История ценообразования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:55, реферат

Описание работы

Проблема ценообразования занимает особое место в системе рыночных отношений. Проведенная в России либерализация цен на товары и услуги привела к сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен и колоссальному росту цен. С помощью искусственно поднятых высоких цен производители возмещают любые производственные затраты, и при этом они не заинтересованы в повышении качества товара.

Файлы: 1 файл

История ценообразования в России.docx

— 35.82 Кб (Скачать файл)

В конце 18 в., еще при Петре 1, государство стало прибегать  к усиленному выпуску медной монеты, что привело к росту цен. Во второй половине 18 в. был учрежден Медный банк, перед которым стояла задача облегчить обращение тяжеловесных медных денег (на основе уменьшения их номинальной стоимости в 5 раз). Однако это не привело к улучшению  денежного обращения, и возник вопрос о выпуске бумажных денег.

При Екатерине 2 (в 1769 г.) были образованы два разменных банка  в Москве и Петербурге. Созданные  банки получили право выпуска  ассигнаций за счет вкладов, осуществляемых в виде металлической монеты. Банковские ассигнации свободно обменивались на медную монету. Сначала выпуск ассигнаций был определен в размере 1 млн.руб., затем до 20 млн.руб. (в 1774 г.) и наконец, в сумме 40 млн.руб. (в 1779 г.). Однако в 1786 г. оба разменных банка были слиты в один – Ассигнационный, и размен ассигнаций на металлические деньги был прекращен. Стоимость ассигнаций уже не была связана с депозитами; ассигнации по мере их избыточного выпуска начали падать в цене. К 1796 г., когда лимит выпуска ассигнаций был установлен в размере 100 млн.руб., их разменный курс снизился до 70 коп., а к 1800 г., при выпуске ассигнаций 212,7 млн.руб., разменный курс упал до 65 коп. Соответственно на все товары повысились цены, исчисляемые в ассигнациях. С этих пор денежное обращение России приходило во все больший упадок (вплоть до 1843 г.).

Для укрепления денежного  хозяйства правительство прибегало  также к внешним займам. Однако внешняя задолженность составляла всего около 29% общего государственного долга (большая его часть приходилась  на внутренний долг из-за выпуска ассигнаций), при этом весь долг не достигал и 3% государственных  доходов.

На этот же период приходится образование ряда других банков, целью  которых было покровительство дворянскому  землевладению и облегчение торгового  оборота купечества. Дворянские земельные  банки были учреждены в Петербурге и в Москве, Купеческий банк –  в Петербурге. Дворянские земельные  банки выдавали ссуды под ценности и под населенные имения из расчета 10-20 руб. на «крепостную душу». Купеческий банк выдавал купцам ссуды на товары. Однако деятельность этих банков оказалась  неэффективной, и они были ликвидированы.

В первой четверти 19 в. государственные  финансы России пришли в полное расстройство. Голландский рынок заемных капиталов, в силу завоевания Наполеоном Голландии, оказался для России закрытым. Внутренний денежный рынок уже не обеспечивал  потребности государства, и единственным источником средств оказалась эмиссия. В 1810 г. в обращении находилось ассигнаций на 577 млн.руб., за годы войны эта сумма увеличилась до 761 млн.руб., и к 1818 г. она достигла 836 млн.руб. Это привело к катастрофическому падению курса ассигнаций и соответствующему росту цен. В 1805 г. один рубль ассигнациями стоил 77 коп. серебром, в 1809 г. – 44,5 коп., а в декабре 1810 г. – 20 коп. Это означало, что для покрытия государственных расходов требовалось все больше и больше ассигнаций.

В конце царствования Николая 1 (в 1839-1843 гг.) была проведена реформа, которая предусматривала изъятие  ассигнаций и введение твердой валюты (путем выпуска «государственных кредитных билетов», которые разменивались  на серебро).

В первой половине 19 в. стали  все больше давать о себе знать  противоречия между потребностями  развивающейся промышленностью  и организацией крепостного хозяйства. Россия со своими крепостническими порядками  все более отставала от промышленно  развитых капиталистических стран, в том числе и от второстепенных. Продукция, выпускаемая промышленностью, была низкого качества, а цены на нее чрезмерно высокими. Низкая покупательная  способность населения, а также  господство натурального хозяйства  затрудняли сбыт промышленной продукции  на внутреннем рынке. Наиболее острыми  становятся вопросы о ценах на продукцию промышленности и сельского  хозяйства, об их соотношении, их неустойчивости.

После крестьянской реформы  многие крестьянские хозяйства оказались  неплатежеспособными. Отсюда – дифференциация крестьянства, разорение, уход в отхожие  промыслы, пролетаризация. В первое десятилетие крестьянам помогала высокая рыночная конъюнктура, но падение цен в 80-90-х гг. резко ухудшило их положение. В последующие за крестьянской реформой годы стала быстро расти задолженность помещиков.

Во второй половине 70-х  и с начала 80-х годов под  влиянием вывоза зерна из России и  заокеанских стран произошло  падение мировых цен на зерно  и наступил продолжительный мировой  кризис сельского хозяйства. Самого низкого уровня цены достигли в 1894 г. – в этот период они составляли лишь половину цен 70-х г. Падение  мировых цен отразилось и на ценах  российского экспорта.

Для развития российского  предпринимательства, и тем более  для привлечения иностранного капитала, была необходима устойчивая металлическая  валюта, вместо находящейся в обращении  бумажной. Этого особенно требовало  развитие отраслей, связанных с вложением  капитала на длительный срок, например таких, как тяжелая промышленность. Неустойчивая и падающая бумажная валюта стимулировала экспорт (экспортер выживал за счет разницы в курсе бумажных денег – более высоком внутри страны и более низким за рубежом). Поэтому крупные землевладельцы, занимающиеся хлебным экспортом, были заинтересованы в сохранении бумажного обращения. Однако в интересах развития промышленности требовалось введение золотого обращения. В 1897 г. был принят закон о проведении золотой реформы, и началась чеканка золотых монет пятирублевого достоинства в одну треть прежнего империала.

В начале 20 в. в России возрос уровень концентрации промышленности и возникли монополии, которые стали  оказывать большое влияние на ценообразование.

В конце первого десятилетия 20 в. в стране уже не было ни одной  отрасли промышленности или транспорта, в которых не действовали бы монополии, синдикаты. И повсюду они стремились овладеть рынком и установить монопольно высокие цены. Если же борьба разворачивалась  не между монополией и компаниями-аутсайдерами, а между равными по силе монопольными структурами, то такая борьба обычно заканчивалась соглашениями о разделе  рынков сбыта, установлении единых монопольных  цен. Кроме того, синдикаты ставили  своей целью проникнуть на внешний  рынок и закрепиться на нем.

Вскоре после вступления в первую мировую войну Россия столкнулась с серьезными продовольственными трудностями. Угроза голода широчайших масс населения потребовала введения государственного регулирования цен  на продукты питания, а также создания государственной системы регулирования  снабжения ими населения и  армии.

В 1915-1916 гг. государство устанавливало  твердые цены на хлеб при закупке  для армии. В случае отказа продавцов  сдать хлеб по твердым ценам применялась  реквизиция с понижением твердых  цен на определенный процент.

Однако эти меры оказались  недостаточными, и власти начали вводить  регулирование распределения и  потребления продуктов питания. Конечной ступенью этой системы явилась  карточная система: каждый гражданин  имел право получить определенную норму  распределяемого продукта.

Вступление России в первую мировую войну крайне осложнило  ее финансовое положение. Во всех странах, участвовавших в войне, проводились  мероприятия по государственному регулированию  народного хозяйства, хотя это и  встречало большие трудности  и не всегда приводило к тем  результатам, на которые рассчитывали правительства этих стран. В России же вследствие ее экономической отсталости не было достаточных предпосылок  для применения эффективных мер  по государственному регулированию хозяйства. Колоссальные расходы, которые потребовала война, оказалось невозможным покрыть за счет имеющихся источников дохода бюджета.

Когда произошла Февральская  революция и было образовано Временное  правительство, последнее сразу  столкнулось с проблемой наступления  голода в России.

Осенью 1917 г. к хлебной  монополии добавилась сахарная монополия  – сахарозаводчики были обязаны  сдавать сахар продовольственным  органам. Правительство было вынуждено  прибегать к усиленной эмиссии  бумажных денег, что, в свою очередь, вело к росту дороговизны товаров, снижению реальной заработной платы. Огромные военные расходы во все большей  мере покрывались эмиссией.

После падения Временного правительства и установления Советской  власти, в нашей стране начался  новый этап в истории ценообразования. С принципиальным изменением социально-экономических  условий кардинально стала меняться и политика государства в области  формирования цен.

Вспыхнувшая во второй половине 1918 г. гражданская война потребовала  свертывания существовавших рыночных отношений и расширения натуральных  форм распределения продуктов.

Однако уже в 1921 г. была провозглашена новая экономическая  политика, в основе которой лежали замена продразверстки продналогом, предоставление крестьянам права продавать излишки  производимых ими продуктов. Переход  к новой экономической политике означал развитие товарно-денежных отношений.

В последующий период, после  проведения сплошной коллективизации  сельского хозяйства, окончания  новой экономической политики в  стране была создана система установления государственных цен почти на все товары и услуги. По существу, свободные рыночные цены действовали  только на «колхозных рынках», где колхозники могли продавать продукты, полученные в качестве натуроплаты по трудодням  в колхозах или произведенные  в своих подсобных хозяйствах; на этих рынках могли также реализовывать  свою продукцию колхозы. В стране в основном действовали следующие цены:

  • установленные государством заготовительные (закупочные) цены, по которым колхозы сдавали свою продукцию государству;
  • оптовые государственные цены на промышленные товары;
  • розничные цены, также устанавливаемые государством, на промышленные и сельскохозяйственные товары.

Другим крупным экономическим  успехом нашей страны в области  политики ценообразования стало  многократное снижение розничных цен, осуществляемое государством после  отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.

Первый этап – снижение цен, проведенное в декабре 1947 г. вместе с отменой карточной системы. Цены были снижены на 17%.

Второй этап – с 1948 г. до 1 марта 1949 г. Цены были снижены на 14%.

Третий этап – с 1 марта 1950 г. Снижение цен по сравнению с  предыдущим годом составило 20%. Это  было самым крупным снижением  цен в послевоенный период.

В результате цены были снижены  на 43%. Снижение государственных розничных  цен оказало влияние и на рыночные цены – они снизились к этому  времени почти в 4 раза (по сравнению  со среднегодовым уровнем 1947 г.). Массовое снижение розничных цен продолжалось и в 1951-1954 гг.

Во второй половине 80-х  годов среди экономистов началось обсуждение вопросов коренного реформирования экономики на основе внедрения рыночных отношений. В центре внимания находилась проблема освобождения цен от жесткого государственного регулирования. Эти  идеи нашли свое воплощение в утвержденном летом 1990 г. Положении о предприятиях в СССР, где указывалось, что предприятие  реализует свою продукцию по ценам  и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе.

Однако самые решительные  шаги в области освобождения цен  были предприняты в конце 1991 г. в  связи с переходом страны к  рыночной экономике. В декабре 1991 г. Президент подписал указ «О мерах  либерализации цен». Этим указом предписывалось с 02.01.92 г. перейти «в основном на применение свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под влиянием спроса и предложения на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги».

В январе 1992 г. цены были отпущены… Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов либерального направления, ратовавших за свободное ценообразование. Об этом свидетельствуют следующие факты. Потребительские цены поднялись по сравнению с ценами предыдущего года: в 1992 г. – в 26,1 раза, в 1993 г. – в 9,4 раза, в 1994 г. – в 3,2 раза, в 1995 г. – в 2,3 раза, в 1996 г. – в 1,2 раза, в 1997 г. – в 1,1 и в 1998 г. – в 1,8 раза.

Как видно из приведенных  данных, хотя цены продолжали расти, темп роста до 1998 г. постоянно снижался. В 1998г., в связи с объявлением  дефолта, рост цен в 1,6 раза превысил их повышение за 1997 г.

Возникшая после либерализации  цен тенденция их роста крайне отрицательно отразилась на уровне жизни  населения. За 1992-1998 гг. потребительские  цен повысились более чем в 4 тыс.раз, а номинальные доходы населения  – лишь в 1000 раз. Следствием этого  стало катастрофическое падение  жизненного уровня народа.

Дальнейшее изменение  экономического положения страны, повышение  жизненного уровня населения потребует  больших усилий со стороны государства. Эффективность этой работы в значительной степени связана с перспективами  улучшения государственной политики в области ценообразования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Ценообразование в России в переходный период к рыночным отношениям претерпело ряд изменений. Каждому  предпринимателю понятно, что потребуется  ряд конкретных практических мер  по управлению ценами. Обсуждение методов  и правил ценообразования приобретает  смысл, если известны цели установления цены на товар или услуги: это  максимизация темпов роста производства, максимизация прибыли или максимизация объемов продаж. В связи с этим взвешенная ценовая политика, постоянный финансовый анализ деятельности фирмы  является одним из методов достижения указанных целей. Для этого необходимо определить критерий решений ценообразования: такой, как текущий уровень прибыльности, или ценовой уровень рентабельности, или соответствие развития хозяйственной  деятельности стратегическому плану  внедрения на рынок новой продукции  и др. Второй элемент – определение  безубыточности изменений цен, что  позволяет узнать, при каких рыночных условиях измененные цены окажутся прибыльными. А это, в свою очередь, позволит принимать  управленческие решения: проводить  ли маркетинговые исследования рынка, сокращать ли производство данного  товара или продавать другие товары, более конкурентоспособные, сокращать  издержки производства и реализации, искать других покупателей в других регионах страны или новое дешевое  сырье и полуфабрикаты.

Информация о работе История ценообразования в России