Теоретические основы трудовых ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 10:23, дипломная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике заставляет хозяйства избавляться от «лишней» рабочей силы. При этом сокращение численности происходит за счет роста профессионального мастерства. Отсюда проблема занятости сельского населения становится особенно острой. Спад производства в аграрном секторе продолжается. Резко сокращаются инвестиции. Практически прекратилось обновление основных фондов. Истощается плодородие земель. Дополнительные трудности создаются неравномерным размещением трудовых ресурсов: в одних регионах – их не хватает, в других – избыток.
В последнее время общая численность рабочих основных профессий уменьшилась.

Содержание работы

Введение
Глава I. Теоретические основы трудовых ресурсов.
1.1.Трудовые ресурсы: состав и структура,
1.2. Экономически активное население: занятость и проблемы безработицы
ГЛАВА II. Анализ состояния трудовых ресурсов в Кыргызстане
2.1. Демографическая ситуация как источник формирования трудовых ресурсов
2.2 Основные проблемы внутреннего рынка труда в переходном периоде экономике Кыргызской Республики
2.3. Трудоресурсное ситуация и использование рабочей силы в современных условиях.
ГЛАВА III. АЛЬТЕРНАТИВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА
ТРУДА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
3.1. Предпосылки перспектив совершенствование трудового потенциала .
3.2. Основные направления и совершенствования внутреннего рынка труда в столице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.dip.doc

— 520.00 Кб (Скачать файл)

Внутренние миграционные процессы неразрывно связан с внешними  и  в период 1991-2000 гг. получили бурное развитие. Миграционные потоки республики позволяют определить регионы высокого оттока и миграционных потерь населения и регионы предпочтительной миграции. По внутри республиканской     миграции    максимальная    величина    выбывших   над

прибывшими наблюдается в Нарынской (-31,8 человек), Иссык-Кульской –

(- 17,2 чел.) областях. (табл. 2.6)

Таблица 2.6.

Внутренняя (межобластная) миграция населения  Кыргызской Республике по областям  за 1991-2000 гг. (тыс. человек.). 1

 

Область

Число

Миграционный прирост (+), отток (-)

Прибывших

Выбывших

Джалал-Абадская

18,6

28,6

- 10,0

Иссык-Кульская

23,0

39,4

- 17,2

Нарынская

15,7

47,5

- 31,8

Ошская

19,3

30,3

- 11,0

Таласская

8,5

16,9

- 8,4

Баткенская

2,2

5,0

- 2,8

Чуйская

104,0

68,0

+ 35,9

Бишкек

(горкенеш)

116,6

78,0

+ 18,6


 

.

Потери населения Нарынской, Таласской  и Иссык-Кульской областей были обусловлены  узостью сферы приложения труда, стимулирующей миграционные потоки из этих регионов в другие области  республики. Население Джалал-Абадской и Ошской республики наименее мобильно: наряду с внутри республиканским передвижением здесь развивались миграционные связи с Узбекистаном.

1991-2000 гг. только в Чуйской области  и в г. Бишкек отмечалась  положительной сальдо миграции  населения. Миграционный прирост в результате межобластной миграции здесь составил соответственно + 35,9 тыс. человек и 38,6 тыс. человек. Прирост населения горкенеша Бишкек (более 70%) происходил за счет сельских жителей. Остальные области республики в эти же годы теряли население: Джалал-Абадская  область -

(– 10,0 тыс. человек); Иссык-Кульская  – (– 17,2 тыс. человек), Нарынская  – (-31,8 тыс. человек); Ошская –(-11,0 тыс. человек); Баткенская – (-2,8 тыс. человек).

Если внешняя миграция в последние  годы идет на убыль, то внутри республиканская увеличивается, особенно движение сельской молодежи в городскую местность. Наиболее подвижна во внутренних переселениях коренное население, которые оседают в городе, поскольку здесь легче найти сферу приложения труда. Основным естественным местом прибытия (наряду с Чуйской областью) остается г. Бишкек. С одной стороны - это явление, отражающее процесс урбанизации можно считать позитивным. С другой стороны, это происходит главным образом вследствие отставания социально-экономического развития села. При этом в результате интенсивного ухода из села наиболее образованной, молодой и активной части жителей, ухудшается социально-профессиональная структура сельского общества, затрудняется его социально экономический прогресс. Однако, в настоящий момент в связи с тем, что «городские» рабочие места требуют соответствующего уровня образования и профессиональной подготовки, наблюдается и возрастная миграция, хотя и в очень малых объемах. Еще одно немаловажное обстоятельство связано с тем, что внутренние мигранты, как правило не регистрируются и не прописываются и, поскольку не имеют профессиональной квалификации – пополняют число безработных, накаляя криминальную обстановку. 1

