Организация и совершенствование ключевых бизнес-процессов организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

1. Теоретические основы процессного подхода
1. 1. Определение и сущность процессного подхода
1.2. Классификация и виды бизнес-процессов
1.3. Методология реализации бизнес-процессов
2. Оценка организации бизнес-процессов барышского «Деревообрабатывающего Завода»
2.1. Характеристика объекта исследования
2.2. Анализ архитектуры бизнес-процессов
2.3 Диагностика ключевого бизнес-процесса
3. Рекомендации по совершенствованию бизнес-процессов
3.1. Пути реализации процессного подхода
3.2. Возможности автоматизации структуры бизнес-процессов
3.3. Механизм оптимизации бизнес-процесса

Файлы: 1 файл

strakh_bozhy.docx

— 467.44 Кб (Скачать файл)

Организация и совершенствование  ключевых бизнес-процессов организации

1. Теоретические основы  процессного подхода

1. 1. Определение и сущность  процессного подхода

1.2. Классификация и виды  бизнес-процессов

1.3. Методология реализации  бизнес-процессов

2. Оценка организации  бизнес-процессов  барышского «Деревообрабатывающего Завода»

2.1. Характеристика объекта  исследования

2.2. Анализ архитектуры  бизнес-процессов

2.3 Диагностика ключевого  бизнес-процесса

3. Рекомендации по совершенствованию  бизнес-процессов

3.1. Пути реализации процессного подхода

3.2. Возможности  автоматизации структуры бизнес-процессов

3.3. Механизм оптимизации бизнес-процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сложная и динамичная внешняя  среда требует от предприятий постоянного совершенствования своих систем управления и информационных систем их поддержки. При этом возможны различные варианты организации менеджмента. В последнее время для создания эффективной системы управления предприятием достаточно широко используется процессный подход, на многих предприятиях во всем мире осуществляется переход от функциональной организации производства к процессной. На российских предприятиях продолжает доминировать структурный подход к организации.

Структурный подход основан на использовании, как правило, иерархической организационной структуры. При этом управление деятельностью осуществляется по структурным элементам (бюро, отделам, департаментам, цехам и т.п.), а взаимодействие структурных элементов — через соответствующих должностных лиц. Недостатками структурного подхода к организации и управлению деятельностью предприятия являются:

  • разбиение технологий выполнения работы на отдельные, как правило, не связанные между собой фрагменты, которые выполняются различными структурными элементами организационной структуры;
  • отсутствие конкретного лица, ответственного за конечный результат и контроль над технологией;
  • отсутствие цельного описания технологий выполнения работы;
  • отсутствие ориентации на внешнего клиента, а также внутренних потребителей промежуточных результатов деятельности;
  • высокие накладные расходы, как правило, непонятного происхождения;
  • низкая эффективность информационной поддержки управления, обусловленная автоматизацией деятельности отдельных структурных элементов.

Процессный подход ориентирован, в первую очередь, не на организационную структуру предприятия, а на бизнес-процессы, конечными целями которых является создание продуктов или услуг, представляющих ценность для внешних или внутренних потребителей. Процессный подход подводит к необходимости реорганизации деятельности — перехода на ресурсосберегающую организационную структуру. Основными чертами такой реорганизации являются:

  • сокращение количества уровней принятия решения;
  • сочетание целевого управления с групповой организацией труда;
  • широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
  • повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;
  • автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.
  •  
    1. Определение и сущность процессного подхода

 

Под процессным подходом к организации  и управлению деятельностью предприятия (рис. 1.1) понимается ориентация:

  • деятельности предприятия на бизнес-процессы;
  • системы управления предприятия на управление как каждым бизнес-процессом в отдельности, так и всеми бизнес-процессами предприятия;
  • системы менеджмента качества предприятия на обеспечение качества технологии выполнения бизнес-процессов.

 

Организационная культура

Процессная

система

качества

Процессная  система качества


Процессная  система управления


бизнес-процесы



 

 

Рисунок 1.1 Основные элементы процессного подхода

 

В рамках процессного подхода  любое предприятие рассматривается как бизнес-система, которая представляет собой связанное множество бизнес-процессов, конечными целями которых является выпуск продукции или услуг. М.Хаммер и ДжЛампи определяют бизнес-процесс «как совокупность различных видов деятельности, в рамках которой «на входе» используются один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».

