Процесс планирования в экономической организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 12:28, курсовая работа

Описание работы

Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Планирование присуще всем предприятиям независимо от их форм собственности. Механизм планирования включает: принципы, определение приоритетных целей, обеспечение взаимосвязи между показателями, учет факторов и конъюнктуры развития рынка, контроль за реализацией планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов, законов товарного производства (закон стоимости), законов рыночной экономики.

Содержание работы

Введение 2
Теоретическая часть 2
1.1 Сущность и цели планирования 2
1.2Основные принципы планирования. 2
1.3 Основные этапы процесса планирования в организации 2
Заключение 2
Расчетная часть 2
Список литературы 2

Файлы: 1 файл

Планирование чистовик!!!11.docx

— 120.09 Кб (Скачать файл)
  1. Задача предприятия с точки зрения его основных услуг или изделий, основных рынков и основных технологий;
  2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы предприятия;
  3. Культура организации.

Формулирование  миссии - это формулирование основной цели компании: чего она хочет достичь  в самом широком смысле.

Формирование  целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы  и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В теории управления цели организации подразделяются на цели общие, разрабатываемые для фирмы  в целом, и цели специфические, разрабатываемые  по основным видам деятельности подразделений  фирмы на основе общей стратегии.

  1. Общие (глобальные) цели должны отражать концепцию фирмы; должны быть разработаны на длительную перспективу; определять основные направления программ развития фирмы; должны быть четко сформулированы и увязаны с ресурсами; должны ранжироваться по принципу приоритетности.
  2. Специфические цели выражаются в количественных и качественных показателях (рентабельность, норма прибыли).
  3. Другие специфические цели (подцели):
  • по маркетингу (уровень продаж, диверсификация, система распределения, объем сбыта);
  • научные исследования и разработки (новые товары, качество продукции, технологический уровень);
  • производство (издержки, качество, экономия материальных ресурсов, новая и усовершенствованная продукция);
  • финансы (структура и источники финансирования, методы распределения прибыли, минимизация налогообложения);

Цели  должны быть:

  1. конкретными и измеримыми;
  2. ориентированными во времени (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочными);
  3. достижимыми;
  4. совместимыми.

Задачи  выбора цели определяются каждой фирмой самостоятельно зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом  же цели любой фирмы сводятся к следующему:

  1. Повышение контролируемой доли рынка;
  2. Предвидение требований потребителя;
  3. Выпуск продукции более высокого качества;
  4. Обеспечение согласованных сроков поставок;
  5. Установление уровня цен с учетом условий конкуренции;
  6. Поддержание репутации фирмы у потребителей;

В заключение следует отметить, что для достижения компанией поставленных целей необходимо наличие сильных связей внутри организации, которые определяли бы общую стратегию, структуру и стиль менеджмента.

 

1.4 Понятие и виды плана

 

Результатом процесса планирования является система  планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового  периода. По сути, план - это набор  инструкций для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации  должна играть в процессе достижения целей фирмы.

Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно  разделить на следующие элементы:

  1. Стратегический план, по-другому называемый генеральным планом фирмы (часто составляется на 5 лет вперед) и общефирменные планы, составленные в продолжение стратегического плана.
  2. Стратегические планы отдельных деловых единиц, входящих в состав фирмы.
  3. Оперативные планы организации:
  • общефирменные планы текущей деятельности, так называемые «хозяйственные планы», или «планы прибыли», рассчитываются на один год. С помощью планов текущей деятельности товары и услуги производятся и поставляются на рынок;
  • текущие планы подразделений, в том числе бюджетные, дополняют общефирменные планы текущей деятельности.
  • Помимо планов результатами процесса планирования являются программы (или планы-программы) и проекты.

Стратегический  план включает в себя видение и  миссию, общие цели, определяющие место  организации в будущем, выбранные  стратегии действий. Составной частью стратегического плана является политика организации. В стратегический план входят глобальные программы организации. Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами.

Кроме того, стратегический план является ограничителем  для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач  оперативного планирования.

Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как  оборонительные. Наступательные планы  предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход  на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом  фирмы.

Средние и мелкие фирмы во многих случаях  довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих  позиций на рынке и предупреждение банкротства фирмы.

План  развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в  себя комплекс мероприятий, необходимых  для создания новых сфер деятельности фирмы. План развития должен определять пути выхода на новые позиции.

План  развития для отдельной деловой  единицы оформляется в виде бизнес-плана. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план. Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации  элементов, то есть от таких элементов, которые создают препятствия  на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко  рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные  организационные единицы.

