Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 08:53, курсовая работа
Консалтинг - это вид интеллектуальной деятельности, основная задача которого заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических инноваций с учетом предметной области и проблем клиента. Буквальный перевод этого слова с английского языка означает «оказание помощи», «советование», и даже «лечение». Таким образом, тот, кто называет себя консультантом, является помощником, а также заинтересованным попутчиком лидеров на пути непрерывной работы по усовершенствованию их предприятий и организаций.
Введение 3
Глава 1. Управленческое консультирование: понятие и принципы. 4
1. 1. Управленческое консультирование, как вид консультационной деятельности 4
1.2. Научные принципы и современные модели консультирования 9
1.3. Качество консультационных услуг: научно – методический подход. 15
Глава 2. Характеристики состояния Российского консалтинга 18
2.1. Основные виды консультационных организаций, существующих на современном этапе. 18
2.2. Отраслевой спрос на консалтинг 20
2.3. Рейтинг консалтинговых компаний на юге России 22
Глава 3. Современные проблемы и инновации в управленческом консалтинге 31
3.1 Цифры, характеризующие проблемы в управленческом консалтинге 31
3.5. Сертификация в консалтинге. 35
Заключение. 40
Список литературы 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 43
Для повышения эффективности консультанты вовлекают все шире клиентов в процесс консультирования, обучают клиентов своим приемам работы, участвуют в реализации предложений.
Разнообразие услуг – причина разнообразия консультационных организаций. Основные из них, следующие:
Знание вида организации необходимо при принятии решения, о ее выборе.
Первое решение, которое надо принять – приглашать ли иностранных консультантов. Отличительные черты иностранных консультантов: независимость и беспристрастность, знание рыночных проблем, широта спектра услуг и методологическая подготовленность. Большинство российских руководителей предпочитают приглашать российских консультантов, которые лучше понимают российские проблемы и имеют много неформальных связей в деловых и властных структурах. Большинство российских фирм имеют в составе до 30 консультантов и работают по регионам. В России в настоящее время идет увеличение количества крупных и сложных заказов на консультационные услуги и смена приоритетов в консультационном бизнесе: смещение в сторону промышленности, сворачивание деятельности иностранных фирм, смещение в регионы, повышение квалификации консультантов.
На вопрос что нужно клиенту от консультанта, приведем наиболее характерные комментарии.
Георгий Мистулов, генеральный директор Российского отделения Accenture, ранее Andersen Consulting: «Я бы назвал еще такое направление, как аутсорсинг — передачу в управление не основных функций по контракту организациям, специализирующимся в соответствующих областях. Эффективная организация не распыляет ресурсы, она сосредоточивает их на ключевых направлениях деятельности, которые составляют ее силу на рынке».
Павел Сюткин, исполнительный директор компании «Партнеръ», развивает тему аутсорсинга: «Ставшее актуальным в 1999—2000 годах увеличение кредитного портфеля за счет промышленных предприятий поставило банки перед необходимостью получения квалифицированных прогнозов, маркетинговых исследований, оценки. Лишь немногие из них пошли по пути создания у себя групп разносторонних экспертов. Большинство готово использовать независимые консультационные компании».
Игорь Цуканов, президент группы «Центр Инвест»: «В последнее время значительно упал спрос на Интернет - консалтинг, услуги, направленные на внедрение интернетовских функций в традиционных компаниях и на развитие чисто интернетовских проектов и направлений бизнеса. Это связано с тем, что несколько поутих бум интернетовских проектов, их прибыльность резко упала, банкротство или «предынфарктное состояние» многих крупных проектов показали инвесторам, что эта золотая жила современности в большой степени исчерпана и «пузырь» так называемой «новой экономики» сдулся. Очень многие традиционные компании, связанные с менее виртуальным бизнесом, уже внедрили у себя все, что было им в этой области необходимо. По-видимому, в ближайшее время возобновится интерес к традиционным услугам консалтинга».
Владимир Гладков, президент
компании «Объединенные консультанты
ФДП»: «На мой взгляд, одно из наиболее
перспективных направлений —
горный аудит или аудит
Константин Осетров президент компании «Евроменеджмент»: Перспективным мы считаем комплексный кадровый консалтинг. Лозунг «Кадры решают все» не только не устарел для сегодняшней России, но и приобрел еще больший вес, так как грамотно построенная и функционирующая подсистема управления «человеческим ресурсом» до известной степени может компенсировать недостатки других подсистем менеджмента».
Основной потребитель консалтинговых услуг в России – промышленность. При том, что внутренний валовой продукт России более чем на половину создается в сфере услуг. Производство товаров составляет около 47 %, из которых на промышленность приходится лишь 33, 5 %. Однако почти 60 % выручки консалтинговых компаний заработаны в промышленных отраслях.
Более четверти доходов (26 %) консультанты получили от клиентов нефтегазовой отрасли. Для сравнения, по данным Европейской консалтинговых ассоциаций, в других странах на все сырьевые отрасли приходится лишь около 5% совокупной выручки. Стоит отметить, что наиболее существенный вклад в сумму выручки всех консультантов в этой отрасли внесла компания IBS, которая проводила системную интеграцию в газовой промышленности, «ЛУКойле», «Сибнефти», и «ЮКОСе». Но даже если не учитывать деятельность IBS, нефтегазовые предприятия, как ни крути, дают консультантам 15 % выручки.