Можно определить бизнес-процесс  как последовательность действий по преобразованию информации и принятию решений для производства и реализации продукции (услуг). Основной бизнес-процесс  непосредственно относится к  производству продукции, вспомогательный бизнес-процесс обслуживает основной бизнес-процесс или снижает затраты ресурсов для его реали зации. Бизнес-процесс в отличие от производственного процесса включает в себя движение информации и издержки на ее преобразование и передачу. Ниже приводятся его основные характеристики.


Каждый бизнес-процесс  имеет свои границы (рис. 1.2) и определенные роли. На рис. 1.2 представлены следующие типы клиентов бизнес-процесса:

  • первичные клиенты (получают первичный выход);
  • вторичные клиенты (находятся вне процесса и получают вторичные выходы);
  • косвенные клиенты (следующие в цепочке после первичного клиента);
  • внешние клиенты (вне предприятия);
  • внешние косвенные клиенты (потребители).

 

Рис. 1.21 Границы бизнес-процессов

В процессе деятельности бизнес-системы за счет выполнения бизнес-процессов осуществляется достижение определенной совокупности целей. В свою очередь бизнес-процессы реализуют бизнес-функции предприятия. Под бизнес-функцией понимают вид деятельности предприятия. Множество бизнес-функций представляют собой иерархическую декомпозицию функциональной деятельности предприятия - дерево функций. На рис. 1.3 представлен пример дерева функций.

Бизнес-функции связаны с показателями деятельности предприятия, из которых  также можно построить дерево показателей.

 

Рис. 1.3. Дерево функций

 

Эти показатели затем образуют систему показателей оценки эффективности выполнения бизнес-процессов. Как правило, владельцы бизнес-процессов контролируют подведомственные им бизнес-процессы с помощью данной системы показателей. Наиболее общими показателями оценки эффективности бизнес-процессов являются:

  • количество потребителей продукции;
  • стоимость издержек производства продукции;
  • длительность выполнения типовых операций;
  • капиталовложения в производство продукции;
  • количество типовых операций, которые необходимо выполнить при производстве продукции за определенный интервал времени;
  • количество производимой продукции заданного качества, оплаченное за определенный интервал времени.

В соответствии с этим бизнес-процесс  представляется как некий объект и характеризуется понятиями, показанными на рис. 1.4.

 

 

Рис. 1.4. Структура бизнес-процесса

 

Основная цель бизнес-процесса — преобразование входа, т.е. входящих в процесс ресурсов, необходимых  для реализации процесса, в выход, т.е. результат, или продукцию процесса. Основной составляющей бизнес-процесса является функция преобразования. Она представляет собой совокупность подпроцессов, работ и операций, осуществляемых над входами для получения выходов. Процесс осуществляется с помощью определенного механизма (способа, технологии). Процесс происходит не сам по себе, он управляется (т.е. организуется, планируется, контролируется) и производится конкретным исполнителем (группой). В процессе задействован ряд участников (отдельных специалистов или групп). На входе участником процесса является также поставщик процесса — тот работник, который предоставляет входящие ресурсы.

Бизнес-процесс производится для  кого-то (для чего-то) — тот, 
кто потребляет результат процесса, является клиентом процесса. 
В принципе целью процесса является удовлетворение требований его клиентов. Процессы могут быть внешними или внутренними. Внешним называется процесс, имеющий вход и/или выход вне фирмы. Внутренним называется процесс, находящийся целиком в рамках одной организации.

Анализ процессов управления начинается с выявления процессов; в свою очередь, выявление процессов начинается с определения их границ. Границами процесса являются его входы и выходы. При этом первичные входы образуют начальную границу процесса, вторичные входы — верхнюю границу, первичные выходы — конечную границу и вторичные выходы — нижнюю границу процесса.

Управление бизнес-процессами в производстве исторически стало  первой областью успешного применения набора методов, которые в совокупности получили впоследствии название «процессный подход».

Различают качественные и  количественные параметры бизнес-процесса. Качественными параметрами процесса принято считать результативность, эффективность и адаптируемость. Результативность описывает соотношение полученного результата и того, чего хотят или ожидают заказчики. Эффективность показывает, как хорошо выполняются процессы. Адаптируемость свидетельствует о том, насколько хорошо процесс способен реагировать на изменения в окружающей среде.

К количественным параметрам бизнесс-процесса относятся производительность, длительность (или продолжительность), стоимость, количество входов и выходов. Производительность — это отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе. Длительность — это время, которое необходимо для выполнения процесса, или, другими словами, промежуток времени между началом процесса и его завершением. Стоимость процесса — это совокупность всех затрат в денежном исчислении, которые необходимо произвести для однократного выполнения процесса.

 

1.2. Классификация  бизнес-процессов

Одним из первых этапов построения процессной организаций и управления деятельностью предприятия является выделение и классификация бизнес-процессов. Для выделения бизнес-процессов целесообразно сформировать команду, в состав которой необходимо включить:

  • собственников предприятия;
  • топ-менеджеров;
  • специалистов, знающих проблемы и технологии предприятия;
  • претендентов в процессную команду;
  • внешних консультантов.

Наличие внешних консультантов  позволит использовать накопленный опыт и методики выделения и классификации бизнес-процессов.

Как правило, основу для классификации  бизнес-процессов составляют четыре базовые категории:

  • основные бизнес-процессы;
  • обеспечивающие бизнес-процессы;
  • бизнес-процессы развития;
  • бизнес-процессы управления.

Основные бизнес-процессы производят выходы процессов. Как правило, основных бизнес-процессов на предприятии немного, обычно не более десяти.

Обеспечивающие, или вспомогательные, бизнес-процессы снабжают ресурсами  все бизнес-процессы предприятия. В  отличие от основных количество обеспечивающих процессов достигает нескольких десятков.

На рис. 1.5 представлено взаимодействие основных и обеспечивающих бизнес-процессов. Понимание данного взаимодействия очень важно для определения доли обеспечивающих процессов в затратах на производство продукции или услуг и определения их истинной себестоимости.

 

 

Рис. 1.5. Взаимодействие бизнес-процессов

 

Процессы управления — это бизнес-процессы, которые охватывают весь комплекс функций управления на уровне каждого бизнес-процесса и бизнес-системы в целом. В основе построения: технологии выполнения процессов управления лежит концепций контроллинга, которая позволяет сформировать полный цикл yправления предприятием, начиная от стратегического планирования до анализа причин отклонений от плана и формирования управляющих воздействий.

К процессам развития, как правило, относятся процессы совершенствования производимого продукта или услуги, технологии, оборудования, а также инновационные процессы.

 

1.3. Реализация  процессного подхода

Для успешного руководства и  управления организацией необходимо, чтобы менеджмент — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией — осуществлялся систематически и наглядно. Одним из ключевых аспектов менеджмента является обеспечение наглядности («прозрачности») объекта управления (организации или системы) посредством его описания — точного, достаточного, лаконичного и 
удобного для восприятия и анализа.

Очевидно, что для сложных  систем практически невозможно получить единственное описание, отвечающее на все вопросы с точки зрения управления, пригодное для достижения всех ключевых целей. Являясь по своей природе многогранной по формам и содержанию представления, организация (система) как совокупность взаимосвязанных компонентов может быть описана в виде целого ряда самостоятельных, законченных «проекций», количество которых, кроме всего прочего, определяется целями менеджмента (рис. 1.6).

Например, одна и та же организация  может быть представлена как:

  • сеть процессов, с помощью которых она выполняет свою миссию;
  • совокупность источников и потоков информации и типов данных;
  • организационная структура;
  • инфраструктура (территории, здания, сооружения, коммуникации и т.д).

При создании моделей деятельности сначала описывают миссию (фундаментальные цели предприятия), затем дают характеристики основным стратегиям, которые позволяют этих целей достигнуть.

Информация о работе Организация и совершенствование ключевых бизнес-процессов организации