Теория управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2015 в 02:55, контрольная работа

Описание работы

Теория управления представляет собой науку изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления. Существуют и иные взгляды на теорию управления. Например, авторы одной монографии считают, что "наука управления исследует содержание и формы управления различных систем, их общие и специфические закономерности развития и функционирования».

Файлы: 1 файл

ТУ.docx

— 84.97 Кб (Скачать файл)

ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

1. Сущность и содержание  теории управления. 
 
Теория управления представляет собой науку изучающую процессы управления в социально-экономических системах, содержание и форму управленческих отношений, закономерности их возникновения и развития, а также принципы эффективного управления. Существуют и иные взгляды на теорию управления. Например, авторы одной монографии считают, что "наука управления исследует содержание и формы управления различных систем, их общие и специфические закономерности развития и функционирования». В тоже время общим для всех определений теории управления является признание наличия в структуре общественных отношений особого рода отношений – управленческих, которые возникают в процессе управления в социальных системах любого уровня и назначения. Теория управления как любая наука имеет предмет своего исследования. Предмет науки представляет собой область познания объективной реальности, на которую направлено научное исследование. К элементам предмета теории управления могут быть отнесены: 
1.сущность управленческих отношений, как системы взаимодействия людей по поводу организации их совместной жизни; 
2.механизм управления разными системами социально-экономического организма; 
3.механизм самоорганизации и саморегулирования систем различного уровня (индивида, коллектива, города, района, области, страны и т.д); 
4.приемы, техника и методика процесса управления;

5.структурные элементы системы  управления. 
6.общие закономерности возникновения, функционирования и развития управленческих явлений; 
7.основные понятия используемые в управленческих науках (понятие управления, цели управления, принципы управления, управленческие отношения, методы управления, эффективность управления).

2. Управленческая деятельность  и ее роль в социальном преобразовании  общества.

 

3. Управления как наука и искусство.

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Управленческая мысль XX века делала особый упор на превращение управления в науку. И по мере продвижения к этой цели велись непрерывные дебаты о том, возможно ли это в реальности. Управление становится наукой, потому что оно систематически изучает явления, которые сгруппированы в различные теории, и потому что стремится на систематизированной основе понять, почему и как люди систематически работают вместе для достижения определенных целей и для того, чтобы сделать эти системы сотрудничества более полезными для человечества. Практически во всех сферах человеческой деятельности наука и искусство не исключают, а дополняют друг друга. В управлении, когда в результате групповой деятельности любое решение отличается от вариантов, предложенных отдельными людьми, умение найти разумный компромисс с минимальными потерями является проявлением искусства управляющего.

Если искусство есть деятельность, направленная на изучение и образное моделирование окружающего нас мира, то искусство управления отвечает этому принципу, так как руководитель должен постоянно исследовать возникающие реальные ситуации и творчески моделировать варианты принимаемого управленческого решения. Но это особое искусство, так как оно впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, а также методов воздействия на личность. 
Профессиональная подготовка кадров управления является одним из высокорентабельных вложений, поскольку лишь выполнив эту задачу, мы сможем подняться на уровень высших экономических достижений и решения социальных проблем. 
Таким образом, для эффективного управления необходимо знать его теоретические основы, иметь практический опыт и уметь творчески использовать теорию и практику, т. е. владеть наукой и искусством управления.

4. Единство управляющей и управляемой подсистем

Система - это множество взаимосвязанных элементов, находящихся в отношениях и связях между собой, составляющих целостное образование. 
Под управляющей подсистемой системы управления можно понимать ту ее часть которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение, а под управляемой ту, которая их воспринимает и реализует на практике. В условиях иерархичности управления большинство его звеньев, в зависимости от конкретной ситуации, могут принадлежать то к управляющей то к управляемой подсистеме. 
Во главе управляющей подсистемы находится ее направитель (центральное звено), персонифицирующий управленческие воздействия. Он может быть индивидуальным (руководитель) или коллективным (совет директоров акционерного общества). 
В состав управляющей подсистемы включаются также механизмы ее воздействия на управляемую - планирование, контроль, стимулирование, координация и пр. 
К управляемой подсистеме относятся элементы объекта управления, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение объекта, а также механизм взаимодействия этих элементов (личные интересы, цели работников, их взаимоотношения и т.п. ). 
Чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным необходимо выполнение ряда условий.

Управляющая и управляемая подсистемы должны быть совместимыми друг с другом, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий, которые могли бы привести к невозможности выполнять ими свои задачи. 
В рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Центральное звено управления не в состоянии предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из - за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. 
В рамках системы управления между ее управляющей и управляемой подсистемами существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, под которым понимается совокупность средств и методов воздействия на управляемый объект в целях его активизации, а также мотивов поведения персонала как его важнейшего элемента (интересов, ценностей, установок, устремлений). 
Система управления должна быть эффективной, что предполагает: оперативность и надежность, качество принимаемых решений; минимизацию связанных с этим затрат времени; экономию общих издержек и расходов на содержание аппарата управления, улучшение технико - экономических показателей основной деятельности и условий труда, долю работников управления во всем персонале организации.

5. Подходы к изучению проблем социального управления

1) системный – рассматривает  организацию как систему, состоит  из взаимосвязанных элементов

2) ситуационный – пригодность  методов определяется конкретной  ситуацией

3) процессный – происходит  через функции управления

4) синергетический – самоорганизация  от хаоса к упорядоченности

6. Исторические этапы становления и развития науки управления.

Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Анализируя опыт, можно избежать ошибок и противоречий встречавшихся ранее. 
Этапы становления управленческой мысли  
Первый этап связан с учением Ф.Тейлора, он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления.(она нашла ограниченное применение, непонимание ее рыночными структурами, руководителями, фирмами) 
Второй этап связан с принципиально новыми подходами на основании учения Тейлора предположил новую теорию менеджмента А Файоль, раскрывающую функции менеджмента, принципы и необходимость теоретического изучения.. 
Третий этап «неоклассический» - зарождается и развивается школа «человеческих отношений» развитие которых связано с именами Файоля, Слоуна, Мейо. На этом этапе апробируется социологическая кнцепция групповых решений. 
Четрвертый этап 1940-1960гг происходит эволюция управленческой мысли, направленная на развитие теории организации менеджмента. 
Пятый этап – происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования на практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. 
Так Макгрегор впервые доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и рабочий климат в коллективе.

Шестой этап 1970-1980гг вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл их заключается в том, что организация – это открытая система, приспасабливающаяся к внутренней и внешней среде. 
Седьмой этап 1980гг – новые подвиды управления, «организационная структура» - мощный механизм управления. 
Восьмой этап 1990гг – просматриваются три основные тенденции: 
- возврат к прошлому (осознание материальной, технической базы современного производства) 
- создание социально поведенческих элементов ( усиление внимания не только к организационной культуре, но и участие работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций и др.) 
-усиление международного характера управления (переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.)

7. Управленческие революции: сущность и содержание

Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. существуют 5 эволюций управленческой мысли:

1. Религиозно – коммерческая  революция (2700 лет до н.э.). Значение: 1) Менеджмент рассматривался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, 2) Менеджмент рассматривался как социальный институт, 3) менеджмент рассматривается как профессиональное занятие.

2. вторая управленческая  революция связана с именем Вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750).

Значение: 1. Появление светской манеры управления, 2. Возникновение 1ой формальной системы организации и регулирования отношения людей.

3. третья управленческая  революция – производственно-строительная. Связана с царем Навуходоносором 2(605-562 до н.э).1. автор проекта вавилонской башни и систем производственного контроля на текстильных фабриках.2. создание государственных плановых методов регулирования производственной деятельности.

4. четверная управленческая  революция совпадала с индустриальной революцией (17-18в). Стимулировала развитие европейского капитализма и имела более существенное влияние на теорию и практику в управлении. Тут управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техник, пользованию которыми нужно обучаться.

5. Буржуазная революция – появление фигуры капитализма – появление наемного менеджмента.

 

8. Классическая школа  управления

Административная школа в управлении (1920—1950). Представители классической школы А. Файоль, Урвик, Дж. Муни имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации. 
В основе концепции А. Файоля лежит положение о том, что любое предприятие состоит из двух основных систем: материальной и социальной. Первая включает в себя производительный труд работников, а также средства труда и предметы труда. Вторая представляет собой взаимоотношения людей в процессе производства материальных благ. Все осуществляемые на предприятии операции А. Файоль разбил на шесть групп: технические, коммерческие, финансовые, охрана имущества и лиц, счетные, административные. К собственно управлению он отнес шестую группу. 
Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления- работниками. 
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления. 
1. Разделение труда. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же условиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. 
2. Полномочия и ответственность. В современных условиях этот принцип звучит так: полномочия должны соответствовать ответственности. 
3. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций. 
4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. 
5. Единство направления. Группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. 
6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов предприятия. 
7. Вознаграждение персонала.Вознаграждением называют все, что руководитель может дать или сделать для подчиненного за работу, которую тот выполняет. 
8. Централизация. Это рациональное применение концентрации и рассредоточение власти для повышения эффективности управленческой деятельности. 
9. Скалярная цепь, то есть ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная с лица, занимающего самое высокое положение и вниз, до руководителя низового звена. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу. 
10. Порядок. А. Файоль подразделял порядок на материальный — «всему свое место и все на свое место» и социальный — «каждому свое место и каждый на своем месте». 
11. Справедливость — сочетание доброты и правосудия. 
12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. 
13. Инициатива. Разработка плана и его успешная реализация. Этот принцип требует от руководителя поступиться личным тщеславием, чтобы подчиненные получили возможность проявить личную инициативу и реализовать свой потенциал. 
14. Корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала организации. 
 
Для классической модели организации характерны применение автократичного стиля руководства и строгое регламентирование процедур выполнения работ. Зачастую это приводило к подавлению личной инициативы работников и снижению эффективности бизнеса. Административная школа менеджмента отличается игнорированием отдельного человека и его потребностей. За это ее представители часто подвергаются справедливой критике.

9. Основные положения  теории Ф.Тейлора, Г. Форда

Школа научного управления.

Ф. У. Тейлор и его последователи (1885 – 1920 гг.) 
 
Школа научного управления сформировалась работами американских менеджеров Ф.У.Тейлора (1856-1915), Френка и Лилии Гилбретов, Г. Гантта (1861-1919), Г. Форда (1863- 1947), Г. Эмерсона (1853-1931) и др. 
Ф. Тейлора считают основоположником научного управления производством.  
Ф. Тейлор выделил четыре группы управленческих функций: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. Ф. Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда, составными элементами которой являются: математический способ исчисления себестоимости, дифференцированная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм научного менеджмента. 
Первой фазой методологии научного управления является анализ содержания работы и определение ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения. При этом предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Ф. Тейлор пришел к выводу, что главная причина низкой производительности труда кроется в несовершенстве системы стимулирования рабочих. Система научной организации труда Ф. Тэйлора была построена на пяти основных принципах. 
1. Научный отбор рабочего.Эффективность требовала подбора к каждому виду работы соответствующего рабочего, который имел для этого какие-то особые способности. Для проверки способностей работников выполнять определенные виды деятельности разрабатывались различные тесты. Так, Ф. Тейлор разработал тест на скоростную реакцию для инспекторов по контролю качества. 
2. Научное изучение и обучение рабочего. Научное изучение затрат времени, движений, усилий должно развиваться, чтобы тренировать и обучать рабочего для достижения максимальной эффективности. 
3. Специализация работы. Производство было разделено на составные части, и все рабочие стали специалистами в своих видах работ. 
4. Важность побудительных мотивов заработной платы. Рабочие получают оплату за то, что они сделали, и премируются, если они превысили установленную норму. 
5. Справедливое распределение ответственности между рабочими и управляющими. Самое эффективное использование персонала и ресурсов требует дружеской кооперации между трудом и управлением. 
Г. Форд продолжил идеи Ф. Тейлора в области организации производства. Он сформулировал основные принципы организации производства, впервые отделил основную работу от ее обслуживания. 
Стараниями представителей этой школы были созданы научные основы управления производством и трудом. В 20-е годы XX в. это научное направление выделило такие самостоятельные науки, как НОТ, теория организации производства и др.

Информация о работе Теория управления