Причин того, что нефтегазовая отрасль стала основным источником консалтинговых доходов, несколько. Во-первых, в посткризисный период отрасль оказалась в наиболее выгодных финансовых условиях. Во-вторых, в отрасли существует жесткая конкурентная среда, предъявляющая довольно жесткие требования к управленческим решениям. В-третьих, в отрасли работают крупнейшие компании страны, имеющие сложные производственные и управленческие структуры. Это затрудняет самостоятельное решение проблемы повышения эффективности и требует обращения за помощью профессионалам-консультантам.
Машиностроение демонстрирует, что конкурентная среда без наличия крупных игроков на рынке тоже не дает большого фронта работ консультантов. Несмотря на то, что объем производства в этой отрасли сравним с объемом в топливной промышленности, выручка консультантов, как и в электроэнергетике, в пять раз меньше.
В машиностроении обращение предприятия к консалтинговой компании предопределяется не столько объективной необходимостью, сколько субъективными менеджерскими качествами руководителей. Один из наиболее высоких показателей в этой отрасли у компании ФТК. Среди своих клиентов она назвала Иркутское авиационное производственное объединение (ИАПО), у которого ФТК вела проекты в области стратегического планирования и организационного развития, а также предоставляла услуги по финансовому управлению.
В машиностроении появился ещё один фактор, стимулирующий спрос на консалтинг, - высокие технологии. Например, ведущая компания в области биометрических технологий Biolink Nechnologic International, Inc. стала клиентом группы «ЦентрИнвест», которая консультировала компанию по аспектам, связанным с развитием производства и продажами, а также привлекла ей восемь миллионов долларов инвестиций.
Финансовые услуги в торговле содержат до 25 консалтинговых фирм.
Для анализа общего экономического состояния консалтинговых компаний и спроса на консалтинговые услуги в России на сегодняшней день, рассмотрим рейтинг консалтинговых компаний юга России за 2011 год. Данные были использованы из статьи аналитического центра «Эксперт ЮГ», которая базируется исключительно на сведениях, официально предоставленных компаниями. Для участия в рейтинге были приглашены более 200 компаний, работающих на территории Южного Федерального Округа (ЮФО) и Северо-Кавказского Федерального Округа (СКФО). В качестве основного показателя ранжирования взят объём выручки от оказания консалтинговых услуг за 2011 год (Приложение 1). Компании, чья материнская организация зарегистрирована на территории ЮФО или СКФО, предоставляли данные по всей компании.
Совокупные доходы южных консалтинговых компаний — участников пятого ежегодного рейтинга аналитического центра «Эксперт ЮГ» увеличились на 14,8%; год назад этот показатель был гораздо ниже — около 2%. В то же время, по данным очередного ежегодного исследования рейтингового агентства «Эксперт РА», общая выручка 150 крупнейших консалтинговых компаний России по итогам 2011 года выросла ещё больше — на 21%.
Тройка лидеров (схема 1) по направлениям консалтинга в данном региональном округе остается стабильной с 2009 года:
Схема 1
Более того, оценка — сегмент, который особенно болезненно сжался во время кризиса, — укрепляет свои позиции. В 2010 году объём реализации консалтинговых услуг в области оценочной деятельности, оставаясь лидером в структуре оказанных услуг, вырос до 46,4%, а в 2011 году доля этого сегмента увеличилась до 47,6%. Два других сегмента первой тройки сближаются друг с другом. Доля юридического консалтинга в области хозяйственного права сократилась с 21,3% до 18,6%, фактически вернувшись к уровню 2009 года. Доля налогового консалтинга, напротив, выросла с 10,3% до 15,8%.
В то же время третий год подряд снижается доля услуг в области финансового управления: если в 2009 году она составляла 9,4%, то в 2010 году сократилась до 3,7%, а по итогам 2011-го составила всего 2,6%. Не перестали клиенты консалтеров экономить и на услугах в области маркетинга и связей с общественностью — доля этих сегментов в 2010 году составила менее процента. Всего три южные консалтинговые компании в анкетах указали, что оказывали услуги в сфере стратегического планирования и организационного развития, — очевидно, собственники бизнеса всё ещё предпочитают самостоятельно заниматься этими вопросами или поручают их решение топ-менеджерам.
Как обычно, среди участников рейтинга
на Юге нет единства в динамике
изменения доходов. Одним фирмам
удаётся вот уже несколько
лет подряд показывать прирост доходов,
несмотря на неблагоприятный внешний
фон, другим — наоборот. Так, выручка
от оказания консалтинговых услуг у
краснодарской компании «Аудит БЕЗ
границ» увеличилась в
В целом у участников рейтинга выросли пороговые показатели производительности специалистов, обеспечивающих предоставление консалтинговых услуг. Но если по итогам 2010 года были основания констатировать, что двум компаниям по показателю выручки в расчёте на одного специалиста удалось превысить отметку 2 млн. рублей, то в 2011 году таких достижений не было видно. Почти треть компаний смогли удержать этот показатель на уровне выше миллиона, при этом диапазон границ выручки на одного специалиста (от 145 тысяч до 1,99 млн. рублей в год) демонстрирует возможные резервы повышения производительности, существующие у целого ряда компаний.
Определённым индикатором
Информация о работе Сущность и виды управленческого консультирования