Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 02:26, курсовая работа
Основная цель данного исследования заключается в изучении особенностей составлении бизнес-плана , какую роль играет экономический анализ в процессе составлении бизнес-плана и принятии решения по его реализации, а также определении степени использования экономического анализа при составлении бизнес-плана.
Исходя из общей цели, можно определить задачи данной работы :
– изучить теоретические, экономические, методологические основы бизнес-планирования, менеджмента, инвестиционных процессов;
– определить сущность, виды, функции, принципы, методы и классификация бизнес-плана ;
– исследовать и проанализировать эффективность инвестиционных бизнес-проектов.
Введение..................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические основы бизнес-планирования.......................................5
1.1 Сущность, функции, задачи и значение понятия « Бизнес-план ».........5
1.2 Сущность, функции, задачи и значение понятия «Бизнес-план».........14
1.3 Роль планирования в финансово-экономической деятелеьности.........17
Глава 2. Роль анализа в составлении бизнес-плана..........................................20
2.1 Экономический анализ в бизнес-планировании. Методы анализа...........20
2.2 Эффективность инвестиций бизнес-плана..................................................27
Заключение...........................................................................................................30
Список использованной литературы..................................................................32
1) Компания инициатор – Операционные денежные потоки без учета процентов по кредитам + Инвестиционные денежные потоки;
2) Акционеры (инвесторы) проекта – Операционные денежные потоки + Инвестиционные денежные потоки + Поступления кредитов - Выплата основного долга по кредитам;
3) Кредиторы – Операционные денежные потоки без учета процентов по кредитам + Инвестиционные денежные потоки + Поступления акционерного капитала – Выплата дивидендов.
Аналогичная ситуация и со ставкой дисконтирования, в зависимости от «категории» участника проекта она будет равной:
– процентной ставке по кредиту – для банка;
– доходности альтернативных вложений, среднерыночной доходности аналогичных проектов или же финансовых вложений (например, депозитов) с поправкой на риск – для акционеров (инвесторов);
– средневзвешенной стоимости капитала (WACC) – для инициатора проекта.
Если денежные потоки подсчитаны без учета инфляции, то ставку дисконтирования следует скорректировать на инфляцию.
Срок окупаемости может рассчитываться как без, так и с учетом дисконтирования (то есть с учетом стоимости капитала). Стандартным для бизнес-планов является дисконтированный срок окупаемости. Если же сроков насколько, например, при нескольких очередях строительства, рекомендуется оперировать наибольшим из них, указав наличие других точек окупаемости справочно.
Наконец, несколько нюансов в расчете показателя NPV. Напомним, проект коммерчески выгоден, если NPV по нему положителен или равен 0. Если по окончании прогнозного срока есть возможность продать какие-то активы проекта, то формулу NPV (для компании или акционеров, но не для банка) можно модифицировать с учетом остаточной стоимости активов, то есть: ,
где ЧА — сумма чистых активов в последнем прогнозном периоде;
– Деньги — средства на счете в последнем периоде;
– i — номер года проекта;
– T — число лет в проекте;
– NCFi — чистый денежный поток i-го года проекта;
– d — ставка дисконтирования.
В бизнес-плане приводится значение чистой приведенной стоимости с указанием, по какой ставке дисконтирования, за какой период времени и для кого из участников проекта проведен ее расчет.
Для анализа надежности заемщика при размещении облигационного займа банку желательно представить если не бизнес-план, то хотя бы финансовую модель на срок до погашения займа. При этом банк будет иметь дело лишь с налаженным, работающим бизнесом, способным генерировать постоянный денежный поток, достаточный, как минимум, для исполнения обязательств по купону и по телу долга. Кроме того, у компании должна быть грамотная команда управленцев, четкая стратегия развития, прогнозные показатели деятельности на период обращения займа. Исходя из этого, напрашивается вывод, что для стартапов данный вид финансирования по большей части закрыт (за исключением качественного поручительства-обеспечения или госгарантии).
