Теоретические основы трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.
В последнее время общая численность рабочих основных профессий уменьшилась.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.
1.1.Трудовые ресурсы: состав и структура,
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
ГЛАВА II. Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане
2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2 Основные проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики
2.3. Трудоресурсное ситуация и использование рабочей силы в современных условиях.
ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1. Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .
3.2. Основные направления и совершенствования внутреннего рынка труда в столице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.dip.doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

Представляется весьма важным рассмотрение специфики использования  ресурсов труда молодежи, как основы развития экономики в ближайшей перспективе, Молодежь - основной источник пополнения ресурсов труда. В возрасте 15-29 лет молодые люди приобретают  профессионально - трудовой  и социальный статус в обществе. Трудности переходного периода оказывают определенное воздействие на молодежь, меняют  жизненную и ориентацию. Спектр молодежи занятости как и велико ее значение для будущего ранка труда и экономики в целом. Парадокс молодежных ресурсов труда, обладающих наибольшей физической энергией, стремлением к скорейшей самореализации, самоутверждению, самоопределению в жизни состоит в том, что молодежь в то же время является менее конкурентоспособной на рынке труда, из - за отсутствия навыков и опыта в работе, одной из наиболее уязвимых групп населения.

Для обеспечения потребности в трудовых ресурсах высокой квалификации в целесообразно, по нашему мнению, возобновить распределение специалистов, закончивших учебные заведения разного уровня и профиля, заключая с ними контракт, предусматривающий после завершения обучения в течении определенного периода обязательную работу в определенном месте по специальности.

Основной концепцией прогноза перспективной численности  трудовых ресурсов, наряду с прогнозом  численности населения, является прогноз "степени экономической активности трудовых ресурсов" по возрасту, полу и географическому месту положения. Степень экономической активности наиболее подвержена воздействию социально экономических факторов, таких как мер размер среднемесячной заработной платы, наличие рабочих мест, производственных мощностей, уровень образования, степень урбанизации. Следует также отметить, что быстрый экономический рост в сочетании с высоким уровнем обшей и скрытой безработицы. Приводит к существенному снижению степени  экономической активности.

Согласно прогнозу численности трудовых ресурсов будут увеличиваться с 2,351 т.е. в 1996 год до 2,731 тыс.чел. в 2005 году. Это увеличение будет происходить исключительно за счет молодых людей, в трудоспособный возраста из других государств постепенно снижается и гораздо меньше по объему, чем отток.

Степень экономической  активности трудовых ресурсов в возрасте с 51,7 % в 1996 году до 53 % в 2005 году, что будет  связано по уменьшениям экономической  ситуации в республике. Прогресс в  процессах, присущих переходному периоду, позволит увеличить занятость населения  посредством создания дополнительных рабочих мест.(Табл. 3.1)    

Таблица 3.1.

Прогноз численности  населения, трудовых ресурсов и экономически активного населения Кыргызской Республики на период до 2005г.1

 

Годы

Населения

(тыс. чел.)

Трудовые ресурсы

(тыс. чел)

Экономически активное население

(тыс. чел.)

Степень экономической активности трудовых ресурсов в %

Степень активности экономически активного  населения в %

1996

4,543

2,351

1,791

51,7

76,2

1997

4,603

2,398

1,810

52,1

75,5

1998

4,665

2,445

1,850

52,4

75,7

1999

4,725

2,489

1,875

52,7

75,3

2000

4,791

2,526

1,905

52,7

75,4

2005

5,153

2,731

2,059

53,0

75,4


 

Численность экономически активного населения, включающая занятых, безработных и лиц самостоятельно ищущих работу, в 1996 г. составила порядка 1,79 млн. чел.. В перспективе предполагается рост этой категории населения до 2,06 млн. человек к 2005г. Показатель "степень активности экономически активного населения", как доля экономически активного населения в трудовых ресурсах, в 1996 году составил 76,2 % к 2000 год он постепенно снизится до 75,4 %, оставаясь стабильным до конца расчетного периода. Поэтому в целях рационализации занятости, экономика республики должна обеспечивать ежегодно создание 35-40 тыс.  дополнительных рабочих мест, как краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе.

