Планирование расходов проффессионально технических учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена динамичным развитием системы образования, ее особым значением для российского государства. Роль образования на современном этапе определяется задачами перехода страны к социально-ориентированному и инновационному развитию, необходимостью преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
1
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-тЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

5
1.1
Сущность профессионально-технического образования, особенности финансирования

5
1.2
Планирование расходов на содержание учреждений образования
9
2
АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ №10 Г.ЛИПЕЦКА

14
2.1
Характеристика образовательного учреждения
14
2.2
Расходы на содержание профессионального лицея №10 г. Липецка
16
3
ПЛАН РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ №10 Г.ЛИПЕЦКА

26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Файлы: 1 файл

Курсовая Прогнозир..doc

— 339.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО-тЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В РОССИИ

 

5

1.1

Сущность профессионально-технического образования, особенности финансирования

 

5

1.2

Планирование расходов на содержание учреждений образования

9

2

АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ЛИЦЕЯ №10 Г.ЛИПЕЦКА

 

14

2.1

Характеристика образовательного учреждения

14

2.2

Расходы на содержание профессионального  лицея №10 г. Липецка

16

3

ПЛАН РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ЛИЦЕЯ №10 Г.ЛИПЕЦКА

 

26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

34

ПРИЛОЖЕНИЕ

35


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность темы исследования обусловлена  динамичным развитием системы образования, ее особым значением для российского  государства. Роль образования на современном этапе определяется задачами перехода страны к социально-ориентированному и инновационному развитию, необходимостью преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Эффективное государство невозможно без перспективного эффективного образования, без признания приоритета образования как самой интеллектуально емкой «отрасли» российской экономики. 

В современном мире значение образования  как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния  человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Проводимая в настоящее время в стране образовательная политика говорит о восстановлении ответственности и активной роли государства в этой сфере.

Вопросы финансового обеспечения  деятельности муниципальных образовательных учреждений тесно связаны с реформированием бюджетно-налоговой системы. В настоящее время муниципальные учебные заведения уже перестали рассматриваться как учреждения, финансируемые только за счет бюджетных средств. Наблюдаются тенденции рассмотрения образовательного учреждения в качестве хозяйствующего субъекта, создающего и продающего на рынке продукт интеллектуального труда его сотрудников –  образовательные услуги. Наметившиеся тенденции имеют объективные предпосылки развития. Прежде всего, это связано с тем, что муниципальные образовательные учреждения наделены определенной самостоятельностью в области привлечения и расходования внебюджетных средств, проведения финансовой политики, определения основных направлений развития. Несмотря на ежегодное значительное увеличение бюджетного финансирования образования, через федеральный бюджет невозможно в полном объеме удовлетворить потребность образовательных учреждений в финансовых средствах для полномасштабного развития. В результате муниципальные образовательные учреждения активно занимаются предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью. Это восполняет дефицит финансовых средств, но одновременно обостряет проблему налогообложения этих доходов.

Целью работы является разработка направлений совершенствования механизма финансирования муниципальных образовательных учреждений на материалах профессионального  лицея №10 г. Липецка.

Реализация указанной цели потребовала  решения следующих задач:

- рассмотреть теоретические аспекты  финансирования образовательных учреждений в России;

- провести анализ финансирования  профессионального лицея №10 г. Липецка;

- определить пути совершенствования  финансирования муниципальных образовательных  учреждений.

Объектом исследования является профессиональный лицей №10 г. Липецка.

Предметом исследования являются финансовые отношения образовательных учреждений профессионально-технического образования в современных условиях.

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы ведущих ученых по проблемам финансирования образования.

 

 

1. Особенности финансирования  профессионально-технического образования  в России

 

1.1. Сущность профессионально-технического  образования, особенности финансирования

 

Профессионально-техническое образование - процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на общее и профессиональное становление и развитие личности, завершающийся подтверждением достижения гражданином (обучающимся) установленных государством уровней образования и квалификации рабочих (служащих);

Подготовка рабочих (служащих) - обучение в системе профессионально-технического образования, непрерывного профессионального обучения в целях присвоения квалификации рабочего (служащего). Под служащими в настоящем Законе понимается категория служащих, уровень профессиональной подготовки которых не требует среднего специального или высшего образования [10, c. 122].

Профессионально-техническое училище - учреждение образования, осуществляющее обучение и воспитание на уровне профессионально-технического образования по одной или нескольким учебным специальностям (профессиям), а также другие виды образовательной деятельности в соответствии с уставом.

Профессиональный лицей - учреждение образования, осуществляющее обучение и воспитание на уровне профессионально-технического образования и на уровне общего среднего образования, в том числе по профилирующим предметам на повышенном уровне, по одной или нескольким учебным специальностям (профессиям), а также другие виды образовательной деятельности в соответствии с уставом.

Профессионально-технический колледж - учреждение образования, осуществляющее обучение и воспитание на уровне профессионально-технического образования по одной или нескольким учебным специальностям (профессиям) и на уровне среднего специального образования по специальностям, интегрированным с учебными специальностями (профессиями) профессионально-технического образования, а также другие виды образовательной деятельности в соответствии с уставом.

Лицейское отделение (группа) учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования, структурное подразделение, учебная группа учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования, создаваемые для обучения учащихся по профилирующим предметам на повышенном уровне.

Центр профессиональной и социальной реабилитации - структурное подразделение учреждения, обеспечивающего получение профессионально-технического образования, осуществляющее обучение и социальную реабилитацию лиц с особенностями психофизического развития, в том числе инвалидов.

Говоря о финансирования образовательного учреждения, следует отметить, что  Учредитель образовательного учреждения берет на себя обязательства по финансированию учреждения в соответствии с утвержденной сметой расходов. Если учреждение не имеет самостоятельной бухгалтерии, то учредитель обязуется осуществлять финансово-бухгалтерское обслуживание его деятельности через централизованную бухгалтерию. Учредитель обязан регулярно контролировать соблюдение условий договора и анализировать итоги финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Обязанностью образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности. Такая регламентация позволяет образовательному учреждению в пределах выделенных средств на оплату труда самостоятельно устанавливать штатное расписание и структуру управления деятельностью, осуществлять выплату надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера работникам; привлекать дополнительные источники финансирования [13, c. 166].

Общий порядок финансирования расходов по всем отраслям регламентирован Бюджетным кодексом РФ. В соответствии с ним все учреждения и организации, финансируемые за счет бюджета, называются получателями бюджетных средств, а их учредители в лице органов управления - главными распорядителями средств бюджета. Они утверждают сметы доходов и расходов, составляют бюджетную роспись в разрезе подведомственных учреждений вносят в нее коррективы, составляют сводную отчетность, контролируют деятельность учреждений.

В связи с большой актуальностью  вопроса особо остановимся на казначейских схемах исполнения бюджета. Их суть заключается в полном переводе оплаты расходов бюджетополучателей напрямую поставщикам услуг и исполнителям работ (кроме денежных выплат работникам и студентам). Если раньше средства бюджета поступали на счет учреждения, а затем использовались им по своему усмотрению (безусловно, с соблюдением законодательства), то в настоящее время для всех учреждений в казначействе открыты лицевые счета с указанием постатейного и поквартального распределения средств. В рамках указанной росписи казначейства могут выполнить поручения учреждений на оплату тех или иных расходов. Движению средств через органы казначейства предшествует санкционирование расходов, включающее в себя ежемесячное лимитирование затрат, фактическое принятие бюджетных обязательств и осуществление платежа.

Порядок финансирования бюджетных  расходов через казначейства прогрессивен по своему характеру и экономически целесообразен. Он может дать положительные результаты для государства не только в части совершенствования методов управления финансовыми ресурсами, но и в части получения оперативной информации о кассовых расходах, перечисления средств по назначению, контроля за финансовыми операциями бюджетополучателей. Однако нельзя не заметить, что с внедрением казначейских технологий значительно затрудняется решение повседневных хозяйственных вопросов у исполнителей бюджетных услуг.

