Ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Ценовая политика фирмы - одна из основных тем, необходимых для подготовки экономистов всех без исключения специальностей. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены.
Фирмы, стремящееся проводить грамотную ценовую политику, прежде всего должны решить ряд задач: получение максимальной прибыли; завоевание рынка сбыта; снижение затрат; борьба с конкурирующими товарами; рост объема производства и продаж.
Главной целью данной курсовой работы является: исследование ценовой политики предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Цена как экономическая категория
1.1 Сущность и функции цены…………………………………...………....5
1.2 Классификация цен………….……………………….………………....8
1.3 Факторы, влияющие на уровень цен…………………………..………10
Глава 2. Ценовая политика предприятия…………………………………14
2.1 Разработка ценовой стратегии предприятия……………………….....16
2.2 Постановка целей ценовой политики……………………………..…...17
2.3 Ценовая стратегия предприятия…………………………………..…....20
2.4 Методы ценовой политики……………………………………….….....25
Глава 3. Анализ практики ценообразования в Автотранспортном предприятии № 1
3.1. Анализ основных тенденций в ценообразовании в автотранспорте..29
3.2. Стратегия ценообразования на рынке автотранспортных услуг……34
Заключение…………………………………………………………….……38
Список литературы……………………………………………………….…39

Файлы: 1 файл

Ценовая политика предприятия.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

     Стратегия гибкой цены основана на ценах, которые  быстро реагируют на изменения соотношения  спроса и предложения на рынке. В  частности, если имеют место сильные  колебания спроса и предложения в относительно короткие сроки, то применение этого вида цен оправданно, например, при продаже некоторых продуктов питания (свежей рыбы, цветов и т.д.).

     Использование такой цены эффективно при небольшом  числе уровней управленческой иерархии на предприятии, когда права по принятию решения по ценам делегированы самому нижнему уровню управления.

     Стратегия преимущественной цены предусматривает  определенное понижение цены на товары предприятием, которое занимает доминирующее положение (доля рынка 70-80%) и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов выпуска и экономии на расходах по реализации товаров. Основная задача предприятия - воспрепятствовать внедрению на рынок новых конкурентов, заставить их платить слишком большую цену за право внедрения на рынок, что по карману далеко не каждому конкуренту.

     Стратегия установления цен на изделия, снятые с производства, выпуск которых прекращен, предполагает не распродажу по сниженным  ценам, а ориентацию на строго определенный круг потребителей, нуждающихся именно в этих товарах. В таком случае цены выше, чем на обычные товары. Например, при производстве запасных частей к легковым автомобилям и грузовикам самых разных марок и моделей (включая снятые с производства).

     Существуют  определенные особенности установления цен, обслуживающих внешнеторговый оборот. Внешнеторговые цены определяются, как правило, на базе цен основных мировых товарных рынков. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены для поставки на экспорт. Например, для продукции машиностроения, поставляемой на экспорт, до последнего времени применялись надбавки к оптовым ценам за экспортное и тропическое исполнение. По некоторым видам дефицитной продукции при поставке на экспорт к ценам добавляется таможенная пошлина. На импортные потребительские товары во многих случаях устанавливаются свободные розничные цены исходя из соотношения спроса и предложения.

     2.4 Методы ценовой политики предприятия

     Ценовые методы - это способы формирования цен на товары и услуги. Они могут быть представлены в виде следующей системы (рисунок 4). Затратные методы ценообразования основаны преимущественно на учете издержек производства и реализации продукции, параметрические методы ценообразования - на учете технико-экономических параметров товаров. Обоснование цен в условиях рынка строится на использовании всей совокупности ценовых методов.

     Ценовой метод полных издержек — способ формирования цен на основе всех затрат, которые вне зависимости от своего происхождения списываются на единицу того или иного изделия.

     Метод применяется предприятиями, положение  которых близко к монопольному, и  сбыт их продукции практически гарантирован. Преимущество метода полных издержек состоит в его простоте. Основой  определения цены являются реальные издержки производителя на единицу продукции, к которым добавляется расчетная прибыль. Кроме того, данный метод позволяет установить предел цены, ниже которого она может опускаться лишь в исключительных случаях.

     Однако  метод имеет существенные недостатки. Во-первых, он отражает традиционную ориентацию главным образом на производство и в меньшей степени на рыночный спрос. Во-вторых, использование метода простого отражения затрат как в учете и анализе, так и в ценообразовании не позволяет выявить резервы снижения затрат, а также в полной мере учесть все факторы, влияющие на цену.

     Ценовой метод стандартных издержек свободен от многих недостатков простого отражения  затрат. Этот метод позволяет формировать  цены на основе расчета затрат по нормам с учетом отклонений фактических затрат от нормативных.

