Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине.
Задачи:
изучение теоретических аспектов организации производственного процесса;
рассмотреть организацию и технологию операции на предприятии;
разработать технологическую планировку торгового зала.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Выбор наиболее эффективных организационных параметров функционирования розничных торговых предприятий 4
1.1. Определение ценового уровня товаров 4
1.2. Определение места расположения магазина 7
1.3. Формирование ассортимента товаров в магазине 12
1.4 Выбор определяющего метода продажи товаров 17
ГЛАВА 2. Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом предприятии 22
2.1. Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия 22
2.2. Разработка технологической планировки торгового зала 25
2.3. Организация приёмки и хранения товаров в магазине. 30
2.4. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале. 34
ГЛАВА 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии 36
3.1. Организация дополнительных услуг покупателям 36
3.2.Организация внутримагазинной рекламы и информации. 38
3.3. Организация труда работников розничного торгового предприятия 41
3.4 Разработка штатного расписания работников. 44
3.5 Организация материальной ответственности в магазине. 45
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Glava_1.docx

— 140.66 Кб (Скачать файл)

Некоторые владельцы магазинов  не вводят самообслуживание из-за опасения краж, однако доказано, что 80% хищений  в магазине совершается не посетителями, а персоналом. Безусловно, возможность  хищений существует, однако самообслуживание имеет несколько неоспоримых  преимуществ.

Во-первых, это совершение посетителем незапланированных  покупок. Если в магазине прилавочного типа покупатель купит только то, что  хотел, и уйдёт, то в магазине самообслуживания, выбирая товары, ему непременно приглянется  ещё что-то из ассортимента.

Во-вторых, покупателю в магазине самообслуживания обеспечен психологический  комфорт и удобство- ему не требуется  по каждому вопросу обращаться к  продавцу, он может самостоятельно ознакомиться со всеми характеристиками товара, а это немаловажный фактор, имеющий решающее значение при принятии решения о совершении покупки. К тому же покупатели в магазинах, где введено самообслуживание, не стоят в очередях в кассу в каждом  отделе -расчёт происходит только при выходе из зоны самообслуживания. Для владельца магазина самообслуживание тоже выгодно- он может сэкономить на торговым оборудовании и количестве торговых работников, разместить более широкий ассортимент товаров в торговом зале.

Самообслуживание, таким  образом, делает процесс продажи  более удобным и быстрым, а  также повышает культуру обслуживания, поэтому широко стало применяться  в различных типах магазинов. Кроме того, самообслуживание увеличивает  прибыль магазина примерно в два  раза по сравнению с магазинами прилавочной  торговли.  

Продажа товаров с открытой выкладкой – это такой способ розничных продаж, при котором  покупатель имеет возможность самостоятельно отбирать товар, расположенный в  открытом доступе на стеллажах, стендах, прилавках или прилавочных витринах , а продавец  даёт ему при необходимости  консультации, подсчитывает стоимость  покупки, упаковывает товар и  получает за него деньги. Кассир при  продаже товаров с открытой выкладкой не требуется - все расчёты ведутся непосредственно с продавцом. Продажа товаров с открытой выкладкой удобна для покупателя, так как ему больше не нужно ходить через весь торговый зал от продавца к кассе, он может самостоятельно осмотреть товар, выбрать нужное и оплатить стоимость товара непосредственно продавцу, что значительно ускоряет процесс обслуживания. Для магазина продажа товаров с открытой выкладкой имеет свои преимущества- пропускная способность такого магазина высокая, высокий товарооборот и, следовательно, большая прибыль. Обычно продажа товаров с открытой выкладкой осуществляется в магазинах, занимающихся торговлей тканями, обувью, детскими игрушками, книгами, парфюмерией и косметикой, спорттоварами и так далее. Особое внимание при продаже товаров с открытой выкладкой должно уделяться размещению товаров. При выкладке товары группируются по видами ценам, мелкие товары располагают россыпью в кассетах, установленных на прилавочных витринах, а более крупные – на стеллажах. Товары, выложенные таким способом, нельзя накрывать стеклом, скреплять друг с другом или каким- либо образом ограничивать к ним доступ покупателей, при этом все товары должны быть снабжены ярлыками или ценниками.

