Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2015 в 17:31, дипломная работа
В любой сфере деятельности для достижения поставленных целей необходим определенный план действий. При переходе к рынку некоторые руководители восприняли вновь складывающиеся экономические отношения как «антиплановые», но это далеко не так. Важность планирования деятельности предприятий и организаций не уменьшается, а наоборот усиливается, так как успех работы в рыночных условиях невозможен без полного и ясного представления о перспективах и последствиях принимаемых решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА 6
1.1. Сущность и концепция бизнес планирования 6
1.2. Определение и характеристика бизнес-планирования: цели и задачи, функции, принципы 11
1.3.Этапы разработки бизнес-плана 15
2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 23
2.1 Зарубежная модель бизнес планирования: США, Япония 23
2.2.Особенности разработки бизнес плана в российских условиях 31
2.3. Процесс и организация бизнес плана при открытии нового дела планирования на предприятии 43
3.ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «СВЕТ» 54
3.1.Основные направления совершенствования бизнес планирования на предприятии ООО «СВЕТ» 54
3.2. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию бизнес – планирования 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
По данным Ассоциации Консультантов по экономике и управлению, спрос на консультирование по планированию сейчас в России повышается наиболее заметно. В ближайшие 2—3 года прогнозируется значительный спрос на услуги по разработке и реализации бизнес-планирования. Однако необходимо отметить, что услуги консультантов в области планирования, особенно долгосрочного, востребованы, в основном, крупными компаниями. В настоящее время можно выделить две явно преобладающие категории заказчиков. К первой относятся наиболее крупные организации, для которых характерно долгосрочное планирование своей деятельности. Ко второй можно отнести средние фирмы, которые склонны прибегать к услугам консультантов лишь тогда, когда предприятие уже оказалось в достаточно сложной ситуации.
Как бы то ни было, планирование бизнеса уже сегодня существенно содействует российским предприятиям в решении их насущных задач. 29
Бизнес-планирование в России имеет свои особенности:
- меняющиеся экономические
- появляется новое поколение руководителей, которые не были руководителями коммерческих организаций, и они плохо представляют весь круг ожидающих их экономических проблем, особенно в рыночной экономике;
- российские предприниматели
Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях.
Бизнес-план при открытии нового дела в конечном счете должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. 30
Перед составлением бизнес-плана для нового проекта рекомендуется, в первую очередь, обеспечить предварительную возможность его изучения. Необходим ли он? Если да, то должны быть сделаны определенные дополнительные исследования по изучению проекта. В последующем, после установления целей компании, составляется стратегический план, включающий постановку задач для всех функций управления бизнесом. Этот план координирует функции управления, связывая воедино плановые показатели и исходную информацию.
В условиях рынка основные плановые задачи при создании нового проекта сводятся к решению следующих вопросов:
- какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
- каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
- какие ресурсы и в каких количествах потребСвется для организации бизнес-проекта;
- сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;
- каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
- какой может быть рыночная
цена на данную продукцию и
как на нее повлияют конкуренты
- какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
- каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.
На начальных этапах составления бизнес-планов на те или иные бизнес-проекты достаточно приближенных ответов на основе выполнения укрупненных расчетов экономистами-менеджерами. В дальнейшем требуется проведение специалистами подробных или уточненных расчетов основных планово-экономических показателей.
Для предварительного технико-экономического обоснования бизнес-проекта при открытии нового дела, как подтверждает отечественная практика, необходимы следующие рыночные показатели:
- общие исходные данные и условия выполнения проекта;
- рынок сбыта продукции и производственная мощность;
- материальные факторы производства и требуемые ресурсы;
- местонахождение предприятия и транспортные связи;
- проектно-конструкторская документация;
- организация предприятия и накладные расходы;
- потребность трудовых ресурсов и источники покрытия;
- планирование сроков осуществления проекта;
- финансово-экономическая оценка бизнес-проекта.
