Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 02:26, курсовая работа
Основная цель данного исследования заключается в изучении особенностей составлении бизнес-плана , какую роль играет экономический анализ в процессе составлении бизнес-плана и принятии решения по его реализации, а также определении степени использования экономического анализа при составлении бизнес-плана.
Исходя из общей цели, можно определить задачи данной работы :
– изучить теоретические, экономические, методологические основы бизнес-планирования, менеджмента, инвестиционных процессов;
– определить сущность, виды, функции, принципы, методы и классификация бизнес-плана ;
– исследовать и проанализировать эффективность инвестиционных бизнес-проектов.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования.......................................5
1.1 Сущность, функции, задачи и значение понятия « Бизнес-план ».........5
1.2 Сущность, функции, задачи и значение понятия «Бизнес-план».........14
1.3 Роль планирования в финансово-экономической деятелеьности.........17
Глава 2. Роль анализа в составлении бизнес-плана..........................................20
2.1 Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа...........20
2.2 Эффективность инвестиций бизнес-плана..................................................27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы..................................................................32
Введение......................
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования...........
1.1 Сущность, функции, задачи и значение понятия « Бизнес-план ».........5
1.2 Сущность, функции, задачи и значение понятия «Бизнес-план».........14
1.3 Роль планирования в финансово-экономической деятелеьности.........17
Глава 2. Роль анализа в составлении бизнес-плана..................
2.1 Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа...........20
2.2 Эффективность инвестиций бизнес-плана..................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
Введение
Достижение целей бизнес планирования и в первую очередь анализа эффективности инвестиционных вложений в бизнес проект и обеспечения рентабельности прибыльности вложений невозможно без использования широкого арсенала методов, приёмов и процедур экономического анализа. Четкое проведение анализа позволяет углубить, детализировать отдельные стороны процесса формирования необходимой информации для принятия управленческих решений.
Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, имеющую свой предмет и объект исследования, целевую направленность, метод и методику. Планирование деятельности любой организации, осуществление хозяйственной деятельности и достижение определённых её результатов характеризируется комплексом показателей, в совокупности составляющих содержание экономической информации о предметах и объектах анализа.
Содержательная сторона анализа как науки представлена системой специальных знаний, связанных с исследованием экономических явлений и процессов, результатов хозяйственной деятельности, тенденций её развития, обоснованием оценок и методик выявления положительных решений в условиях неопределённости и риска. Научные знания по экономическому анализу становятся базовыми для разработки и принятия обоснованных управленческих решений. Экономический анализ выступает основной составляющей любой из функций управления, в том числе и бизнес планирования. Так как экономический анализ тесно связан с планированием, следовательно, в аналитической работе широко используются плановые показатели, в то же время научно обоснованное планирование и управление на микро- и макро-уровнях невозможно без использования результатов экономического анализа.
Планирование является важнейшей частью любого бизнеса. Серьёзный подход к планированию создает основу для устойчивого и эффективного бизнеса.
Основным инструментом планирования выступает бизнес-план . Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, позволяющий выбрать из большого количества различных ситуаций, наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.
Вышесказанное определяет особую актуальность исследуемой темы.
Основная цель данного исследования заключается в изучении особенностей составлении бизнес-плана , какую роль играет экономический анализ в процессе составлении бизнес-плана и принятии решения по его реализации, а также определении степени использования экономического анализа при составлении бизнес-плана.
Исходя из общей цели, можно определить задачи данной работы :
– изучить теоретические, экономические, методологические основы бизнес-планирования, менеджмента, инвестиционных процессов;
– определить сущность, виды, функции, принципы, методы и классификация бизнес-плана ;
– исследовать и проанализировать эффективность инвестиционных бизнес-проектов.
Предметом исследования является оценка роли анализа при составлении бизнес-плана.
В процессе работы были использованы нормативно-правовые акты Российской Федерации, книги и статьи ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов.
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования
1.1. Сущность, функции, задачи и значение понятия « Бизнес-план »
Особое значение в российских условиях приобретают разработка и реализация планов организации и развития бизнеса – бизнес-план . Статистические данные о неудачах новых предприятий указывают на то, что риск достаточно велик. Для предвидения и возможного предотвращения этих проблем используется бизнес – план.
Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого дела, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Бизнес-планы составляют обычно по следующим причинам:
1. для внешнего использования. Чтобы представить дело в наиболее выгодном свете людям извне, например, инвесторам;
2. для внутреннего пользования. Здесь дело представляется со всеми сильными и слабыми сторонами. Этот бизнес-план используется постоянно как инструмент управления.
В любом бизнес-плане всегда присутствуют четыре основных раздела: описание проекта, анализ рынка и маркетинговая стратегия, производственно-
Описание проекта. В этом разделе излагается суть проекта, а также текущее состояние работ по нему. Поясняется, какие разрешительные документы, лицензии или патенты уже получены, в какой стадии переговоры с основными участниками проекта, выбраны ли технологии, поставщики оборудования. Информация о выполненных работах по проекту, подтвержденная соответствующими документами или соглашениями, свидетельствует о серьезности намерений инициатора. Здесь же, в этом разделе, имеет смысл назвать основных участников проекта. Банк может поинтересоваться их опытом в реализации подобных проектов в прошлом, ролью и характером участия в данном проекте, условиями вхождения в него.
