Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 00:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы является исследование организации торгово-технологического процесса в магазине.
Задачи:
изучение теоретических аспектов организации производственного процесса;
рассмотреть организацию и технологию операции на предприятии;
разработать технологическую планировку торгового зала.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1. Выбор наиболее эффективных организационных параметров функционирования розничных торговых предприятий 4
1.1. Определение ценового уровня товаров 4
1.2. Определение места расположения магазина 7
1.3. Формирование ассортимента товаров в магазине 12
1.4 Выбор определяющего метода продажи товаров 17
ГЛАВА 2. Организация торгово-технологических процессов на розничном торговом предприятии 22
2.1. Состав и взаимосвязь помещений розничного торгового предприятия 22
2.2. Разработка технологической планировки торгового зала 25
2.3. Организация приёмки и хранения товаров в магазине. 30
2.4. Организация размещения и выкладки товаров в торговом зале. 34
ГЛАВА 3. Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии 36
3.1. Организация дополнительных услуг покупателям 36
3.2.Организация внутримагазинной рекламы и информации. 38
3.3. Организация труда работников розничного торгового предприятия 41
3.4 Разработка штатного расписания работников. 44
3.5 Организация материальной ответственности в магазине. 45
Заключение 48
Список использованной литературы 49

Файлы: 1 файл

Glava_1.docx

— 140.66 Кб (Скачать файл)

К первой группе относятся  такие услуги, как : демонстрация товаров; консультации продавцов и специалистов; упаковка товаров. Во вторую группу входят следующие услуги: мелкая переделка  и подгонка по росту и фигуре покупателя готового платья, приобретённого в  магазине; растяжка обуви и головных уборов. Третья группа включает такие услуги, как: хранение вещей покупателей; организация мест отдыха покупателей; заказ такси; парковка личных автомашин покупателей на организованную у магазина стоянку.

Дополнительные услуги, оказываемые  покупателям, могут быть платными и  бесплатными. К платным относятся  услуги, предоставление которых связано  для магазина с дополнительными  затратами (доставка товаров на дом, раскрой тканей). К бесплатным относятся услуги, связанные с продажей товаров ( консультация продавца, реклама).

Оказание дополнительных услуг служит стимулом для привлечения  покупателей, способствует росту товарооборота, повышению культуры торговли.

В моём магазине предоставляются такие виды дополнительных услуг, как : 

1) накопительные бонусные программы, проведение акций на некоторые товары.

2) мелкая переделка и подгонка по росту и фигуре покупателя готовой одежды, приобретённой в магазине;

3)хранение вещей покупателей;  организация мест отдыха покупателей;  организация кафетерия. 

 

3.2.Организация  внутримагазинной рекламы и информации.

 

 

Внутримагазинная реклама  и информация помогают активизировать процесс продажи товаров, рационально  направлять покупательские потоки, сокращать  затраты времени на поиск и  приобретение необходимых товаров. Реклама и информация выполняют  различную роль в организации  обслуживания покупателей, что соответственно определяет и специфику функций  управления в этой сфере.

Основная роль внутримагазинной рекламы состоит в активизации  процесса продажи, стимулирования реализации отдельных товаров.

Основная роль внутримагазинной информации состоит в рационализации процесса обслуживания покупателей  в магазине, «информационной поддержке» всех составляющих этого процесса.

Реклама на местах продаж служит покупателю не только указкой ( где  именно ему можно найти нужный товар), но и подсказкой (она легко  может направить его внимание на какой-то определённый товар или  группу, выделить среди конкурирующего товара).

POS- материалы – это материалы рекламной поддержки, предназначенные для продвижения какого-либо товара или бренда. Основные задачи POS-материалов – привлечение внимания, напоминание, выделение из общей массы аналогичных товаров конкурентов, стимулирование решения о покупке.

Внутримагазинная реклама  ставит своей целью привлечь внимание потенциальных покупателей к  одному из следующих двух компонентов:

  1. К данному магазину, выделяя его своеобразие в розничной торговой сети регионального потребительского рынка (специфику ассортиментного профиля; использование отдельных прогрессивных методов продажи товаров ).
  2. К отдельным товарам, реализуемым в магазине, при необходимости существенно активизировать их продажу.

Средства внутримагазинной рекламы включают световую, витринную, демонстрационную, печатную и сувенирную.

Световая реклама представляет собой систему рекламных средств, основанную на использовании различных  источников ( ламп накаливания и  т.д.). Основными средствами световой рекламы являются вывески, световые плакаты, световое табло, бегущие световые строки. Основной особенностью средств световой рекламы является то, что она дополняет рекламные средства в тот период, когда магазины уже заканчивают работу (в вечернее время).

Витринная реклама – постоянно  функционирующая реклама (оконные  витрины, выносные, внутримагазинные витрины). Композицию в витринах следует обновлять как можно чаще, а отдельные товары, отсутствующие в продаже, немедленно заменять. Частная смена товаров в витрине сама по себе привлекает покупателей . Нельзя перегружать витрины товарами, декоративными элементами или инвентарём, так как это затрудняет осмотр её покупателями. На всех выставленных в витрине товарах должны быть ценники.

Демонстрационная реклама  является одним из наиболее действенных  способов активизации продажи отдельных  видов товаров. Она  способствует формированию нового покупательского  спроса. Основными средствами демонстрационной рекламы являются выставки-демонстрации новых модных или технически сложных  товаров, выставки продажи .

Печатная реклама используемая в магазине, включает различные рекламные проспекты, каталоги и другую аналогичную рекламную продукцию предоставляемую покупателям непосредственно в торговом зале.

Сувенирная реклама является относительно новым для нашей  практики направлением использования  средств рекламирования магазина или отдельных товаров ( рекламная упаковка, сумки, пакеты с эмблемой магазина).

В магазине используются разнообразные  рекламные и информационные средства, многие из которых применяются для  оформления магазина, они предоставляют  собой носители информации, с помощью  которых до посетителей доводится  определённое рекламное сообщение.

Внешняя информация о магазине  включает вывеску, состоящую из названия, фирменного знака, а также указателя  часов работы магазина. При входе  в магазин размещена информация не только о времени его работы, но и об оказании различных услуг. В магазине хорошее освещение торгового зала и примерочных.

Витрина магазина это то место, где манекены играют главную роль, выгодно представляя предлагаемую продукцию магазина, бутика. Хорошо подобранные манекены играют существенную роль в формировании имиджа и стиля магазина. Манекен привлекает внимание потенциальных покупателей и позволяет выгоднее представить товар. Ценники несут определённую информацию о товаре, привлекают к себе внимание, если выполнены в яркой цветовой гамме. Хорошим стимулом продаж в магазине могут стать такие надписи на полках, как «Низкие цены», «Лучшая покупка» и так далее.

 

3.3. Организация  труда работников розничного торгового предприятия

 

 

Организация труда в магазине должна обеспечивать высокий уровень  торгового обслуживания населения, оптимальную производительность труда  торговых работников, сохранность товарно-материальных ценностей, высокую рентабельность предприятия.

Режим работы торгового предприятия  должен устанавливаться с учётом движения потоков покупателей по часам дня, дням недели, сезонам, обеспечивать эффективную работу магазина, учитывать  возможность максимального улучшения  режима труда и отдыха работников.

Режим работы магазина может  быть односменным ( 8 часов), полуторасменным ( 11 часов) и двухсменным (14 часов). В  зависимости от его особенностей устанавливают графики работы магазина, изменять которые можно лишь в  исключительных случаях. Графики бывают следующих видов: с двумя совмещёнными выходными днями; с одним постоянным выходным днём, с одним выходным днём по скользящему графику, с двумя  выходными днями по скользящему  графику.

Если в магазине полуторасменный  режим работы (11 часов в день), то для работников устанавливается  рабочий день продолжительностью 8 часов с двумя выходными днями. При этом продолжительность рабочего дня не должна превышать 11 часов 30 минут. В том случае, если магазин работает в полторы или две смены и в течение дня имеет неравномерный поток покупателей, то для всех работников может устанавливаться ленточный график выхода на работу. Такой график предусматривает выход на работу не всех работников одновременно, а группами в разные часы дня. 

Различают индивидуальную и  бригадную формы организации  труда.

На предприятии розничной  торговли в основном применяется  индивидуальная форма организации  труда- работник используется на определённом участке торгово-технологического процесса и на него возлагается товарно-материальная ответственность за сохранение товара, обслуживания покупателей. Так, например: продавец несёт ответственность за качество продаваемого товара, за качество обслуживания покупателей.

Бригадная форма организации  труда предполагает объединение  работников бригады в пределах отдела, секции. Они несут общую ответственность  за результаты работы.

Существует в магазине функциональное, товарно-отраслевое и  квалификационное разделение труда. Функциональное разделение предполагает обособление  отдельных функций и выделение  работников для их выполнения. С  учётом этого весь персонал магазина подразделяется на три категории:

  1. административно – управленческий персонал, к нему относятся руководители предприятия торговли (директора, заместители) и его структурных подразделений ( главные бухгалтеры, начальники финансового, торгового, юридического отдела),а также экономисты, юристы, менеджеры;
  2. обслуживающий персонал, к нему относятся заведующие отделами, администраторы торгового зала, товароведы, продавцы, приёмщики вещей камеры хранения;
  3. вспомогательный персонал занят обеспечением внутренней деятельности исполнителя услуг розничной торговли. В эту категорию входят коммерческие и торговые агенты, заведующий складом, уборщицы и другие. Товарно-отраслевое разделение позволяет работникам магазина специализироваться на продаже отдельных или нескольких товарных групп. Это способствует более глубокому изучению ассортимента товаров, более квалифицированному и производительному обслуживанию покупателей.

Разделение труда по квалификационному  признаку основывается  на распределении  работников магазина в соответствии с их квалификацией. Рациональное использование  квалифицированных кадров благотворно сказывается на повышении уровня обслуживания покупателей. Так с учётом квалификации продавцов подразделяют на первую, вторую и третью категории. При этом продавец первой категории выполняет более ответственные функции, связанные с обслуживанием покупателей.

 

3.4 Разработка  штатного расписания работников

 

 

Штатное расписание- документ, определяющий состав организационных  подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов, а  также общую численность сотрудников  и фонд заработной платы в организации. Право утверждения штатного расписания предоставлено руководителю.

Расчёт плановой численности  работников может быть осуществлён  на основе разработанных нормативом или на основе количества рабочих  мест и планового баланса рабочего времени. Второй метод используется обычно для определения потребности  в продавцах, контролёрах-кассирах, кассирах торгового зала, то есть персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание покупателей. При расчёте  их численности исходят из установленного в торговом зале количества рабочих  мест работников отдельных профессий  и режима работы магазина.

При планировании необходимого количества работников указанных профессий  определяют явочную и среднесписочную  их численность.  Явочная численность  представляет собой количество работников, которые ежедневно должны быть на работе.

 Расчёт явочной численности  работников указанных профессий  производится по следующей формуле:

 

                  Чм   =  Рм  м + Впз)  / Вр     ,        где , 

Ч м -явочная численность работников, чел.;

Р м – количество рабочих мест работников данной профессии, предусмотренное в торговом зале, един.;

В м – объём работы магазина в неделю, ч.;

Впз – объём времени, затрачиваемого на осуществление подготовительно –заключительных операций в неделю, ч.;

Вр – плановый фонд рабочего времени одного работника в неделю, ч.

 

Чм   =3*(12*7+0,50*7)/40=6 чел.

 

На операции подготовительно-заключительного  времени отводится не менее 15-30 минут, но не более 60 минут в смену.

Среднесписочная численность  – это общее количество работников, которое необходимо магазину с учётом работников уходящих в отпуск, отсутствующих  по болезни или по другим причинам.

Среднесписочная численность  рассчитывается по следующей формуле:

           Чс   =  Чя .  Рп  / Рр     ,  где ,

Ч с – среднесписочная численность работников, чел.;

Чя – явочная численность работников, чел.;

Рп – полное число рабочих дней в плановом периоде;

Р р – планируемое число рабочих дней одного работника.

 

           Чс   =5*30/28=5 чел.

Штатное расписание магазина представлен в приложении 2.

3.5 Организация  материальной ответственности в  магазине.

На работников розничных  торговых предприятий возлагается  материальная ответственность , то есть обязанность возместить материальный ущерб, причинённый предприятию  по их вине.

Информация о работе Управление торгово-технологическими процессами и организация труда на розничном торговом предприятии