Чтобы убедить банк в способности ответить по обязательствам на весь срок обращения займа, компания должна в презентации, которая готовится в процессе маркетинга займа, указать следующие текущие и прогнозные показатели: долю рынка, структуру продукции, продажи (объемы и структура), структуру потребителей продукции (сектор), выручку, EBIT, EBITDA,чистую прибыль, рентабельность активов и собственного капитала, операционный денежный поток, долг (объемы, структуру, основных кредиторов, даты погашения, обеспечение и прочее), а также долю отчислений чистой прибыли акционерам. Важнейшими среди названного для банка можно назвать совокупный денежный поток, позицию в сегменте рынка, а также информацию о структуре акционеров.
Претендовать на размещение облигаций может компания с выручкой не менее 3 000 млн. руб., чистыми активами (или объем поручительства) не менее чем объем займа, достаточным для покрытия долга денежным потоком и, желательно, с кредитным рейтингом и хорошей публичной долговой историей. Нужно также учитывать, что инвесторы могут потребовать раскрыть информацию по любому из аспектов бизнеса заемщика. А сам банк при определении лимита на вложения в облигации проведет очень серьезную проверку заемщика.
Можно достигнуть существенных преимуществ, если начать с бизнес-плана для внутреннего использования. В процессе его написания рассматриваются многие вопросы, которые, возможно, никогда не будут записаны во внешнем варианте бизнес-плана . Однако инвесторы наверняка зададут подобные вопросы, чтобы «почувствовать» серьезность проработки. Те, кто не подготовлен к этим вопросам, окажутся в невыгодном положении. Все варианты и стратегия развития должны быть проработаны заранее, при написании внутреннего бизнес-плана. А если привлечение инвестора окажется оправданным, тогда и инвестор, и фирма будут иметь твердую основу для сделки. Таким образом, составление в первую очередь внутренне ориентированного бизнес-плана – в интересах обеих сторон. Бизнес-план обычно пишется на перспективу, и составляют его примерно на 3 года вперед, при этом для первого года основные показатели обычно делают в месячной разбивке, для второго – поквартально, и лишь начиная с 3-го года, ограничиваются годовыми показателями. К сожалению, такое планирование в условиях нашей экономики пока не представляется возможным, поскольку экономическая ситуация очень быстро меняется. Планирование на время более года будет заведомо ошибочным. Многие сейчас ограничиваются написанием плана на год. В нем определяются цели деятельности предприятия и пути их достижения.
Основными целями разработки бизнес – плана являются:
– приватизация объектов государственной и муниципальной собственности; – осуществление инвестиционных проектов;
– реализация отдельных коммерческих операций;
– эмиссия ценных бумаг;
– определение перспектив развития фирмы;
– проведение реорганизационных мероприятий, применяемых для несостоятельных предприятий (банкротство);
– финансовое оздоровление и выход из временного экономического кризиса.
Бизнес – план выполняет девять основных функций, как внешних, так и внутренних, жизненно важных для деятельности самого предприятия:
1. хорошо отпечатанный и оформленный бизнес-план – лучшая визитная карточка для бизнесмена. С его помощью стандартизируется процесс ознакомления с предприятием;
2. на известном этапе экономического развития и становления рынка, рыночных отношений и цивилизованного предпринимательства отсутствие бизнес-плана может вызвать настороженное отношение со стороны партнеров, кредиторов и клиентов. Наличие бизнес-плана – обязательное требование со стороны цивилизованного рынка;
3. привлечение денег для развития дела невозможно без того материала, который содержится в бизнес-плане;
4. наличие бизнес-плана чисто психологически вызывает ощущение основательности, солидности предпринимательского начинания, его владельца;
5. процесс планирования заставляет адекватно оценивать затеваемые или продолжаемые предпринимательские действия;
6. бизнес-план помогает обнаружить в задаточном состоянии те проблемы развития предприятия, которые в будущем грозят перерасти в серьёзные препятствия и существенно осложнят работу;
7. придаёт бизнесу целенаправленность, т.е. чёткое определение конечных и промежуточных целей;
8. бизнес-план – это инструмент контроля и управления позволяющий обеспечить планомерное продвижение предприятия к поставленным целям;
9. в процессе составления бизнес-план является мощным инструментом самообучения, основой для сопоставления с фактическими достижениями.
