Прогнозирование и планирование социальной сферы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 16:56, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих социальных программ на примере одного из федеральных субъектов.

Файлы: 1 файл

курс.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Уровень бедности в РФ. Оплата труда. Баланс доходов и расходов населения.

Уровень бедности (Level of poverty) – это доля населения, выраженная в процентах, семейный доход которой находится ниже какого-то абсолютного уровня, который называется чертой бедности.9

Исследования Института социологии РАН показывают, что 59% населения России бедняки. Средний класс в стране, определяемый по европейским методикам, — всего 6-8%.

При этом особенности страты российских бедняков таковы, что помочь им может только социальное государство. Поразителен и такой показатель: лишь 19% россиян имеют дома компьютер. Масштабное исследование российского общества было проведено Институтом социологии РАН. Бедность в нашей стране измеряется на основе прожиточного минимума: если доля населения находится ниже этой границы – то эта доля считается бедной. Понятие прожиточный минимум в России не изменилось со времен Советского Союза, когда было бесплатное здравоохранение, образование, и базировался этот прожиточный минимум на некоем минимальном наборе продуктов и минимальном количестве одежде.

 В сегодняшней ситуации прожиточный минимум, чтобы адекватно отражать элементарные потребности людей, должен быть увеличен как минимум в 2-3 раза, - считает профессор Шевяков, директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Политики часто манипулируют этим словосочетанием, но надо понимать, что реально прожиточный минимум в нашей стране не является действенным инструментом, в отличие от США, где именно на его основе распределяются социальные трансферты, выдаются продуктовые карточки, социальное жилье и т.д. Для сравнения -  прожиточный минимум в США – $800-$900, в России - примерно $166. Cледовательно реальный уровень бедности в России существенно превышает заявленный институтом социологии.

Количество бедных граждан в России увеличилось в январе-сентябре на 600 тыс. человек в годовом выражении до 17,8 млн человек, сообщает Росстат. В январе-сентябре 2012 г. доходы ниже прожиточного минимума имели 17,2 млн граждан. 

Уровень бедности в январе-сентябре 2013 года поднялся до 12,6% с 12,1% в январе-сентябре 2012 г. В III квартале 2013 года уровень бедности составил 12,1%, во II квартале - 12,1%, в I квартале - 13,8%. 

Прожиточный минимум в III квартале увеличился до 7429 руб. на человека в месяц против 6643 руб. в III квартале 2012 г. 

Средний доход на душу населения в III квартале составил 24 942 руб. в месяц (23 115 руб. в III квартале 2012 г.), что составляет 335,7% от величины прожиточного минимума (348% в III квартале 2012 г.). 

Максимальный показатель уровня бедности в России отмечен в 1992 г. - 33,5%, численность бедных граждан в стране достигла тогда 49,3 млн человек

Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Является государственной гарантией получения минимальных денежных доходов и других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

 Прожиточный минимум пределяется на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Рассчитывается ежеквартально на основании потребительской корзины и данных об уровне цен на продукты питания, товары, услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Устанавливается прожиточный минимум постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".

Величина прожиточного минимума в Российской Федерации в расчете на душу населения составляет:

  • I квартал 2011 года 6473 руб.
  • I квартал 2012 года 6307 руб.
  • I квартал 2013 года 7095 руб.10
  • I квартал 2014 года 8192 руб.

Повышение размера прожиточного минимума создает новые трудности для государственного бюджета, поскольку это требует увеличения выплат, связанных с федеральными и региональными доплатами к пенсиям, а также пенсий в целом. Кроме того, согласно мнению многих специалистов, увеличение прожиточного минимума может стать причиной роста числа бедных. Дело в том, что скорее всего темпы роста доходов малообеспеченных граждан не смогут догнать официально возрастающие показатели. Это приведет к росту показателя бедности.

Следует отметить, в соответствии с предоставленными Росстатом данными, численность граждан, получающих доходы ниже определенного прожиточного минимума, в 2013 г. составила почти 14%, а именно 19,6 миллионов человек. Однако эксперты минэкономразвития утверждают, что причин для паники нет, поскольку можно не опасаться резкого увеличения количества бедных в России.11 А некоторые специалисты вообще утверждают, что доля бедного населения в 2014 г. не возрастет, а, наоборот, только сократится, и даже называют конкретные цифры – до одиннадцати с половиной процентов. Однако опасаться каких-либо ухудшений пока рано, поскольку, как показывает практика, к заявленным правительством статистическим показателям следует относиться с долей недоверия по причине того, что очень часто предполагаемые в теории доходы не совпадают с реальными.

Баланс денежных доходов и расходов населения (в дальнейшем - Баланс) - один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, которая находит отражение в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.

Баланс строится не только на федеральном, но и на местном уровнях. На федеральном уровне Баланс строится самостоятельно и имеет расхождение с суммой территориальных балансов на величину финансовых потоков между территориями, начисленных, но не полученных средств и т.п.

