Прогнозирование и планирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих социальных программ на примере одного из федеральных субъектов.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

Социально-психологическое состояние населения представляет собой эмоционально окрашенные отношения индивидов и групп, их переживания, установки, ориентации, обусловленные социально-политической ситуацией в обществе и регионе, характером взаимоотношений, складывающихся между ними и обществом. Система показателей содержит восемь разделов:

1. Социально-демографический 

2. Социально-трудовой 

3. Уровня  и качества жизни населения 

4. Жилищного  обеспечения населения 

5. Здоровья населения и здравоохранения

6. Народного  образования, культуры, информационных  услуг 

7. Экологической  и социальной безопасности 

8. Социально-психологического  самочувствия населения 

Сформированная таким образом система показателей сбора и обработки информации составляет основу всех социологических инструментов, используемых в мониторинге. Каждая группа показателей сбора представляется в них в форме вопросов исследовательских документов. При этом некоторые показатели в них частично пересекаются. Так, например, вопросы, характеризующие уровень жизни населения, включены в анкету, обращенную ко всем жителям региона, и в карту бюджетного обследования; вопросы развития социальной инфраструктуры и в целом потенциала социальной сферы - в анкету для всего населения и анкету для экспертов. Это позволяет уточнить те или иные характеристики, расширить представление по интересующим нас проблемам, получив ответы от наиболее компетентных в этом лиц. Таким образом, особенностью социологического инструментария мониторинга является его целостность и системность.

Специфика современного мониторинга заключается в его опоре на компьютерную поддержку, которая позволяет автоматизировать процесс сбора, хранения и сравнения собранной в ходе мониторинга информации, а также представить ее в наглядной форме в виде таблиц, графиков, гистограмм, диаграмм.5

Результатами управленческих решений является план, принимающийся на основе возможных плановых альтернатив. Существует несколько критериев для принятия управленческого решения, по которым оценивают альтернативы.

Принимаемое по одному критерию решение считают простым, а по нескольким - сложным. Утверждение планов является не только сложным решением из-за его множественности критериев, но и трудным по причинам его неопределенности, ограниченности информации и высокой ответственности. Именно поэтому окончательные решения об утверждении планов принимаются путем эвристического, интуитивного выбора из ограниченного числа предварительно подготовленных альтернатив.

Следовательно, методы планирования - это методы подготовки плановых альтернатив или, по меньшей мере, одного варианта плана для утверждения лицом или органом, принимающим решение.

Различают методы подготовки планов по используемым методам их составления, методам и срокам возможной реализации планов, объектам планирования.

Как и прогнозирование, планирование может основываться на эвристических и математических методах. Среди математических методов исследования операций особое место занимают методы оптимального планирования.

Также один из самых распространенных методов планирования является балансовый метод, который был сформирован как способ обеспечения связей между потребностями общества и его возможностями при ограниченности ресурсов.

Аналитический метод планирования соединяет в себе анализ и обобщение. Суть данного метода сводится к тому, что в ходе планирования социальный прогресс разбивается на составные части, и на этой основе определяются направления реализации намеченной программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Значение  планирования и прогнозирования  и их необходимость для развития  социальной сферы

 

Планирование в социальной сфере является ярким подтверждением эффективности и перспективности деятельности администрации на федеральном и муниципальном уровне.

В планирование социальной сферы включаются следующие основные разделы.

1. Совершенствование социальной структуры населения. В данном разделе предусматриваются мероприятия по улучшению профессионально-квалификационной структуры работника, сокращению численности работников ручного, тяжелого физического и монотонного труда, а также занятых на работах с вредными условиями труда, по улучшению соотношения между неквалифицированным и квалифицированным трудом, что приводит к повышению социальной однородности труда.

2. Улучшение условий труда и охраны здоровья населения. Здесь особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды.

3. Совершенствование оплаты труда, улучшение жилищных и культурно-бытовых условий населения. Здесь предусматривается не только общий рост уровня оплаты труда работников, но и установление правильных пропорций в уровне заработной платы различных категорий работников, дифференциация уровня оплаты труда внутри категорий работников в зависимости от уровня сложности и конечных результатов труда.

4. Воспитание личности, повышение трудовой и общественной активности работников и расширение их участия в управлении производством. Это прежде всего мероприятия направленные на развитие социальной активности работников и повышение их роли в управлении производством, его демократизацию; идейно-патриотическое воспитание, трудовое, экономическое, нравственное, правовое. Указанные виды воспитания тесно взаимодействуют между собой.

Планирование и прогнозирование в социальной сфере служит основным инструментом для формирования государственных целевых программ. В государственных целевых программах, которые в настоящее время являются одним из основных инструментов решения долгосрочных социально-экономических задач, воплощаются конкретные направления государственной политики. Для решения таких долгосрочных задач необходимо спрогнозировать дальнейшую политику государства, учитывая интересы, потребности, ценностные ориентации, жизненные планы населения, постоянно меняющиеся требования молодежи к качеству образования, трудоустройство, досуг и сферу услуг.

Прогнозирование социальной сферы позволяет государственным и муниципальным органам заранее быть готовым к будущим социальным процессам и принимать решения. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, государственные и муниципальные органы могут его остановить или так трансформировать, что он не проявит своих каких-либо отрицательных качеств. Спрогнозировав положительный процесс, государство будет активно содействовать его развитию, а также способствовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.

Планирование принимает важную роль на этапе формирования социальных нововведений. Так как социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сферах смысл нововведения — достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематично. Определяется это следующим образом:

1. В социальной  сфере улучшение положения одной группы людей может создавать напряженность (иногда — только психологическую) у другой группы людей. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.

2. Успешное  решение одних социальных проблем  может порождать другие проблемы  или оказаться успехом не в  том смысле, в котором понималась  задача.

 

 

II. Прогнозирование и планирование развития социальной сферы

2.1 Социальная политика государства. Мониторинг федерального законодательства по развитию социальной сферы в РФ

 

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов6.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

  • социальной справедливости;
  • социальной ответственности;
  • социального партнерства;
  • социальных гарантий;
  • преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

  • стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления;
  • усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости;
  • обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения;
  • сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Основополагающими законодательными актами, на которые опирается социальная политика России, являются:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195;
  • ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178;
  • ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важности отнесено к основам конституционного строя страны и находит свое развитие в других конституционных нормах.

К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантированных в следующих статьях Основного закона. Это право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на труд и его оплату (п. 1-4 ст. 37), на отдых (п. 5 ст. 37), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное обеспечение (ст. 39), на жилище (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую безопасность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44) и другие. При этом «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка … места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции РФ), т.е. вне зависимости от того, в каком субъекте Российской Федерации проживает человек.

В федеративном государстве государственная социальная политика имеет свои особенности в силу того, что само государство является многосубъектным. Функции и конституционные обязанности государства в социальной сфере распределяются между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации.

Способами распределения являются: конституционное распределение пределов (предметов) ведения Федерации, субъектов Федерации и их совместного ведения (ст. 71, 72 и 73 Конституции Российской Федерации); договорное распределение функций и фактически сложившееся, но до времени не урегулированное нормативными актами и законами выполнение функций и взаимодействие при их выполнении.

Информация о работе Прогнозирование и планирование социальной сферы