Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине.
Задачи:
изучение теоретических аспектов организации производственного процесса;
рассмотреть организацию и технологию операции на предприятии;
разработать технологическую планировку торгового зала.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Выбор наиболее эффективных организационных параметров функционирования розничных торговых предприятий 4
1.1. Определение ценового уровня товаров 4
1.2. Определение места расположения магазина 7
1.3. Формирование ассортимента товаров в магазине 12
1.4 Выбор определяющего метода продажи товаров 17
ГЛАВА 2. Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом предприятии 22
2.1. Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия 22
2.2. Разработка технологической планировки торгового зала 25
2.3. Организация приёмки и хранения товаров в магазине. 30
2.4. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале. 34
ГЛАВА 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии 36
3.1. Организация дополнительных услуг покупателям 36
3.2.Организация внутримагазинной рекламы и информации. 38
3.3. Организация труда работников розничного торгового предприятия 41
3.4 Разработка штатного расписания работников. 44
3.5 Организация материальной ответственности в магазине. 45
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Glava_1.docx

— 140.66 Кб (Скачать файл)

Преимущества такого месторасположения:

  • отсутствие прямой конкуренции;
  • низкая арендная плата;
  • гибкость графика работы, отсутствие ограничений на оформление, время работы и ассортимент, которые присущи торговому центру;
  • наличие мест для парковки.

Среди недостатков следует  отметить:

  • сложность в привлечении новых покупателей;
  • отсутствие эффекта синергизма с другими торговыми точками;
  • возложение всех накладных расходов на  «одни плечи»;
  • необходимость во многих случаях строить новое помещение.

Преодолеть трудности, связанные  с привлечением новых клиентов и  их удержанием, порой под силу хорошо известным, крупным предприятиям  торговли, продукция которых пользуется спросом.

После того как выбрано  оптимальное месторасположение  торгового предприятия и утверждён  его формат, необходимо решить вопросы, связанные с тем, как магазин  будет выглядеть, как оформить торговый зал и каким образом за счёт выкладки достичь максимально возможного объёма продаж.

Для расположения магазина хорошо подходит

В нём ежедневно бывает большое количество людей. Рядом  с ним близко находится остановка, ж/д вокзал, рынок и имеется  большая площадь для парковки, что удобно покупателям,  имеющим свой личный автотранспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Формирование ассортимента товаров в магазине

 

 

Одним из важнейших условий  наиболее полного удовлетворения спроса населения, ускорения реализации товаров  и повышение эффективности труда  в торговле является проведение правильной ассортиментной политики.

Формирование ассортимента товаров- важная народнохозяйственная задача, и решать её необходимо на всех уровнях управления.

Рыночный успех отныне является главным критерием оценки  деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно  осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения  вопросов, связанных с формированием  ассортимента, его управлением и  совершенствованием.

Ассортимент- это перечень продаваемых в магазине товаров, составляемый по видам, типам, сортам, размерам и торговым маркам.

Товарный ассортимент  включает различные виды товаров. Вид  товара делится на ассортиментные группы в соответствии с функциональными  особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций  (разновидностей или марок), которые  образуют низшую ступень классификации.

Широкий ассортимент позволяет:

  • диверсифицировать продукцию;
  • ориентироваться на различные требования потребителей ;
  • стимулировать совершенствование покупок в одном месте.

Одновременно он требует  вложения ресурсов и знаний в различные  категории продукции.

Глубокий ассортимент  может:

  • удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару;
  • максимизировать использование места в торговых точках;
  • препятствовать появлению конкурентов;
  • предлагать диапазон цен и стимулировать поддержку дилеров.

Однако он также увеличивает  расходы на поддержание запасов, модификацию продукции и выполнение заказов. Кроме того, могут возникнуть определённые трудности в дифференциации между двумя схожими ассортиментными  позициями. Обычно сопоставимым ассортиментом  легче управлять, чем несопоставимым. Он позволяет предприятию специализироваться в сфере маркетинга и производства, создавать прочный образ и  обеспечить стабильные отношения в  каналах сбыта.

Ассортимент продукции буквально  означает подбор предметов, совокупность их наименований по каким-либо признакам. С этой точки зрения ассортимент  может быть простым или сложным, узким или широким. Такая классификация предусматривает выделение групп однородной продукции или товаров по признаку вида, сорта, марки.

Групповой ассортимент товаров  –это перечень различных видов продукции  производственно-технического назначения и товаров народного потребления.

Видовой ассортимент товаров- набор товаров различных видов  и наименований, удовлетворяющих  аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.

Внутривидовой ассортимент  товаров представляет разновидности  продукции, членения вида на части. Внутривидовой  ассортимент товаров может иметь  разную глубину развития, детализации.

