Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 16:56, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических аспектов и методологических основ планирования и прогнозирования в социальной сфере РФ, а также проанализировать эффективность существующих социальных программ на примере одного из федеральных субъектов.
Так, защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав национальных меньшинств, обеспечение законности, природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий, установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, выполнение международных договоров находятся (согласно ст. 72 Конституции РФ) в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Например, установление общефедеральной политики, федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального и национального развития Российской Федерации, федеральные фонды регионального развития, наряду с такими важнейшими вопросами, как принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, в т.ч. в социальной сфере, контроль за соблюдением федерального законодательства и территорией Российской Федерации, регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, вопросов войны и мира, судоустройства, определение статуса и защиты государственной границы и т.д. отнесено (ст. 71 Конституции РФ) к исключительному ведению Российской Федерации.
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), в т. ч. и по реализации социальной политики в регионе.
В некоторых субъектах РФ – как на региональном, так и межрегиональном уровнях, уже начинают проявляться элементы социальной и экономической политики, построенные с опорой на некоторые из названных выше принципов.
Так, например, раздел 7 Стратегии социально-экономического развития Северо-Запада России до 2015 года включает такие подразделы как: «Социальное развитие и повышение качества населения» (включая миграционную политику; сохранение и укрепление здоровья населения Северо-Западного федерального округа; формирование и реализацию единой ювенальной политики в отношении семьи, детей, молодежи; социальной адаптации военнослужащих; сохранение и развитие трудового потенциала; социальную адаптацию и оптимизацию жизнедеятельности пожилых людей и т.д.), «Сбалансированное и устойчивое развитие экономики» (включая развитие транспорта, ТЭК, АПК, судостроения, оборонного комплекса, науки и инвестиционной деятельности, формирование рынка доступного жилья, инвестиционной политики и т.д.), «Совершенствование природопользования, экологической политики и безопасности».
Что касается федеральных целевых программ (а вслед за ними подобные программы часто разрабатываются и в российских регионах), то в последнее время Правительство РФ активизировало их разработку и законодательное оформление. Это, видимо, связано как со значительным ростом в последние годы бюджетных поступлений за счет высокой цены на нефть (и благоприятным прогнозам на ближайшие 3-5 лет), так и заметно возросшей требовательностью Президента страны по вопросам разработки национальных проектов в области здравоохранения, образования, жилья, развития сельской местности и др.
В целом, можно сделать вывод о том, что предпринятые еще с 2000 года усилия по стабилизации ситуации в стране, преодолению кризисных явлений 90-х годов (рост безработицы, массовые невыплаты заработной платы и т.д.) и принесли определенные положительные результаты. В значительной мере легализованы доходы, реформированы трудовые отношения, появились ростки социального партнерства, осуществлялась социальная защита населения и выплачивались пенсии, т.е. государством предпринимались определенные усилия по реализации ст. 7 Конституции Российской Федерации о социально ориентированной политике, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Основную роль в исследовании и анализа уровня жизни населения государства играют социальные нормативы. Они служат ориентирами направленности развития социальной сферы и научно обоснованны. При анализе уровня жизни населения различают следующие социальные нормативы:
- развития материальной базы социальной сферы;
- социального обеспечения и обслуживания;
- доходов и расходов населения;
- условий и качества жизни населения;
- потребления населением материальных благ и платных услуг;
- состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др.
Социальные нормативы делят на уровневые, которые выражают абсолютную и относительную величины нормы в натуральных, стоимостных показателях или процентах, и приростными, которые представлены в виде соотношения приростов двух показателей.
К уровню жизни имеет непосредственное отношение потребительский бюджет, суммирующий нормы потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по гендерным и возрастным группам населения, климатическим зонам, условиям и тяжести труда, месту проживания и т.д. Также различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К социальным нормативам относятся также и минимальный размер заработанной платы, и пособие по временной нетрудоспособности или по безработице для трудоспособных лиц, пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов, размер стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
Рассмотрим основные индикаторы уровня жизни населения РФ.
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и взносы.
Начиная с 1 квартала 2000г. величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по РФ и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен. (Ст.1,4 Федерального закона № 134-ФЗ от 24.10.1997г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»).
Величина прожиточного минимума в субъектах РФ определяется каждый квартал в ценах отчетного периода по средним ценам продажи товаров — представителей, предприятиями торговли всех форм собственности и устанавливается в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Величины прожиточного минимума устанавливаются отдельно на душу населения, для трудоспособного населения, для пенсионеров, для детей.
По данным Росстата, величина прожиточного минимума трудоспособного населения во втором квартале 2011 года составляла 7023 руб.
Потребительская корзина – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Определяется в соответствии с Федеральным законом № 134-ФЗ от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». До 1 января 2005 г. действовала потребительская корзина, установленная Федеральным законом № 201-ФЗ от 20 ноября 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». В связи с истечением срока действия данного Федерального закона принят новый Федеральный закон № 44-ФЗ от 31 марта 2006 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
Потребительская корзина включает минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, в расчете на одного человека в год, выраженный в натуральных показателях, и устанавливается для трех основных социально-демографических групп населения – трудоспособного населения, пенсионеров и детей.
По закону потребительская корзина должна пересматриваться раз в пять лет. То есть её состав мог измениться уже в 2011 году. Однако в конце прошлого года Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации в 2011-2012 годах», согласно которому все показатели потребкорзины остались на прежнем уровне. Правительство объяснило это тем, что с 2013 года потребительская корзина будет определяться по другой методике. Так, продукты питания будут включаться по нормам в натуральных объёмах, а непродовольственные товары — по их доле в расходах малоимущих семей. Впрочем, до этого ещё далеко, а по нынешним нормам среднестатистическому россиянину вполне должно хватить 18 кв м. жилья и пол-яйца в день.
Минимальный потребительский бюджет - расчетная величина, характеризующая стоимостную оценку минимальных благ и услуг потребительского бюджета более высокого уровня по сравнению с прожиточным минимумом, обеспечивающая нормальное воспроизводство рабочей силы для работающих и жизнедеятельность для нетрудоспособных.
Стоимостная величина МПБ определяется в расчете на месяц с учетом индекса потребительских цен: МПБ = МПБбаз. х ИПЦ.
Базовый показатель минимального потребительского бюджета определяется по формуле:
МПБбаз.= ПП+НТ+У+С+ОП;
где ПП – стоимость продуктов питания, НТ – стоимость непродовольственных товаров, У – стоимость услуг, С – величина сбережений, ОП – величина обязательных платежей и сборов.
Стоимость минимального набора продуктов питания определяется на основе минимального набора продуктов питания для мужчины трудоспособного возраста в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17.02.1999г. № 192. Указанный показатель отражает межрегиональную дифференциацию уровней потребительских цен. При расчете стоимости минимального набора продуктов питания по РФ и субъектам РФ используются единые (установленные в целом по РФ) минимальные объемы потребления.
Денежные доходы населения включают доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, выплаченную заработную плату (начисленную заработную плату, скорректированную на изменение задолженности) наемных работников, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов и другие доходы.
Среднедушевые денежные доходы исчисляются делением общей суммы денежных доходов на численность наличного населения.
Реальное содержание денежных доходов населения - определяется путем деления индексов соответствующих номинальных доходов (располагаемых денежных доходов, среднемесячной зарплаты, среднего размера пенсии) на индекс потребительских цен.
Располагаемые денежные доходы населения – денежные доходы за вычетом обязательных платежей и взносов.
Среднемесячная заработная плата - приведена без учета выплат социального характера, которые включают страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников, за счет средств предприятия, выходное пособие при прекращении трудового договора, суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников, оплату проезда к месту работы, материальную помощь, предоставленную отдельным работникам.
Данные о среднемесячной заработной плате в промышленности с 1999 года приведены по отраслям промышленности, имеющим минимальные и максимальные размеры заработной платы.
Минимальный размер выплат пенсионерам – до принятия Федерального закона от 17.12.2009г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» минимальный размер выплаты складывался из минимальной пенсии, а также компенсационной выплаты. В соответствии с Указом Президента России от 12.07.2009г. № 833 минимальный размер выплаты пенсионерам был установлен с 01.08.2001г. в размере 6660 руб. в месяц.
Сумма базовой части трудовой пенсии по старости - по новому пенсионному законодательству, вступившему в силу с 01.01.2010 г., трудовая пенсия по старости состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Законом установлено, что сумма базовой и страховой частей не может быть менее 6660 руб. в месяц, в том числе базовая пенсия - не менее 4450 руб. в месяц (с последующей её индексацией). Минимальная пенсия законом не предусмотрена.
Средний размер пенсии - включает, в соответствии с законодательством Российской Федерации, компенсационную выплату с учетом районного коэффициента. Задолженность по выплате заработной платы – приводятся данные предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, образования, здравоохранения, культуры, искусства, а начиная с марта 1996г. - науки и научного обслуживания на конец месяца, а также в среднем за квартал и год.
Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Российской Федерации и отдельным регионам исчисляется в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке фиксированного набора потребительских товаров и услуг для проведения межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения, утвержденными 20 апреля 2001 г. Федеральным органом исполнительной власти по статистике, на основе единых объемов потребления, а также средних цен по России и ее субъектам. В состав набора включены 83 наименования товаров и услуг, в том числе 30 видов продовольственных товаров, 41 вид непродовольственных товаров и 12 видов услуг. Данные о стоимости набора приведены в расчете на месяц.7
Индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления. Измеряет отношение стоимости фиксированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в предыдущем периоде. В набор товаров и услуг включены 412 товаров (услуг) - представителей. Наблюдение за ценами и тарифами производится в столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно – в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.8
Информация о работе Прогнозирование и планирование социальной сферы