Структура, содержание и принципы разработки бизнес- планов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:19, доклад

Описание работы

Бизнес-план это подробный план на определенный период, часто на три, пять или десять лет, устанавливающий показатели, которых предприятие должно достичь. Бизнес-план устанавливается на многих предприятиях, особенно в тех случаях, когда предприятие пережило трудные времена или руководство приняло решение о кардинальном изменении политики

Файлы: 1 файл

структура содержания и принципы разработки.docx

— 53.86 Кб (Скачать файл)

 

1 Структура, содержание и принципы разработки бизнес- планов.

1.1 Цель бизнес-плана 

Цель разработки бизнес-плана – спланировать хозяйственную деятельность организации на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности организации, целевые рынки и место организации на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели организации, стратегию и тактику их достижения, определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;
  • выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены организацией потребителям, оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие изменения кадрового состава организации ее потребностям, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий организации по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение организации и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;
  • предусмотреть трудности, “подводные камни”, которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Письменное  оформление бизнес-плана имеет очень  существенное значение для организации  работ по его выполнению. Не следует  пренебрегать составлением бизнес-плана  даже в условиях, когда ситуация на рынке меняется довольно быстро. Планирование деятельности организации  с помощью бизнес-плана полезно  для самого бизнеса, т.к. побуждает  руководителей фундаментально изучить  перспективы организации, конкретнее определить свои цели и пути их достижения, позволяет осуществить более  четкую координацию предпринимаемых  усилий по достижению поставленных целей, формализует обязанности и ответственность  всех руководителей. При разработке бизнес-плана определяются показатели деятельности организации, необходимые  для последующего контроля, что делает организацию более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций.

Главное достоинство  бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный подобный план дает перспективы развития организации, т.е. в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты.[3]

В зависимости  от направленности и масштабов задуманного  дела объем работ по составлению  бизнес-плана может изменяться в  достаточно большом диапазоне, т.е. степень детализации его может  быть различной. В одном случае бизнес-план требует менее детальной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать. В другом случае бизнес-план предстоит  разрабатывать в полном объеме, проводя  для этого трудоемкие и сложные  маркетинговые исследования. При  составлении бизнес-плана важна  степень участия в этом процессе самого руководителя. Это на столько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, что не следует пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение  экспертов весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом – составление бизнес-плана требует личного участия руководителя организации или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.

Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого  и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной  разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.[1]

Основные  рекомендации в подготовке бизнес-плана  – это краткость, т.е. изложение  только самого главного по каждому  разделу плана; доступность в  изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу  людей, а не только специалистам и  не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у  партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может  надеяться на успех своего дела.

При составлении  бизнес-плана необходимо также помнить, что информация, представленная в  нем, должна быть емкой, четкой и в  то же время краткой. Однако при большом  количестве различных цифровых материалов их восприятие и оценка затрудняются, особенно при первом ознакомлении с  планом. В связи с этим рекомендуется  проверенный метод свертывания  информации: ее классифицируют по определенным категориям (показателям) и представляют в аналитической (табличной) форме. В систематизированном виде, когда возможна сравнительная оценка, цифровые данные воспринимаются намного легче, а значит и результативнее.[5]

Разработчик комплексного бизнес-плана развития организации должен создать такие  процедуры и такую политику, которые  выразят организацию как систему, а само перспективное планирование как процесс, с помощью которого эта система приспосабливает  свои ресурсы к динамическим условиям внешней и внутренней среды. Бизнес-план может разрабатываться как для  организации уже работающего  на рынке, так и для составления  инвестиционного проекта.

1.2 Структура бизнес-плана

Существует  значительное число методических разработок по составлению бизнес-плана, но все  они похожи и отличаются лишь последовательностью  и составом разделов.

Краткое изложение  проекта (резюме). Цель раздела - убедить потенциальных партнеров и инвесторов в возможности делового сотрудничества и инвестирования в предлагаемое дело (обеспечение краткой информацией о содержании документа, об анализируемых результатах и итоговых выводах). Фактически краткое изложение (резюме) - это бизнес-план, сжатый до 2-3 страниц. Именно поэтому Резюме обязательно должно включить в себя обоснование идеи, концепции бизнеса на планируемый период (квинтэссенцию маркетингового обоснования).

Хотя данная информация и  идет в начале бизнес-плана, она должна быть тщательно выверена после завершения работы над документом. Резюме составляется в последнюю очередь на основании  ключевых фраз разделов плана, и сюда включается следующая информация:

  • цель и задачи бизнес-плана;
  • описание организации, ее специализация;
  • сведения о квалификации управленческого персонала;
  • преимущества продукции организации на рынке;
  • текущее финансовое состояние организации, ресурсы;
  • возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии организации;
  • положение на рынке и в отрасли применительно к исследуемому производству;
  • источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;
  • риски организации, их уровень;
  • экономическое обоснование и эффективность проекта.

Характеристика  организации и товаров. Здесь указываются следующие сведения:

  • полное и сокращенное наименование организации, дата и место регистрации, номер регистрационного удостоверения, юридический адрес, банковские реквизиты;
  • организационно-правовая форма организации;
  • размер уставного капитала;
  • учредители организации с указанием их доли в уставном капитале;
  • характеристики менеджеров высшего звена управления – директора, главного бухгалтера;
  • основной вид деятельности организации;
  • формулировка миссии организации;

В описании продукта организации (товара) приводится область его  применения, какую потребность удовлетворяет, а также второстепенные области  применения. Продукт характеризуется  с точки зрения его качества (надежности, простоты эксплуатации, процента брака  и т.п.), внешнего оформления и упаковки, патентной защищенности. Описываются  преимущества планируемого к производству товара, его сильные и слабые стороны  в сравнении с другими товарами.[2]

Анализ рынка  и основных конкурентов. Предприниматель должен показать, что он хорошо понимает рынок и требования рынка к своим товарам. В этом разделе оценивается предполагаемый доход бизнеса.

Этот раздел должен включать:

  • анализ сектора промышленности - структура данного сектора имеет большое влияние на успех бизнеса;
  • анализ нужд потребителей - бизнес должен удовлетворять ожиданиям потребителей, таких, как розничные или оптовые торговцы, и/или конечные пользователи, являющиеся собственниками магазинов или переработчиками вашей продукции;
  • - анализ конкурентов - рыночная экономика - это конкуренция, чтобы выжить и иметь успех, вам необходимо знать, кто является вашими конкурентами, как они ведут бизнес, по возможности - ключевые факторы их успеха;
  • - анализа ССВУ (Сильных и Слабых сторон, Возможностей и Угроз бизнеса). Этот анализ основывается на исследовании действительного и потенциального рынков и служит средством выявления сравнительных преимуществ предлагаемого бизнеса.

Производственный  план. В этом разделе бизнес-плана определяется производственная программа организации, дается подробное описание производственного процесса с указанием узких мест и путей их преодоления. Важным аспектом этого раздела является точное определение себестоимости производимого товара.

В описании технологического процесса указываются необходимые  производственные мощности, потребность  и условия приобретения технологического и прочего оборудования, потребность  в сырье и материалах, требования к источникам энергии и их доступности. Определяются требования к качеству и дисциплине поставок, а также  качеству товара.

Приводится характеристика необходимого производственного, инженерно-технического и административного персонала, оценивается его наличие и  квалификация.

Этот раздел бизнес-плана  имеет следующую структуру:

1) Производственная программа  организации:

  • объем выпуска товаров;
  • доля продажи товаров на основе договоров купли-продажи;
  • коэффициент роста объемов выпуска товаров;

2) Схема технологического  процесса.

3) Потребность в основных  средствах (зданиях и сооружениях  производственного назначения, рабочих  машинах и оборудовании, транспортных  средствах); общая потребность и  прирост основных средств;

расчет общей потребности  оборудования по годам;

стоимость основных производственных средств (виды и наименование основных производственных средств, организация-производитель, количество, цена и всего по годам);

расчет необходимой массы  исходного сырья;

потребность в кадровом обеспечении.

План маркетинга. В этом разделе бизнес-плана описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в установлении соответствия возможностей организации требованиям рынка. В стратегии проникновения на рынок организация описывает последовательность своих действий по проникновению на новый рынок, введению нового товара на старый рынок или проникновению с товаром рыночной новизны на новые сегменты рынка.

План маркетинга предусматривает  следующие разделы:

а) Выбор системы распространения  товара:

  • производитель – розничный торговец – потребитель.
  • производитель – оптовый торговец - розничный торговец – потребитель.
  • производитель – крупнооптовый торговец - мелкооптовый торговец - розничный торговец – потребитель.

б) Анализ ценовой политики и методы ценообразования. Здесь  проводится оценка того, на сколько  цены на товар отражают издержки организации, конкурентоспособность товара, спрос  на него, оценку покупателями уровня цен  и вероятную их реакцию на изменение  цены. Дается характеристика политики стимулирующих цен организацией, действиям организации при изменении  цен конкурентами.

в) Реклама. В части рекламы  описываются тип и средства распространения  применяемой рекламы (пресса, печатная реклама, наружная реклама, экранная, теле- и радиореклама). Оценивается использование  каналов распространения информации, эффективность этих каналов. Определяются цели, поставленные перед рекламой, рассчитываются средства, выделенные на рекламу. Оценивается эффективность связи между активностью рекламы и уровнем сбыта, а также уровнем прибыли. Рассматриваются методы оценки потребителями качества рекламных текстов, стиля рекламы.

Информация о работе Структура, содержание и принципы разработки бизнес- планов