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом  называют номенклатуру товаров, выпускаемых  промышленными и сельскохозяйственными  предприятиями, а также другими изготовителями. Как правило, предприятия, производящие товары, выпускают узкий ассортимент товаров, что позволяет им внедрять передовую технологию производства, совершенствовать ассортимент выпускаемых ими товаров, улучшать их качество. Поэтому выпускаемые ими товары нуждаются в дальнейшей подсортировке с учётом требований торговли, на предприятиях которой сосредоточен широкий ассортимент товаров, представляющих собой сочетание продукции, вырабатываемой самыми различными изготовителями. Такая подсортировка, или преобразование ассортимента, осуществляется преимущественно на предприятиях оптовой торговли,  через которые проходит основная масса товаров сложного ассортимента.

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Он включает ассортимент  товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные  товары. Общими факторами, влияющими на формирование торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос как потребность, подкреплённая  платежеспособностью потребителей ,- определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей(их доходов, национальных, демографических и других особенностей).  Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры  которых оказывают определённое влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей.

Товарный ассортимент  характеризуется широтой (количеством  ассортиментных групп), глубиной (количеством  позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными  группами с точки зрения общности потребителей , конечного использования, каналов распределения и цен).

Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах состоит  из трёх этапов.

На первом этапе устанавливается  групповой ассортимент товаров, определяется ассортиментный профиль  предприятия. Эта работа проводится с учётом действующих принципов  размещения розничной торговой сети и на основании маркетинговых  исследований в области целевого рынка. С учётом этого определяется место и роль магазина в общей  системе торгового обслуживания города.  Исходными данными для  определения группового  ассортимента конкретного магазина является численность  населения, его плотность, особенности  спроса, существующая материально-техническая  база, наличие магазинов-конкурентов.

На втором этапе формирования ассортимента товаров определяется структура группового ассортимента магазина, то есть устанавливается  количественное соотношение отдельных групп товаров. Структуру группового ассортимента устанавливают с  учётом:

  • типа и размера магазина;
  • его технической оснащённости;
  • условий товароснабжения;
  • численности и состава населения, обслуживаемого предприятия;
  • транспортных связей;
  • наличия других предприятий торговли и их специализации.

На третьем этапе определяют развёрнутый ассортимент товаров, то есть осуществляют подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой товарной группы. Руководство  магазина должно принять решение  о широте ассортимента, его глубину, качество и цены предлагаемых  товаров  покупателям, согласно ожиданиям потребителей выбранного целевого рынка.

Формирование ассортимента – проблема подбора конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоёмкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами, лицензиями. При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания.

Формирование ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной  ассортиментной структуры, товарного  предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские  требования определённых групп, а с другой – необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

 

 

 

1.4 Выбор  определяющего метода продажи  товаров

 

 

Продажа товаров является завершающей стадией  торгово -технологического процесса магазина. Данному этапу  уделяется особое внимание, так как  во многом его характеристики составляют представление покупателей об уровне обслуживания в данном конкретном магазине и находят непосредственное отражение  в конечных результатах работы магазина.

Особенности продажи товаров, то есть последовательность отдельных  операций зависит от ассортимента, характера покупательского спроса, методов продажи. Под методами продажи  имеются ввиду способы, приёмы обслуживания, отбора товаров, организации расчёта.

По определяющему методу продажи магазины подразделяются на группы:

  • магазины, реализующие товары через прилавок;
  • магазины, реализующие товары по методу самообслуживания;
  • по методу открытой выкладки;
  • по образцам и каталогам;
  • по предварительному заказу;
  • интернет-магазины.

В магазинах, торгующих через  прилавок, процесс продажи более  затратный, включает много операций, большая часть которых является трудоёмкой. Метод обслуживания через  прилавок- покупатели не имеют непосредственного  доступа к товарам, доступ ограничен  прилавком и произвести выборку  товара покупатели могут только посредством  обслуживающего персонала. Процесс  обслуживания занимает много времени, пропускная способность магазина невелика, существенны затраты на персонал, высока вероятность образования  очереди. Продавец осуществляет весь процесс  обслуживания и должен обладать высоким  профессиональным уровнем. От него требуется хорошее знание ассортимента, грамотное и быстрое выполнение всего цикла технологических операций и соблюдение этики взаимоотношений с покупателями.

Продажа товаров на основе самообслуживания – один из самых  удобных для покупателей метод  продажи товаров. Самообслуживание предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без  помощи продавца, что позволяет более  рационально распределить функции  между работниками магазина. В  магазине самообслуживания функции  работников торгового зала сводятся в основном к консультированию покупателей, выкладке товаров и контролю их за сохранностью, выполнению расчётных  операций. Процесс продажи здесь  состоит из следующих основных операций:

  • встреча покупателя и предоставление ему необходимой информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах;
  • получение покупателем инвентарной корзины или тележки для отбора товаров;
  • самостоятельный отбор  товаров покупателем и доставка их в узел расчёта;
  • подсчёт стоимости отобранных товаров и получение чека;
  • оплата купленных товаров;
  • упаковка приобретённых товаров и укладка их в сумку покупателя.

Информация о работе Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии