Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 21:11, курсовая работа
В условиях современной рыночной экономики человек, независимо от того, является он покупателем или производителем какой-либо продукции, должен быть ознакомлен с ситуацией, сложившейся на рынке. В первую очередь это касается, естественно, производителей товара, а также людей, которые хотят создавать свой бизнес в этой отрасли, так как для этого необходимо знать, что и кому нужно продавать. Другими словами, производитель должен знать, какой именно товар хотят видеть потребители, сколько он должен стоить, а также где, как и кем продаваться.
Введение
1. Конкурентоспособность и оценка конкурентной среды фирмы
1.1 Конкурентоспособность
1.2 Оценка конкурентной среды
2. Оценка конкурентной среды сети Л’Этуаль
2.1 Общая характеристика рынка
2.2 Конкурентная среда и конкурентоспособность специализированной сети Л’Этуаль
3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности сети Л’Этуаль
Заключение
Использованная литература
Рис. 4. Соотношение объемов российского, европейского и мирового рынков косметики и парфюмерии в 2007 г.
Как уже было отмечено, показатели оценок и прогнозов существенно варьируются, однако стагнации рынка пока никто не ждет. Потенциал для роста по-прежнему существует. В 2007 г. рынок продемонстрировал 15% роста, что является достаточно высоким показателем по сравнению со средними мировыми. Однако, по мнению экспертов, этот год стал последним, когда российский парфюмерно-косметический рынок продемонстрировал столь высокие темпы развития. До сих пор его бурный рост был обусловлен довольно плачевным состоянием, в котором находилась отрасль после перестройки и кризиса 1998 г., да и экономика страны в целом: предприятия закрывались, рушилась привычная структура торговли. Однако сейчас рынок уже достаточно насытился. Кроме того, теперь ему придется развиваться в более жестких условиях. В частности, в связи с повышением цен на энергоносители, которое неминуемо при вступлении России в ВТО, наверняка удорожится процесс производства косметической и парфюмерной продукции.
Но даже при замедлении темпов роста, считают специалисты, в среднесрочном периоде на рынке сохранится положительная динамика развития. Существенным явлением на рынке является качественное изменение культуры потребления косметики. Эстетические вкусы меняются и становятся все более взыскательными. Если раньше люди обращались к такой продукции скорее в целях соблюдения гигиены, а в косметических целях ей пользовались в большинстве своем молодые женщины, то сейчас заметная доля мужчин, подростков и пожилых людей переключилась на потребление самой разнообразной косметики известных марок.
Кроме всего, тенденции рынка обуславливают закономерные изменения: за последние годы на парфюмерно-косметическом рынке изменилось соотношение Москва-регионы: если в 1999 г. 80% продаж приходилось на Москву, 10% на Петербург и 10% на регионы, то сегодня это соотношение (столицы и регионы) – примерно 50/50.
Доля отечественных
Рынок уже достиг определенной
степени развития, и существующая
система дистрибуции (посредничества)
рискует стать фактором стагнации,
если не будет динамично предлагать
инновационные схемы
Отношения между поставщиками, дистрибуторами и ритейлерами на косметическом рынке становятся все жестче. Среднее звено этой цепочки в лице дистрибутора с начала своего возникновения (1990-е гг.) чувствовало себя достаточно уверенно. Кульминация пришлась на 2000 год, когда производитель опосредованно, через дистрибутора, стал практически давить на розницу, диктуя цены и условия поставки. Однако этот этап длился недолго. В 2003 году ситуация в корне изменилась. Экономическая ситуация в стране стабилизировалась (политика государства понятна, таможенные и налоговые правила известны, правила игры на рынке также сформировались), и постепенно западные производители начали работать самостоятельно. Таким образом, из вчерашнего партнера дистрибутор превратился в некий барьер, отделяющий западного производителя от крупных розничных сетей.
Компания L’Oreal одна из первых начала работать в России через собственное представительство, и вскоре ее примеру последовали и другие западные компании. Свои представительства уже есть у Chanel, Clarins Group (марки Clarins, Thierry Mugler), Estee Lauder Lachen (марки Estee Lauder и Clinique), Cosmopolitan Cosmetics (марки Gucci и Escada), Antonio Puig (Paco Rabanne, Carolina Herrera).
В таких условиях российским
дистрибуторам ничего не остается делать,
как развивать собственную
Таким образом, дистрибуторы к этим переменам подготовились заранее. Внешне их действия сходны только в одном – все компании взялись за строительство торговорозничной инфраструктуры, хотя преуспели в этом в разной степени. Но в остальном, каждая из них предпочла выстраивать свою линию обороны.
Hermitage & Star Beaute (входит в группу Luxe-Holding) – один из самых крупных импортеров парфюмерии. Ближе всех к ней две компании: IFD (дистрибуторское подразделение группы «Курс»), и «Единая Европа – Холдинг». По оценкам самих участников, эти структуры контролируют примерно половину продаж селективной косметики в России.
Доминирующее положение Hermitage & Star Beaute заняла в 1999 году, когда ей удалось перехватить дистрибуцию шести селективных марок группы L’Oreal (Lancome, Armani, Guy Laroche, Cacharel и др.) у швейцарской фирмы Temtrade – прежнего дистрибутора этой продукции. Затем акционеры группы выстроили небольшую сеть Rivoli и в декабре 2002 года первыми из игроков на рынке парфюмерии класса люкс нашли для нее стратегического инвестора – немецкую компанию Douglas-Holding. Ей принадлежит одноименная сеть приблизительно из 750 парфюмерных магазинов с оборотом в $1,4 млрд. в год. В результате слияния появилась компания Douglas-Rivoli, управляющая сейчас 14 одноименными бутиками.
Трансформирует свой бизнес и группа «Курс». На месте дистрибуторской компании Cofidec, ранее входившей в «Курс», недавно выросла новая структура – IFD. Теперь она вместо Cofidec займется дистрибуцией 30 брендов, из которых самыми продаваемыми остаются марки Davidoff, Burberry и S.T. Dupont. Но хитом продаж в этой сети стали не марки из дистрибуторского портфеля «Курса», а Christian Dior, которую поставляет Seldico.
Параллельно с занятием дистрибуторским бизнесом выстраивалась розничная сеть «Л'Этуаль».
И, наконец, третий сильный
игрок – компания «Единая Европа-Холдинг».
В первую тройку эта компания вошла
в 1999 году, когда «Арбат Престиж», решив
сосредоточиться исключительно
на развитии розницы, полностью передал
ей свой дистрибуторский бизнес. За
строительство собственных
На первый взгляд может
показаться, что «Единая Европа»,
оставшись сегодня без
2.2 Каналы сбыта
В 2007 году продолжился процесс
перераспределения каналов
По итогам 2007 года наибольшее число продаж парфюмерии и косметики пришлось на долю универмагов – 30% от общего объема и на специализированные сети 24% – (см. диаграмму 3). Еще в 2005 году на открытые рынки приходилось 20,4% всех продаж, в 2006-м их доля уменьшилась до 16%, а в 2007 году составила 15%. Совокупная доля универмагов, специализированных сетей и аптек увеличилась с 51,9% в 2005-м и 55% в 2006 до 58,9% в 2007 году.
Рис. 5. Удельный вес каналов дистрибуции на российском парфюмерно-косметическом рынке (2007 г.)
1.Универмаги
Для потребителя преимуществом
покупок в универмагах является
возможность закупить в одном
месте все необходимое –
Специалисты полагают, что доля продаж на открытых рынках будет уменьшаться и дальше, что в результате может привести к падению продаж российских производителей, у которых нет денег на вход в розницу. Поскольку речь идет о самом нижнем ценовом сегменте, это соответствует общим тенденциям развития российского рынка парфюмерии и косметики.
Таким образом, на данном рынке заметно усиливаются позиции организованного сегмента.
2. Специализированные сети
В Россию уже пришли крупнейшие западные игроки: крупная московская сеть Rivoli заключила союз с германской Douglas, «ЛЭтуаль» приобрела франшизу французской сети Sephora, а A.S. Watson – петербургскую сеть «Спектр».
С появлением у нас западных
компаний подавляющая часть парфюмерно-
Таблица 1. Конкурентные преимущества и сравнительная динамика различных каналов сбыта парфюмерии
Альтернативы |
Конкурентные преимущества |
Сеть парфюмерных магазинов |
§ масштабы товарооборота § широта ассортимента § гарантия качества § привлечение покупателей дисконтными программами, промоушн-акциями |
Прямые продажи |
§ индивидуальный подход к потребителю § детальная консультация § доступные цены § удобство покупки (экономия времени и т.д.) § возможность участвовать в бизнесе |
Интернет |
§ удобство покупки (выбор по каталогу, экономия времени) § доступные цены |
Отдельный магазин или сегмент в универмаге |
§ удобство покупки (одновременно с другими товарами) § доступные цены |
Открытые рынки |
§ низкие цены |
Остальная часть российской
парфюмерно-косметической
3. Дрогери
Другим каналом розничного
сбыта являются небольшие парфюмерно-
4. Прямые продажи
Прямые продажи – третий
по значимости канал дистрибуции
косметики и парфюмерии на российском
рынке (см. диаграмму 3). По данным «Старой
крепости», доля прямых продаж среди
других каналов дистрибуции в 2007
году достигла 21,6%. Поэтому создание
и развитие сетевых компаний становится
серьезной альтернативой
В этом сегменте российского рынка парфюмерии и косметики доминируют четыре игрока: шведская компания Oriflame, американские Avon и Mary Kay, а также российская компания Faberlic. В 2007 году брэнд Faberlic был на третьем месте по узнаваемости марок среди российских потребителей. Первые два места заняли Avon и Oriflame.
По оценке исследовательской компании Euromonitor, в настоящее время компании прямых продаж занимают 45% рынка декоративной косметики, 33% рынка средств по уходу за кожей, 16% рынка парфюмерии, около 8% сегмента средств для ванны и душа и 4% – средств для волос.
Российские компании, по мнению экспертов, сегмент прямых продаж фактически упустили. Из тех немногих, кто в нем работает, реальную конкуренцию лидерам может составить лишь Faberlic.
Таблица 2. Сравнительное описание двух крупнейших DM-компаний
Oriflame |
Avon | |
оборот |
$600 млн. |
$6,2 млрд. |
количество стран, где продается продукция |
64 |
143 |
доля оборота в России |
33% |
2% |
рост с 1999 года |
7 раз |
6,5 раз |
продажи в России |
$100 млн. |
$100 млн. |
5. Drugstore (косметика в аптеках)
Продажи косметических средств в формате drugstore опережают рост рынка в целом. Аптечный рынок косметики в 2007 году составил 277 млн долларов, что более чем на 20% превышает показатель 2006 года. За счет этого удельный вес этого канала дистрибуции увеличился в 2007 году с 2,3% до 3,95%.
Успешные брэнды, которые
продвигаются только через аптеки,
такие как Vichy от LOreal, создают позитивный
прецедент синтеза фармацевтики
и косметологии. Отметим также, что
потребители больше доверяют продуктам,
созданным по медицинским технологиям.
В крупных российских городах
около 50% продаж в аптеках сегодня
приходится на сопутствующие товары.
Среди других причин активизации
продаж косметических товаров
Основной путь реализации этой продукции – через аптеки. Сегодня в аптеках представлены в основном западные брэнды, причем их ассортимент за последние годы расширился. Так, осенью 2005 года в аптеках появился американский брэнд RoC (Johnson & Johnson), а аптеки «36,6» пополнили свой ассортимент товарами под британской аптечной маркой Boots. В линейке брэндов – средства по уходу за кожей лица и тела, стайлинговые средства и декоративная косметика.
6. Электронные продажи
Продажи косметики и парфюмерии on-line – наиболее динамично развивающийся канал сбыта. Рост продаж через Интернет в 2007 году, по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, вырос на 1000% (с 0,8 до 8 млн долларов). В то же время в физическом выражении объем торговли косметики через Интернет пока весьма незначителен – 0,8% всех продаваемых on-line товаров.
Информация о работе Рекомендации по повышению конкурентоспособности сети Л’Этуаль