Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине.
Задачи:
изучение теоретических аспектов организации производственного процесса;
рассмотреть организацию и технологию операции на предприятии;
разработать технологическую планировку торгового зала.
Введение 3
ГЛАВА 1. Выбор наиболее эффективных организационных параметров функционирования розничных торговых предприятий 4
1.1. Определение ценового уровня товаров 4
1.2. Определение места расположения магазина 7
1.3. Формирование ассортимента товаров в магазине 12
1.4 Выбор определяющего метода продажи товаров 17
ГЛАВА 2. Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом предприятии 22
2.1. Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия 22
2.2. Разработка технологической планировки торгового зала 25
2.3. Организация приёмки и хранения товаров в магазине. 30
2.4. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале. 34
ГЛАВА 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии 36
3.1. Организация дополнительных услуг покупателям 36
3.2.Организация внутримагазинной рекламы и информации. 38
3.3. Организация труда работников розничного торгового предприятия 41
3.4 Разработка штатного расписания работников. 44
3.5 Организация материальной ответственности в магазине. 45
Заключение 48
Список использованной литературы 49
К первой группе относятся такие услуги, как : демонстрация товаров; консультации продавцов и специалистов; упаковка товаров. Во вторую группу входят следующие услуги: мелкая переделка и подгонка по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретённого в магазине; растяжка обуви и головных уборов. Третья группа включает такие услуги, как: хранение вещей покупателей; организация мест отдыха покупателей; заказ такси; парковка личных автомашин покупателей на организованную у магазина стоянку.
Дополнительные услуги, оказываемые покупателям, могут быть платными и бесплатными. К платным относятся услуги, предоставление которых связано для магазина с дополнительными затратами (доставка товаров на дом, раскрой тканей). К бесплатным относятся услуги, связанные с продажей товаров ( консультация продавца, реклама).
Оказание дополнительных услуг служит стимулом для привлечения покупателей, способствует росту товарооборота, повышению культуры торговли.
В моём магазине предоставляются такие виды дополнительных услуг, как :
1) накопительные бонусные программы, проведение акций на некоторые товары.
2) мелкая переделка и подгонка по росту и фигуре покупателя готовой одежды, приобретённой в магазине;
3)хранение вещей покупателей;
организация мест отдыха
Внутримагазинная реклама и информация помогают активизировать процесс продажи товаров, рационально направлять покупательские потоки, сокращать затраты времени на поиск и приобретение необходимых товаров. Реклама и информация выполняют различную роль в организации обслуживания покупателей, что соответственно определяет и специфику функций управления в этой сфере.
Основная роль внутримагазинной рекламы состоит в активизации процесса продажи, стимулирования реализации отдельных товаров.
Основная роль внутримагазинной информации состоит в рационализации процесса обслуживания покупателей в магазине, «информационной поддержке» всех составляющих этого процесса.
Реклама на местах продаж служит покупателю не только указкой ( где именно ему можно найти нужный товар), но и подсказкой (она легко может направить его внимание на какой-то определённый товар или группу, выделить среди конкурирующего товара).
POS- материалы – это материалы рекламной поддержки, предназначенные для продвижения какого-либо товара или бренда. Основные задачи POS-материалов – привлечение внимания, напоминание, выделение из общей массы аналогичных товаров конкурентов, стимулирование решения о покупке.
Внутримагазинная реклама ставит своей целью привлечь внимание потенциальных покупателей к одному из следующих двух компонентов:
Средства внутримагазинной рекламы включают световую, витринную, демонстрационную, печатную и сувенирную.
Световая реклама представляет
собой систему рекламных
Витринная реклама – постоянно функционирующая реклама (оконные витрины, выносные, внутримагазинные витрины). Композицию в витринах следует обновлять как можно чаще, а отдельные товары, отсутствующие в продаже, немедленно заменять. Частная смена товаров в витрине сама по себе привлекает покупателей . Нельзя перегружать витрины товарами, декоративными элементами или инвентарём, так как это затрудняет осмотр её покупателями. На всех выставленных в витрине товарах должны быть ценники.
Демонстрационная реклама является одним из наиболее действенных способов активизации продажи отдельных видов товаров. Она способствует формированию нового покупательского спроса. Основными средствами демонстрационной рекламы являются выставки-демонстрации новых модных или технически сложных товаров, выставки продажи .
Печатная реклама используемая в магазине, включает различные рекламные проспекты, каталоги и другую аналогичную рекламную продукцию предоставляемую покупателям непосредственно в торговом зале.
Сувенирная реклама является относительно новым для нашей практики направлением использования средств рекламирования магазина или отдельных товаров ( рекламная упаковка, сумки, пакеты с эмблемой магазина).
В магазине используются разнообразные рекламные и информационные средства, многие из которых применяются для оформления магазина, они предоставляют собой носители информации, с помощью которых до посетителей доводится определённое рекламное сообщение.
Внешняя информация о магазине включает вывеску, состоящую из названия, фирменного знака, а также указателя часов работы магазина. При входе в магазин размещена информация не только о времени его работы, но и об оказании различных услуг. В магазине хорошее освещение торгового зала и примерочных.
Витрина магазина это то место, где манекены играют главную роль, выгодно представляя предлагаемую продукцию магазина, бутика. Хорошо подобранные манекены играют существенную роль в формировании имиджа и стиля магазина. Манекен привлекает внимание потенциальных покупателей и позволяет выгоднее представить товар. Ценники несут определённую информацию о товаре, привлекают к себе внимание, если выполнены в яркой цветовой гамме. Хорошим стимулом продаж в магазине могут стать такие надписи на полках, как «Низкие цены», «Лучшая покупка» и так далее.
Организация труда в магазине
должна обеспечивать высокий уровень
торгового обслуживания населения,
оптимальную производительность труда
торговых работников, сохранность товарно-
Режим работы торгового предприятия
должен устанавливаться с учётом
движения потоков покупателей по
часам дня, дням недели, сезонам, обеспечивать
эффективную работу магазина, учитывать
возможность максимального
Режим работы магазина может быть односменным ( 8 часов), полуторасменным ( 11 часов) и двухсменным (14 часов). В зависимости от его особенностей устанавливают графики работы магазина, изменять которые можно лишь в исключительных случаях. Графики бывают следующих видов: с двумя совмещёнными выходными днями; с одним постоянным выходным днём, с одним выходным днём по скользящему графику, с двумя выходными днями по скользящему графику.
Если в магазине полуторасменный режим работы (11 часов в день), то для работников устанавливается рабочий день продолжительностью 8 часов с двумя выходными днями. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 часов 30 минут. В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу. Такой график предусматривает выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня.
Различают индивидуальную и бригадную формы организации труда.
На предприятии розничной
торговли в основном применяется
индивидуальная форма организации
труда- работник используется на определённом
участке торгово-
Бригадная форма организации
труда предполагает объединение
работников бригады в пределах отдела,
секции. Они несут общую
Существует в магазине функциональное, товарно-отраслевое и квалификационное разделение труда. Функциональное разделение предполагает обособление отдельных функций и выделение работников для их выполнения. С учётом этого весь персонал магазина подразделяется на три категории:
Разделение труда по квалификационному признаку основывается на распределении работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так с учётом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей.
Штатное расписание- документ,
определяющий состав организационных
подразделений и перечень должностей,
размеры должностных окладов, а
также общую численность
Расчёт плановой численности
работников может быть осуществлён
на основе разработанных нормативом
или на основе количества рабочих
мест и планового баланса рабочего
времени. Второй метод используется
обычно для определения потребности
в продавцах, контролёрах-кассирах,
кассирах торгового зала, то есть персонала,
осуществляющего
При планировании необходимого количества работников указанных профессий определяют явочную и среднесписочную их численность. Явочная численность представляет собой количество работников, которые ежедневно должны быть на работе.
Расчёт явочной численности
работников указанных
Чм = Рм (Вм + Впз) / Вр , где ,
Ч м -явочная численность работников, чел.;
Р м – количество рабочих мест работников данной профессии, предусмотренное в торговом зале, един.;
В м – объём работы магазина в неделю, ч.;
Впз – объём времени, затрачиваемого на осуществление подготовительно –заключительных операций в неделю, ч.;
Вр – плановый фонд рабочего времени одного работника в неделю, ч.
Чм =3*(12*7+0,50*7)/40=6 чел.
На операции подготовительно-
Среднесписочная численность – это общее количество работников, которое необходимо магазину с учётом работников уходящих в отпуск, отсутствующих по болезни или по другим причинам.
Среднесписочная численность рассчитывается по следующей формуле:
Чс = Чя . Рп / Рр , где ,
Ч с – среднесписочная численность работников, чел.;
Чя – явочная численность работников, чел.;
Рп – полное число рабочих дней в плановом периоде;
Р р – планируемое число рабочих дней одного работника.
Чс =5*30/28=5 чел.
Штатное расписание магазина представлен в приложении 2.
На работников розничных торговых предприятий возлагается материальная ответственность , то есть обязанность возместить материальный ущерб, причинённый предприятию по их вине.