Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 02:26, курсовая работа
Основная цель данного исследования заключается в изучении особенностей составлении бизнес-плана , какую роль играет экономический анализ в процессе составлении бизнес-плана и принятии решения по его реализации, а также определении степени использования экономического анализа при составлении бизнес-плана.
Исходя из общей цели, можно определить задачи данной работы :
– изучить теоретические, экономические, методологические основы бизнес-планирования, менеджмента, инвестиционных процессов;
– определить сущность, виды, функции, принципы, методы и классификация бизнес-плана ;
– исследовать и проанализировать эффективность инвестиционных бизнес-проектов.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования.......................................5
1.1 Сущность, функции, задачи и значение понятия « Бизнес-план ».........5
1.2 Сущность, функции, задачи и значение понятия «Бизнес-план».........14
1.3 Роль планирования в финансово-экономической деятелеьности.........17
Глава 2. Роль анализа в составлении бизнес-плана..........................................20
2.1 Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа...........20
2.2 Эффективность инвестиций бизнес-плана..................................................27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы..................................................................32
– проясняет возникающие проблемы;
– стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
– улучшает координацию действий в организации;
– создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
– увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;
– способствует более рациональному распределению ресурсов;
– улучшает контроль в организации.
Можно было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой экономического успеха, который может быть выражен в высоких величинах оборота, прибыли, роста и других впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти конкретные примеры, которые могли бы подтвердить такую зависимость. Однако дальше отдельных предположений дело обычно не идет. Напротив, как показывает опыт, быстрый рост и большой успех фирмы очень часто не связаны с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того, многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда проявляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования:
1. вновь созданные частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и осложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству. Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере, – недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес – это умение «крутиться», правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание даже к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных фирм начали создавать подразделения планирования, или, по крайней мере, ввели должность финансиста-плановика.
2. государственные и бывшие государственные, ныне приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованной экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, и, следовательно, не предполагало серьезного умения анализировать и предвидеть собственные цели развития.
Поэтому, как организациям первого типа, так и государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.
Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования. Основными факторами возрастающей роли планирования в современных условиях являются:
– увеличение размеров фирмы и усложнение форм ее деятельности;
– высокая нестабильность внешних условий и факторов;
– новый стиль руководства персоналом;
– усиление центробежных сил в экономической организации.
Возможности планирования в экономической организации предприятия ограничены рядом объективных и субъективных причин. Наиболее важными из них являются:
– неопределенность внешней (рыночной) среды;
– возможность слияния или поглощения другой фирмой;
– возможность монопольного установления цены реализации продукции;
– контрактные отношения.
Но в качестве выхода из такого положения можно предложить развитие и более тесное активное взаимодействие менеджеров и плановиков, как в процессе плановой деятельности, так и в обсуждении общих вопросов работы фирмы.
Глава 2. Роль анализа в составлении бизнес-плана
2.1 Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа
Как составление бизнес-плана, так и сам процесс планирования невозможен без использования экономического анализа, можно сказать, что основой планирования является экономический анализ. При составлении плана используются практически все виды анализа: горизонтальный, вертикальный, трендовый, анализ относительных показателей, сравнительный анализ. В основе планирования лежат в основном экономико-математические методы экономического анализа, в том числе моделирование, используются все типы моделей.
Особенно важен экономический анализ при составлении плана производства, при исследовании и анализе рынка и конкурентной среды, при составлении финансового плана и финансовой стратегии.
Метод факторного анализа. Целью экономической деятельности предприятия всегда является некий результат, который зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Очевидно, что, чем более детально будет изучено влияние факторов на величину результата, тем точнее и достовернее будет прогноз о возможности его достижения. Без глубокого и всестороннего изучения факторов нельзя сделать обоснованные выводы о результатах деятельности, выявить резервы производства, обосновать бизнес-план и принять управленческое решение. Факторным анализом, по определению, является методика, включающая в себя единые методы измерения (постоянного и системного) факторных показателей, комплексного изучения их воздействия на величину результативных показателей, теоретические принципы, лежащие в основе прогнозирования.
Различают следующие типы факторного анализа:
– анализ функциональных зависимостей и корреляционный анализ (вероятностных зависимостей);
– прямой и обратный;
– одноступенчатый и многоступенчатый;
– статический и динамичный;
– ретроспективный и перспективный.
Факторный анализ функциональных зависимостей представляет собой методику исследования влияния факторов в том случае, когда результативный показатель может быть представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов.
Корреляционный анализ представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным показателем является вероятностной (корреляционной). Например, производительность труда на разных предприятиях при одном и том же уровне капиталовооруженности может зависеть и от других факторов, воздействие которых на этот показатель предсказать сложно.
При прямом факторном анализе исследование ведется от общего к частному (дедуктивным способом). Обратный факторный анализ осуществляет исследование от частных, отдельных факторов, к обобщающим (способом индукции).
Одноступенчатый факторный анализ используется для исследования факторов только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, у=А·В. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов А и В: разделение их на составные элементы с целью изучения взаимозависимостей.
Статический факторный анализ применяется при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату.
Динамический – представляет собой методику исследования взаимосвязей факторных показателей в динамике.
Ретроспективный факторный анализ изучает причины изменений результативных показателей за прошлые периоды, перспективный – прогнозирует поведение факторов и результативных показателей в перспективе.
Основными задачами факторного анализа являются следующие:
– отбор, классификация и систематизация факторов, которые влияют на исследуемые результативные показатели;
– определение формы зависимости между факторами и результативным показателем;
– разработка (применение) математической модели взаимосвязей между результатом и факторными показателями;
– расчет влияния различных факторов на изменение величины результата;
– показателя и сравнение этого влияния;
– составление прогноза на основе факторной модели.
С точки зрения воздействия на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия, факторы делятся на основные и второстепенные, внутренние и внешние, объективные и субъективные, общие и специфические, постоянные и переменные, экстенсивные и интенсивные.
Внутренними называют факторы, на которые предприятие может воздействовать. Им должно уделяться наибольшее внимание. Однако внешние факторы (конъюнктура рынка, инфляционные процессы, условия поставок сырья, материалов, их качество, стоимость и др.), безусловно, отражаются на результатах работы предприятия. Их исследование позволяет точнее определить степень воздействия внутренних факторов и обеспечить более достоверный прогноз развития производства.
Объективные факторы не зависят от воли и желаний людей, (в договорах для обозначения этих факторов используют термин – непреодолимая сила; это может быть стихийное бедствие, неожиданная смена политического режима и т.п.). В отличие от объективных субъективные причины зависят от деятельности отдельных людей и организаций.
Общие факторы характерны для всех отраслей экономики. Специфическими являются те, которые действуют в условиях отдельной отрасли или предприятия. Такое деление факторов позволяет полнее учесть особенности отдельных предприятий и сделать более точную оценку их деятельности.
Постоянные и переменные факторы различают по сроку воздействия на результаты производства. Постоянные факторы оказывают влияние на изучаемое явление беспрерывно на протяжении всего исследуемого периода (отчётного периода, производственного цикла, срока жизни товара и т.п.). Воздействие же переменных факторов – разовое, нерегулярное.
К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с количественным, а не качественным приростом результативного показателя, например, увеличение объема производства продукции путем расширения посевной площади, увеличения поголовья скота, количества рабочих и т.д.
Интенсивные факторы характеризуют качественные изменения в процессе производства, например, повышение урожайности сельскохозяйственных культур в результате применения новых видов удобрений.
Факторы разделяют также на количественные и качественные, сложные и простые, прямые и косвенные. Количественные факторы, по определению, можно измерить (количество рабочих, оборудования, сырья, производительность труда и т.д.). Но, часто процесс измерения или поиска информации бывает затруднён, и тогда влияние отдельных факторов характеризуют качественно (больше – меньше, лучше – хуже).
Большинство изучаемых в анализе факторов состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (одноэлементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого – количество рабочих дней в отчетном периоде. Факторы, которые оказывают непосредственное влияние на результативный показатель, называют прямыми (факторами прямого действия). Косвенные влияют через посредничество других факторов. В зависимости от степени опосредованности влияния различают факторы первого, второго, третьего и последующих уровней подчинения. Таким образом, факторы прямого действия – факторы первого уровня. Факторы, которые определяют результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называются факторами второго уровня и т.д.
В бизнес-плане важно быстро и четко разъяснить свою идею заказчику. Гладкость изложения и точность в использовании языка, наглядные иллюстрации (графики, таблицы, схемы) и добротная верстка (разбивка, жирный шрифт, интервалы между строк, структуризация текста) крайне необходимы при оформлении бизнес-плана. Необходимо упомянуть про использование одного быстрого, четкого и легкого в применении метода анализа при оценке и иллюстрировании бизнес-плана . Речь идет о SWOT-анализе. Название «SWOT-анализ» - это аббревиатура начальных букв английских слов:
S - strengths (силы)
W - weaknesses (слабости)
O - opportunities (возможности)
T - threats (угрозы)
Необходимо определить внутренние силы предприятия – это факторы, которые составляют сильные стороны предприятия. Внутренние силы действующего и работающего или начинающего деятельность предприятия составляют нанятые им работники или приобретенная техника, либо наличие достаточных финансов, используя которые можно реализовать свой бизнес-план. Внутренними силами являются, например:
– длительное сохранение лидирующих позиций на рынке;
– современная технология и обученный персонал;
– очень хорошее финансовое положение;
– сильное решение в сфере логистики;
– близость сырья, и в связи с этим низкие заготовительные затраты;
– низкие постоянные расходы;
– опытное и компетентное руководство.
Выявление внутренних слабостей фирмы – это факторы, которые вызывают недовольство на предприятии или которые могут тормозить развитие. Внутренние слабости – это узкие места, которые, при необходимости, возможно устранить самостоятельно. Внутренними слабостями являются, например:
– неудовлетворительное управление качеством;
– большие общие расходы;
– низкая квалификация рабочей силы;
– отсутствие навыков в сфере сбыта, производства, развития продукции;
– продукт морально устарел;
– плохая репутация продукции или товарного знака среди покупателей;
– низкая кредитоспособность.
Оцениваются внешние возможности – это внешние факторы, которые могут способствовать быстрому развитию предприятия. Внешние возможности – это факторы, возникновению которых руководитель способствовать не может, но зато может использовать с пользой для своего бизнеса. Внешними возможностями являются, например:
– исчезновение двойного таможенного обложения на внешнем рынке;