Характерной для экономической организации  является разработка программ и проектов. Программы обычно определяют развитие одного из важных аспектов жизни экономической  организации. Это могут программы  по совершенствованию технологии, программы  организации контроля качества, программы  учета движения запасов и другие.

Проекты отличаются от программ тем, что, ориентируясь на определенный аспект жизнедеятельности  и развития организации, они имеют  установленную стоимость, график выполнения, включают технические и финансовые параметры, то есть отличаются высоким  уровнем конкретной проработки. Обычно проекты бывают связаны с созданием  и продвижением на рынок новых  продуктов и услуг фирмы. Нельзя преувеличивать возможности проектов при определении точных сроков выполнения и конкретных характеристик нового товара. В форме проекта обычно составляется бизнес-план.

Кроме указанных  видов плановых документов организация  должна составить вспомогательные  планы, которые нужны для лучшей организации планирования на предприятиях: план организации планирования, планы  действий при непредвиденных обстоятельствах, программы обратной связи, программы оценки планов.

 

 

Заключение

 

В управлении планирование занимает основное место, воплощая в себе организующее начало всего процесса реализации целей организации. Процесс планирования в организации делится на девять основных этапов. Пepвым и caмым oтвeтcтвeнным peшeниeм пpи плaниpoвaнии является выбop миccии и цeлeй opгaнизaции. Миccия пoнимaeтcя кaк yтвepждeниe, pacкpывaющee cмыcл cyщecтвoвaния opгaнизaции, в кoтopoм пpoявляeтcя oтличиe дaннoй opгaнизaции oт eй пoдoбнoй. Она определяет основную цель фирмы. Формирование целей компании происходит из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. Результатом процесса планирования является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода.

 

 

Расчетная часть «разработка краткосрочного плана функционирования предприятия»

Исходные  данные

 

Вариант № 4

Товар

А

Б

В

Г

3240

800

840

2800

3320

1240

1200

2000

3480

2400

1280

1680

3760

3440

1320

1400

4000

4800

1356

1280

4360

7200

1388

1000

4680

9200

1400

800

А

Б

В

Г

600

1200

96

16


 

 

Предприятие производит 4 вида товаров:

Товар А – изготавливает цех № 1, Б – цех № 2, В – цех № 3, Г – цех № 4.

 

1. В таблице 1 представлены основные  тенденции спроса на товары А, Б, В, Г.

Таблица 1

Основные  тенденции развития спроса

Товар

А

Б

В

Г

Спрос удовлетворяется и растет равномерно

Спрос не удовлетворяется в значительной мере при увеличении темпов роста

Спрос удовлетворяется, но приросты уменьшаются

Спрос удовлетворяется и снижается


 

В таблице 2 указаны объемы продаж за последние 7 лет по товарам А, Б, В, Г.

Таблица 2

Объем сбыта, шт.

Год

Товар

А

Б

В

Г

1

3240

800

840

2800

2

3320

1240

1200

2000

3

3480

2400

1280

1680

4

3760

3440

1320

1400

5

4000

4800

1356

1280

6

4360

7200

1388

1000

7

4680

9200

1400

800


 

 

2. В таблице 3 представлены цены  на товары А, Б, В, Г.

Таблица 3                           

Цены  на товары

Товар

Цена

А

Полные издержки + 20% норма прибыли

Б

Полные издержки + 45% норма прибыли

В

Полные издержки + 10% норма прибыли

Г

Полные издержки + 3% норма прибыли


 

3. В таблице 4 представлены нормы  расхода основных материалов.

Таблица 4

Нормы расхода основных материалов

Наименование материала

Норма расхода материала на единицу  товара, кг

А

Б

В

Г

М1

3

8

10

5

М2

5

3

2

4

М3

4

5

-

2

М4

-

4

1

2


 

4. Цены на основные материалы  за единицу (д.е.) составляют:

М1 = 2,5;  

М2 = 4;  

М3 = 1,5;  

М4 = 2,2

 

5. Стоимость труда основных производственных  рабочих за 1 час – 100 д.е.,

премия – 15%,

страховые взносы – 30%.

 

6. Запасы готовой продукции представлены в таблице 5.

Таблица 5

Запасы готовой продукции 

Показатель

Товар

А

Б

В

Г

Необходимые запасы на конец план. года, шт.

600

1200

96

16


 

7. В таблице 6 представлены запасы  основных материалов.

Таблица 6

Информация о работе Процесс планирования в экономической организации