Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:57, дипломная работа
Описание работы
Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы. Параллельно усилиям, которые предпринимались в направлении развития организованного рынка ценных бумаг, биржей проводилась работы по развитию срочного рынка.
Содержание работы
Введение 1 Теоретические аспекты деятельности фондового рынка Республики Казахстан 1.1 Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 1.2 Функционирование фондовой биржи КАSЕ как основной саморегулируемой организации 1.3 РФЦА как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка 1.4 Перспективы развития фондового рынка 1.4.1 Совершенствование законодательной базы и государственного регулирования РЦБ 1.4.2 Основные направления и механизмы дальнейшего развития РФЦА 2 Вывод предприятия на публичный рынок 2.1 Процедура вывода предприятия на фондовый рынок Республики Казахстан 2.2 Исследование деятельности АО «Народный банк» на фондовом рынке Республики Казахстан 2.3 Исследование деятельности АО «КазМунайГаз» на фондовом рынке Республики Казахстан 3 Влияние мирового кризиса ликвидности и прогноз развития ситуации Заключение Библиографический список
- принятие эффективных мер по
развитию рынка производных финансовых
инструментов, планируется дальнейшее
совершенствование законодательства
и устранение законодательных норм, препятствующих
развитию рынка деривативов.
Важным звеном создания активного
рынка деривативов является формирование
в Казахстане ликвидного рынка долгосрочных
и краткосрочных ГЦБ.
В этой связи, Правительством,
Национальным Банком и Агентством по регулированию
и надзору финансового рынка и финансовых
организаций будут проработаны подходы
к эмиссии ГЦБ и созданию ликвидного рынка,
что позволит формировать индикаторы
кривой доходности для субъектов рынка.
Согласно Концепции формирования
и использования средств Национального
фонда на среднесрочную перспективу, политика
правительственного заимствования будет
ориентирована на достижение 50-70 процентного
соотношения правительственного долга
с учетом гарантированного долга к рыночной
стоимости активов Национального фонда.
При этом для развития финансового
рынка будет осуществляться выпуск ГЦБ
на стабильном уровне по первоначально
запланированному объему и графику вне
зависимости от складывающегося фактического
исполнения бюджета.
В целях реализации поставленной
задачи по построению кривой доходности
по ГЦБ предполагается предусмотреть
мероприятия по снижению искусственного
спроса на ГЦБ на рынке ценных бумаг. Кроме
того, следует исключать обязательные
требования по приобретению ГЦБ как организациями
с государственным участием, так и иными
участниками рынка, включая накопительные
пенсионные фонды. При этом исключение
указанных требований должно осуществляться
поэтапно по мере появления на рынке альтернативных
финансовых инструментов.
Рынок, связанный с определением
стратегии государственного финансирования,
является существенной опорой для поддержания
развития отечественного рынка ценных
бумаг. Такая стратегия включает строгое
соблюдение принципов оживленного рынка
это принципы доступности и прозрачности,
а также привлечение обязательств для
финансирования инвестиционных проектов
через рынок ценных бумаг, и активное инвестирование
в развитие приоритетных инфраструктур
путем привлечения средств на фондовом
рынке.
Государство будет усовершенствовать
и обеспечивать в рамках принципов доступности
и прозрачности высокое качество информации
о структуре долга, необходимом финансировании
в инвестиционные проекты и стратегиях
управления долгом для участников рынка
и общества в целом.
В целях развития финансового
сектора на среднесрочный период будет
уделено особое внимание четырем фундаментальным
сферам, которые будут способствовать
развитию рынка ценных бумаг, такие как:
1) информационная прозрачность
инфраструктуры;
2) прочность и надежность
финансовых организаций;
3) диверсификация инвестиционного
портфеля пенсионных фондов и
либерализация процентных ставок;
4) усовершенствование законодательной
базы.
Кроме того, будет осуществлено
поэтапное введение ГЦБ с более длинными
сроками обращения; также будут приняты
меры по развитию альтернативных инструментов
на рынке долговых инструментов, в особенности,
инфраструктурных облигаций, для обеспечения
потребностей пенсионных фондов и других
участников фондового рынка.
Планируется осуществлять поэтапное
введение ГЦБ с более длинными сроками
обращения. При этом для построения кривой
доходности предполагается осуществлять
выпуски ГЦБ со сроками обращения от одного
месяца и выше.
