдеров

Степень поддержки /

противодействия

Интересы / Мотивы

Сила влияния

Область влияния лидера

1.

Инвесторы / Собственник

+4

Рост выручки, увеличение доли рынка, количество осваиваемой новой продукции, чистая рентабельность

5

1

2.

Топ менеджеры предприятия

+3

Увеличение доли рынка, рост выручки, чистая рентабельность, прибыль, удельный весь постоянных расходов

5

2

3.

Работники предприятия

(персонал)

0

Уровень среднемесячной з/п, доля постоянной части в з/п, доля затрат на обучение и подготовку в издержках, уровень соблюдения положений в безопасности труда

2

3

4.

Поставщики

+4

 

3

2

5.

Потребители

+1

Цена продукции, рост уровня качества продукции/обслуживания, комфорт, дизайн

3

2


 

 

 

Диаграмма 1 - Матрица «Поддержка X Сила влияния»

 

Все заинтересованные лица можно отнести к четырем категориям:

    • двигатель;
    • сторонник;
    • колеблющийся;
    • тормозящий.

В данном проекте к двигателям можно отнести – собственников и топ-менеджеров, к сторонникам – поставщиков, колеблющимся – потребителя и персонал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Организационная структуры предприятия и проектной группы

Мы выбираем проектно-матричную структуру управления. Преимущества проектно-матричной структуры:

  • Лучшая ориентация на проектные (или программные) цели и задачи;
  • Возможность принятия руководителем инновационного проекта быстрых, квалифицированных, творческих решений.
  • Более эффективное текущее управление, возможность снижения расходов и повышения эффективности использования ресурсов;
  • Более гибкое и эффективное использование персонала организации, специальных знаний и компетентности сотрудников;
  • Любая работа организационно оформляется, назначается одно лицо - "хозяин" процесса, служащее центром сосредоточения всех вопросов, касающихся проекта или целевой программы;

Сокращается время реакции на нужды проекта или программы, т. к. созданы горизонтальные коммуникации и единый центр принятия решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Раскрытие содержания изменений

В процессе создания проекта кафе, необходимо учитывать следующее:

  • Ориентация на потребителя, на образ потенциального посетителя кафе.
  • Концепция заведения.
  • Соответствие дизайна интерьера кафе образу посетителя и концепции заведения.
  • Четкая планировка помещения.

Наш потенциальный потребитель это человек (современный менеджер, студент ) имеющий доход от 15 до 30 тысяч рублей в месяц. Для которого при решение вопроса «куда пойти?» в равной степени играет дизайн интерьера, качество кухни и качество обслуживание. Человек, который готов потратить за посещение от 200-300 рублей. Следовательно целевой аудиторией нашего заведения являются - молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет любых профессий, учащиеся  и работающие. Люди, не желающие тратить время на приготовление пищи.

Любая концепция ресторана должна строиться на основной идее, которая выражает суть проекта. Идея — это только первоначальная стадия концепции кафе, а сама концепция — подробный план реализации этой идеи. Этот план призван тщательным образом разработать все составляющие элементы функционирования кафе.

Основная идея нашего кафе - кафе должно предоставить полный спектр услуг по обслуживанию гостей в Новосибирске (вкусно и недорого поесть; посмотреть спортивные новости и состязания, познавательные и музыкальные передачи; провести совместные вечера с друзьями, воспользоваться интернетом, сыграть в X-box). Соответственно наше кафе можно отнести к формату Quick & Casual / Fast Casual, где средний чек составляет 200-500 рублей. За основу концепции данного проекта Casual Cafe предполагает создание и открытие кафе среднего класса площадью 250 кв.м. на 50 посадочных мест.

Информация о работе Обзор российского рынка общественного питания