Распределение прироста трудового потенциала по территориям  также неодинакова. Это подтверждается расчетами, в соответствии с которыми трудовые ресурсы распределяются следующим образом: в Чуйской области и в г. Бишкек сосредоточены более трети (36%)  трудовых ресурсов республики. В Джалал - Абадской и Ошской областях, характеризующих молодым возрастным составом населения, трудовые ресурсы составляют около половину  (45 %) от обшей численности трудовых ресурсов. В Иссык-Кульской, Таласской и Нарынской областях, вместе взятых, только 19 % трудовых ресурсов, а в связи с большим оттоком молодежи из этих областей особенно из сел Нарынской области, доля молодежи в общем числе трудовых ресурсов здесь в будущем существенно снизиться.

В целях определения  предпосылок экономического и социального  развития на период до 2005 год рассчитана потребность экономики в трудовых ресурсах, которые Кыргызстан может  мобилизовать для дальнейшего экономического роста. 

Итак, на увеличению трудовых ресурсов существенно влияет уровень  жизни населения, а также демографические  характеры.

Проблема бедности приобретает  в нашей стране все большие  размеры. Увеличилась доля лиц чей  материальный достаток оказался на грани или даже ниже черты бедности, что заставляет их экономить на еде или ограничивать себя в приобретении самых необходимых товаров. К числу бедных традиционно относят молодежь, пенсионеры и многодетные семьи, матери-одиночки. Особенно остро вопросы бедности женщин стоят в сельской местности. Для определения бедности среди населения в сельских регионах Кыргызская Республика, Бюро ПРООН "Гендер в  развитии" проводит проект "Развития потенциала для преодоления бедности".

Борьба с бедностью должна вестись по двум направлениям: во- первых, в направлении создания условий для выхода из этой категории через принятие самостоятельных шагов по преодолению бедности, т.е. активная форма сложения бедности, во-вторых, через поиск и предоставления материальной помощи малообеспеченному населению - пассивный метод борьбы с бедностью, при котором осуществляется перераспределение доходов в основном через трансфертные программы или программы поддержанию доходов населения.

Социальная политика государства должна быть направлена на обеспечение жизненного уровня населения путем оказания помощи бедным, сохранения привычного жизненного уровня, выравнивания дохода и должна содержать меры:

_ обеспечения гарантий  в области уровня жизни;

_ обеспечение социальных  гарантий в области заработной платы;

_ общего экономического  оздоровления;

_ обеспечение занятости  и сокращение массовой безработицы;

_ реформирование системы  пенсионного обеспечения и социального  страхования;

_ четкое определение  уровней и источников финансирования и адресности  оказываемой социальной защиты;

_Обеспечение доступности  образования и услуги  здравоохранения;

_ Обеспечение социальных  гарантий в области работной  платы.

 

 

  1. Основные направления развития и совершенствования внутреннего рынка труда.

 

Переход к рыночной экономике  внес глубокие коррективы и стратегию  развития производственных сил республики, формирования и функционирование рынка  труда.

Формирование рынка  труда и достижение оптимальности  его функционирования в рамках отдельной  стратегии экономического и социального развития республики позволить рационально использовать трудовые ресурсы, положительно влиять на повышение производительности труда развитие совокупного снижение инфляции и др.

Основными направлениями  развития структурных преобразований социально - экономического комплекса в переходный период к рынку, должны стать на :

Более полное использование  трудовых ресурсов:

  • улучшение использование существующих производственных мощностей;
  • более полное привлечение трудовых ресурсов;
  • ориентация производства на местные сырьевые ресурсы;
  • эффективное использование финансово - кредитных ресурсов;
  • импортосокращение на основе повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей;
  • наращивание производственно экономического потенциала;
  • увеличение количества хозяйствующих единиц за счет развития малого предпринимательства;
  • структурные преобразование на основе  активной политики демонополизации разукрупнение производственных единиц;
  • создание совместных предприятий с экономическими субъектами стран ближнего и дальнего зарубежья.

Согласно прогнозу проведенного по приведенной классификации предполагается что:

внепроизводственном (государственном)» ожидается стабилизация ситуации вследствие, ужесточение контроля за государственным бюджетом укрепления бюджетной дисциплины и повышения эффективности и действительности в расходовании бюджетных средств. Однако, в связи с ростом численности населения в перспективе и повышающимся спросом на деятельность государственных служб, ожидается, что численность занятых в этом секторе возрастает до 330 тыс. чел. к  2005г. (табл. 3.2).

  Таблица 3.2.   

Анализ и прогноз  занятности населения Кыргызской Республики при развитии малого и среднего предпринимательства (тыс. чел.)1

 

Отчет

Прогноз

Наименование показателей

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2005

Экономически активное население

1710,4

1776

17417

1791

1810

1850

1875

1905

2059

Занято в экономике - всего

1681

1645,4

1641,7

1851

1678

1719

1746

1781

1977

В том числе:

В непроизводст-ной сфере (органы управление, общественное объединение и др)

-

-

-

327

331,3

333

332

331,5

330

На малых т средних предприятиях и в самозанятости (МСПС)

     

1174,0

1196,5

1236,2

1266

1303

1509

Из них:

Занятые индивидуально-трудовой деятель., включая самозанятость

313,1

481,5

721,3

849,6

905,0

960,0

1000

1042

1210

На крупных пред-х (с числен-ю  работ-х более 400 чел)

     

150

150,2

149,8

148

140,5

138

Безработные (включая официально зарег. в службе занятости

29,4

70,6

100,0

140,0

132,0

131,0

129

124

82


 

 

Число занятных на «предприятиях, с численностью работающих более 400 человек сохранится в прогнозном периоде на уровне 1996г., поскольку сектор не располагает перспективами для роста занятости населения вследствие предпринятых Правительством республики мер по реструктуризации крупных предприятий;

в перспективном периоде  следует ожидать увеличения занятности в секторе «МСПС». В 1996 г. Здесь  было занято около 1,17 млн. чел. При условии  реализации Правительством республики политики содействия занятности и поддержки  МСПС, численность занятых здесь возрастет к 2005 г. до 1,51 млн. чел. Весьма существенная роль будет принадлежать росту занятых в подсекторе «индивидуальная трудовая деятельность: Доля занятых в этом подсекторе увеличится до 54,7% от числа экономически активного населения в 2000г и до 59,2% в 2005г.

При этом существует проблема, которую необходимо решить - неформальный сектор в экономике, распространение  которого чрезвычайно обширно. Так, только в подсекторе «индивидуальная  трудовая деятельность» в 1996г. порядка 66% осуществляли незарегистрированную деятельность. И если Правительством республики не будет предпринятого мер по созданию необходимых условий для легализации сектора, что число незарегистрированных лиц в секторе «индивидуальная трудовая деятельность», возрастает и достанет 133 тыс. чел. в 2000г., 144 тыс. чел. в 2005г., рост занятности на МСПС и уменьшение безработицы при условии проведения активной политики содействия занятости и поддержки МСПС может обеспечить рабочими местами 9 тыс. чел., в 1997г, 36 тыс. чел. в 1999г., 54 тыс. чел. в 2000г, и 158 тыс. в 2005г. 

Об усилении напряженности  на рынке труда свидетельствует  тенденции развития безработицы. Небольшое  число официально зарегистрированных безработных не отражает реальной ситуации на сегодняшний день. В перспективном периоде рост безработицы ожидается среди выпускников школ, ПТУ и Вузов. В настоящее время определенная часть занятых находится в неоплачиваемых отпуск или работает неполный рабочий день, поэтому представляется вероятным, что в недалеком будущем могут произойти массовые высвобождения работников.

В результате действенной  и активной политики содействия занятости  и поддержки МСПС,  в перспективном  периоде будут созданы условия (путем введения дополнительных рабочих  мест) для вовлечения большей части безработных в числе занятых. Такие мероприятия позволяет уменьшить безработицу к 2005г до естественного уровня (4%), присущего рыночной экономике. В абсолютном исчислении численность безработных будет снижаться; со 140 тыс. чел. в 1996г до 124 тыс. чел. в 2000г. (или не 2,9% ежегодно за 1996 - 2000гг) до 82 тыс. чел. (или на 6,8% ежегодно) к 2005г (табл. 14).

Информация о работе Теоретические основы трудовых ресурсов