Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:32, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена динамичным развитием системы образования, ее особым значением для российского государства. Роль образования на современном этапе определяется задачами перехода страны к социально-ориентированному и инновационному развитию, необходимостью преодоления отставания от мировых тенденций экономического и общественного развития. Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна.
ВВЕДЕНИЕ
3
1
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-тЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
5
1.1
Сущность профессионально-технического образования, особенности финансирования
5
1.2
Планирование расходов на содержание учреждений образования
9
2
АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ №10 Г.ЛИПЕЦКА
14
2.1
Характеристика образовательного учреждения
14
2.2
Расходы на содержание профессионального лицея №10 г. Липецка
16
3
ПЛАН РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ №10 Г.ЛИПЕЦКА
26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Суммарные расходы муниципального, регионального и федерального бюджетов на образование определяются в соответствии с сетью учреждений и предполагаемым ее развитием в планируемом году, а также показателями по контингентам детей, учащихся, воспитанников, студентов.
Основу формирования расходов на содержание учреждений общего и профессионального образования составляют «производственные» показатели деятельности. Для школ такими показателями являются число учащихся и классов; для учреждений профессионального образования - госзаказ по приему студентов на бесплатное обучение. При финансовом планировании учитываются не только показатели на начало и конец финансового года, но и среднегодовые, которые зависят от сроков комплектования (приема), выпуска, отсева в процессе обучения. Например, формула расчета среднегодовых показателей имеет следующий вид [16, c. 299]:
Кср = К1М1 + К2М2/12,
где Кср - среднегодовой контингент (сеть);
K1 - контингент на начало
M1 - число месяцев
К2 - контингент планируемого года;
М2 - число месяцев функционирования учреждения с новым контингентом на конец года;
12 - число месяцев в году.
Расчет среднегодовых величин можно также производить путем суммирования показателей на каждое первое число месяца и деления полученной суммы на 12.
Важное значение при планировании бюджетных средств как по школам, так и на содержание учреждений профессионального образования имеет система стандартов. Образовательный стандарт определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки выпускников, максимальный м нагрузки обучающихся. Одним их элементов государственных образовательных стандартов является базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В нем определено минимальное количество часов на изучение образовательных областей установлена максимальная учебная нагрузка учащихся по классам. Этот учебный план позволяет сохранить единое образовательное пространство в России. На его основе планируются расходы на оплату труда учителей.
Методика исчисления затрат по другим статьям расходов по м типам образовательных учреждений одинакова. Значительное место в затратах на содержание учреждений занимают коммунальные платежи за отопление, освещение, водоснабжение и т.п. Расчетный объем средств зависит от кубатуры и площади помещений, условий обеспечения тепловыми и энергетическими ресурсами. В городских учреждениях, как правило, коммунальное обслуживание учреждений осуществляется по договорам со специализированными организациями. По учреждениям, расположенным в сельской местности и имеющим собственное печное или паровое отопление, расчет более сложен. Расходы исчисляются по нормам расхода топлива, учитываются действующие цены на него, продолжительность отопительного сезона. Как правило, расчетный объем средств по прочим и коммунальным расходам определяется, исходя из фактического расхода за ряд предшествующих лет. В последние годы из-за недофинансирования коммунальных расходов у учреждений образования возникает кредиторская задолженность поставщикам услуг. Эти суммы также следует учитывать при планировании расходов на очередной финансовый год.
Исчисленные учреждением объемы необходимого бюджетного финансирования оформляются специальным документом - сметой доходов и расходов. В смете указываются наименование и адрес учреждения, соответствующие коды бюджетной классификации, приводится свод утвержденных расходов по каждой экономической статье с поквартальным распределением.
Учреждения начального профессионального образования имеют целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) по всем направлениям общественно полезной деятельности. Главной задачей учреждений этого типа является создание необходимых условий для получения гражданином конкретной профессии (специализации) соответствующего уровня квалификации с возможностью повышения общеобразовательного уровня обучающихся, не имеющих среднего (полного) образования, а также ускоренного приобретения трудовых навыков для выполнения определенной работы. Виды учреждений начального профессионального образования: профессиональное училище (строительное, швейное и т.п.); профессиональный лицей (технический, коммерческий и т.п.); учебно-курсовой комбинат (пункт); учебно-производственный центр; техническая школа (мореходная, лесотехническая и т.п.); вечернее (сменное) профессиональное училище. Следует отметить, что профессиональная подготовка граждан может осуществляться также в межшкольных учебных комбинатах; в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии; в порядке индивидуальной подготовки у специалистов; в частных учебных заведениях.
Итак, рассмотрение отдельных элементов планирования расходов по учреждениям образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связано с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жесткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению.
Представляется важным, что государство, формируя и распределяя государственные финансы, может обеспечить гарантии предоставления равных прав в получении образования разного уровня для представителей различных социальных слоев, национальных и территориальных групп населения, развитие образовательного потенциала общества в целом.
2. Анализ финансирования профессионального лицея №10 г. Липецка
2.1. Характеристика
В 2011 учебном году Профессиональный лицей № 10 получил бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей:
1.140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника
2. 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка
3. 220000 Автоматика и управление
4. 190000 Транспортные средства
5. 210000 Электронная техника,
6. 230000 Информатика и вычислительная техника
Учредитель Г(О)БОУ НПО ПЛ № 10 - Управление образование и науки Липецкой области.
Формы обучения согласно уставу:
- очная;
- очно-заочная (вечерняя);
- экстернат по отдельным профессиональным программам.
Прием в образовательное учреждение начального профессионального образования ПЛ № 10 ведется без вступительных испытаний.
В 2011 году лицей вел работу по направлениям:
- профессиональное обучение;
- профессиональная подготовка;
- переподготовка;
- повышение квалификации;
- сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями;
- социальное партнерство;
- функционирование ресурсного центра машиностроительного профиля;
- экспериментальная деятельность.
Динамика конкурсного набора по профессиям, начиная с 2009 г., представлена диаграммой 1.
Рисунок 1 – Динамика конкурсного набора по профессиям ПЛ №10 г. Липецка
Несмотря на уменьшение количества обучающихся, в 2011 году план приема в лицей выполнен.
Общеобразовательную и профессиональную подготовку в лицее ведут 58 преподавателей и мастеров производственного обучения. На одного педагога приходится приблизительно 16 обучающихся.
21 преподаватель предметов
37 преподавателей предметов
Основная деятельность Профессионального лицея направлена на реализацию образовательных программ начального профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального профессионального образования третьего поколения, обеспечивающих приобретение повышенного уровня квалификации. ПЛ № 10 г. Липецка является опорным центром развития профессионального образования региона.
Лицей ведет подготовку по 9 программам начального профессионального образования и 12 программам профессиональной подготовки и повышения квалификации.
Образовательный процесс включает
теоретическое и
2.2. Расходы на содержание профессионального лицея №10 г. Липецка
В целях обеспечения
Земельные участки, выделенные Учреждению
в установленном
Учреждение несет
Учреждение в отношении
Без согласия Учредителя и уполномоченного органа Учреждение не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним или приобретенным им за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества.
Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются:
- имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления;
- бюджетные поступления в виде субсидий из бюджета Липецкой области;
- средства от оказания платных услуг и иной, приносящей доход деятельности;
- гранты, выделяемые Учреждению в установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации порядке;
- средства спонсоров, целевые и добровольные пожертвования и взносы юридических и физических лиц, в том числе иностранных;
- средства, поступающие от страховых организаций на возмещение вреда по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации и Липецкой области.
Имущество и средства Учреждения отражаются на его балансе и используются для достижения целей, определенных его Уставом. Недвижимое имущество, закрепленное за Учреждением или приобретенное за счет средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у Учреждения особо ценное движимое имущество подлежит обособленному учету в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Учреждение использует закрепленное за ним имущество и имущество, приобретенное на средства, выделенные ему Учредителем, исключительно для целей и видов деятельности, закрепленных в настоящем Уставе.
Учреждение вправе выступать в качестве арендатора и (или) арендодателя имущества в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае сдачи в аренду с согласия
Учредителя и уполномоченного органа
недвижимого имущества или
Для анализа финансирования муниципального образовательного учреждения прежде всего необходимо провести анализ отчета о финансовых результатах его деятельности за последние годы (табл. 1).
Как видно из таблицы 1, в 2010 г. бюджетные доходы учреждения составили 60,8 тыс. руб., тогда как в 2011 г. имели место убытки в размере 6,1 тыс. руб.
Величина расходов по бюджетной деятельности в 2010 г. составила 8452,7 тыс. руб., в 2011 г. расходы увеличились на 2939,9 тыс. руб., или на 34,8%. Это было связано с ростом отдельных видов расходов:
Таблица 1 – Отчет о финансовых результатах ПЛ №10 г. Липецка за 2010-2011 гг. (бюджетная деятельность)
В тыс. руб.
Показатель |
2010 |
2011 |
Отклонение (+,-) |
Темп роста, % |
1. Доходы |
60,8 |
-6,1 |
-66,9 |
-10,0 |
2. Расходы всего, в том числе: |
8452,7 |
11392,6 |
2939,9 |
134,8 |
- оплата труда с начислениями |
7592,0 |
8204,7 |
612,7 |
108,1 |
- приобретение услуг |
2227,1 |
2241,3 |
14,2 |
100,6 |
- социальное обеспечение |
139,4 |
90,1 |
-49,3 |
64,6 |
- расходы по операциям с активами |
-1505,9 |
856,6 |
2362,5 |
-56,9 |
3. Чистый операционный результат |
-8391,9 |
-11398,8 |
-3006,9 |
135,8 |
- расходов на оплату труда с начислениями – на 612,7 тыс. руб., или на 8,1%;
- расходов на приобретение услуг – на 14,2 тыс. руб., или на 0,6%;
Информация о работе Планирование расходов проффессионально технических учреждений