С развитием рынка ценных бумаг
все большую значимость приобретает наличие
развитой инфраструктуры. В связи с чем,
назрела необходимость в проведении работы
по дальнейшему совершенствованию инфраструктуры
рынка ценных бумаг. Особое внимание планируется
уделить совершенствованию технической
инфраструктуры, в частности в связи с
функционированием Регионального финансового
центра города Алматы необходима организация
специальной торговой площадкой финансового
центра на торговой площадке фондовой
биржи, функционирующей на территории
города Алматы. В связи с чем, необходимо
проводить работу по адаптации торговой
системы КФБ в соответствии со спецификой
деятельности регионального финансового
центра, а именно, обращение ценных бумаг
иностранных эмитентов, а также допуск
к торгам иностранных брокеров дилеров
потребует рассмотреть возможность заключения
сделок в торговой системе, а также использования
клиринговых систем. В деятельности центрального
депозитария также необходимо проводить
работу по приведению его программного
обеспечения в соответствии с возможностями
торговой системы КФБ.
Важным вопросом в развитии
инфраструктуры рынка ценных бумаг также
является создание единой базы учета прав
на ценные бумаги, а также учета перехода
прав собственности по ним, реализация
которой благоприятно отразиться на снижении
рисков, возникающих в процессе регистрации
прав на ценные бумаги, и способствовать
повышению уровня прозрачности структуры
собственников ценных бумаг, защиты прав
инвесторов.
Также необходимо совершенствовать
практическое использование и применение
методики определения справедливой (рыночной)
стоимости финансовых инструментов по
различным видам ценных бумаг.
В целях совершенствования вопросов
управления рисками на рынке ценных бумаг
предполагается совершенствование пруденциального
регулирования деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг в соответствии
с международными стандартами пруденциального
регулирования, ориентированными на надзор
за риском и внедрение у них системы управления
рисками.
Основной целью системы управления
рисками должно являться определение
возможности принятия тех или иных рисков
и установлении подходов для их измерения
и управления.
Как показывает международный
опыт, уровень развития финансового сектора
адекватен степени ликвидности фондового
рынка и развития рынка производных финансовых
инструментов.
Построение реалистичной кривой
доходности на рынке ГЦБ должно стать
основой развития рынка производных финансовых
инструментов.
Необходимо отметить, что на
текущий момент задача по определению
понятия производных финансовых инструментов,
порядка их обращения и налогообложения,
поставленная действующей Концепцией развития
финансового сектора Республики Казахстан,
не решена.
Возможно этот факт, а также
отсутствие маркет-мейкеров, готовых поддерживать
большие объемы сделок, во многом объясняет
неразвитость рынка производных финансовых
инструментов.
Первым шагом по развитию рынка
производных финансовых инструментов
станет выступление Национального Банка
в качестве основного маркет-мейкера на
межбанковском валютном рынке, что должно
стимулировать других участников рынка
и способствовать возникновению более
сложных производных инструментов (опционов).
1.4.2 Основные направления
и механизмы дальнейшего развития
РФЦА
С целью дальнейшего развития
и модернизации РФЦА разработана «Программа
развития регионального финансового центра
города Алматы до 2010 года» (приложение
2). Программа призвана создать в Казахстане
эффективно действующий региональный
финансовый центр, который должен стать
новым сегментом международного финансового
рынка для сосредоточения и транзита основных
потоков капитала между странами Восточной
Европы и Азии через Алматы. Именно поэтому
необходимо рассмотреть основные положения
данной программы
Деятельность финансового центра
должна будет направлена на создание условий
для повышения ликвидности рынка ценных
бумаг и, в первую очередь, на расширение
круга участников путем привлечения иностранных
участников, а также принятие мер для создания
сбалансированного рынка ценных бумаг.
Участие иностранных инвесторов и брокеров
и (или) дилеров означает необходимость
создания условий и решение текущих вопросов
по их деятельности, такие как удобная
инфраструктура города, наличие офисных
помещений, наличие квалифицированных
кадров и возможность вести деловую документацию
на английском языке [28, 52].
Специальная торговая площадка
финансового центра должна обеспечить
бесперебойность работы технической инфраструктуры,
гарантированность расчетов, наладить
режим работы фондовой биржи с учетом
временной разницы для осуществления
расчетов и т.д. В обращении на площадке
должны быть ценные бумаги, привлекательные
как для иностранных, так и отечественных
инвесторов. Деятельность финансового
центра также должна быть направлена на
создание условий для вовлечения внутренних
сбережений населения в финансирование
реального сектора экономики посредством
развития рынка ценных бумаг, а также расширения
доступа средних компаний на рынок капитала.
Во многих аспектах успешная
реализация проекта по развитию финансового
центра сопряжена с дальнейшими мерами
по развитию казахстанского рынка ценных
бумаг. Все вышеуказанные меры тесно связаны
друг с другом и одинаково влияют на привлекательность
финансового центра для работы как отечественных,
так и иностранных финансовых институтов.
В целях достижения поставленных
целей и реализации задач предусмотренных
в Программе определены основные направления
и механизмы реализации.
1. Институциональное развитие
финансового центра предполагает
решение задач по развитию
инфраструктуры рынка ценных
бумаг, для того чтобы повысить
привлекательность финансового
центра для работы иностранных
участников, усовершенствовать методы
работы с учетом международных
стандартов.
Одним из вариантов решения
данного вопроса, является учреждение
специальной торговой площадки на базе
АО «Казахстанская фондовая биржа», вливание
дополнительных средств путем участия
в акционерном капитале данной биржи акционерного
общества «Региональный финансовый центр
города Алматы» (РФЦА), создание которого
было запланировано на 2007 год.
Альтернативой может быть создание
новой фондовой биржи – администратора
(оператора) специальной торговой площадки,
и учредителями которой наряду с иными
субъектами рынка будут и юридические
лица, определяемые Агентством.
Планируется создание национального
рейтингового агентства для активизации
рынка облигаций и клиринговой палаты
для обеспечения гарантированности расчетов
на биржевом рынке.
2. Специальная торговая
площадка РФЦА должна обеспечить
возможность участия для иностранных
эмитентов и инвесторов и соответствовать
международным стандартам работы
фондовых бирж, иметь современное
программное обеспечение, необходимые
технические возможности, чтобы
обеспечить бесперебойное функционирование
торговой системы, иметь достаточную
операционную мощность для обслуживания
торговли финансовыми инструментами.
Расчетная палата биржи (или
АО «Центральный депозитарий») должна
работать в режиме, рассчитанном на международных
инвесторов, обеспечить гарантированность
расчетов по сделкам, механизмы клиринга
и неттинга, что потребует проведения
работы по техническому аудиту биржи и
усовершенствованию программного обеспечения.
Повышение требований к деятельности
и конкурентоспособности биржи означают
дополнительные затраты на увеличение
уставного капитала биржи.
В связи с необходимостью повышения
конкурентоспособности, необходимо принять
меры по коммерциализации биржи, с сохранением
государственной доли в уставном капитале
биржи. Сохранение доли государства необходимо
в целях регулирования деятельности биржи
и обеспечения соблюдения интересов ее
участников. Возможно также привлечение
в качестве участника и\или члена фондовой
биржи одной из зарубежных фондовых бирж.
Агентство планирует принять
ряд мер по внесению изменений в законодательство
в целях изменения статуса биржи, а также
увеличению ее уставного капитала для
осуществления поставленных задач. Предполагается,
что уставной капитал биржи будет увеличен
за счет привлечения дополнительных участников,
в том числе АО «РФЦА».
3. Для привлечения иностранных
участников на рынок ценных
бумаг необходимо также решить
вопрос по дальнейшему совершенствованию
инфраструктуры рынка ценных
бумаг и созданию системы расчетов
по нетто-позициям с гарантированным
исполнением сделок за счет
средств гарантийного фонда.
Необходимым участником при
расчетах должен выступить центральный
контр-партнер. На первом этапе планируется
разработать комплекс мероприятий по
постепенному внедрению нетто-расчетов,
повышению уровня капитализации брокеров
и (или) дилеров, являющихся участниками
РФЦА, определению клиринговых членов
среди участников РФЦА и механизму создания
гарантийного фонда. По мере активизации
рынка ценных бумаг и торговли на специальной
торговой площадке РФЦА планируется провести
переговоры с участниками рынка ценных
бумаг и создать клиринговую палату.