Внутрифирменное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием;
- рассмотреть принципы и методы планирования;
- охарактеризовать основные виды внутрифирменного планирования;
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования
1.1.Научные основы планирования и прогнозирования
1.2.Типы планирования
1.3. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием
1.4. Принципы и методы планирования
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

БП.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

- о каналах  сбыта и распределения продукции;

- о разработке  новых видов товаров и услуг;

- о способах  проведения рекламных кампаний.

Планирование  как вид управленческой деятельности направлено на выбор оптимальной  альтернативы развития объекта управления, рассчитанной на определенный временной период:

- всегда представляет  собой предварительное принятие  решений, направленных на достижение  требуемых результатов в перспективе; 

- должно быть  гибким и способным адаптироваться  к постоянным изменениям самого объекта управления, изменением внешней среды, т.е. процесс планирования – процесс итерационный;

- направлено  на достижение желаемого состояния  объекта хозяйствования, предполагает  предотвращение ошибочных действий  и сокращение неиспользованных возможностей;

- роль заключается  не в предсказании будущего  состояния объекта и не в  пассивном приспособлении к изменениям, а в активном преобразовании  объекта планирования.

Основными инструментами  процесса внутрифирменного планирования могут считаться отдельные планы, предоставляемые каждым структурным подразделением или отделом современного промышленного предприятия, но в итоге составляющие единый план развития всего предприятия.

Такими инструментами  могут считаться:

- план сбыта  – устанавливается на несколько лет вперед по количеству требующейся на рынке продукции (согласно спросу) в разрезе различных видов рынков и сегментов;

- план производства  – рассчитывается по исходным  данным плана сбыта;

- план создания  производственных мощностей;

- план инвестиционной деятельности;

- план по  персоналу;

- план материально-технического  снабжения;

- план материальных  запасов;

- финансовый  план;

- план ликвидностей;

- план по  рекламе;

- плановый баланс  – представляет собой данные  сравнения экономико-финансового состояния предприятия с его обязательствами;

- план результатов  – содержит расчетные данные, отражающие различные виды предполагаемых  результатов: экономических, финансовых, производственных, трудовых, социальных, экологических;

- план по  экологии.

Процесс планирования в целом состоит из ряда этапов, следующих друг за другом.

На первом этапе  фирма проводит исследования своей  внешней и внутренней среды, определяет главные компоненты организационной  среды, выделяет те из них, которые действительно  имеют значение для нее, проводит сбор и обработку информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения фирмы.

На втором этапе  устанавливаются желаемые направления  и ориентиры своей деятельности (видение, миссия, комплекс целей). Иногда этот этап предшествует анализу среды.

На третьем  этапе проводится стратегический анализ, в процессе которого сравниваются цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и  внутренней среды (ограничивающих достижение желаемых показателей), определяется допустимый разрыв между ними. При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.

На четвертом  этапе производится выбор одной  из альтернативных стратегий и ее проработка.

В процессе реализации пятого этапа подготавливается окончательный  стратегический план деятельности фирмы.

Шестой этап представляет собой среднесрочное  планирование, в процессе которого готовятся среднесрочные планы  и программы.

На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования на седьмом этапе фирма разрабатывает годичные планы и проекты.

Восьмой и девятый  этапы, не являясь стадиями непосредственного  процесса планирования, определяют предпосылки  для создания новых планов.

Таким образом, назначение планирования как функции менеджмента состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий, входящих в фирму.

Оно предусматривает разработку комплекса  мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования  ресурсов каждым производственным подразделением и всей фирмой.

 

1.4. Принципы  и методы планирования

 

В работе над  программой развития предприятия необходимо руководствоваться общими принципами и методами внутрифирменного планирования.

Под принципами планирования понимают основополагающие правила, которыми рекомендуется руководствоваться при выборе целей, приоритетов, действий и средств достижения поставленных целей.

Правильное  соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной  работы предприятия и уменьшает  возможность отрицательных результатов  планирования. Четыре основных принципа планирования, так называемые "общие черты хорошей программы действий", были определены еще в 40-е годы ХХ в. Это принципы единства, непрерывности, гибкости и точности.

Позднее (в 50-е  годы) один из основоположников менеджмента  И. Ансофф, обосновал еще один ключевой принцип планирования – принцип участия.

Единство. В соответствии с данным принципом планирование должно иметь системный характер, при планировании должна обеспечиваться взаимосвязь между подразделениями как по вертикали (на основе интеграции), так и по горизонтали (на основе координации).

Интеграция  подразумевает, что при планировании планы каждого из подразделений  должны быть включены в планы вышестоящих  структур и являться в конечном счете  частью общей стратегии фирмы, т. е. Вложенность планов подобно матрешкам, их взаимозависимость и взаимовлияние по вертикали.

Координация подразумевает, что при планировании должны быть учтены задачи всех подразделений  и изменения в планах одного из них окажут влияние на планы всех остальных.

При планировании должен наблюдаться положительный  эффект от взаимодействия отдельных  частей целого, т. е. синергитический эффект.

Участие. В соответствии с данным принципом каждый член организации становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции, т. е. все те, кого планирование затрагивает, должны принимать в нем участие.

Непрерывность. В соответствии с данным принципом планирование должно осуществляться постоянно в рамках установленного в организации цикла и разработанные планы должны непрерывно сменять друг друга.

Гибкость.  Данный принцип означает способность планирования изменять свою направленность в связи с непредвиденными обстоятельствами. Когда речь идет о гибкости, подразумевается также, что любой план должен содержать резерв, чтобы не очень часто вносить изменения в план. При этом размер этого резерва не должен быть слишком большим, поскольку это нарушит соблюдение следующего принципа — точности.

Точность. В соответствии с данным принципом планы должны быть конкретизированы с той степенью точности, которую позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы, т. е. если речь идет о стратегических планах фирмы — достаточно мало деталей, а если о тактических — максимум конкретики.

Особого внимания заслуживают сбалансированность планов, их обоснованность и комплексный подход к задачам планирования.

Сбалансированность  планирования предполагает увязку потребностей в ресурсах с их источниками по каждому направлению развития предприятия, соблюдение необходимых пропорций в развитии основного и вспомогательного производства, производственной и социальной инфраструктуры, согласования темпов роста расходов на оплату труда и повышение его производительности.

Комплексный подход требует учета совокупного влияния  факторов внешней и внутренней среды, зависимости развития предприятия от общего экономического цикла и достижений в предыдущие периоды, региональных особенностей, увязки планов развития головного предприятия с филиалами и дочерними предприятиями. Этот принцип требует параллельного решения экономических, социальных, экологических, научно-технических задач.

Обоснованность (реальность) планов обеспечивается их ориентацией на прогнозные расчеты  потенциальных потребностей рынка  продуктов и услуг, выявление  тенденций его развития и особенностей спроса потребителей конкретного сегмента рынка. Реальность планов достигается при помощи учета внутренних возможностей и ресурсов предприятия, прежде всего имеющихся производственно-технических средств и личностно-квалификационного потенциала персонала, а также сбалансированностью всех разделов и показателей плана.

Приоритетность (принцип ведущего звена в планировании) - это подчиненность всех программ и планов стратегической цели развития предприятия, выделение в каждом разделе плана "главного показателя", определяющего значение остальных. Например, выбор целевой установки на расширение производства продуктов и повышение их качества обусловливает потребность предприятия в технологическом оборудовании, запасных частях, сырье и материалах, квалификации обслуживающего персонала и пр.

Непрерывность планирования вытекает из необходимости  ориентироваться на долговременные цели и интересы предприятия. Этот принцип  предполагает ведущую роль перспективных  планов, определяющих параметры текущих планов, правильное сочетание первых и вторых, внесения поправок в планы в зависимости от изменения ситуации на рынке продуктов и услуг и состояния ресурсов предприятия. Именно текущие планы помогают вносить коррективы в ход достижения перспективных целей.

Принцип обоснованности планов реализуется через применение определенных методов планирования и их сочетания в зависимости  от предмета планирования.

Методы планирования предполагают экономическое обоснование  и непосредственные расчеты показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия в плановом периоде. В самом общем случае выбор методов планирования определяется рядом факторов: сложностью самого планируемого показателя и его взаимосвязей; протяженностью планируемого периода (методы текущего и перспективного планирования различаются); обеспеченностью исходной информацией, организационно-техническими возможностями ее получения, обработки и использования в плановых расчетах.

В процессе анализа  деятельности предприятия очень  важно постоянно наблюдать за состоянием региональных рынков, формированием рыночного спроса на различные виды продуктов и услуг. Информационной базой экономического анализа являются данные статистической отчетности предприятия; бухгалтерского учета, постоянного внутреннего оперативного учета состояния технических средств, запасов, данных выборочного учета, единовременных обследований, периодических специальных мероприятий в виде опросов населения.

В качестве основных методов планирования деятельности предприятия используются программно-целевой метод, балансовый метод, метод нормативных технико-экономических расчетов.

Программно-целевой  метод целесообразно использовать при разработке сложных научно-технических, экологических программ, программ финансового  оздоровления предприятия и других, исходя из стратегических целей развития предприятия.

Балансовый  метод играет ведущую роль в планировании, что обусловлено необходимостью увязки потребностей и ресурсов предприятия, исходя из выбранных приоритетов. Применение этого метода выражается в составлении различных видов балансов (бюджетов) предприятия.

Бюджеты являются важным инструментов в системе планирования. В самом общем виде бюджет предприятия  представляет собой план, отражающий в количественном выражении ожидаемые  цели и используемые средства. Он основывается на принципе сбалансированности расходов и доходов, ресурсов и конечных результатов, затрат и объема продукции. Бюджет может составляться как в стоимостном, так и в натуральном выражении.

Бюджеты должны охватывать все стороны деятельности предприятия, они могут быть составлены детально или по укрупненным позициям. Продолжительность периода, на который рассчитан бюджет, зависит от конкретных задач и сроков планирования.

Другим важным инструментом внутрифирменного планирования является метод планирования, основанный на системе норм и нормативов. Нормативный метод обеспечивает оперативность в принятии решений, направленных на улучшение экономических показателей. Внедрение на анализируемом предприятии нормативного метода позволит существенно сократить затраты на производство, снизить себестоимость продукции и, соответственно, увеличить доходы предприятия.

Нормы и нормативы  устанавливаются либо федеральными органами управления (например, нормы  амортизации, естественной убыли материалов, предельно допустимые нормы загрязнения окружающей среды, командировочных расходов и др.), либо органами исполнительной власти субъектов Федерации (ставки арендной платы на землю, налога на имущество, тарифы за электроэнергию, коммунальные услуги и др.).

Информация о работе Внутрифирменное планирование