Чем больше нестабильность во внешней среде, тем больше порядка должно быть во внутренней организации действий предприятия, тем больше внимания следует уделять разработке стратегии рыночного и организационного развития и оперативным действиям по реализации этих стратегий.
Бизнес – план помогает решить 4 основные задачи:
1. изучить ёмкость рынка;
2. оценить затраты;
3. обнаружить «подводные камни»;
4. определить финансово-экономические показатели.
Также о бизнес-плане можно сказать, что это постоянно действующий документ, в который вносят изменения и дополнения, при этом он имеет свою структуру, в которую включены следующие основные пункты: резюме; бизнес и его стратегия; рынок и маркетинговая стратегия; производство и эксплуатация; управление и процесс принятие решений; юридический план; финансовый план; учет возможных факторов риска.
1.2. Классификация и структура бизнес-планов
В рыночной экономике существует множество версий бизнес-планов по форме, содержанию, структуре и т.д. Классификация бизнес-планов по объектам бизнеса:
– по новому предприятию;
– по действующему предприятию;
– развитие предприятия;
– финансовое оздоровление всего предприятия;
– финансовое оздоровление производственного подразделения.
Возможны и другие классификации типов бизнес-планов, например, по компонентам менеджмента. Бизнес-планы согласно приведенной типологии разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес-линиям (продукция, работы , услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или действующему).
Следует отметить, что бизнес-план финансового оздоровления предприятия составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако, его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывают значительные финансовые трудности.
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит:
– для выработки стратегии выживания предприятия;
– составления плана проведения реорганизационных процедур;
– организации управления предприятием в условиях кризиса или в его предвидении;
– обоснования необходимости и возможности предоставления предприятию государственной поддержки.
В рамках одной организации может разрабатываться и общий стратегический план, включающий весь комплекс целей, и отдельные бизнес-планы по приведённой ниже типологии. Бизнес-планы ориентированы, прежде всего, на нововведения, в отличие от стратегического плана имеют четко очерченные временные границы с конкретными проработками, в то время как стратегический план по мере выполнения очередного годового плана и проведения соответствующего ситуационного анализа может пересматриваться и корректироваться.
Близок к бизнес-плану и такой привычный ранее российским предпринимателям документ, как технико-экономическое обоснование. Но главное отличие бизнес-плана – в его стратегической направленности, предпринимател
Особенности, которые необходимо учитывать при разработке различных типов бизнес-планов : специфика отрасли; общая стратегия предприятия; концепция продукта и др.
Опыт практической работы в области планирования деятельности организаций позволил специалистам выработать оптимальную структуру бизнес-плана :
– концепция бизнеса (резюме);
– ситуация в настоящее время и краткая информация о предприятии;
– характеристика объекта бизнеса;
– исследование и анализ рынка (рынки и конкуренция или среда для
бизнеса);
– организационный план, в том числе правовое обеспечение;
– персонал и управление;
– план производства;
– план маркетинговых действий;
– потенциальные риски;
– финансовый план и финансовая стратегия.
Эта структура может изменяться в зависимости от конкретных целей, задач и объекта бизнеса. Любая предлагаемая форма дает лишь общее представление. Любой бизнес имеет свои особенности, следовательно, не может существовать некоего «стандартного» плана, приемлемого во всех случаях. Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: он всегда должен быть кратким. Правда, иногда, чтобы адекватно раскрыть суть проблемы, его делают достаточно пространным, но в то же время, не перегружают его. Большинство проектов ограничиваются 10-20 страницами. Ключевыми составляющими каждого бизнес-плана являются три М - management, marketing, money.
Разделы, связанные с управлением, маркетингом и финансированием проекта, обязательно присутствуют в любом бизнес-плане . Другие разделы могут меняться в зависимости от специфики деятельности фирмы и проекта.
1.3 Роль планирования в финансово-экономической деятельности предприятий
В настоящее время в России бурно протекает процесс формирования и совершенствования работы действующих предприятий различных форм собственности. Планирование является важнейшей частью предпринимательской деятельнос
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования, как конкретного вида деятельности, вытекает из природы фирмы, напрямую определяется общими условиями хозяйствования. Как показала практика, применение планирования создает важные преимущества: – делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий;