Ценовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 22:00, контрольная работа

Описание работы

Ценовая политика фирмы - одна из основных тем, необходимых для подготовки экономистов всех без исключения специальностей. Особенно актуальной эта проблема становится в условиях перехода к рыночной экономике, это предполагает объективное и всестороннее участие в регулировании воспроизводственного процесса всех стоимостных экономических категорий, в первую очередь, цены.
Фирмы, стремящееся проводить грамотную ценовую политику, прежде всего должны решить ряд задач: получение максимальной прибыли; завоевание рынка сбыта; снижение затрат; борьба с конкурирующими товарами; рост объема производства и продаж.
Главной целью данной курсовой работы является: исследование ценовой политики предприятия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3
Глава 1. Цена как экономическая категория
1.1 Сущность и функции цены…………………………………...………....5
1.2 Классификация цен………….……………………….………………....8
1.3 Факторы, влияющие на уровень цен…………………………..………10
Глава 2. Ценовая политика предприятия…………………………………14
2.1 Разработка ценовой стратегии предприятия……………………….....16
2.2 Постановка целей ценовой политики……………………………..…...17
2.3 Ценовая стратегия предприятия…………………………………..…....20
2.4 Методы ценовой политики……………………………………….….....25
Глава 3. Анализ практики ценообразования в Автотранспортном предприятии № 1
3.1. Анализ основных тенденций в ценообразовании в автотранспорте..29
3.2. Стратегия ценообразования на рынке автотранспортных услуг……34
Заключение…………………………………………………………….……38
Список литературы……………………………………………………….…39

Файлы: 1 файл

Ценовая политика предприятия.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

 

     Значительно отличаются у частных предпринимателей и финансово-экономические показатели. За 2010 год перевезено 1,46 млн. чел., доходы составили 9,0 млн. руб., расходы 6,9 млн. руб., себестоимость перевозки 1-го пассажира – 4,75, прибыль на 1 машино-час – 21,31 руб.

     Маршрутная  сеть состоит из 5 маршрутов.

     В настоящее время на рынке транспортных услуг ситуация складывается следующим  образом. Автотранспортные организации  и частные автопредприниматели устанавливают цены по методу «издержки плюс». Это значит, что сначала просчитываются издержки, а затем на их основе устанавливается размер прибыли.

     Уже на протяжении длительного времени  существует такая тенденция, когда  муниципальные автотранспортные организации стремятся повысить стоимость проезда в маршрутном такси.  Частные организации же, напротив, готовы не только не повышать стоимость проезда, но и снизить ее.

     Как правило, именно со стороны частных  автопредпринимателей исходит инициатива введения новых маршрутов.

     В отличие от частных автопредпринимателей, муниципальные предприятия устанавливают цену, которая ниже их издержек и не включает прибыли. Иначе говоря муниципальные предприятия несут убытки. Но муниципальные власти компенсируют часть их убытков, путем дотирования из средств городского бюджета. Эти деньги поступают на выплату заработной платы.

     Причин  того, что себестоимость перевозки 1-го платного пассажира выше цены разового проездного билета достаточно. Одна из них заключается в отсутствии финансовой дисциплины со стороны кондукторов. Проще говоря, часть выручки, которая не сопровождалась выдачей проездных билетов, водитель и кондуктор делят между собой. Другая причина состоит в бесконтрольном и нерациональном расходовании ГСМ. Известны случаи, когда водители часть бензина продавали на сторону. Еще одна причина в неоптимальном времени пути (обходном пути).

   Себестоимость перевозки 1-го пассажира у частных  автопредпринимателей ниже цены разового проездного билета потому что:

  • водители выполняют не только свои прямые обязанности, но и занимаются обслуживанием автобуса (мелкий ремонт, уборка салона, мойка автобуса и др.);
  • налоговые отчисления ниже, чем у МУПАТПов. Частные автопредприниматели платят только единый налог на вмененный доход;
  • не содержат вспомогательных работников;
  • на их балансе не имеется технически неисправной техники, на которую начисляются налоги, отчисления в амортизационный фонд и т.д.;
  • ниже численность управленческого персонала.

     2.2. Стратегии ценообразования на  рынке автотранспортных услуг

     Исходя  из анализа ценообразования в  автотранспортных организациях, предлагаются следующие стратегии.

     Стратегия стабильных цен. Так как услуги, предоставляемые  автотранспортными организациями, являют собой однородные товары, то данная стратегия применима в автотранспортных организациях. При применении этой стратегии для любого покупателя услуги продаются по одной и той же цене. Потребители данных услуг будут уверены в том, что и им, и другим потребителям услуга отпускается по той же самой цене, что создает чувство стабильности. Эта стратегия перекликается со стратегией ценообразования на основе возможной реакции конкурентов.

     Установление  цен, ориентированных на ценность. При  назначении стоимости проезда не всегда возможно использовать в качестве основы спрос или издержки. Тогда цену устанавливают на уровне, который, по мнению предприятия, окажется приемлемым для рынка. Затем цену можно постепенно повышать, чтобы проверить эластичность спроса на услугу в зависимости от цены. Когда повышение цены обуславливает резкое сокращение спроса, цену снижают до прежнего уровня.

     В настоящее время в распоряжении Автотранспортное предприятие №6 имеются 13 легковых автомобилей (в том числе два - Тойота Лэнд-Краузер) и 8 грузовых. На базе этих машин можно создать легковое и грузовое такси. Так как доходы от деятельности этих машин будут превышать расходы на их содержание, то этот шаг позволит Автотранспортному предприятию №6 получить дополнительную прибыль.

     Для оценки эффективности приблизительно рассчитаем затраты и доходы от использования легковых автомобилей. Стоимость поездки в легковом такси составляет в среднем 80 руб. За день один таксист делает около 40 поездок. Тогда его дневная выручка составит 3200 руб., а в месяц – 96000 руб.  Расходы представлены в таблице 2.3.

     Таблица 2.3

     Расчет  расходов на 1 легковой автомобиль, работающий в 2 смены

     Показатели      В день, руб.      В месяц, руб.
ГСМ      800      24000
Зарплата  водителям      600      18000
Зарплата  диспетчерам      350      10500
Содержание  автомобиля      75      2250
Ремонт  автомобиля      60      1800
Амортизация      65      1950
Налоговые отчисления      580      17400
     ИТОГО:      2530      75900

     Разница между выручкой и затратами –  20100 руб. в месяц – будет составлять прибыль от использования легковых автомобилей.

     В последнее время население стало  часто использовать услуги грузового  такси (для перевозки мебели, результатов сельскохозяйственной работы и др.). Поэтому использование грузовых автомобилей в качестве такси принесет Автотранспортному предприятию №6 дополнительную прибыль. Рассчитаем ее. Стоимость перевозки грузов в грузовом такси составляет в среднем 210 руб. График работы грузового такси, как правило, с 8 до 20 часов. Предположим, что за день на одном автомобиле делается около 15 поездок. Тогда его дневная выручка составит 3150 руб., а в месяц – 94500 руб. Расходы представлены в таблице 2.4.

     Таблица 2.4

     Расчет  расходов на 1 грузовой автомобиль, работающий в 1 смену (2 водителя)

     Показатели      В день      В месяц
     ГСМ      900      27000
     Зарплата  водителям      600      18000
     Зарплата  диспетчерам      350      10500
     Содержание  автомобиля      85      2550
     Ремонт  автомобиля      80      2400
     Амортизация      130      3900
     Налоговые отчисления      580      17400
     ИТОГО:      2725      81750

     Разница между выручкой и затратами –  12750 руб. в месяц – будет составлять прибыль от использования легковых автомобилей.

     Совокупная  прибыль от использования грузовых и легковых автомобилей будет составлять 32850 руб. в месяц или 394200 руб. в год.

     На  балансе Автотранспортного предприятия №6 содержится 5 технически неисправных автобуса, на которые начисляются налоги и амортизационные отчисления. Предлагается эти автобусы списать с баланса или разобрать на запчасти. Стоимость этих автобусов будет составлять 305 тыс. руб. (10% от их балансовой стоимости), что приблизительно равно стоимости нового автобуса ПАЗ-3205 (380 тыс. руб.).

     Ценовая политика заключается в том, чтобы  устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать все стратегические и тактические задачи.

     Автотранспортное  предприятие №1 должно поставить перед собой следующие цели:

     - обеспечение выживаемости;

     - максимизация текущей прибыли;

     - завоевание лидерства по показателям  доли рынка или по показателям  качества предоставляемых услуг.

     В зависимости от сферы деятельности, от доли занимаемого рынка Автотранспортное предприятие №1 должно выбрать один из следующих методов ценообразования:

  • средние издержки плюс прибыль;
  • анализ безубыточности и обеспечение целевой прибыли;
  • установление цены на основе ощущаемой ценности товара;
  • установление цены на основе уровня текущих цен;
  • и при следующих стратегиях:
  • установление цены по методу связанного ценообразования;
  • установление цен, ориентированных на ценность;
  • ценообразование с учетом прогнозируемой реакции конкурентов;
  • стратегия стабильных цен.

     Решая вопрос об инициативном изменении цен, Автотранспортное предприятие №6 должно тщательно изучить вероятные реакции потребителей и конкурентов. Реакция потребителей зависит от того, какой смысл усматривают они в изменении цен. Реакции конкурентов являются либо следствием четких установок политики реагирования, либо результатом конкретной оценки каждой вновь возникающей ситуации.

     Учитывая  сложность данной проблемы, необходимым  является приобретение знаний в этой области для выбора правильного  подхода в установлении цен при выходе на рынок. В целях достижения хороших результатов в производственной и коммерческой деятельности необходимо дальнейшее углубление такого рода знаний на основе изучения мирового опыта, специфики экономики России и других стран.

     Заключение:

     В условиях рыночной экономики значение цены огромно. Цена определяет структуру  и объем производства, движение материальных потоков, распределение товарной массы  и уровня жизни общества. Цена –  есть денежное выражение стоимости  товаров. В цене отражаются общественно – необходимые затраты труда на его производство.

     Ценовая политика предприятия - это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание  предприятия в рыночных условиях.

     Чтобы правильно сформулировать ценовую  политику, предприятие должно ясно представлять цели, которых оно достигнет посредством продажи конкретного товара. При выборе ценовой политики следует также учитывать, что хотя глобальной целью любого предприятия является получение прибыли, однако в качестве промежуточных могут быть выдвинуты такие цели, как защита своих интересов, подавление конкурентов, завоевание новых рынков, выход на рынок с новым товаром, быстрое возмещение затрат, стабилизация затрат, стабилизация доходов.

     Ценовая политика фирмы заключается в  том, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими, в зависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможной долей, добиться запланированного объема прибыли, то есть успешно решать все стратегические задачи.

     Ценовая политика как для малых, так и для всех остальных предприятий является одним из важнейших и наиболее сложных вопросов. И именно цена предопределяет успехи предприятия - объемы продаж, доходы, получаемую прибыль.

     В настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, важно понимать важность работы по выработке правильной ценовой стратегии, так как кустарные методы, отношение к цене как к счетной единице не могут гарантировать благополучия предприятия. 
 

     Список  литературы:

  1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование. – Москва:  Инфра-М, 2008.
  2. Вейс Г., Деринг У. Введение в общую экономику и организацию производства.- Красноярск: Красноярский гол. Университет, 2010.
  3. Грибов В.П., Грузинов В.Д. Экономика организации (предприятия) – М.: Кнорус, 2008.
  4. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: ключевые вопросы: учебное пособие. – 3-е изд., дополн. – М.: ИНФРА-М, 2008г.
  5. Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов, пути совершенствования. Москва, Политиздат, 2009 г.
  6. Ефимова О.В Как анализировать финансовое положения предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2009г.
  7. Есипова В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов. 5-е изд.– СПб.: Питер, 2009г.
  1. Кантора Е.Л. Цены и ценообразование// Экономика предприятия/– СПб, 2010г.
  2. Моисеева К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентноспособность, маркетинг, обновление. Внешторгиздат, 2010г.
  3. Рюмин В.П. Как рассчитать цену на научно-техническую продукцию. М., Финансы и статистика, 2008 г.
  4. Слепов В.А. Финансовая политика компании/ Финансы. – 2008г.
  1. Уткин Э. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. - М., ЭКМОС, 2008.
  2. Финансы организаций (предприятий). Гаврилова А.Н., Попов А.А. – М.: Кнорус, 2008г.
  3. Шеремет А.Д. Финансы предприятий / А.Д.Шеремет, Р.С.Сайфулин. - М., 2009г.
  4. Экономика предприятия: Учебник Под ред. О.И. Волкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2008г.
  5. Экономика предприятий: Учебник Под ред. О.И. Волкова, Н.Б. Акуленко, Ю.Ф. Елизарова и др. – М.: ИНФРА-М, 2008г.
  6. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Куприянова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,2009.
  7. Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. - М., 2009.

Информация о работе Ценовая политика предприятия