При продаже товаров по образцам покупателю предоставляется  возможность самостоятельно или  с помощью продавца ознакомиться с демонстрируемыми образцами или  предложенными описаниями товаров, выбрать и приобрести необходимые  товары, передаваемые покупателю после  их доставки в указанное им место, если иное не предусмотрено договором. При продаже товаров по образцам продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров, а также  по подключению, наладке и пуску  в эксплуатацию технически сложных  товаров, которые по техническим  требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих  специалистов. Разновидностью этого  метода является продажа товаров  по каталогам, когда вместо натуральных  образцов товаров прилагается каталог  их фотографий с описанием вариантов. Выставленные в торговом зале образцы товаров должны быть снабжены чётко оформленными ярлыками, в которых указывают наименование товара, артикул, сорт, наименование изготовителя, цену.

Торговля по предварительным  заказам удобна для покупателей, так как позволяет им экономить  время на приобретение товаров. По предварительным  заказам продают преимущественно  продовольственные товары, а также  непродовольственные сложного ассортимента. Заказы могут быть приняты в магазине, автомагазине, по месту работы. Они могут быть поданы в устной или письменной форме. Расчёт осуществляется путём предварительной оплаты в кассе магазина. Товары могут быть доставлены на дои или вручены в магазине.

Выбор определяющего метода продажи товаров формирует основу торгово-технологического процесса магазина и уровень обслуживания покупателей. Кроме того, он существенно влияет на численность персонала магазина, размер товарных запасов, уровень расходов по обеспечению товародвижения и  другие показатели, определяющие экономическую  эффективность деятельности торгового  предприятия.

Для исследуемого магазина лучше всего подходит метод с открытой выкладкой, так как он значительно сокращает время, затрачиваемое покупателям на приобретение товара. Продажа товаров с открытой выкладкой удобна для покупателя, так как покупатель имеет возможность самостоятельно отбирать товар, расположенный в открытом доступе на стеллажах, стендах, прилавках или прилавочных витринах , а продавец  даёт ему при необходимости консультации, подсчитывает стоимость покупки, упаковывает товар и получает за него деньги.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом предприятии

 

2.1. Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия

 

 

Помещения магазинов, их устройство, планировка и размещение должны соответствовать  принятой схеме торгового и технологического процессов.

Могут быть выделены группы помещений:

  • торговые помещения;
  • помещения для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже;
  • подсобные помещения;
  • служебные и бытовые помещения;
  • технические помещения.

Торговые помещения в магазине являются основными. Они включают торговый зал и помещения для дополнительного обслуживания покупателей (например, места для  хранения сумок). Торговые помещения магазина играют основную роль в непосредственном доведении товаров до потребителей и обслуживании покупателей. В этих помещениях завершаются торговый и технологический процессы магазина- покупатели выбирают товары, оплачивают их.  Торговые помещения должны обеспечивать не только рациональную организацию торгового процесса, но и максимальные удобства для покупателей. Поэтому от устройства и планировки торговых помещений во многом зависят качество обслуживания и эффективность торгового процесса в магазине.

Помещения для  приёмки, хранения и подготовки товаров  к продаже должен иметь непосредственную связь с торговым залом и могут примыкать к нему с одной, двух или трёх сторон. Наиболее рациональным является размещение этих помещений на одном уровне с торговым залом. Размещение их в подвальном помещении существенно ( до 20 – 40 %) увеличивает трудоёмкость работ при перемещении товаров внутри магазина. Взаимосвязь между торговыми помещениями и помещениями для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже определяется технологической схемой каждого типа магазина. Помещения для приёмки товаров должны обеспечивать возможность быстрой разгрузки автотранспорта и использования средств механизации. Помещения для хранения товаров должны обеспечивать их сохранность в течение установленного срока хранения, соответствие фактического режима хранения нормативному.

Устройство и размещении е всех помещений для приёмки, хранения и подготовки товаров к  продаже следует подчинять требованиям  рациональной организации торгового  и технологического процессов магазина. Эти помещения должны быть связаны  между собой коридорами шириной  не менее 1,8 м.

К подсобным помещениям магазина относятся помещения, используемые для хранения тары, упаковочных материалов, инвентаря, спецодежды, для мелкого ремонта инвентаря и оборудования, изготовления рекламно-декоративных средств, приёмки стеклянной тары от населения, а также моечные.

