Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 23:57, курсовая работа
Себестоимость ремонтно-строительных работ является важнейшим экономическим показателем коллектива ООО трест «Татспецнефтехимремстрой», который оказывает существенное влияние на прибыль. Анализ себестоимости ремонтно-строительной организации начинают, как правило, с рассмотрения затрат на выполнения строительно-монтажных работ в сопоставлении с прошлым годом и с планом (сметой).
2. Анализ затрат на осуществление хозяйственной деятельности ООО трест «Татспецнефтехимремстрой»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ динамики и структуры затрат на проведение строительно-монтажных работ
2.3 Факторный анализ затрат на проведение строительно-монтажных работ
2.4 Анализ затрат в системе «директ-костинг»
3. Основные направления оптимизации и совершенствования системы управления затратами на предприятии
3.1 Затраты производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика
3.2 Современная парадигма управления затратами производства
3.2.1 Новые методы определения и регулирования затрат предприятия
3.2.2 Оптимизация и определения резервов снижения затрат ООО трест «Татспецнефтехимремстрой»
Накладные расходы содержат затраты, которые не могут быть прямо отнесены на себестоимость отдельных строительных объектов.
Из вышеприведенных таблиц видно, что в структуре накладных расходов происходит увеличение, то есть в 2004 году накладные расходы составляли 12%, в 2005 году – 18%. Значительное увеличение накладных расходов в 2005 году явно повлияло на общее увеличение затрат по всей строительно-монтажной организации.
Абсолютный перерасход накладных расходов в 2005 году в целом по организации составил 148 млн. рублей по отношению с 2004 годом:
117,4/69,4*100%=169,2%,
100%-169,2%=-69,2%.
Абсолютный перерасход накладных расходов в 2004 году в целом по организации составила -4,8 млн.рублей или на 6,5% по отношению с 2003 годом:
69,4/74,2*100%=93,5%,
100%-93,5%=6,5%.
Рассчитаем прирост накладных расходов из–за фактического перевыполнения объема работ:
2004 год
74,2*15,7% / 100%= 11,65 млн.рублей,
2005 год
69,4*12,4% / 100%= 8,6 млн.рублей.
Из данных расчета можно сказать, что показатели фактических данных гораздо меньше показателей расчета, то есть имеет место экономия накладных расходов.
Изменение накладных расходов из-за изменения уровня затрат по статьям себестоимости составляет в 2005 году +48 млн.рублей, а в 2004 году -4,8 млн.рублей. .
Таким образом, основной причиной роста суммы накладных расходов является рост объемов строительно-монтажных работ.
2.4 Анализ затрат в системе «директ-костинг»
Большую роль в обосновании
управленческих решений в бизнесе
играет маржинальный анализ, методика
которого базируется на изучении соотношения
между тремя группами важнейших
экономических показателей: «издержки
- объем производства продукции - прибыль»
и прогнозировании величины каждого
из этих показателей при заданном
значении других. Данный метод управленческих
расчетов называют еще анализом. В
основу методики положено деление затрат
на постоянные (пропорциональные) и
переменные (непропорциональные) и
использование категории
Прямые затраты относятся на конкретную продукцию–прямо, непосредственно на основе удельных норм расходов этих затрат (именно поэтому эти затраты можно считать не только прямыми, но и переменными);
Накладные расходы относятся на конкретную продукцию опосредованно, с помощью применения специальных методов распределения (эти затраты, как правило, совпадают с постоянными).
Маржинальный доход
Маржинальный анализ (анализ безубыточности) позволяет:
- более эффективно управлять
процессом формирования и
б) определить критический уровень объема работ, порога рентабельности, постоянных затрат;
в) установить зону безубыточности (зону прибыли) предприятия;
г) исчислить необходимый объем производства для получения заданной величины прибыли;
д) определить запас финансовой прочности;
е) обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и другое с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Установить условие безубыточной работы предприятия следует на основе расчёта маржинального дохода, которую называют доходом после покрытия постоянных затрат:
Мд = Вр - Зпер., (2.4.1)
где Мд - маржинальный доход, руб.;
Вр - выручка от реализации, руб.;
Зпер. - переменные затраты, руб.
Физический смысл маржи (Мд) состоит в том, что она показывает прибыль, которую предприятие получает после покрытия постоянных затрат. Когда эти затраты равны марже, то предприятие или не получает прибыли, или не несёт убытка.
Для определения безубыточного объема производства в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинального дохода в выручке:
, (2.4.2)
где Вкр - безубыточный объем производства в стоимостном выражении, руб.;
Зпост - постоянные затраты, руб.;
Дмд - доля маржинального дохода в выручке, руб.
Безубыточный объем
, (2.4.3)
где Vкр – безубыточный объем производства в натуральном выражении, руб.;
Зпост - постоянные затраты, руб.;
Цед - цена за единицу объема работ, руб./м.;
Зпер.ед - переменные затраты за единицу объема работ, руб./м.
Для определения зоны прибыли используется следующая формула:
, (2.4.4)
где Зпр -зона прибыли в стоимостном выражении, руб.;
Вр - выручка, руб.;
Вкр- безубыточный объем производства в стоимостном выражении, руб.
В связи с этим очень
важно знать пороговую
, (2.4.5)
где Зпост. - постоянные расходы, руб.,
Мпр - процент прибыли к выручке, руб.,
Rп - пороговая рентабельность, руб.