     Ценовой метод стандартных издержек в  отличие от простого отражения затрат дает возможность их пофакторного анализа. Отклонения от стандарта обычно анализируются  исходя из вызвавших их причин.

     Преимущество  метода состоит в возможности управления затратами по отклонениям от норм, а не по их общей величине. Отклонения по каждой статье периодически соотносятся с финансовыми результатами, что позволяет контролировать не только затраты, но и прибыль.

     Метод обеспечивает непрерывное сопоставление затрат и финансовых результатов вне зависимости от изменений эффективности производства, отклонений в загрузке производственных мощностей. Использование метода имеет большой потенциал и в ценообразовании. Цены, определенные на базе прогрессивных или же «идеальных» стандартов, с одной стороны, ориентируют предприятия на снижение затрат, дают возможность определить, что именно необходимо для этого сделать. С другой стороны, такие цены, вероятнее всего, будут конкурентными, так как отражают не только индивидуальные особенности предприятия, но и приемлемый уровень эффективности производства.

     Наиболее  сложным элементом системы стандартных  издержек является определение стандартов затрат. Для формирования экономически обоснованных стандартов необходимо детальное изучение методов производства, технических характеристик и цен аналогичной продукции конкурентов, требований к данным изделиям, предъявляемым на мировом рынке, и т. п. Кроме того, конкретные стандарты должны быть привязаны к производственному плану, достижимому уровню эффективности и масштабу производства. Получение идеальных стандартов не всегда возможно. Однако лучше иметь пусть и не идеальный, но приемлемый стандарт, чем вообще никакого. Поскольку даже такой стандарт позволяет провести анализ затрат по отклонениям, выявить причину недостаточной эффективности производства.

     Ценовой метод прямых издержек - способ формирования цен на основе определения прямых затрат исходя из конъюнктуры рынка, ожидаемых цен продажи. Практически все условно-переменные затраты зависят от объема выпускаемой продукции и рассматриваются как прямые. Остальные издержки относятся на финансовые результаты. Поэтому данный метод называют также методом формирования цен по сокращенным затратам. Общая схема ценового метода прямых издержек показана на следующем примере.

     Основное  преимущество метода заключается в  возможности выявления наиболее выгодных видов продукции. Предполагается, что косвенные затраты практически  не изменяются ни при замене одного изделия на другое, ни при изменении (в определенных пределах) масштабов производства. Поэтому чем выше разница между ценой изделия и сокращенными затратами, тем больше валовая прибыль (покрытие), а соответственно — и рентабельность. Таким образом, косвенные затраты не распределяются на конкретные изделия. Но это не означает, что данные затраты игнорируются. В целом по предприятию они должны быть покрыты за счёт валовой прибыли.

     Использование ценового метода прямых издержек позволяет  формировать цены с учетом оптимальной загрузки производственных мощностей и получения максимальной прибыли. Выявляются изделия, приносящие большой вклад в валовую прибыль предприятия. Ориентируясь на рыночный спрос, предприятие может так изменить программу производства, чтобы более рентабельные изделия заменили менее прибыльные или убыточные.

     Ценовой метод прямых издержек можно использовать и для решения некоторых других задач, например для:

  • выбора различных методов производства технологий;
  • оценки необходимости и последствий дополнительных капитальных вложений;
  • принятия решений относительно того, следует ли производить комплектующие изделия, некоторые виды оборудования на предприятии или лучше их купить на стороне;
  • определения объема продаж, необходимого для получения приемлемого дохода в критической точке производства, а также наилучшей ассортиментной структуры производства;
  • определения влияния изменений в объеме производства на доход.

     Разновидностью  ценового метода прямых издержек является метод стандартных прямых издержек, совмещающий преимущества методов стандартных и прямых затрат.

     Ценовой метод стандартных прямых издержек позволяет управлять сокращенными затратами по отклонениям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Анализ практики ценообразования  в Автотранспортном предприятии №6.

     3.1. Анализ основных тенденций в ценообразовании в автотранспорте.

     Объектом  моего исследования является предприятие Автотранспортное предприятие №6.

       Предприятие осуществляет городские  и пригородные пассажирские и  грузовые перевозки, перевозку  опасных грузов, аренду автобусов, катафалка, рекламные услуги на салонах автобусов и внутрисалонная реклама.

     В настоящее время в Автотранспортном предприятии №6 работает 725 человек, в собственности предприятия (либо на правах оперативного управления) находится 210 автомобилей различных функций, из них автобусов – 179 (в том числе 100 автобусов для работы в режиме рейсовых автобусов, 65 – маршрутного такси).

     Таблица 2.1

     Наличие автомобилей по данным Автотранспортного предприятия №1.

     на 1 января 2011 года

Наименование   марки Количество, ед. Наименование  марки Количество,ед.
     ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ      ГРУЗОВЫЕ  АВТОМОБИЛИ
ВАЗ 21150      1 ГАЗ 330210      1
ГАЗ 3102      1 ЗИЛ 433360      1
ГАЗ 310200      1 ЗИЛ-ММЗ      1
ГАЗ 310290      2 КамАЗ 53212      1
ГАЗ 3110      4 МАЗ 54323      1
Тойота  Лэнд-Краузер      2 МАЗ 5551      1
УАЗ 31512      1 УАЗ 3303      2
УАЗ 31514      1 ИТОГО      8
ИТОГО      13
     СПЕЦИАЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Автокран  КС3574      1 ЗИЛ 130пазс      1
АТЭК 999      1 П/прицеп МАЗ 93866      1
ГАЗ 4301      1 П/прицеп цистерна      1      
ДТ-75      1 Урал 4320 бензовоз      3
ИТОГО      10
     АВТОБУСЫ
Веттер-Фелбах      1 МарЗ 4219      2
ГАЗ 3221      1 МарЗ 42191      2
ГАЗ 322132      5 МарЗ 52661      3
Икарус 255      1 ПАЗ 3205      59
Икарус 280      5 РАФ 2203      1
КамАЗ-Нзас      1 Санос С-218      5
ЛАЗ 695      15 УАЗ 2206      2
ЛАЗ 699Р      5 Урал-Нзас      1
ЛиАЗ 5256      10 ФАП-Санос 415      1
ЛиАЗ 677      59 ИТОГО      179
ВСЕГО      210

 

     В 2010 году автопредприятием перевезено 19,3 млн. чел. (в том числе  маршрутное такси – 2,7 млн. чел.), доходы составили 40,6 млн. руб., расходы – 69,3 млн. руб.

       Важнейшие финансово-экономические  показатели: себестоимость перевозки  1-го пассажира составила 3,07 руб.  (рейсовые автобусы – 2,63 руб., маршрутные такси – 5,76 руб.), доходы на 1 машино-час – 122,32 руб., расходы на 1 машино-час – 209,05 руб.

     Маршрутная  сеть автопредприятия состоит из 14 маршрутов, по которым Автотранспортное предприятие №1 осуществляет рейсовые перевозки и 10 маршрутов, по которым осуществляет перевозки маршрутным такси.

     Индивидуальный  предприниматель Антонов Андрей Александрович осуществляет свою деятельность с 2003 года. Начиная с 1-го автобуса, к 2011 году подошел уже с 15-ю. Осуществляет городские пассажирские перевозки.

У Антонова А.А. на 15 автобусах работает 30 человек. (табл. 2.2).

     Таблица 2.2

     Технико-эксплуатационные и финансово-экономические показатели по ИП Антонову А.А.

     Показатели      Ед.изм.      Маршрутное  такси
     2009г.      2010г.      %
Технико-эксплуатационные показатели       
Среднесписочное количество подвижного состава ед. 13 15 115,4
Машино-часы тыс.час 85,41 98,55 115,4
Коэффициент использования подвижного состава        0,692 0,667 96,3
Пробег тыс.км 791 876 110,7
Режим работы час 18 18 100,0
Среднесуточный  выпуск ед. 9 10 111,1
Перевозка пассажиров млн.чел. 1,318 1,460 110,8
Финансово-экономические  показатели       
Доходы тыс.руб. 6 588 7 300 110,8
Расходы, тыс.руб. 4 942 6 169 124,8
в том числе                             
фонд  оплаты труда (ФОТ) тыс.руб. 1 196 1 570 131,3
ГСМ тыс.руб. 2 530 3 154 124,7
износ и ремонт автошин тыс.руб. 241 320 132,8
амортизация тыс.руб. 975 1 125 115,4
Прибыль тыс.руб. 1 646 1 131 68,7
% расходов, покрываемых доходами % 133,3 118,3 88,8
Приобретение  подвижного состава тыс.руб. 880 550 62,5
Затраты всего тыс.руб. 5 822 6 719 115,4
Себестоимость перевозки 1-го пассажира      руб. 3,75 4,23 112,8
Доходы  на 1 машино-час      руб. 77,13 74,07 96,0
Расходы на 1 машино-час      руб. 57,86 62,60 108,2
Прибыль на 1 машино-час      руб. 19,27 11,48 59,6
Среднесписочная численность      чел. 26 30 115,4

Информация о работе Ценовая политика предприятия