Прогнозирование и планирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих социальных программ на примере одного из федеральных субъектов.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Большинство стран рыночной экономики уделяют особое внимание эффективному функционированию образования, культуры, здравоохранения, туризма и отдыха, ЖКХ и экологии. В совокупности данные отрасли определяются как социальная сфера государства. Значение социальной сферы по мере развития рыночной экономики государства постоянно растет.

Данная сфера не имеет жестких временных и пространственных рамок. Она не автономна и не изолирована, а находится во взаимосвязи с другими сферами: в первую очередь политической, а также материально-производственной, культурно-духовной и системами природного порядка. Социальная сфера как бы внедряется во все остальные сферы, так как в каждой из этих сфер действуют люди и социальные группы.

Прогнозирование и планирование социальной сферы является точкой отсчета в работе по управлению региональным развитием. Обоснованный прогноз служит базисом для определения цели социально-экономического развития государства (или его региона), а также служит базисом для разработки программных мероприятий и приоритетов в развитии хозяйственного комплекса страны.

Прогнозирование социальной сферы — это предвидение ее будущего и будущего состояния экономики. Прогнозирование является составной частью государственного регулирования экономики, которая призвана определять направления развития регионального комплекса, а также его структурных составляющих. Государственные органы используют результаты прогнозных расчетов для формирования и обоснования целей и задач социально-экономического развития страны, разработки социально-экономической политики правительства, а также способов рационального использования производственных ресурсов.

Таким образом, прогнозирование и планирование социальной сферы заключается в определении перспектив ближайшего или более-менее отдаленного будущего в исследуемой области, где руководствуются реальными экономическими процессами, а также в формировании цели развития. Прогнозирование социальной сферы способствует выработке оптимальных планов, опираясь на сформированный прогноз и оценку принятого решения с точки зрения его последствий в прогнозируемом периоде.

Тема прогнозирования и планирования социальной сферы актуальна, и эта актуальность заключается в том, что в нашем государстве еще не совсем полно на практике отражаются те социальные гарантии, которые указаны в Конституции.

Основными задачами, которые ставятся перед специалистами при прогнозировании и планировании, формировании соответствующей концепции, мероприятия и программы является развитие и последующее сохранение структуры экономики высокой эффективности, а также требуемого уровня доходов и защищенности населения.

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих социальных программ на примере одного из федеральных субъектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.  Социальная сфера. Роль прогнозирования и планирования в развитии социальной сферы.

    1. Социальная сфера и ее роль в современном обществе.

 

Социальная сфера - это совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление1. К социальной сфере относится, прежде всего, сфера услуг (образование, культура, здравоохранение, социальное обеспечение, физическая культура, общественное питание, коммунальное обслуживание, пассажирский транспорт, связь).

Вовлекаясь в социальную сферу жизнедеятельности, каждый человек интегрируется в сложную систему социальных отношений, которые представляют собой определенные устойчивые связи индивидов, сложившиеся в ходе их взаимодействия друг с другом в условиях данного общества. Потребности индивидов, природа и способ удовлетворения этих потребностей ставят индивидов в зависимость друг от друга, обусловливают объективную необходимость их взаимодействий друг с другом. Это обстоятельство придает особые специфические черты поведению людей в рамках социальной сферы жизнедеятельности общества.

Характер и содержание отношений между индивидами и группами в социальной сфере жизнедеятельности общества зависят от места (социальной позиции), которое они занимают в социальной структуре общества, и той роли, которую они выполняют в рамках совместной деятельности.2 Социальные позиции индивидов в социальной сфере жизнедеятельности общества неравнозначны, между ними существует неравенство, которое выражается в наличии социальной дистанции между членами общества.

Следует также отметить, что социальная сфера жизни людей представляет собой динамически развивающуюся реальность. В рамках социальной сферы происходят процессы, изменяющие характер и содержание отношений между людьми, социальные структуры и общественное сознание. Таким образом, изучение социальной сферы связано, прежде всего, с изучением системы человеческих отношений, особенностей деятельности и поведения членов общества, социальных структур и их структурных элементов, структуры общественного сознания.

Реформирование экономики в России преследует своей целью формирование социально ориентированной рыночной экономики. Это означает, что по своей направленности все экономические процессы в той или иной степени имеют социальную окраску. Социальная ориентация означает подчинение производства потребителю, удовлетворение массовых потребностей населения. В большинстве развитых стран потребности населения в начале и середине XX в. поставили перед бизнесом две проблемы. Первая состояла в необходимости насыщения очередного возросшего объема материальных потребностей и вызвала стремительное наполнение рынка новыми товарами и рост цен, а спрос сокращался. Вторая проблема была обусловлена появлением новых потребностей в развитии образования, здравоохранения, культуры, охраны природы и социальной защиты населения.

Решение второй проблемы вызвало к жизни более узкую область экономики, непосредственно связанную с социальными явлениями и называемую социальной сферой. К ней принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, непосредственно связанные с потреблением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворением конечных запросов человека, семьи, коллектива и общества в целом. Социальная сфера непосредственно связана и касается образа, уровня и качества жизни людей.

Важнейшим элементом социальной сферы является социальная структура общества как сложная, динамично развивающаяся, достаточно противоречивая совокупность различающихся по социальным признакам людей и человеческих общностей с бесконечным разнообразием взаимоотношений между ними.

