Внутрифирменное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретическое обоснование вопросов совершенствования внутрифирменного планирования деятельности предприятий.
В соответствии с поставленной целью исследования необходимо было решить следующие задачи:
- определить роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием;
- рассмотреть принципы и методы планирования;
- охарактеризовать основные виды внутрифирменного планирования;
- исследовать бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие и содержание внутрифирменного планирования
1.1.Научные основы планирования и прогнозирования
1.2.Типы планирования
1.3. Роль и значение внутрифирменного планирования в управлении предприятием
1.4. Принципы и методы планирования
Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования
2.1. Основные виды внутрифирменного планирования
2.2. Бизнес-план как основной инструмент совершенствования внутрифирменного планирования
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

БП.doc

— 142.00 Кб (Скачать файл)

Нормы и нормативы  могут разрабатываться и устанавливаться  самими предприятиями путем изучения передового опыта в целях рационализации затрат. При этом предполагается, что  нормативы хозяйственной деятельности должны ориентировать предприятия  на использование более прогрессивных технологий и эффективного менеджмента. Но в рыночных условиях к этому их более всего побуждает конкурентная борьба. Предприятия сами устанавливают нормативы затрат сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции или оказываемых услуг, накладных расходов, отчислений на ремонт основных фондов и пр.

Кроме перечисленных  методов в планировании могут  использоваться экономико-математические методы.

Таким образом, практически вся система хозяйственного управления и регулирования деятельности предприятия основана на описанных выше методах планирования. Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждое предприятие должно тщательно планировать на перспективу пути и способы развития собственных производственных возможностей и потребностей рынка как минимум на 2-3 года.

Любые просчеты при этом грозят убытками и даже разорением. Любое предприятие должно увязывать свою производственно-хозяйственную  деятельность с задачами социально-экономического развития региона и страны в целом, налоговой системой и кредитной ситуацией, положением на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

Для решения  этих задач специалисты по стратегическому  менеджменту рекомендуют прибегать  к хорошо зарекомендовавшему себя методам SWOT-АНАЛИЗА, PEST-анализа, матрицы отбора стратегий и пр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные виды и инструменты внутрифирменного планирования

 

 

 

2.1. Основные  виды внутрифирменного планирования

 

Вид планирования обусловлен характером задач, которые  ставит перед собой предприятие, и возможными сроками их решения. В соответствии с этим планирование подразделяют на долгосрочное (10 - 15 лет), среднесрочное (3 - 5 лет), краткосрочное, или текущее (1 - 2 года) и оперативное (от одного до 10-12 рабочих дней) (см. приложение 3):

Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативный  в определенной мере носит условный характер. Различие между ними состоит  в сроках получения конечного  результата. Что касается объекта планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться во все виды планов.

Например, подготовка производства и продажи изделия  включается в долгосрочный план. Проектирование изделия, закупка оборудования и  материалов для его производства включается в текущие планы. Распределение персонала по объемам, связанным с производством нового изделия, и оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.

Наряду с  этим каждый вид планирования имеет  характерные отличия. Они заключаются главным образом в:

- точности устанавливаемого  интервала планирования;

- степени интеграции  и дифференциации, а также количестве  показателей планирования;

- степени точности  расчетов затрат и результатов  производства;

- порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.

В целом долгосрочное, текущее и оперативное планирование взаимосвязаны и представляют собой  единую систему планирования. Посредством  планирования связывается в единый целостный комплекс весь механизм управления предприятием.

Процесс долгосрочного  планирования включает следующие стадии: экономическое прогнозирование, стратегическое планирование, разработка долгосрочного  плана.

Под экономическим  прогнозом понимают многовариантную  гипотезу о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также требуемых для их достижения ресурсах и организационных мерах. Главными функциями экономического прогнозирования являются:

- анализ экономических,  социальных, экологических и научно-технических  тенденций;

- оценка сложившихся  ситуаций и выявление узловых  проблем хозяйственного развития;

- анализ направлений  изменения в соответствующих  областях, оценка их действий  в будущем и предвидение новых  экономических проблем; 

- определение  возможных альтернатив развития в перспективе;

- накопление  достаточной информации для всестороннего  обоснования принятия оптимальных  плановых решений. 

Продолжительность периода долгосрочного прогнозирования  позволяет преодолеть инерционность  экономических процессов, реализовать принципиальные сдвиги в технике и технологии, изменить сложившиеся тенденции и структуру производства, подчинить их потребностям рынка.

При экономическом  прогнозировании проводят сопоставительный анализ возможностей предприятия с  достижениями конкурентов, изучают состояние рынка, особенности отрасли, в пределах которой будет функционировать предприятие.

Стратегическое  планирование заключается в основном в определении главных целей  деятельности фирмы и ориентировано  на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом разрабатываются также новые возможности фирмы, например, расширение производственных мощностей путем строительства новых предприятий или приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии.

Стратегическое  планирование - это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

 Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.

 До последнего времени стратегическое планирование было прерогативой крупных международных концернов. Однако ситуация стала меняться, и, как показывают опросы, все больше и больше компаний, представляющих средний бизнес, начинают заниматься вопросами стратегического планирования.

Процесс стратегического  планирования в компании состоит из нескольких этапов:

- Определение  миссии и целей организации. 

- Анализ среды,  включающий в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон  фирмы, а также ее потенциальных  возможностей на основании имеющейся  внешней и внутренней информации.

- Выбор стратегии. 

- Реализация  стратегии. 

- Оценка и  контроль выполнения.

Целевая функция  начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл  его существования.

Миссия  – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус предприятия, описываются основные принципы его работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик предприятия. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия.

Цель  – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели стратегического планирования заключается в следующем:

- четкая ориентация  на определенный интервал времени; 

- конкретность  и измеримость; 

- непротиворечивость  и согласованность с другими  миссиями и ресурсами; 

- адресность и контролируемость.

 Исходя из миссии и целей существования организации строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Стратегический  анализ или как его еще называют «портфельный анализ» (в случае анализа  диверсифицированной компании) является основным элементом стратегического планирования. В литературе отмечается, что портфельный анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления.

 Стратегический выбор предполагает формирование альтернативных направлений развития организации, их оценку и выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации. При этом используется специальный инструментарий, включающий количественные методы прогнозирования, разработку сценариев будущего развития, портфельный анализ.

Стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Стратегия выбирается с учетом:

- конкурентной  позиции фирмы в данной стратегической  зоне хозяйствования;

- перспектив  развития самой стратегической  зоны хозяйствования;

- в некоторых  случаях с учетом технологии, которой располагает фирма. 

Реализация  стратегии является критическим  процессом, так как именно он в  случае успешного осуществления  приводит предприятие к достижению поставленных целей. Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Основные составляющие успешного выполнения стратегии:

- цели стратегии  и планы доводятся до работников  с тем, чтобы достичь с их  стороны понимания того, к чему  стремится организация, и вовлечь  в процесс реализации стратегии; 

- руководство  своевременно обеспечивает поступление  всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, формирует план осуществления стратегии в виде целевых установок;

- в процессе  реализации стратегии каждый  уровень руководства решает свои  задачи и осуществляет закрепленные  за ним функции. 

Оценка выбранной (реализуемой) стратегии заключается в ответе на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей? Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка проводится по следующим направлениям:

- соответствие  выбранной стратегии состоянию и требованиям окружения;

- соответствие  выбранной стратегии потенциалу  и возможностям фирмы; 

- приемлемость  риска, заложенного в стратегии. 

В каждой контрольной  точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении  жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

Существует  несколько вариантов стратегических планов развития предприятия:

- суммативный (главный) план дает представление о предприятии в будущем, основных целях, направлениях и стратегиях его развития, рынках сбыта, требованиях к желательным темпам роста производства и прибыльности;

- функциональный план отражает новые направления деятельности предприятия без учета его отдельных подразделений (производственных, сбытовых, инвестиционных и др.) с целью оптимального распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов в перспективе;

- экономический план по возможности конкретизирует суммативный план в показателях прибыли, рентабельности, оборота, инвестиций, доли рынка, а также показывает направления и способы конкуренции, возможные последствия реализации различных стратегий;

- план развития предприятия предусматривает мероприятия по перестройке или совершенствованию его структуры и системы управления в связи с реализацией суммативного плана.

Особое значение стратегическое планирование имеет  для крупных корпораций, объединяющих технологически близкие предприятия и организации. Концентрация капитала и диверсификация производства позволяют им повышать эффективность своей деятельности, стабильно функционировать в конкурентной рыночной среде. Стратегическое планирование охватывает основные сферы деятельности корпорации, в частности, формирование глобальных целей развития и определение их возможных изменений, оптимальное распределение и эффективное использование всех видов ресурсов, внутреннюю координацию в стратегии входящих в корпорацию организаций, адаптацию к элементам внешней среды, поиск организационных стратегий.

Информация о работе Внутрифирменное планирование