Приведенные показатели бизнес-плана определяют не только содержание, но и последовательность выполнения необходимых планово-экономических расчетов. Поэтому для качественной разработки бизнес-планов при открытии нового дела необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. 31
В качестве примера рассмотрим Бизнес-план к проекту создания предприятия по производству кухонной мебели.
Название и адрес предприятия: ООО «Свет» г. Коломна, ул. Ленина, д. 3.
Учредители: Иванов А. А., Петров Б. Б.
Руководитель предприятия: Иванов Андрей Андреевич.
Суть проекта: наладить производство, выпуск и последующую реализацию навесных кухонных шкафов для посуды из древесины для удовлетворения спроса населения в г. Коломна и Рязанской области.
Сметная стоимость проекта 148 000 руб.
Финансирование проекта: собственные средства - 35%, заемные средства - 65%.
Срок окупаемости проекта – 2 года. 14 дней
Проектно-сметная документация разработана Ивановым А. А.
Планируемая цена продажи единицы продукции на 30% ниже цены на аналогичную продукцию конкурентов. Это связано со значительной их удаленностью от места продажи своей продукции и, как следствие, более высокими затратами на транспортные расходы и реализацию продукции.
Выпускаемая продукция будет отличаться не только низкой ценой, но и красивым внешним видом, будет более удобной, прочной из-за особенностей конкуренции, будет полироваться и покрываться лаком.
Ожидаемый спрос на продукцию составит 1700 шт. в год.
Для осуществления проекта требуется объем инвестиций в размере 96000 руб.
Заемные средства будут возвращены через три года.
Успех инвестиционного проекта подкрепляется достаточно большой численностью населения, проживающего в названной местности и низкой ценой на выпускаемую продукцию, доступной для всех категорий населения.
Перспективой развития предприятия является выход на потребительские рынки близлежащих районов, Московской, Рязанской областей в целом.
Анализ положения дел в отрасли
В настоящее время продукция данного вида в районе не выпускается, а поставляется из отдаленных регионов. Численность населения в районе достаточно велика для устойчивого сбыта в запланированном объеме и, соответственно, для развертывания необходимых производственных мощностей.
Потенциальными конкурентами являются: ЗАО «Меббел», г. Владимир, ул. Правды, д. 40; АО «Орион, г. Обнинск, пр. Жукова, д. 67.
Выше перечисленные предприятия выпускают свою продукцию в широком ассортименте и различных видов. Однако сказывается их значительная удаленность от г. Коломны и Рязанской области, недостаточное знание рынка в данном регионе и высокие цены на предлагаемую продукцию. Названные предприятия ведут свою деятельность с начала 80-х годов.
Организационный план
В состав ООО «Свет» в первый год после начала ее деятельности будет входить: генеральный директор, юрист, главный бухгалтер, менеджер по снабжению, менеджер по сбыту готовой продукции, 3 плотника, 4 сборщика-упаковщика, начальник склада, грузчик, уборщица.
Вопросами управления и правом подписи финансовых документов будут обладать генеральный директор и главный бухгалтер ООО «Свет».
План маркетинга
Конечными потребителями продукции являются представители различных социальных групп населения. Ожидается равномерный спрос на продукцию в течение всего года. Потенциальные конкуренты выпускают свою продукцию в широком ассортименте и различных видов, как отдельно, так и в составе кухонных гарнитуров. Продукция конкурентов пользуется определенным спросом, но приобрести ее могут лишь граждане с довольно высокими доходами.
Продукция нашего предприятия доступна всем. Отличием от конкурентов является то, что продукция (кухонные шкафы) различных видов (по форме, цвету и степени полировки) и выход на потребительские рынки близлежащих районов и Московской области в целом. В будущем планируется наладить производство комплектов обеденных гарнитуров на заказ из престижных пород дерева для клиентов с высоким достатком.
Торгово-сбытовые издержки, капитальные затраты, связанные с реализацией продукции, указаны в таблице 1.1. В действиях конкурентов следует опасаться изменений маркетинговой политики и возможного снижения цен на свою продукцию.
В противодействие конкурентам предполагается введение собственных маркетинговых мероприятий по реализации продукции. Это проведение рекламных кампаний на местном радио, телевидении, в местных органах печати и на торговых точках. Цена на продукцию обоснована в таблице 1.1.
Сбыт продукции будет организован через сеть магазинов розничной торговли г. Коломны:
Производственный план
Производство продукции будет организовано в помещении производственного цеха Коломенского ЗАО «Возрождение» на условиях аренды этого помещения площадью 80 кв. метров.
В состав основного оборудования входят:
- станок деревообрабатывающий стоимостью 10 000 руб.;
- столярный станок стоимостью 10 000 руб.;
- столы столярные (3 шт.) стоимостью 500 руб. каждый;
- ручной столярный инструмент (молотки, зубила, долота и пр.) общей стоимостью 3500 руб.
Поставщиком сложного производственного оборудования является ЗАО «Интертех», которое поставляет в г. Коломну промышленное оборудование. Условие поставки - покупка.
Сырье и материалы и их ориентировочная стоимость:
- брус нарезной (ель, береза) - 300 руб. кв. м;
- доска фанерная - 200 руб. кв. м;
- уголок металлический - 1 руб. пог. м;
- гвозди - 5 руб. кг.
Поставщиками являются: Озерский леспромхоз, Коломенское ЗАО «Возрождение» (деревообрабатывающий завод), ОАО «Коломенская фурнитура».
Условие поставок - покупка. Условия амортизации - простая. Норма отчислений составляет 20% за год эксплуатации основного оборудования.
Себестоимость намечаемой к производству продукции представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Затраты на производство и сбыт продукции, выручка и прибыль,
(тыс. рублей)
Наименование показателей |
1-й год |
2-й год |
3-й год |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Объем производства продукции (шт.) |
1400 |
1500 |
1700 |
2. Цена продажи (производства) продукции (одной ед.) |
150 |
180 |
210 |
3. Выручка от продажи продукции (в ден. выраж.) |
210 |
270 |
357 |
4. Прочие доходы от |
8 |
9 |
10 |
5. Затраты на производство и сбыт продукции ИТОГО: |
112 |
124,5 |
148,5 |
В том числе: |
|||
5.1. Производственные затраты: |
110 |
112 |
145,5 |
Из них: операционные затраты - всего |
110 |
112 |
145,5 |
В том числе: |
|||
- топливо и энергия |
3 |
3,3 |
4 |
- сырье и материалы |
40 |
44 |
49 |
- комплектующие изделия |
7 |
7,7 |
8,5 |
- оплата труда, отчисления на соц. страхование |
48 |
54 |
70 |
Продолжение таблицы 2.1. | |||
- затраты на новизну |
12 |
13 |
14 |
5.2. Затраты на сбыт продукции |
2 |
2,5 |
3 |
6. Из общей суммы затрат на производство и сбыт продукции |
|||
6.1. Операционные затраты |
110 |
112 |
145,5 |
6.2. Амортизационные отчисления |
4 |
4 |
4 |
6.3. Налоги и др. платежи отнес. на себестоимость |
1 |
1,5 |
2 |
7. Затраты на страхование проекта |
5 |
5,5 |
6 |
8. Балансовая прибыль (8) = (3) + (4) - (6) - (7) |
98 |
156 |
209,5 |
9. Платежи за кредит в бюджет |
34 |
55 |
73 |
10. Уплата за кредит процентов - всего |
15 |
15 |
15 |
Коммерческие кредиты |
15 |
15 |
15 |
11. Чистая прибыль (П) = (9) - (9) - (10) |
49 |
86 |
121,5 |
12. То же, нарастающим итогом |
49 |
135 |
256,5 |
Информация о работе Теоретические аспекты разработки бизнес-плана