За период 1991-2000 гг. общий объем  внутренней миграции 88,7 тыс. человек до 34,2 тыс. человек. В структуре внутренней миграции отмечается преобладание межобластной над внутриобластной миграцией. Так, число мигрирующих внутри республики за искомый период составило свыше 1 млн. человек, из них в пределах внутриобластных перемещений – 42% и межобластных – 58%. Самый высокий уровень межобластной миграции распространен в Нарынской (82%) и Баткенской (72%) областях. В Ошской и Джалал-Абадской областях удельный вес занимает внутриобластная миграция (70% и 63% соответственно). В прочих областях отмечается относительный паритет между двумя этими уровнями и видами миграций

Следует отметить, что внутренние перемещения населения в республике до настоящего времени в большей  мере является стихийным процессом, поэтому остро встает вопрос о необходимости его государственного регулирования.

Итак, демографическая ситуация является основным источником рынка труда, обеспечивающим трудовым потенциалом. Таким образом, при анализе демографической  ситуации в республике, за истекшее десятилетие, приобрела значительное изменение.

Современные тенденции развития народонаселения  республики отличают значительное замедление темпов его прироста, особенно отразившиеся в динамике городских поселений, за счет сокращения рождаемости и, следовательно снижением смертности. Именно в последних, впервые за многолетнюю историю, ярко проявили себя в процессах дезурбанизации в целом по республике  и депопуляции в отдельных средних и малых городах. Общий прирост населения в текущем десятилетия обеспечивался исключительно и всецело за счет повышенного естественного воспроизводства сельских жителей.

Таким образом, основным источником формирования трудовых ресурсов, как  и прежде, остается сельская местность, где все еще более высокий  уровень рождаемости и низкий уровень смертности.

Увеличивается региональная дифференциация по режиму воспроизводства. Интенсивность снижение рождаемости  выше более развитых северных регионах. Тем не менее, анализ его показателей  убедительно свидетельствует о  вынужденном характере перехода основного населения с демографического поведения многодетности (5 и более детей) на среднее число   детей в семье (2-3 детей).

В аналогичном направлении  происходят сдвиги в семейно-брачных  отношениях. Замедлился процесс образования  новых семейных пар, при этом разводимость также остается неизменным.

Динамика, структура и  половозрастной «срез» современный  демографической ситуации и ее тенденции  развития свидетельствует в пользу перехода населения от слегка расширенного типа воспроизводства к стационарному. Поэтому велика вероятность дальнейшего снижения репродуктивного поведения и в результате преодоление рубежа стадии депопуляции уже в предстоящие 5 лет.

В возрастной структуре  населения ускорился процесс  абсолютного и относительного увеличения контингента трудоспособных лиц, что усугубляет ситуацию внутреннего рынка труда. Заметно прибавление состава престарелых, что увеличивает удельный вес иждивенцев и экономическую нагрузку на трудоспособное население.

Интенсификация миграционной подвижности прежде всего отразилось на национальном составе населения. Происходит доминирование моноэтнического формирования населения. Однако в настоящий период последствия данного процесса оценить однозначно не представляется возможным. Проявление значительных сдвигов и в естественном воспроизводстве обусловили перестройку основных возрастных групп. Наметилась устойчивая тенденция от преимущественно прогрессивной возрастной структуры к пропорциям, в которых стали доминировать трудоспособные  лица. Данное направление изменения половозрастного состава является предпосылкой к переходу типа населения близкого к режиму старения.

Динамика развития международной  и внутри республиканской миграции служит одним из важнейших критериев  и недостатков современной структурной  перестройки и рыночных преобразований в экономике. В результате эпизодических «вспышек» массового оттока населения в другие страны безвозвратно утрачены наиболее дееспособные высококвалифицированные кадры  и перспективные «умы». Масштабному перемещению населения внутри республики послужило высвобождение рабочей силы из активно реформируемого аграрного сектора. Внутренние мигранты из сел и малых городов не всегда соответствует потребностям рынков труда крупных городов, но в рыночных ее сферах они создают жесткую конкуренцию. В результате массовый исход сельского населения в города обострил социальную в них напряженность.

Разрешение проблем беженцев необеспеченно надлежащими законодательными, организационными и ресурсными предпосылками. Обеспечив условия приема вынужденных  мигрантов, не отработаны механизмы и условия их депортации.

В связи с этим актуализируется  настоятельная потребность в  выработке адекватных мер по регулированию  миграции населения.

