Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 17:57, дипломная работа
Описание работы
Рынок ценных бумаг в Казахстане начал формироваться в первой половине 1994 года, когда Национальный банк стал сокращать нехарактерные для центральных банков функции в пользу стандартных. В частности, Национальный банк стал предоставлять прямые кредиты правительству на покрытие дефицита бюджета по ставке рефинансирования (а не по льготной ставке) и одновременно сокращать их объемы. Параллельно усилиям, которые предпринимались в направлении развития организованного рынка ценных бумаг, биржей проводилась работы по развитию срочного рынка.
Содержание работы
Введение 1 Теоретические аспекты деятельности фондового рынка Республики Казахстан 1.1 Основы профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг 1.2 Функционирование фондовой биржи КАSЕ как основной саморегулируемой организации 1.3 РФЦА как особый правовой режим деятельности профессиональных участников фондового рынка 1.4 Перспективы развития фондового рынка 1.4.1 Совершенствование законодательной базы и государственного регулирования РЦБ 1.4.2 Основные направления и механизмы дальнейшего развития РФЦА 2 Вывод предприятия на публичный рынок 2.1 Процедура вывода предприятия на фондовый рынок Республики Казахстан 2.2 Исследование деятельности АО «Народный банк» на фондовом рынке Республики Казахстан 2.3 Исследование деятельности АО «КазМунайГаз» на фондовом рынке Республики Казахстан 3 Влияние мирового кризиса ликвидности и прогноз развития ситуации Заключение Библиографический список
4. Создание рейтингового
агентства является важным элементом
для отечественного долгового
рынка ценных бумаг. Активное
привлечение малых и средних
компаний на фондовый рынок
требует адекватной оценки их
кредитоспособности, однако, из-за их
масштабов, привлечение международных
рейтинговых агентств не всегда
экономически оправдано. Новый импульс
также должен получить рынок
секьюритизированных активов, в связи
с принятием Закона Республики Казахстан
«О секьюритизации», и инфраструктурных
облигаций, что также требует адекватной
оценки кредитных рисков этих проектов
и структур.
Агентство планирует, что акционером
на первом этапе выступит АО «РФЦА», которое
предоставит 281,6 млн. тенге для уставного
капитала рейтингового агентства. Ожидается,
что возврат средств возможен через 2-3
года, после продажи доли АО «РФЦА».
5. Агентство предполагает
изучить опыт работы организаций,
осуществляющих брокерскую и
дилерскую деятельность, зарегистрированных
в финансовом центре, с целью
устранения административных барьеров
для их оптимального функционирования.
В частности, в 2007 году была проведена
работа по анализу деятельности участников
финансового центра с целью определения
оптимальной структуры создания и владения
дочерних организаций в финансовом центре
казахстанскими профессиональными участниками.
Это связано с тем, что деятельность брокеров
и (или) дилеров – участников финансового
центра законодательно ограничена рамками
финансового центра, что осложняет дальнейший
рост и расширение их деятельности с целью
комплексного обслуживания инвесторов
вне пределов финансового центра и создания
возможностей для работы на международных
рынках ценных бумаг.
Агентство планирует изучить
возможность разделения налогового учета
у существующих отечественных брокеров
и (или) дилеров с целью устранения искусственных
административных барьеров и привлечению
более широкого круга участников в финансовый
центр. Данная мера будет также способствовать
укрупнению капитализации брокеров и
(или) дилеров, что позволит снизить риски
работы в финансовом центре.
Агентство совместно с АФН также
планирует принимать меры по стимулированию
развития функций маркет-мейкера.
6. Привлечение эмитентов
и профессиональных участников
в лице организаций, осуществляющих
брокерскую и дилерскую деятельность,
и институциональных инвесторов
для работы в финансовом центре
Развитие деятельности финансового
центра и его становление в качестве регионального
связано с расширением спектра участников
финансового центра – организаций, осуществляющих
брокерскую и дилерскую деятельность,
инвесторов, и эмитентов в региональном
и международном масштабе.
Начало 2 этапа развития заложенного
в Программе (2008-2009 гг.) ознаменовано проведением
активной работы в странах СНГ и граничащих
с Казахстаном областях КНР.
По мере становления фондового
рынка и роста его объемов, дальнейшего
развития экономических и политических
взаимоотношений, Китай может выступить
стратегическим партнером, заинтересованным
в работе РФЦА, учитывая большой арсенал
совместных инвестиционных проектов и
высокий уровень налаженных взаимовыгодных
экономических отношений со всей ключевой
группой рынка.
На 3 этапе - с 2009 года – будет
проводиться работа с другими азиатскими
странами и странами Персидского залива.
Сформированный фондовый рынок должен
послужить привлекательной нишей для
притока инвестиций азиатских стран, которые
будут заинтересованы в инвестициях, ожидая
ускоренный рост курсовой стоимости акций
и активности на рынке.
С активизацией деятельности
РФЦА, предложением расширенного спектра
финансовых инструментов и эмитентов,
представляющих разные сектора экономики
и страны, несомненно, возрастет интерес
со стороны иностранных инвесторов, как
из региона, так и международных финансовых
центров.
Для проведения деятельности
по привлечению эмитентов и участников
Агентством запланировано не менее 100
млн. тенге в год для проведения семинаров,
рабочих встреч и конференций.
Важнейшим направлением деятельности
РФЦА, в соответствии с Программой, является
содействие изменению структуры собственности
- формированию мелкой массовой структуры
акционерного капитала, увеличению доли
отечественных розничных инвесторов в
текущих операциях на рынке акций. В Казахстане
сформировалась структура акционерного
капитала, в которой значительную и растущую
долю занимают крупные акционеры, стремящиеся
к полному контролю пакета акций. Такая
структура акционерного капитала делает
невозможным создание массового ликвидного
рынка акций (подобного США), на рынке обращается
только незначительная часть акций (остальные
акции сосредоточены в крупных пакетах,
которые практически не имеют обращаемости).
Важной задачей РФЦА является
снижение административных и временных
издержек по выпуску ценных бумаг. Планируется
рассмотреть возможность использования
экономических мер, которые могут стимулировать
интерес к использованию рынка ценных
бумаг для привлечения инвестиций, например,
частичное снижение подоходного налога
при привлечении средств на биржевом рынке
при условии поддержания количества акций
в свободном обращении на уровне 30 % и минимальных
порогов ликвидности.
Учитывая, что крупные свободные
денежные ресурсы сосредоточены у населения,
в Программе запланировано обеспечение
эффективного использования этих сбережений
в развитии рынка ценных бумаг, что позволит
направить эмитентов на диверсификацию
структуры акционерного капитала в русло
формирования значительного количества
розничных инвесторов, которые без посредников
смогут принимать на себя финансовые риски.
Также призвано обеспечить становление
института собственности и наследования
ценных бумаг долгосрочного характера.
С этой целью необходим мониторинг
структуры собственности в Казахстане
и работа с крупнейшими эмитентами, направленная
на рост доли акционерных капиталов, относящейся
к мелким акционерам, находящейся в ликвидной
форме.
Для создания новых финансовых
инструментов и внедрения фондовых технологий
на организованном фондовом рынке, диверсификации
инвестиционных рисков предусмотрены:
- поддержка на первом этапе
крупнейших проектов и организация их
финансирования (инфраструктурные, структурные
и секьюритизированные облигации);
- развитие рынка коммерческих
ценных бумаг;
- дальнейшее развитие рынка
корпоративных облигаций - предполагается,
что ежегодный объем выпуска корпоративных
облигаций на РФЦА составит порядка 8 млрд.
долларов в 2010 году, из них объем выпуска
казахстанскими эмитентами составит почти
6 млрд. долларов;
- секьюритизация долговых обязательств
предприятий и обеспечение возвратности
средств путем осуществления выпуска
ценных бумаг в соответствии с Законом
Республики Казахстан «О секьюритизации»;
- выпуск производных финансовых
инструментов на обращающиеся ценные
бумаги, валюту и товары (зерно, золото,
ГСМ);
- использование акций инвестиционных
фондов, обращающихся на фондовых биржах
(Еchange Traded Funds), представленных акциями
промышленных предприятий, обращающихся
на бирже;
- использование структурных
нот, привязанных к разным видам рисков;
- выпуск акций государственных
и компаний, входящих в состав АО «Холдинг
«Самрук», для широкого круга частных
инвесторов;
- создание тенгового бенчмарка
и кривой доходности безрисковых ценных
бумаг для развития валютных производных
ценных бумаг.
Для освещения деятельности
финансового центра и повышения инвестиционной
привлекательности города для иностранных
участников запланировано проведение
совместных PR и рекламных компаний акиматом
города и Агентством. В число мер вошли
активная пропаганда регионального финансового
центра через проведение образовательных
лекций, семинаров, проведение конкурсов
среди газет на наилучшее освещение и
обзор финансовых новостей, конкурсов
на лучшее знание английского языка. Для
обеспечения доступности информации и
более широкой вовлеченности населения
необходимо использование сайта акимата.
Также для привлечения региональных эмитентов
Казахстана необходима широкая поддержка
со стороны акиматов областей, с привлечением
областного телевидения и газет.