Определенные трудности возникают из-за необходимости учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на лицевых счетах в органах казначейства. Законодательством установлено, что такие средства наряду с бюджетными поступлениями расходуются в строгом соответствии со сметами доходов и расходов, подлежат контролю со стороны казначейств и главных распорядителей бюджетных средств, а это в определенной степени лишает руководителей учреждений оперативности.

В Российской Федерации носителем  ответственности за всю деятельность учреждения, включая финансовую, является руководитель. На него возлагаются вопросы оптимизации бюджетных расходов и целевого использования средств. Целевой характер выделяемых ассигнований определяется кодом бюджетной классификации. Самостоятельное перераспределение средств между предметными статьями не допускается [13, c. 241].

Таким образом, финансирование образовательных  учреждений представляет собой процесс, направленный на решение его текущих  задач и задач развития. В целом объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных гарантий в области образования в современной российской практике определяется на основе применения элементов стандартизации процесса обучения, финансового нормирования расходов, формирования государственного (муниципального) заказа по видам бюджетных услуг. Однако нельзя не сказать, что при любой системе финансирования экономическая эффективность и социальная справедливость в образовании должны дополнять друг друга.

 

1.2. Планирование расходов на содержание учреждений образования

 

В соответствии с Федеральным законом  от 13 января 1996 г. №12-ФЗ «Об образовании» [4, 5] государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования не менее 10% национального дохода,  а также защищенность соответствующих расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее 3% расходной части федерального бюджета. Установлено, что финансированию подлежит обучение 170 студентов на каждые 10 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации.

Закон предусматривает единые принципы формирования бюджетных средств на образование на всей территории РФ на основе государственных экономических нормативов на единицу контингента обучаемых, которые ежегодно должны утверждаться федеральным законом одновременно с законом о бюджете. Предусмотрена ежеквартальная индексация выделяемых средств в соответствии с темпами инфляции. Таковы требования законодательства, но реальная практика формирования бюджетов свидетельствует о том, что эти положения не выполняются.

Далеки от провозглашенного уровня и другие показатели, характеризующие систему образования. К примеру, не обеспечен установленный законодательством размер оплаты труда работников учреждений образования, превышающий уровень средней заработной платы в Российской Федерации; не реализуется система льгот различным категориям обучающихся, а также видов и норм материального обеспечения, учащихся и студентов; не введен механизм предоставления гражданам личного государственного образовательного кредита; устарели требования к образовательным учреждениям в части строительных и санитарных норм и правил, оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; не созданы соответствующие фонды развития образования; отсутствуют научно обоснованные федеральные и региональные нормативы финансирования; недостаточно четко определена система налоговых льгот, стимулирующих развитие образования, и др.

Величина ассигнований в первую очередь регулируется объемом доходов  бюджета того или иного уровня. Порядок финансового обеспечения образовательных учреждений регламентирован БК РФ [2]. В нем четко обозначены рамки применения нормативов финансовых затрат и нормативов минимальной бюджетной обеспеченности. Отмечается, что нормативный метод используется на стадии формирования бюджета  того или иного уровня, а не на стадии планирования расходов на со держание конкретного образовательного учреждения, как это предусмотрено Федеральным законом «Об образовании». БК РФ четко указывает на сохранение методики поэлементного выделения средств для каждого бюджетополучателя с применением множества экономических татей по видам затрат и различных нормативов частного характера; от размера ставок заработной платы работников до объема потребления таких видов услуг, как водоснабжение (м3 в сутки на одного учащегося); санитарно-гигиеническое обслуживание и т.п. Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы доходов и расходов. Определяет объемы бюджетных ассигнований и распределяет разнообразные расходы по экономическим статьям государственный орган в пределах выделенных из бюджета средств на календарный финансовый год.

Информация о работе Планирование расходов проффессионально технических учреждений