 

2.2. Основные проблемы  внутреннего  рынка труда в переходной период экономики Кыргызской Республики

Переход от плановой к рыночной республике сопровождается процессами реформирования собственности, становлением новых  рыночных отношений в сфере   труда.

Кризис прежней экономической  системы, усугубившейся трудностями  его реформирования, привел к глубокому падению производства и уровня жизни.

Основные причины сохраняющегося спада производства – резкое снижение платежеспособного спроса, как у  потребителей продукции производственно-технического назначения (из-за отсутствия у предприятий финансовых средств или задержки оплаты за поставленную продукцию собственного производства), так и у населения (в связи с падением реальных доходов); сохраняющиеся несоответствия структуры спроса и структуры предложения (из-за разрыва производственных связей предприятий в рамках СНГ, особенно в связи не конвертируемостью, национальных валют, приведшие к усложнению и временному блокированию взаимных платежей).  Около трети предприятий являются убыточными. Продолжает снижаться рентабельность производства, эффективность действующих форм хозяйствования.

Ситуация на рынке труда в  республике остается достаточно сложной. Среди множества проблем стоящей  перед республикой самой актуальной является  безработица. Рынок труда, как часть больной экономики  несет на себе отпечаток всех недомоганий. Тяжелое материальное положение населения республики усугубляется нарастающей угрозой роста уровня безработицы. Появление безработных граждан в Кыргызстане является одним из наиболее болезненных в политическом и социальном смысле последствий адаптации рынка труда. Положение на рынке труда республики обусловлено следующими социально-экономическими процессами:

    • нарождающейся тенденцией ликвидацией монополий государственной собственности;
    • начавшимися структурными изменениями в экономике;
    • продолжающимся высвобождением работников из ряда отраслей и сокращением штатов бюджетных организаций;
    • сохраняющиеся тенденции роста числа мигрантов, по внутренней миграции;
    • наметившиеся тенденции вынужденной не занятости населения;
    • продолжающимся сокращением числа вакансий и рабочих мест;
    • тенденции формирования локальных рынков труда;
    • несформированностью рыночной среды.

Кризис экономики и массовая безработица в конечном счете, могут  быть преодолены путем расширения промышленного  производства и создания рабочих  мест в новых областях деятельности, с учетом сравнительных преимуществ рыночной экономики.

Стержневым рычагом их осуществления  является достижение более высокого уровня инвестиций. Это необходимо для усовершенствования рыночной инфраструктуры и создания производственного потенциала в новых сферах деятельности. К сожалению, с самого начала переходного периода уровень внутренних инвестиций с фиксированным доходом снизился  в след за упадком промышленного производства.

Потребуются большие усилия  и  в  таких областях, как  профессиональная подготовка и переподготовка кадров, с тем чтобы подготовить специалистов новых профессий и высокой квалификации, отвечающих требованиям современной структуры и характеру производства. Специальности, которые были пригодны  для старой неконкурентоспособной структуры  производства, не смогут найти для себя нишу в мировой экономике.

В последние годы  работодатели сняли с себя ряд традиционных функций по отношению к своему персоналу. Фактически в республике развивалась система внутрипроизводственного  профессионального обучения. Раньше на предприятиях существовал стимул к тому, чтобы сохранить и развить кадровый потенциал. Теперь в условиях финансовых трудностей предприятия пытаются вообще освободиться от этой функции, возложить ее полностью на государственные организации, в частности на службы занятости, а иногда и на самого работника.

Происходящие в республике экономические  преобразования требуют возможно более  быстрого  реагирования на изменение  потребностей предприятия со стороны  образовательных структур, новых  подходов к постановке профессионального обучения кадров непосредственно на производстве. Главное внимание следует обратить на адаптацию работников к условиям рынка и предотвращение массового высвобождения людей с производства  в период его перепрофилирования на выпуск новой продукции, т.е. необходимо развития системы переобучения работников без прерывания с ними трудовых отношений.

Несовершенство рыночных механизмов в настоящее время привело  к тому, что предприниматели недостаточно или вовсе не инвестируют подготовку кадров. В этих условиях роль государства состоит как в стимулировании инвестиций предпринимателей в профобучение,  так и в осуществлении централизованных программ обучения.

Вероятно, с этой целью можно  было бы более широко использовать финансовые рычаги. В частности,  для всех предприятий установлен был процент отчислений в фонд занятости, в размере 1 % от расходов на оплату труда. А для тех предпринимателей, которые активно занимаются проблемами сохранения рабочих мест, инвестируют средства на подготовку, переподготовку, повышение квалификации  своих кадров, способствуют созданию мелкого бизнеса при своих предприятиях, ставка могла бы быть сокращена или вовсе отменена.

Информация о работе Теоретические основы трудовых ресурсов