Планируется также предпринимать
определенные меры в сфере образования
для дальнейшего развития и повышения
квалификации финансовых специалистов
посредством создания возможностей для
обучения в Казахстане и за рубежом, в
том числе путем государственного заказа
по программе обучения «Болашак» и предоставления
государственных образовательных грантов
в ВУЗах страны по специализации «корпоративные
финансы», «банковское дело» и «управления
финансовыми рисками».
Сетевым графиком исполнения
Общенационального плана мероприятий
по реализации Послания Президента Республики
Казахстан народу Казахстана от 1 марта
2006 года «Стратегия вхождения Казахстана
в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных
стран мира» предусматривается создание
специальной торговой площадки финансового
центра, оснащенной соответствующей технической
инфраструктурой для проведения операций.
В соответствии с Законом Республики
Казахстан «О региональном финансовом
центре города Алматы» специальной торговой
площадкой финансового центра является
торговая площадка фондовой биржи, функционирующей
на территории города Алматы. В настоящее
время единственной фондовой биржей на
территории города Алматы является АО
«Казахстанская фондовая биржа». Однако,
ее материально-техническое оснащение
не отвечает потребностям с учетом привлечения
международных профессиональных участников
рынка ценных бумаг.
Поэтому, учитывая комплексное
развитие деятельности регионального
финансового центра города Алматы и международный
опыт, а также то, что Агентство как государственный
орган не может заниматься операционной
(коммерческой) деятельностью, в 2007 году
будет создана коммерческая организация
в форме акционерного общества со 100-ным
участием государства – акционерное общество
«Региональный финансовый центр города
Алматы».
Имущество АО «РФЦА» будет сформировано
за счет средств выделенных из республиканского
бюджета на 2007 – 2010 годы для формирования
его уставного капитала и функционирования,
доходов полученных в результате его деятельности
и иного имущества, приобретаемого по
основаниям, не запрещенным законодательством
Республики Казахстан.
Основными направлениями деятельности
АО «РФЦА» будут:
- развитие, поддержка и администрирование
инфраструктуры финансового центра;
- оснащение специальной торговой
площадки регионального финансового центра
соответствующей технической инфраструктурой
для проведения операций;
- предоставление риэлтерских,
рекрутинговых, консалтинговых, информационных
и иных услуг участникам финансового центра;
- подготовка информационно-аналитических
обзоров по сделкам с ценными бумагами;
- проведение маркетинговых
исследований.
В рамках реализации Программы
запланировано выделение средств из республиканского
бюджета, размер которых будет уточняться
в республиканском бюджете на соответствующий
финансовый год, из них:
- в 2007 году - 1,95 млрд. тенге (средства
республиканского бюджета на 2007 год).
- в 2008 году – 1,86 млрд. (средства
республиканского бюджета на 2008 год).
- в 2009 году - 6,24 млрд. тенге (средства
республиканского бюджета на 2009 год).
- в 2010 году – 1,14 млрд. тенге (средства
республиканского бюджета на 2010 год).
Результатом финансирования
и реализации всех положений Программы
будет привлечение в экономику Казахстана
дополнительных инвестиций в размере
не менее 10 млрд. долл. США в течение 2007-2010
гг., увеличение капитализации отечественного
фондового рынка в 2-3 раза и количества
казахстанских и иностранных эмитентов
до 3-4 раз по сравнению с 2006 г.
Реализация Программы развития
РФЦА также будет способствовать:
- формированию привлекательного
инвестиционного имиджа страны в целом
и облика Алматы как новой финансовой
и информационной столицы для стран СНГ
и Центральной Азии в частности;
- диверсификации экономики
страны и развитию других отраслей экономики,
обеспечивающих максимально высокий уровень
жизни граждан, созданию сбалансированного
отечественного рынка капитала;
- развитию финансового центра,
отвечающего международным стандартам
и способствующего привлечению инвесторов,
эмитентов и профессиональных участников
(брокеров и дилеров), в том числе иностранных;
- интеграции отечественного
и зарубежного рынков капитала, развитию
и внедрению принципов корпоративного
управления, новых финансовых инструментов
и фондовых технологий в финансовый сектор
страны;
- улучшению инфраструктуры
города Алматы, совершенствованию телекоммуникационной
системы и доступа к Интернету, созданию
условия для развития транспорта, туризма,
новых высококвалифицированных рабочих
мест;
- привлечению внутренних сбережений
населения в финансирование реального
сектора экономики и инвестиционных проектов,
а также расширению доступа средних компаний
на казахстанский рынок капитала.