Анализ рынка и маркетинговая стратегия. В данном разделе нужно представить итоги анализа рынка, потребителей, каналов сбыта продукции и возможных конкурентов. Все это требуется для обоснования будущих доходов. Безусловно, в большей степени это епархия маркетингового и коммерческого отделов. Но поскольку с кредиторами придется объясняться именно финансовому директору, то нужно удостовериться, что ничего не упущено и перспективы проекта изложены убедительно. Одна из основных задач — определить целевой рынок для проекта (уровень и тенденции развития), дать характеристику отрасли, темпов и направлений ее развития. Здесь же предоставляется информация о потребителях, каналах сбыта, реальных и потенциальных конкурентах (объем продаж, доля на рынке, издержки на маркетинг, лояльность клиентов и пр.). В разделе о каналах сбыта подробно освещаются вопросы продвижения. В зависимости от выбранного канала меняется схема реализации — ценовая политика, структура расходов, затраты на продвижение и пр. Если компания примет решение реализовывать продукцию собственными силами, что подразумевает открытие представительств и филиалов, то потребуются дополнительные инвестиции и появятся риски, которые требуют отдельного анализа в рамках разработки бизнес-плана.
В идеале описать рынок как в количественных (емкость, уровень насыщения, прогнозы развития), так и в качественных (структура потребителей, мотивы совершения покупок, специфические особенности). Поскольку предоставление финансирования сопряжено для банка с высоким риском, от качества анализа рынка во многом зависит решение банка о выделении кредита.
Производственно-
Если проект связан с созданием нового производства, то рекомендуется привести общую схему предприятия и описание технологии производства. Обязательна информация об оборудовании с указанием его стоимости. Если оборудование импортное, необходимо пояснить условия его ввоза, размер импортной пошлины и прочие условия поставки. Затраты на монтаж и установку оборудования учитываются дополнительно, не оговорены в контракте. Их лучше детализировать, поскольку величина этих затрат колеблется от 1 до 15% стоимости оборудования.
Важным фактором принятия положительного решения банком будет наличие разрешительной документации (заключения СЭС, Росприроднадзора, администрации района, ГО и МЧС, управление государственной противопожарной службы), а также выделенные мощности (Водоканал, предприятия по электроэнергии и теплу, согласованный генплан и пр.). Не исключено, что не все вопросы к моменту рассмотрения бизнес-плана будут уже решены. Однако информацию о том, как их предполагается решать, в бизнес-план следует включить. Затраты на технологию, оборудование, строительство позволят дать общую оценку инвестиционных затрат, которая может изменяться в соответствии с заявками поставщиков и подрядчиков, но, тем не менее, является основой для принятия решения. Кредиторам важно рассказать о тех факторах, которые окажут существенное влияние на уровень расходов (количество и качество сырья, материалов, поставщики, персонал и кадровая политика, др.).
Пожалуй, самая важная часть бизнес-плана – финансовый план. В его создании финансовому директору отведена главная роль. Обычно финансовый план содержит несколько подразделов.
Инвестиционный план. Данный блок представлен капитальными затратами и графиком их оплаты. Немаловажной составляющей инвестиционного плана является расчет потребности в финансировании оборотного капитала.
Для ее оценки обычно используется показатель чистого оборотного капитала (ЧОК), который определяется как разница между оборотными активами (запасы сырья и материалов, незавершенное производство, запасы готовой продукции, авансы поставщикам, дебиторская задолженность) и краткосрочными обязательствами (авансы покупателей, кредиторская задолженность поставщикам, задолженность по налогам и сборам, задолженность перед персоналом).
Возможны два варианта описания оборотного капитала. Первый вариант — через оборачиваемость активов, если она меньше шага расчета, который, как правило, равен году по каждой из статей затрат. Например, потребность в запасах опирается на расход материалов и прогноз среднего времени хранения, формула расчета выглядит так:
В этом случае алгоритм расчетов будет следующим:
– для каждой строки текущих активов и краткосрочных обязательств рассчитывается прогноз на весь период проекта;
– из текущих активов вычитаются краткосрочные обязательства (прогноз ЧОК);
– изменения чистого оборотного капитала от периода к периоду рассматриваются либо как инвестиции в оборотный капитал (если сумма ЧОК растет), либо как высвобождение средств (если ЧОК уменьшается).
Если же цикл оборачиваемости продукции или денег ожидается большим, чем шаг расчета, то потребность в оборотном капитале напрямую рассчитывается, исходя из графика поступления денежных средств и отгрузок. В частности, такой способ характерен для проектов в сельском хозяйстве, жилищном строительстве, тяжелом машиностроении. Источники финансирования. Чем полнее сведения об общей потребности в финансировании, структуре его источников, собственных средствах заемщика (которые планируется инвестировать в проект), суммах и формах кредитов, тем больше шансов обосновать кредиторам устойчивость финансовой модели проекта. Здесь же, в этом разделе, приводится график предоставления, обслуживания и возврата кредита. Финансовая состоятельность проекта. Оценка финансовой состоятельности инвестиционного проекта основывается на трех формах отчетности: отчет о прибылях и убытках, баланс, отчет о движении денежных средств. Этого более чем достаточно инвесторам и кредиторам. Создавая отчеты (содержащие прогнозные данные), важно указывать те условия и допущения, которые были сделаны – ставки налогов, уровень инфляции (прогнозируется всегда, даже если расчет ведется в постоянных ценах), принцип выбора цен для модели и пр.
Более корректно строить прогнозы, учитывая инфляцию. Но для проектов с небольшой долей заемного капитала достаточно и расчетов в постоянных ценах с учетом инфляции при вычислении показателей эффективности проекта (NPV, IRR и т.д.).
Оценка эффективности проекта. Оценка эффективности проекта предполагает расчет классических показателей: простой и дисконтированный сроки окупаемости инвестиций (PBP, DPBP), чистая текущая стоимость (NPV) и внутренняя норма рентабельности (IRR). Для расчета показателей понадобится спрогнозировать чистый денежный поток (NCF). Разработчики бизнес-планов нередко упускают, что техника определения показателя NCF разнится в зависимости о того, для кого из участников проекта он рассчитывается – компании, собственников или банка: