Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 16:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих социальных программ на примере одного из федеральных субъектов.
Уровень бедности (Level of poverty) – это доля населения, выраженная в процентах, семейный доход которой находится ниже какого-то абсолютного уровня, который называется чертой бедности.9
Исследования Института социологии РАН показывают, что 59% населения России бедняки. Средний класс в стране, определяемый по европейским методикам, — всего 6-8%.
При этом особенности страты российских бедняков таковы, что помочь им может только социальное государство. Поразителен и такой показатель: лишь 19% россиян имеют дома компьютер. Масштабное исследование российского общества было проведено Институтом социологии РАН. Бедность в нашей стране измеряется на основе прожиточного минимума: если доля населения находится ниже этой границы – то эта доля считается бедной. Понятие прожиточный минимум в России не изменилось со времен Советского Союза, когда было бесплатное здравоохранение, образование, и базировался этот прожиточный минимум на некоем минимальном наборе продуктов и минимальном количестве одежде.
В сегодняшней ситуации
Количество бедных граждан в России увеличилось в январе-сентябре на 600 тыс. человек в годовом выражении до 17,8 млн человек, сообщает Росстат. В январе-сентябре 2012 г. доходы ниже прожиточного минимума имели 17,2 млн граждан.
Уровень бедности в январе-сентябре 2013 года поднялся до 12,6% с 12,1% в январе-сентябре 2012 г. В III квартале 2013 года уровень бедности составил 12,1%, во II квартале - 12,1%, в I квартале - 13,8%.
Прожиточный минимум в III квартале увеличился до 7429 руб. на человека в месяц против 6643 руб. в III квартале 2012 г.
Средний доход на душу населения в III квартале составил 24 942 руб. в месяц (23 115 руб. в III квартале 2012 г.), что составляет 335,7% от величины прожиточного минимума (348% в III квартале 2012 г.).
Максимальный показатель уровня бедности в России отмечен в 1992 г. - 33,5%, численность бедных граждан в стране достигла тогда 49,3 млн человек
Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Является государственной гарантией получения минимальных денежных доходов и других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.
Прожиточный минимум
Устанавливается прожиточный минимум постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Величина прожиточного минимума в Российской Федерации в расчете на душу населения составляет:
Повышение размера прожиточного минимума создает новые трудности для государственного бюджета, поскольку это требует увеличения выплат, связанных с федеральными и региональными доплатами к пенсиям, а также пенсий в целом. Кроме того, согласно мнению многих специалистов, увеличение прожиточного минимума может стать причиной роста числа бедных. Дело в том, что скорее всего темпы роста доходов малообеспеченных граждан не смогут догнать официально возрастающие показатели. Это приведет к росту показателя бедности.
Следует отметить, в соответствии с предоставленными Росстатом данными, численность граждан, получающих доходы ниже определенного прожиточного минимума, в 2013 г. составила почти 14%, а именно 19,6 миллионов человек. Однако эксперты минэкономразвития утверждают, что причин для паники нет, поскольку можно не опасаться резкого увеличения количества бедных в России.11 А некоторые специалисты вообще утверждают, что доля бедного населения в 2014 г. не возрастет, а, наоборот, только сократится, и даже называют конкретные цифры – до одиннадцати с половиной процентов. Однако опасаться каких-либо ухудшений пока рано, поскольку, как показывает практика, к заявленным правительством статистическим показателям следует относиться с долей недоверия по причине того, что очень часто предполагаемые в теории доходы не совпадают с реальными.
Баланс денежных доходов и расходов населения (в дальнейшем - Баланс) - один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, которая находит отражение в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.
Баланс строится не только на федеральном, но и на местном уровнях. На федеральном уровне Баланс строится самостоятельно и имеет расхождение с суммой территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и т.п.
Баланс является одним из инструментов социально - экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически Баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.
Доходная часть Баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.
Расходная часть Баланса состоит из трансфертов, выплаченных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.
В целом, социальное государство — это наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, достижения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как солидарная ответственность поколений и сословий (богатые платят за бедных, здоровые платят за больных, трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных), обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе.
Социальная политика РФ опирается на следующие базовые законодательные акты: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.
Основными показателями, характеризующие уровень жизни населения, являются прожиточный минимум и размер потребительской корзины. В каждом регионе муниципальными органами самостоятельно выставляются размеры данных показателей.
Причина в низкой оплате труда в РФ заключается в высоких показателях темпа роста производственных фондов: именно такие показатели свидетельствуют о том, что фонды ценятся больше чем высококвалифицированные специалисты. Личное благо людей, имеющих эти фонды (еще не ясно на каких основаниях) гораздо важнее стало для них, нежели благо общественное.
В сфере образования региональные органы обеспечили детям не только бесплатное образование и льготы для дошкольного образования, но и бесплатный отпуск в детские лагеря.
Очень грамотно на правительственном уровне ведется программа по культурному развитию РФ. Детские школы искусств уже несколько лет не пустеет - количество обучающихся только растет, причем это не только дети школьного возраста, но и взрослые юноши и девушки. Открываются отделения раннего эстетического развития. Их посещают малыши от трех до пяти лет. При этом продолжают совершенствоваться традиции обучения подростков и юношества, создаются образовательные программы для людей любых возрастов.
1. Конституция РФ.
2. ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых
пенсиях в Российской
3. ФЗ № 44-ФЗ от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
4. ФЗ № 134 от 24 октября 2002 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
5. Постановление Правительства
РФ от 26.06.2014 N 586
"Об установлении величины прожиточного
минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения
в целом по Российской Федерации за I квартал
2014 г."
6. Постановление от 03.08.2010 г. №574 «Об
утверждении Реестра (перечня) муниципальных
услуг, предоставляемых отраслевыми
органами и структурными
7. «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации», 2010.
8. Артамонова И.А., Краснопевцева Б. В. Учебное пособие «Теория управления». М.: МИИГАик, 2003.-86с.
9. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб. : Питер, 2011. – 400 с.
10. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Владос. – 2003. – 370 с.
11. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 448 с.
12. Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование национальной экономики: Учебно-методическое пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. - с.350.
13. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 580 с.
14. Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.
15. Смирнова И.В. Демография: Учебно-методическое
пособие для студентов
16. Теория управления. Учебник / Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. - М.: Экономика, 2003. - 576 с.
17. Черныш Е.А., Молчанова и др.
Прогнозирование и
18. Шмойлова Р.А, Минашкин В.Г. Теория статистики- Финансы и Статистика: 2009г., 656стр.
19. Яковлева А.В. Эконометрика: конспект лекций ЭКсмо, 2008.
20. Постановление Правительства
РФ от 27.03.2014 N 233
"Об установлении величины прожиточного
минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения
в целом по Российской Федерации за IV квартал
2013 г."
21. Постановление Правительства
РФ от 17.12.2013 N 1173
"Об установлении величины прожиточного
минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения
в целом по Российской Федерации за III
квартал 2013 г."
22. Постановление Правительства
РФ от 25.10.2013 N 958
"Об установлении величины прожиточного
минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения
в целом по Российской Федерации за II квартал
2013 г."
23. Постановление Правительства
РФ от 27.06.2013 N 545
"Об установлении величины прожиточного
минимума на душу населения и по основным
социально-демографическим группам населения
в целом по Российской Федерации за I квартал
2013 г."
1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999
2 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.
3 Козлов Ю.М.Современный взгляд на социальную сферу. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2007
4 Светуньков И.С. Методологические основы прогнозирования. — 4-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2012
Информация о работе Прогнозирование и планирование социальной сферы