Подсобные помещения целесообразно  размещать в боковой, наиболее отдалённой от торгового зала части здания, поскольку в торговом и технологическом  процессах магазина прямою участия  они не принимают. Кладовую тару размещают  вблизи разгрузочной площадки, что  позволяет грузить освободившуюся тару на автомашины с минимальными трудовыми затратами.

Служебные и бытовые  помещения магазина ( кабинет директора, столовая, комната отдыха для персонала, комнаты общественных организаций, гардеробные , душевые и другие) должны быть изолированы от помещений для приёмки, хранения и подготовки товаров к продаже, иметь отдельный вход или соединяться коридором с торговыми помещения. Если магазин размещён в отдельно стоящем здании, то для сокращения площади застройки целесообразно служебные и бытовые помещения устраивать на втором этаже. Устройство и интерьер этой группы помещений должны обеспечивать надлежащие условия труда и отдыха работникам магазина. В крупные магазина целесообразно оборудовать кабинеты психологической разгрузки.

К техническим  помещениям магазина относятся вентиляционные камеры, машинные отделения лифтов и холодильных установок, камеры кондиционирования воздуха. Устройство и размещение технических помещений определяются их функциональным назначением и соблюдением правил и требований техники безопасности и пожарного надзора.

К планировке магазина предъявляются  следующие требования:

  • торговые залы должны быть технологически связаны с помещениями для подготовки товаров к продаже;
  • помещения для приёмки следует располагать вблизи помещений для хранения товаров;
  • кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными;
  • помещения для приёма, хранения и подготовки товаров к продаже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;
  • планировка магазина должна создавать для покупателей условия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок.

 

2.2. Разработка технологической планировки торгового зала

 

 

Торговый зал – основная часть торговых помещений магазина. Здесь размещают рабочий и  выставочный запас товаров. Площадь торгового зала занимает более половины общей площади магазина. Необходимым требованием к устройству торгового зала является рациональная планировка зон размещения товаров и оборудования, а также проходов для покупателей.

Торговое оборудование должно отвечать следующим требованиям:

  • иметь стандартные размеры и состоять из сборных элементов, из которых можно составлять различные конструкции;
  • быть удобной для осмотра и выбора товаров;
  • обладать достаточной ёмкостью для обеспечения рациональной выкладки;
  • быть конструктивно прочным и недорогим в изготовлении;
  • иметь прочную облицовку , отвечающую санитарным и гигиеническим требованиям и обеспечить удобное крепление ценников;
  • конструкция оборудования должна быть без выступов, острых углов, поверхность- гладкой и выполненной из материалов, удовлетворяющих санитарным требованиям;
  • форма и конструкция оборудования должны составлять единое целое в оформлением торгового зала.

Торговый зал можно  разделить на следующие зоны или  площади: Установочную, проходов для  покупателей, рабочих мест продавцов  и площадь зоны расчётного узла.

Установочная площадь  – площадь, занимаемая под установку  оборудования, предназначенного для  непосредственного размещения товаров, оборудования, обеспечивающего процесс  их выбора (примерочные кабины, зеркала), а также крупногабаритных товаров размещённых на полу. Обычно на них отводится 27 – 30 % площади торгового зала.

Степень эффективности использования  площади торгового зала можно  определить путём расчёта коэффициента установочной площади по формуле:

 

  K (y)=,

 

где,  K (y) – коэффициент установочной площади ;

S(y)- установочная площадь;

S(m.з)  - площадь торгового зала.

Однако эффективность  использования площади торгового  зала определяется не только степенью использования её под установку  оборудования. Важно то, чтобы установочная площадь была эффективно использована под выкладку товаров, что может  быть достигнуто при оснащении торгового  зала оборудованием, имеющим достаточно большую площадь выкладки.

Площадь выкладки исчисляется  как сумма площадей всех элементов  оборудования, на которых могут быть выложены товары. Сюда же включается и  площадь, занятая под установку  крупногабаритных товаров.

Для островных и пристенных универсальных горок демонстрационная площадь определяется путём суммирования площади всех полок оборудования, перфорированных щитов с кронштейнами – как произведение длины кронштейна на его условную ширину и на их общее количество; вешал – как произведение длины кронштейна на высоту; подиумов, лотков – произведение длины на ширину; контейнеров- путём умножения площади их основания на количество полок; для корзин, товаров круглого сечения, демонстрационная площадь рассчитывается как площадь круга по среднему диаметру.

Информация о работе Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии