Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием;
- рассмотреть принципы и методы планирования;
- охарактеризовать основные виды внутрифирменного планирования;
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.
Введение
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования
1.1.Научные основы планирования и прогнозирования
1.2.Типы планирования
1.3. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием
1.4. Принципы и методы планирования
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования
Заключение
Список литературы
Введение
На современном этапе экономических преобразований одной из важнейших задач формирования эффективной системы управления хозяйствующими субъектами является дальнейшее развитие теории и практики внутрифирменного планирования. Недооценка внутрифирменного планирования в деятельности субъектов рыночной экономики привела к резкому снижению конкурентоспособности предприятий, разбалансированию их производственного потенциала, нарушению принципов и методов управления, созданию конфликтных ситуаций с работниками и партнерами и в целом негативно повлияла на конечные результаты их работы.
Содержание
внутрифирменного планирования как
функции управления состоит в
обоснованном определении основных
направлений и пропорций
Сущность внутрифирменного
планирования проявляется в конкретизации
целей развития всего предприятия,
каждого подразделения в
Планирование призвано обеспечить взаимодействие между отдельными структурными подразделениями предприятия, включая всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, организацию производства продукции, ремонтно-эксплуатационные работы. Внутрифирменное планирование опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной рыночной конъюнктуры.
Все это говорит
о необходимости проведения научных
исследований, связанных с разработкой
направлений и методов
Целью курсовой
работы является теоретическое обоснование
вопросов совершенствования
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить
роль и значение
- рассмотреть
принципы и методы
- охарактеризовать
основные виды
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.
Теоретической
базой курсовой работы послужили
труды отечественных и
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования
1.1.Научные
основы планирования и
Невозможно представить себе функционирование рыночной экономики без составления всевозможных планов самого разного уровня: от общегосударственных и отраслевых, до региональных и внутрифирменных. Ни один из трех секторов экономики: государственные предприятия, коммерческие и некоммерческие, не обходится без составления планов в своей работе. Действительно, чтобы эффективно управлять народным хозяйством или любым его структурным звеном, необходимо четко знать, какими должны быть воздействия на экономику, и каковы будут их последствия. Увидеть перспективу дела, определить перечень необходимых мероприятий и их эффективность позволяют составляемые на самых различных уровнях прогнозы и планы.
Планирование
и прогнозирование — это
Планирование — это целенаправленная деятельность государства, органов управления, хозяйствующих субъектов по разработке перспектив социально — экономического развития страны, регионов, отраслей и предприятий всех форм собственности.
Процесс планирования связан с анализом и принятием решений и требует времени и большого потребления умственных усилий, планирование — является видом управленческой деятельности. Планирование имеет разработанные методики, использует научный подход, совершенствует и применяет новые методики и улучшения, планирование — это наука. В зависимости от конкретной ситуации, личных знаний и качеств, стиля и подхода, опыта, наконец, специалисты по планированию применяют разные методы, формы, виды и элементы планирования.
План — это надлежащим образом оформленное управленческое решение, включающее в себя точно определенную цель, предвидение конкретных событий, пути и средства достижения цели.
План выражает наиболее оптимальный вариант развития, ориентирует на получение заранее заданного результата, он — руководство к действию и обязателен для выполнения, но не любой ценой, а при наличии всех необходимых ресурсов.
Прогнозирование — это опережающее отражение будущего; это вид познавательной деятельности, направленный на определение тенденций динамики конкретного объекта или события, на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.
Прогнозирование тесно связано с планированием и является необходимой предпосылкой плановых расчетов. Хорошо составленный прогноз — является основой реальных планов.
Прогноз — это комплекс аргументированных предположений, выраженных в качественной и количественной формах, относительно будущих параметров экономической системы.
Общим у прогноза и плана является то, что оба они есть продукты мышления и результат интеллектуальной деятельности; и прогноз, и план являются мысленной моделью будущих процессов. Как прогноз, так и план, в конечном счете, служат одним и тем же целям — для достижения наиболее высоких показателей в деятельности фирмы, например, прибыли.
Но если прогноз является способом познания, то план — это краткое изложение целей и путей их достижения.
1.2.Типы планирования
Планирование подразделяют на четыре основных типа:
Директивное планирование обеспечивает контроль за производством и распределением ресурсов из единого экономического центра. Хозяйствующий субъект при этом не может самостоятельно решать, что, как и когда производить, кому и по какой цене продавать.
Если говорить о недостатках данного типа планирования, то это прежде всего то, что в разработке показателей директивного планирования его исполнители участия не принимают, а разработчики на себя берут все обязательства по обеспечению выполнения планов.
Индикативное планирование является способом вовлечения самостоятельных субъектов рынка на паритетных началах с государством в разработку и реализацию планов. Индикативное планирование, с одной стороны, носит рекомендательный характер, т. к. показатели, используемые в качестве индикаторов при принятии решений о стратегии или экономическом поведении, являются ориентирующей информацией. С другой стороны, показатели, принятые индикативным планом хозяйствующих субъектов, становятся обязательными и их невыполнение делает невозможным решение плановых задач.
План здесь уже не «доводится сверху», а принимается предприятием добровольно и самостоятельно. Индикативное планирование — основной метод воздействия на функционирование рыночной экономики.
Договорное планирование регулирует коммерческие отношения субъектов рынка, которые строятся на добровольной и взаимовыгодной основе между, например, предприятиями, объединениями, банками, органами власти и управления, т. е. Всеми участниками рынка. Договорные отношения формируют устойчивые производственно-экономические связи, взаимные обязательства, условия их выполнения; создают гарантирующий механизм поддержания планомерности в условиях рынка.
Предпринимательское планирование может быть определено как функция предприятий, фирм и всех субъектов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленная на обоснование и выбор путей эффективного развития.
1.3. Роль
и значение внутрифирменного
планирования в управлении
В рыночной экономике,
ориентирующей каждого
По мнению М. Бухалкова, сущность внутрифирменного планирования в условиях свободных рыночных отношений заключается в:
– научном обосновании на объектах планирования предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности;
– выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров;
– выполнении работ и оказании услуг с установлением таких показателей их производства;
- распределения
и потребления, которые при
полном использовании ограничен
Систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем сравнительной оценки альтернатив в ожидаемых условиях составляет сущность планирования бизнеса.
Внутрифирменное планирование - это создание системы долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных оперативных планов, определяющих:
- стратегию и тактику деятельности фирмы;
- прогноз развития внешнего окружения;
- цели функционирования;
- другие системообразующие факторы.
Если долгосрочное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития фирмы, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.
Процесс планирования направлен на оптимальное соотношение между производством и потреблением продукции, величиной рыночного спроса на товары и услуги и объемом их предложения предприятиями.
План включает в себя модель будущего, цели деятельности с указанием их приоритетности, систему средств, действий и мер, направленных на достижение поставленных целей и задач, а также требуемые для выполнения плана трудовые, материально-технические и финансовые ресурсы.
Планирование - это не только процесс составления, но и последующего контроля за ходом реализации плана. Планирование включает обработку информации по обоснованию предстоящих действий, определение наилучших способов достижения целей.
Процесс внутрифирменного планирования представляет собой комплекс необходимых расчетов производственно-экономического характера, направленных на установление и реализацию долгосрочных и текущих целей производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия в определенные плановые периоды времени.
Практическое значение системы внутрифирменного планирования состоит в том, что с ее помощью обеспечивается тесная связь всех направлений деятельности фирмы, начиная с маркетинга и заканчивая сбытом готовой продукции.
В процессе планирования, принимаются решения:
- о миссии и целях организации;
- о состоянии внешней среды и ее влиянии на будущее организации;
- о стратегии
и тактике достижения
- о бюджете организации;
- о выборе инвестиционных проектов;
-о целевых
рыночных сегментах и
- о стратегии ценообразования;