Внутрифирменное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием;
- рассмотреть принципы и методы планирования;
- охарактеризовать основные виды внутрифирменного планирования;
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования
1.1.Научные основы планирования и прогнозирования
1.2.Типы планирования
1.3. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием
1.4. Принципы и методы планирования
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

БП.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

 На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.

Содержание  внутрифирменного планирования как  функции управления состоит в  обоснованном определении основных направлений и пропорций развития предприятия с учетом материальных источников его обеспечения и рыночного спроса.

Сущность внутрифирменного планирования проявляется в конкретизации  целей развития всего предприятия, каждого подразделения в отдельности  на установленный период времени, определении  хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении трудовых, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

Планирование  призвано обеспечить взаимодействие между  отдельными структурными подразделениями предприятия, включая всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.

Все это говорит  о необходимости проведения научных  исследований, связанных с разработкой  направлений и методов совершенствования  внутрифирменного планирования с учетом особенностей развития и управления экономикой региона.

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование  вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.

В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:

- определить  роль и значение внутрифирменного  планирования в управлении предприятием;

- рассмотреть  принципы и методы планирования;

- охарактеризовать  основные виды внутрифирменного  планирования;

- исследовать  бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.

Теоретической базой курсовой работы послужили  труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам рыночной экономики, теории организации внутрифирменного планирования, общего и стратегического менеджмента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования

 

 

1.1.Научные  основы планирования и прогнозирования

 

Невозможно  представить себе функционирование рыночной экономики без составления всевозможных планов самого разного уровня: от общегосударственных и отраслевых, до региональных и внутрифирменных. Ни один из трех секторов экономики: государственные предприятия, коммерческие и некоммерческие, не обходится без составления планов в своей работе. Действительно, чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействия на экономику, и каковы будут их последствия. Увидеть перспективу   дела, определить перечень необходимых мероприятий и их эффективность позволяют составляемые на самых различных уровнях прогнозы и планы.

Планирование  и прогнозирование — это важнейшие  рычаги регулирования экономики. Теория планирования и прогнозирования  базируется на экономической теории. Экономическая теория изучает глубинные процессы экономического развития, устанавливает их суть и движущие силы. Планирование и прогнозирование являются рабочим инструментом определения величин экономических показателей и позволяют выявить наиболее эффективные методы регулирования социально — экономических процессов в обществе. Теория прогнозирования и планирования является связующим звеном экономической теории с одной стороны и отраслевых экономик — с другой, поскольку теория планирования и прогнозирования выступает в качестве методологической основы при рассмотрении вопросов планирования и прогнозирования отраслевых экономик.

Планирование  — это целенаправленная деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально — экономического развития страны, регионов, отраслей и предприятий всех форм собственности.

Процесс планирования связан с анализом и  принятием решений и требует  времени и большого потребления  умственных усилий, планирование —  является видом управленческой деятельности. Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, планирование — это наука. В зависимости от конкретной ситуации, личных знаний и качеств, стиля и подхода, опыта, наконец, специалисты по планированию применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования.

План  — это надлежащим образом оформленное управленческое решение, включающее в себя точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.

План  выражает наиболее оптимальный вариант  развития, ориентирует на получение  заранее заданного результата, он — руководство к действию и  обязателен для выполнения, но не любой  ценой, а при наличии всех необходимых  ресурсов.

Прогнозирование — это опережающее отражение будущего; это вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события, на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой предпосылкой плановых расчетов. Хорошо составленный прогноз — является основой реальных планов.

Прогноз — это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, относительно будущих параметров экономической системы.

Общим у прогноза и плана является то, что оба они есть продукты мышления и результат интеллектуальной деятельности; и прогноз, и план являются мысленной  моделью будущих процессов. Как  прогноз, так и план, в конечном счете, служат одним и тем же целям — для достижения наиболее высоких показателей в деятельности фирмы, например, прибыли.

Но  если прогноз является способом познания, то план — это краткое изложение  целей и путей их достижения.

 

 

1.2.Типы  планирования

 

Планирование подразделяют на четыре основных типа:

  • Директивное планированием
  • Индикативное планирование;
  • Договорное планирование;
  • Предпринимательское или внутрифирменное планирование.

Директивное планирование обеспечивает контроль  за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Хозяйствующий субъект при этом не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать.

Если  говорить о недостатках данного  типа планирования, то это прежде всего  то, что в разработке показателей директивного планирования его исполнители участия не принимают, а разработчики на себя берут все обязательства по обеспечению выполнения планов.

Индикативное  планирование является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию планов. Индикативное планирование, с одной стороны, носит рекомендательный характер, т. к. показатели, используемые в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении, являются ориентирующей информацией. С другой стороны, показатели, принятые индикативным планом хозяйствующих субъектов, становятся обязательными и их невыполнение делает невозможным решение плановых задач.

План  здесь уже не «доводится сверху», а принимается предприятием добровольно и самостоятельно. Индикативное планирование — основной метод   воздействия на функционирование рыночной экономики.

Договорное  планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между, например, предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления, т. е. Всеми участниками рынка. Договорные отношения формируют  устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения; создают гарантирующий механизм поддержания планомерности в условиях рынка.

Предпринимательское планирование может быть определено как функция предприятий, фирм и всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития.

 

 

1.3. Роль  и значение внутрифирменного  планирования в управлении предприятием

 

В рыночной экономике, ориентирующей каждого производителя  на максимальное удовлетворение потребностей в своих товарах и получение наибольшего дохода, огромное значение приобретает внутрифирменное планирование. В ходе планирования экономической деятельности каждого предприятия необходимо достижение полного объема производства и занятости имеющихся ресурсов, именно это и предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:

– научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;

– выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;

– выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;

- распределения  и потребления, которые при  полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем  сравнительной оценки альтернатив  в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.

Внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:

- стратегию  и тактику деятельности фирмы;

- прогноз развития  внешнего окружения;

- цели функционирования;

- другие системообразующие  факторы.

Если долгосрочное планирование призвано определить общие  стратегические цели и направления  развития фирмы, необходимые для  этого ресурсы и этапы решения  поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

Процесс планирования направлен на оптимальное соотношение между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.

План включает в себя модель будущего, цели деятельности с указанием их приоритетности, систему  средств, действий и мер, направленных на достижение поставленных целей и задач, а также требуемые для выполнения плана трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.

Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.

Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.

Практическое  значение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.

В процессе планирования, принимаются решения:

- о миссии  и целях организации;

- о состоянии  внешней среды и ее влиянии на будущее организации;

- о стратегии  и тактике достижения поставленных  целей;

- о бюджете  организации;

- о выборе  инвестиционных проектов;

-о целевых  рыночных сегментах и позиционировании  товаров или услуг на целевых  рынках;

- о стратегии ценообразования;

Информация о работе Внутрифирменное планирование