Баланс является одним из инструментов социально - экономического анализа, характеризующим уровень жизни населения. С его помощью определяется общий объем и структура денежных доходов и расходов населения, исчисляются реальные и номинальные доходы и покупательная способность населения, а также рассчитывается распределение населения по уровню доходов и доля населения, живущего ниже уровня бедности, осуществляются другие экономические расчеты как на федеральном, так и на региональном уровнях. Баланс дает возможность проанализировать основные показатели доходов и расходов населения в группировке по источникам получения средств и направлениям их расходования. Фактически Баланс денежных доходов и расходов населения является промежуточным этапом для построения системы макроэкономических показателей.

Доходная часть Баланса состоит из поступлений от различных источников, которые могут быть выявлены при помощи статистической и финансовой отчетности, выборочных обследований и других методов.

Расходная часть Баланса состоит из трансфертов, выплаченных населением, расходов на приобретение товаров и услуг и прироста сбережений населения во вкладах и ценных бумагах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В целом, социальное государство — это наиболее целесообразный способ соединения начал свободы и власти в целях обеспечения благополучия личности и благоденствия общества, достижения социальной справедливости и солидарности в распределении продуктов труда. Социальная справедливость и социальная солидарность предусматривают реализацию на практике таких положений, как солидарная ответственность поколений и сословий (богатые платят за бедных, здоровые платят за больных, трудоспособные платят за еще или уже нетрудоспособных), обеспечение равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Социальным государство становится при достижении баланса во взаимодействии основных социальных и политических сил в обществе.

Социальная политика РФ опирается на следующие базовые законодательные акты: Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» 1995 г. № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» 1999 г. № 178, ФЗ «О социальной защите инвалидов» 1995 г. № 181 и др.

Основными показателями, характеризующие уровень жизни населения, являются прожиточный минимум и размер потребительской корзины. В каждом регионе муниципальными органами самостоятельно выставляются размеры данных показателей.

Причина в низкой оплате труда в РФ заключается в высоких показателях темпа роста производственных фондов: именно такие показатели свидетельствуют о том, что фонды ценятся больше чем высококвалифицированные специалисты. Личное благо людей, имеющих эти фонды (еще не ясно на каких основаниях) гораздо важнее стало для них, нежели благо общественное.

В сфере образования региональные органы обеспечили детям не только бесплатное образование и льготы для дошкольного образования, но и бесплатный отпуск в детские лагеря.

Очень грамотно на правительственном уровне ведется программа по культурному развитию РФ. Детские школы искусств уже несколько лет не пустеет - количество обучающихся только растет, причем это не только дети школьного возраста, но и взрослые юноши и девушки. Открываются отделения раннего эстетического развития. Их посещают малыши от трех до пяти лет. При этом продолжают совершенствоваться традиции обучения подростков и юношества, создаются образовательные программы для людей любых возрастов.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция РФ.

2. ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых  пенсиях в Российской Федерации».

3. ФЗ № 44-ФЗ от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

4. ФЗ № 134 от 24 октября 2002 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

5. Постановление Правительства РФ от 26.06.2014 N 586 
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2014 г."

6. Постановление от 03.08.2010 г. №574 «Об  утверждении Реестра (перечня) муниципальных  услуг, предоставляемых отраслевыми  органами и структурными подразделениями  администрации Сызранского района».

7. «Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации», 2010.

8. Артамонова И.А., Краснопевцева Б. В. Учебное пособие «Теория управления». М.: МИИГАик, 2003.-86с.

9. Гулина, М.А. Словарь-справочник по социальной работе / М.А. Гулина. - СПб. : Питер, 2011. – 400 с.

10. Голуб Л.А. Социально-экономическая статистика. – М.: Владос. – 2003. – 370 с.

11. Медков В.М. Демография: Учебное пособие. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. - 448 с.

12. Новикова Н.В., Поздеева О.Г. Прогнозирование  национальной экономики: Учебно-методическое  пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007. - с.350.

13. Основы социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский  центр «Академия», 2008. – 580 с.

14. Сафронова В.М. Прогнозирование  и моделирование в социальной  работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.

15. Смирнова И.В. Демография: Учебно-методическое  пособие для студентов специальности  «Государственное и муниципальное  управление» / филиал СЗАГС в г. Калуга. – Калуга, 2006. – 410 с.

16. Теория управления. Учебник / Уколов  В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. - М.: Экономика, 2003. - 576 с.

17. Черныш Е.А., Молчанова и др. Прогнозирование и планирование. М., 2001 г. – 370 с.

18. Шмойлова Р.А, Минашкин В.Г. Теория статистики- Финансы и Статистика: 2009г., 656стр.

19. Яковлева А.В. Эконометрика: конспект лекций ЭКсмо, 2008.

20. Постановление Правительства РФ от 27.03.2014 N 233 
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2013 г."

21. Постановление Правительства РФ от 17.12.2013 N 1173 
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2013 г."

22. Постановление Правительства РФ от 25.10.2013 N 958 
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2013 г."

23. Постановление Правительства РФ от 27.06.2013 N 545 
"Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2013 г."

24. Российский  статистический ежегодник. Статистический  сборник. – М.: Госкомстат России, 2013

 

1 Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999

2 Сафронова В.М. Прогнозирование и моделирование в социальной работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 192с.

 

3 Козлов Ю.М.Современный взгляд на социальную сферу. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2007

 

4 Светуньков И.С. Методологические основы прогнозирования. — 4-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2012

Информация о работе Прогнозирование и планирование социальной сферы