Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, дипломная работа
Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.
В последнее время общая численность рабочих основных профессий уменьшилась.
Введение
Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.
1.1.Трудовые ресурсы: состав и структура,
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
ГЛАВА II. Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане
2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2 Основные проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики
2.3. Трудоресурсное ситуация и использование рабочей силы в современных условиях.
ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1. Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .
3.2. Основные направления и совершенствования внутреннего рынка труда в столице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Представляется весьма важным рассмотрение специфики использования ресурсов труда молодежи, как основы развития экономики в ближайшей перспективе, Молодежь - основной источник пополнения ресурсов труда. В возрасте 15-29 лет молодые люди приобретают профессионально - трудовой и социальный статус в обществе. Трудности переходного периода оказывают определенное воздействие на молодежь, меняют жизненную и ориентацию. Спектр молодежи занятости как и велико ее значение для будущего ранка труда и экономики в целом. Парадокс молодежных ресурсов труда, обладающих наибольшей физической энергией, стремлением к скорейшей самореализации, самоутверждению, самоопределению в жизни состоит в том, что молодежь в то же время является менее конкурентоспособной на рынке труда, из - за отсутствия навыков и опыта в работе, одной из наиболее уязвимых групп населения.
Для обеспечения потребности в трудовых ресурсах высокой квалификации в целесообразно, по нашему мнению, возобновить распределение специалистов, закончивших учебные заведения разного уровня и профиля, заключая с ними контракт, предусматривающий после завершения обучения в течении определенного периода обязательную работу в определенном месте по специальности.
Основной концепцией
прогноза перспективной численности
трудовых ресурсов, наряду с прогнозом
численности населения, является прогноз
"степени экономической
Согласно прогнозу численности трудовых ресурсов будут увеличиваться с 2,351 т.е. в 1996 год до 2,731 тыс.чел. в 2005 году. Это увеличение будет происходить исключительно за счет молодых людей, в трудоспособный возраста из других государств постепенно снижается и гораздо меньше по объему, чем отток.
Степень экономической активности трудовых ресурсов в возрасте с 51,7 % в 1996 году до 53 % в 2005 году, что будет связано по уменьшениям экономической ситуации в республике. Прогресс в процессах, присущих переходному периоду, позволит увеличить занятость населения посредством создания дополнительных рабочих мест.(Табл. 3.1)
Таблица 3.1.
Прогноз численности населения, трудовых ресурсов и экономически активного населения Кыргызской Республики на период до 2005г.1
Годы |
Населения (тыс. чел.) |
Трудовые ресурсы (тыс. чел) |
Экономически активное население (тыс. чел.) |
Степень экономической активности трудовых ресурсов в % |
Степень активности экономически активного населения в % |
1996 |
4,543 |
2,351 |
1,791 |
51,7 |
76,2 |
1997 |
4,603 |
2,398 |
1,810 |
52,1 |
75,5 |
1998 |
4,665 |
2,445 |
1,850 |
52,4 |
75,7 |
1999 |
4,725 |
2,489 |
1,875 |
52,7 |
75,3 |
2000 |
4,791 |
2,526 |
1,905 |
52,7 |
75,4 |
2005 |
5,153 |
2,731 |
2,059 |
53,0 |
75,4 |
Численность экономически
активного населения, включающая занятых,
безработных и лиц самостоятель
Распределение прироста трудового потенциала по территориям также неодинакова. Это подтверждается расчетами, в соответствии с которыми трудовые ресурсы распределяются следующим образом: в Чуйской области и в г. Бишкек сосредоточены более трети (36%) трудовых ресурсов республики. В Джалал - Абадской и Ошской областях, характеризующих молодым возрастным составом населения, трудовые ресурсы составляют около половину (45 %) от обшей численности трудовых ресурсов. В Иссык-Кульской, Таласской и Нарынской областях, вместе взятых, только 19 % трудовых ресурсов, а в связи с большим оттоком молодежи из этих областей особенно из сел Нарынской области, доля молодежи в общем числе трудовых ресурсов здесь в будущем существенно снизиться.
В целях определения
предпосылок экономического и социального
развития на период до 2005 год рассчитана
потребность экономики в
Итак, на увеличению трудовых ресурсов существенно влияет уровень жизни населения, а также демографические характеры.
Проблема бедности приобретает в нашей стране все большие размеры. Увеличилась доля лиц чей материальный достаток оказался на грани или даже ниже черты бедности, что заставляет их экономить на еде или ограничивать себя в приобретении самых необходимых товаров. К числу бедных традиционно относят молодежь, пенсионеры и многодетные семьи, матери-одиночки. Особенно остро вопросы бедности женщин стоят в сельской местности. Для определения бедности среди населения в сельских регионах Кыргызская Республика, Бюро ПРООН "Гендер в развитии" проводит проект "Развития потенциала для преодоления бедности".
Борьба с бедностью должна вестись по двум направлениям: во- первых, в направлении создания условий для выхода из этой категории через принятие самостоятельных шагов по преодолению бедности, т.е. активная форма сложения бедности, во-вторых, через поиск и предоставления материальной помощи малообеспеченному населению - пассивный метод борьбы с бедностью, при котором осуществляется перераспределение доходов в основном через трансфертные программы или программы поддержанию доходов населения.
Социальная политика государства должна быть направлена на обеспечение жизненного уровня населения путем оказания помощи бедным, сохранения привычного жизненного уровня, выравнивания дохода и должна содержать меры:
_ обеспечения гарантий в области уровня жизни;
_ обеспечение социальных гарантий в области заработной платы;
_ общего экономического оздоровления;
_ обеспечение занятости
и сокращение массовой
_ реформирование системы
пенсионного обеспечения и
_ четкое определение
уровней и источников финансиро
_Обеспечение доступности образования и услуги здравоохранения;
_ Обеспечение социальных гарантий в области работной платы.
Переход к рыночной экономике внес глубокие коррективы и стратегию развития производственных сил республики, формирования и функционирование рынка труда.
Формирование рынка труда и достижение оптимальности его функционирования в рамках отдельной стратегии экономического и социального развития республики позволить рационально использовать трудовые ресурсы, положительно влиять на повышение производительности труда развитие совокупного снижение инфляции и др.
Основными направлениями развития структурных преобразований социально - экономического комплекса в переходный период к рынку, должны стать на :
Более полное использование трудовых ресурсов:
Согласно прогнозу проведенного
по приведенной классификации
внепроизводственном (государственном)» ожидается стабилизация ситуации вследствие, ужесточение контроля за государственным бюджетом укрепления бюджетной дисциплины и повышения эффективности и действительности в расходовании бюджетных средств. Однако, в связи с ростом численности населения в перспективе и повышающимся спросом на деятельность государственных служб, ожидается, что численность занятых в этом секторе возрастает до 330 тыс. чел. к 2005г. (табл. 3.2).
Таблица 3.2.
Анализ и прогноз занятности населения Кыргызской Республики при развитии малого и среднего предпринимательства (тыс. чел.)1
Отчет |
Прогноз | ||||||||
Наименование показателей |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2005 |
Экономически активное население |
1710,4 |
1776 |
17417 |
1791 |
1810 |
1850 |
1875 |
1905 |
2059 |
Занято в экономике - всего |
1681 |
1645,4 |
1641,7 |
1851 |
1678 |
1719 |
1746 |
1781 |
1977 |
В том числе: В непроизводст-ной сфере (органы управление, общественное объединение и др) |
- |
- |
- |
327 |
331,3 |
333 |
332 |
331,5 |
330 |
На малых т средних |
1174,0 |
1196,5 |
1236,2 |
1266 |
1303 |
1509 | |||
Из них: Занятые индивидуально-трудовой деятель., включая самозанятость |
313,1 |
481,5 |
721,3 |
849,6 |
905,0 |
960,0 |
1000 |
1042 |
1210 |
На крупных пред-х (с числен-ю работ-х более 400 чел) |
150 |
150,2 |
149,8 |
148 |
140,5 |
138 | |||
Безработные (включая официально зарег. в службе занятости |
29,4 |
70,6 |
100,0 |
140,0 |
132,0 |
131,0 |
129 |
124 |
82 |
Число занятных на «предприятиях, с численностью работающих более 400 человек сохранится в прогнозном периоде на уровне 1996г., поскольку сектор не располагает перспективами для роста занятости населения вследствие предпринятых Правительством республики мер по реструктуризации крупных предприятий;
в перспективном периоде следует ожидать увеличения занятности в секторе «МСПС». В 1996 г. Здесь было занято около 1,17 млн. чел. При условии реализации Правительством республики политики содействия занятности и поддержки МСПС, численность занятых здесь возрастет к 2005 г. до 1,51 млн. чел. Весьма существенная роль будет принадлежать росту занятых в подсекторе «индивидуальная трудовая деятельность: Доля занятых в этом подсекторе увеличится до 54,7% от числа экономически активного населения в 2000г и до 59,2% в 2005г.
При этом существует проблема, которую необходимо решить - неформальный сектор в экономике, распространение которого чрезвычайно обширно. Так, только в подсекторе «индивидуальная трудовая деятельность» в 1996г. порядка 66% осуществляли незарегистрированную деятельность. И если Правительством республики не будет предпринятого мер по созданию необходимых условий для легализации сектора, что число незарегистрированных лиц в секторе «индивидуальная трудовая деятельность», возрастает и достанет 133 тыс. чел. в 2000г., 144 тыс. чел. в 2005г., рост занятности на МСПС и уменьшение безработицы при условии проведения активной политики содействия занятости и поддержки МСПС может обеспечить рабочими местами 9 тыс. чел., в 1997г, 36 тыс. чел. в 1999г., 54 тыс. чел. в 2000г, и 158 тыс. в 2005г.
Об усилении напряженности на рынке труда свидетельствует тенденции развития безработицы. Небольшое число официально зарегистрированных безработных не отражает реальной ситуации на сегодняшний день. В перспективном периоде рост безработицы ожидается среди выпускников школ, ПТУ и Вузов. В настоящее время определенная часть занятых находится в неоплачиваемых отпуск или работает неполный рабочий день, поэтому представляется вероятным, что в недалеком будущем могут произойти массовые высвобождения работников.
В результате действенной и активной политики содействия занятости и поддержки МСПС, в перспективном периоде будут созданы условия (путем введения дополнительных рабочих мест) для вовлечения большей части безработных в числе занятых. Такие мероприятия позволяет уменьшить безработицу к 2005г до естественного уровня (4%), присущего рыночной экономике. В абсолютном исчислении численность безработных будет снижаться; со 140 тыс. чел. в 1996г до 124 тыс. чел. в 2000г. (или не 2,9% ежегодно за 1996 - 2000гг) до 82 тыс. чел. (или на 6,8% ежегодно) к 2005г (табл. 14).