Другим элементом социальной сферы выступают условия жизнедеятельности людей и социальных общностей, создающие для них те или иные объективные возможности индивидуального и коллективного поведения на предмет удовлетворения своих жизненных потребностей. К основным условиям нормальной жизнедеятельности людей относятся обеспеченность работой, жильем, другими средствами к жизни, медицинской помощью, санаторно-курортным лечением, а также наличием фактических возможностей получения образования и использования культурных благ. Степень решения такого рода проблем характеризует собой уровень благосостояния членов общества3. Важной проблемой при реализации социальной политики в рамках создания условий для нормальной жизнедеятельности является проблема равенства людей, человеческих общностей. Трудно идет человечество к ее разрешению. Если говорить о юридической стороне проблемы, то лишь в конце XVIII в. в отдельных государственных нормативных актах стали появляться положения, декларирующие равенство людей.

Социальная сфера общества характеризуется еще одним показателем – социальной справедливостью. Это категория морально-правового и социально-политического сознания, главным содержанием которой является «понятие о должном», связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Социальная справедливость содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Методологические  основы планирования и прогнозирования

 

Методологические основы прогнозирования предполагают использование трендовых приемов, экспертных опросов, поискового и нормативного моделирования. Все это с необходимостью ставит проблему развития системы региональных социологических служб и аналитических центров, действующих на основе использования единых информационных технологий. В качестве такой службы может стать социальный мониторинг как источник информации адекватных действий в прогнозировании.4

Прогнозирование социальной сферы выступает как особая информационная технология, позволяющая получать информацию о социальном воспроизводстве населения во всем многообразии взаимодействия всех ее компонентов как системы с целью оперативного оценивания и прогноза возможных ее состояний и выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия. Оно отражает все многообразие процессов и явлений, протекающих в социальной сфере, направлен на обеспечение системного подхода к анализу социальной безопасности населения.

Можно выделить пять основных функций социального мониторинга:

1. Диагностическая  функция определяется ее значимостью в общей системе организации работы по управлению социальной сферой общества. Она связана с анализом эффективности функционирования социальной сферы и управления ею и предполагает:

• разработку системы регулярного анализа и контроля динамики социальных процессов, опирающуюся на использование современных компьютерных технологий;

• накопление, обработку, анализ поступающей информации;

• выявление наиболее острых проблем социальной сферы и причин их вызывающих;

• выявление групп и слоев, нуждающихся в социальной поддержке;

• обеспечение постоянного и последовательного развития социальной сферы.

Часто эта функция реализуется с опорой на типовые методики, позволяющие быстро и регулярно собирать интересующую управленцев информацию.

2. Прогностическая функция связана с научным предвидением хода социальных процессов, преобразованием социальных объектов, их структуры, изменением общественных отношений, динамического развития социальной сферы и ее подсистем. И представляет:

• разработку инновационных технологий модернизации социальной сферы общества, ее выхода из кризиса, снятия напряжения;

• опpeдeлeниe перспектив жизнедеятельности общества, демографических процессов, динамики уровня и качества жизни населения и т.п.), являющихся предметом социального управления;

• определение социальных последствий прогнозных разработок.

Для этого социологические службы используют различные методы прогнозирования. Наиболее часто применяются опросы экспертов и разработка на их основе сценарных прогнозов. При этом строго соблюдаются требования подготовки и проведения подобных социологических процедур, поскольку их точное выполнение определяет эффективность экспертных методов прогнозирования.

3. Проективная функция обеспечивает обоснованное конструирование социальных связей и отношений в социальной сфере жизнедеятельности общества и ее составляющих и предшествует разработке социальных проектов. Она предполагает:

• конструирование параметров подсистем или отраслей социальной сферы (здравоохранения, бытового и социального обслуживания и т.п.), как объектов социального проектирования:

• проектирование субъектов социальных отношений, исходя из их места, роли и функций в системе социальных связей;

• учет в социальной проекте действия вне субъектных компонентов как материальных, так и духовных.

4. Функция планирования предполагает разработку планов социального развития на всех уровнях структурной организации социальной сферы. Ее сущность заключается в научно обоснованном определении целей, задач, показателей, мероприятий и порядка их реализации, темпов и сроков их выполнения, распределения сил и средств, связана с организационно-методическим обеспечением процесса социального планирования, управления и включает в себя:

• подготовку специальных документов (решений, проектов социального развития);

• формирование организационных структур, обеспечивающих разработку этих документов;

• координацию работы по формированию социальных программ;

• согласование отработанного проекта;

• оперативный контроль за выполнением социальных показателей и мер, определенных планом;

• регулярный анализ итогов социального развития региона. Таким образом, социальный проект или программа обозначит актуальные ориентиры, общие задачи, сроки достижения целей, скоординирует усилия исполнителей на основе глубокого изучения исходного уровня развития объекта и использования социальных нормативов.

5. Просветительская функция предполагает пропаганду социологических знаний среди населения и руководителей различного ранга, привитие навыков работы с социальной информацией. Управление сегодня все больше требует от "управленца" не специализированных, узкопрофильных знаний с набором заготовленных впрок вариантов решений, а глубокой образованности, умения пользоваться информацией, анализировать ситуацию, целостного представления об обществе, природе и человеке, ощущения себя не над ними, а их неотторгаемой частью.

Информация о работе Прогнозирование и планирование социальной сферы