Определяя уровень безубыточности, необходимо также знать, в каких пределах можно снизить объём выручки без изменения величины прибыли. Для этого рекомендуется определять запас финансовой прочности. Он представляет сумму, на которую предприятие может позволить себе снизить величину прибыли, не выходя из зоны прибылей. Запас финансовой прочности (Зпр) определяется по формуле:
, (2.4.6)
где Зпроч. – запас финансовой прочности, руб.,
Вр – выручка, руб.,
Rпр – пороговая рентабельность, руб.
Руководителя предприятия всегда интересует вопрос: как будет изменяться масса прибыли в зависимости от изменения выручки. Это явление в теории получило название операционного (производственного) рычага, которое объясняется непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на результаты финансово- экономической деятельности (на прибыль).
С помощью маржинального анализа необходимо также найти критический уровень постоянных затрат, который определяет максимально допустимую величину постоянных затрат. Если постоянные затраты превысят этот уровень, то предприятие будет убыточным, оно не сможет их покрыть за счет своей выручки:
, (2.4.7)
где Зпост.кр - критический уровень постоянных затрат, руб.,
Вр - выручка, руб.,
Дмд - доля маржинального дохода в выручке, руб.
Если порог рентабельности пройден и доля постоянных затрат в сумме общих затрат снижается, то сила воздействия операционного рычага уменьшается. И наоборот, при повышении удельного веса постоянных затрат действие производственного рычага возрастает.
Проведем маржинальный анализ
ООО трест «
тыс.руб. Зона прибыли
508822
425643
Зона убытков
97898 затраты
0
Рисунок 2 – График безубыточности (2003г.)
Мд=508922тыс.- 391590тыс=117332 тыс.руб.,
Для специфики деятельности строительной организации зона прибыли является оптимальной при 5%.
Зона прибыли в 2003 году равна 2%.
,
,
Прибыль предприятия позволяет увеличить постоянные расходы на 0,8 %.
тыс.руб.
Зона прибыли
586055
491735
Зона убытков
113099 постоянные затраты
0
Рисунок 3 – График безубыточности (2004г.)
Мд=586055тыс.-452397тыс.=
,
,
Зона прибыли в 2004 году равна 2%
,
,
Прибыль предприятия позволяет увеличить постоянные расходы на 1,3% .
тыс.руб.
662961 Зона прибыли 661250
зона убытков
132250 постоянные затраты
0
Рисунок 4 – График безубыточности (2005г.)
Мд=662961тыс.- 528999тыс.=133962 тыс. руб.
,
,
Зона прибыли в 2005 году равна 8%
,
Предприятие может снизить прибыль в 2005 году на 638828 тыс. рублей. Прибыль предприятия позволяет увеличить постоянные расходы на 4,6%.
Таким образом, вышеприведенный анализ позволяет заключить, что финансовые результаты деятельности организации имеют положительные тенденции увеличения, за исключением незначительной прибыли в 2005 году. Поэтому текущие тенденции необходимо только наращивать с учетом основных направлений оптимизации (снижения) затрат, которые и будут изложены в следующей главе дипломной работы.
3. Основные направления
оптимизации и
3.1 Затраты производства
в системе
Одной из ключевых
проблем российской экономики
на современном этапе является
ее конкурентоспособность на
мировом рынке. В
Снижение затрат - это требование ко всем компаниям, которое стремительно распространяется как в России, так и в США, Германии, Великобритании, Швейцарии, Японии и других странах. Значительные рыночные преимущества, получаемые при использовании стратегии снижения затрат, привели к тому, что многие западные компании провозгласили снижение затрат в год на 5 - 10% главной целью своей деятельности. Одной из первых, кто стал активно и целенаправленно заниматься этой работой, явилась американская компания «General Electric». В середине 90-х годов руководство одного из отделений этой компании по производству бытовой техники объявило своим поставщикам, что в действие вводится программа «Цель-10». Эта программа предусматривала резкое - на 10% ежегодно - снижение затрат производства на продукцию, закупаемую данным отделением. В свою очередь, «General Electric» взяла на себя обязательство по всемерному содействию в поисках путей сокращения своих производственных затрат. Необходимость такой политики по отношению к поставщикам президент отделения компании объяснил тем, что прибыль от производства бытовой электротехники растет медленно, конкуренция на рынке усиливается, поэтому без снижения цен на продукцию не обойтись.
С поставщиками, которые отказывались поддержать начинание отделения, было обещано расторгнуть контракты. Реализация инициативы по снижению затрат пошла полным ходом. По всей Америке, во всех отраслях промышленности, в крупном производстве и в мелком бизнесе фирмы стали выставлять требования к поставщикам сокращения затрат. У поставщиков американских корпораций нет возможности отказаться от такого рода призывов.
На долю покупных полуфабрикатов приходится свыше 50% всех производственных расходов большинства предприятий, выпускающих конечную продукцию. И подрядчики понимают, что цена на их изделия - это единственная статья расходов, на которой могут сэкономить крупные компании. Подобная практика взаимоотношений с фирмами -поставщиками получила распространение и в других странах.
Конечно, работа по снижению затрат проводилась всегда. Разница состояла лишь в степени остроты этой проблемы. Достаточно сказать, что стратегия лидерства в снижении затрат как основная линия развития фирмы, появилась еще в 20-е годы. В нашей стране процессы, происходящие в западной теории и хозяйственной практике, не вызывали особого интереса, а тем более не возникал вопрос их творческого использования. Между тем позитивные концепции западные компании брали себе на вооружение. В частности, составным компонентом стратегии лидерства в затратах являлась так называемая «кривая опыта». Согласно ей, каждое удвоение объема производства вызывает снижение затрат на единицу продукции на 20%. Уменьшение затрат объяснялось комбинацией следующих факторов: