Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:55, реферат
Проблема ценообразования занимает особое место в системе рыночных отношений. Проведенная в России либерализация цен на товары и услуги привела к сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен и колоссальному росту цен. С помощью искусственно поднятых высоких цен производители возмещают любые производственные затраты, и при этом они не заинтересованы в повышении качества товара.
В конце 18 в., еще при Петре
1, государство стало прибегать
к усиленному выпуску медной монеты,
что привело к росту цен. Во
второй половине 18 в. был учрежден Медный
банк, перед которым стояла задача
облегчить обращение
При Екатерине 2 (в 1769 г.) были
образованы два разменных банка
в Москве и Петербурге. Созданные
банки получили право выпуска
ассигнаций за счет вкладов, осуществляемых
в виде металлической монеты.
Для укрепления денежного
хозяйства правительство
На этот же период приходится образование ряда других банков, целью которых было покровительство дворянскому землевладению и облегчение торгового оборота купечества. Дворянские земельные банки были учреждены в Петербурге и в Москве, Купеческий банк – в Петербурге. Дворянские земельные банки выдавали ссуды под ценности и под населенные имения из расчета 10-20 руб. на «крепостную душу». Купеческий банк выдавал купцам ссуды на товары. Однако деятельность этих банков оказалась неэффективной, и они были ликвидированы.
В первой четверти 19 в. государственные
финансы России пришли в полное расстройство.
Голландский рынок заемных
В конце царствования Николая
1 (в 1839-1843 гг.) была проведена реформа,
которая предусматривала
В первой половине 19 в. стали все больше давать о себе знать противоречия между потребностями развивающейся промышленностью и организацией крепостного хозяйства. Россия со своими крепостническими порядками все более отставала от промышленно развитых капиталистических стран, в том числе и от второстепенных. Продукция, выпускаемая промышленностью, была низкого качества, а цены на нее чрезмерно высокими. Низкая покупательная способность населения, а также господство натурального хозяйства затрудняли сбыт промышленной продукции на внутреннем рынке. Наиболее острыми становятся вопросы о ценах на продукцию промышленности и сельского хозяйства, об их соотношении, их неустойчивости.
После крестьянской реформы многие крестьянские хозяйства оказались неплатежеспособными. Отсюда – дифференциация крестьянства, разорение, уход в отхожие промыслы, пролетаризация. В первое десятилетие крестьянам помогала высокая рыночная конъюнктура, но падение цен в 80-90-х гг. резко ухудшило их положение. В последующие за крестьянской реформой годы стала быстро расти задолженность помещиков.
Во второй половине 70-х и с начала 80-х годов под влиянием вывоза зерна из России и заокеанских стран произошло падение мировых цен на зерно и наступил продолжительный мировой кризис сельского хозяйства. Самого низкого уровня цены достигли в 1894 г. – в этот период они составляли лишь половину цен 70-х г. Падение мировых цен отразилось и на ценах российского экспорта.
Для развития российского предпринимательства, и тем более для привлечения иностранного капитала, была необходима устойчивая металлическая валюта, вместо находящейся в обращении бумажной. Этого особенно требовало развитие отраслей, связанных с вложением капитала на длительный срок, например таких, как тяжелая промышленность. Неустойчивая и падающая бумажная валюта стимулировала экспорт (экспортер выживал за счет разницы в курсе бумажных денег – более высоком внутри страны и более низким за рубежом). Поэтому крупные землевладельцы, занимающиеся хлебным экспортом, были заинтересованы в сохранении бумажного обращения. Однако в интересах развития промышленности требовалось введение золотого обращения. В 1897 г. был принят закон о проведении золотой реформы, и началась чеканка золотых монет пятирублевого достоинства в одну треть прежнего империала.
В начале 20 в. в России возрос уровень концентрации промышленности и возникли монополии, которые стали оказывать большое влияние на ценообразование.
В конце первого десятилетия 20 в. в стране уже не было ни одной отрасли промышленности или транспорта, в которых не действовали бы монополии, синдикаты. И повсюду они стремились овладеть рынком и установить монопольно высокие цены. Если же борьба разворачивалась не между монополией и компаниями-аутсайдерами, а между равными по силе монопольными структурами, то такая борьба обычно заканчивалась соглашениями о разделе рынков сбыта, установлении единых монопольных цен. Кроме того, синдикаты ставили своей целью проникнуть на внешний рынок и закрепиться на нем.
Вскоре после вступления
в первую мировую войну Россия
столкнулась с серьезными продовольственными
трудностями. Угроза голода широчайших
масс населения потребовала введения
государственного регулирования цен
на продукты питания, а также создания
государственной системы
В 1915-1916 гг. государство устанавливало твердые цены на хлеб при закупке для армии. В случае отказа продавцов сдать хлеб по твердым ценам применялась реквизиция с понижением твердых цен на определенный процент.
Однако эти меры оказались недостаточными, и власти начали вводить регулирование распределения и потребления продуктов питания. Конечной ступенью этой системы явилась карточная система: каждый гражданин имел право получить определенную норму распределяемого продукта.
Вступление России в первую мировую войну крайне осложнило ее финансовое положение. Во всех странах, участвовавших в войне, проводились мероприятия по государственному регулированию народного хозяйства, хотя это и встречало большие трудности и не всегда приводило к тем результатам, на которые рассчитывали правительства этих стран. В России же вследствие ее экономической отсталости не было достаточных предпосылок для применения эффективных мер по государственному регулированию хозяйства. Колоссальные расходы, которые потребовала война, оказалось невозможным покрыть за счет имеющихся источников дохода бюджета.
Когда произошла Февральская
революция и было образовано Временное
правительство, последнее сразу
столкнулось с проблемой
Осенью 1917 г. к хлебной
монополии добавилась сахарная монополия
– сахарозаводчики были обязаны
сдавать сахар
После падения Временного
правительства и установления Советской
власти, в нашей стране начался
новый этап в истории ценообразования.
С принципиальным изменением социально-экономических
условий кардинально стала
Вспыхнувшая во второй половине 1918 г. гражданская война потребовала свертывания существовавших рыночных отношений и расширения натуральных форм распределения продуктов.
Однако уже в 1921 г. была
провозглашена новая
В последующий период, после проведения сплошной коллективизации сельского хозяйства, окончания новой экономической политики в стране была создана система установления государственных цен почти на все товары и услуги. По существу, свободные рыночные цены действовали только на «колхозных рынках», где колхозники могли продавать продукты, полученные в качестве натуроплаты по трудодням в колхозах или произведенные в своих подсобных хозяйствах; на этих рынках могли также реализовывать свою продукцию колхозы. В стране в основном действовали следующие цены:
Другим крупным экономическим успехом нашей страны в области политики ценообразования стало многократное снижение розничных цен, осуществляемое государством после отмены карточной системы ежегодно на протяжении длительного периода.
Первый этап – снижение цен, проведенное в декабре 1947 г. вместе с отменой карточной системы. Цены были снижены на 17%.
Второй этап – с 1948 г. до 1 марта 1949 г. Цены были снижены на 14%.
Третий этап – с 1 марта 1950 г. Снижение цен по сравнению с предыдущим годом составило 20%. Это было самым крупным снижением цен в послевоенный период.
В результате цены были снижены на 43%. Снижение государственных розничных цен оказало влияние и на рыночные цены – они снизились к этому времени почти в 4 раза (по сравнению со среднегодовым уровнем 1947 г.). Массовое снижение розничных цен продолжалось и в 1951-1954 гг.
Во второй половине 80-х
годов среди экономистов
Однако самые решительные
шаги в области освобождения цен
были предприняты в конце 1991 г. в
связи с переходом страны к
рыночной экономике. В декабре 1991 г.
Президент подписал указ «О мерах
либерализации цен». Этим указом предписывалось
с 02.01.92 г. перейти «в основном на применение
свободных (рыночных) цен и тарифов,
складывающихся под влиянием спроса
и предложения на продукцию производственно-
В январе 1992 г. цены были отпущены… Последовал взлет цен, который превзошел все прогнозы экономистов либерального направления, ратовавших за свободное ценообразование. Об этом свидетельствуют следующие факты. Потребительские цены поднялись по сравнению с ценами предыдущего года: в 1992 г. – в 26,1 раза, в 1993 г. – в 9,4 раза, в 1994 г. – в 3,2 раза, в 1995 г. – в 2,3 раза, в 1996 г. – в 1,2 раза, в 1997 г. – в 1,1 и в 1998 г. – в 1,8 раза.
Как видно из приведенных данных, хотя цены продолжали расти, темп роста до 1998 г. постоянно снижался. В 1998г., в связи с объявлением дефолта, рост цен в 1,6 раза превысил их повышение за 1997 г.
Возникшая после либерализации цен тенденция их роста крайне отрицательно отразилась на уровне жизни населения. За 1992-1998 гг. потребительские цен повысились более чем в 4 тыс.раз, а номинальные доходы населения – лишь в 1000 раз. Следствием этого стало катастрофическое падение жизненного уровня народа.
Дальнейшее изменение
экономического положения страны, повышение
жизненного уровня населения потребует
больших усилий со стороны государства.
Эффективность этой работы в значительной
степени связана с
Заключение
Ценообразование в России
в переходный период к рыночным отношениям
претерпело ряд изменений. Каждому
предпринимателю понятно, что потребуется
ряд конкретных практических мер
по управлению ценами. Обсуждение методов
и правил ценообразования приобретает
смысл, если известны цели установления
цены на товар или услуги: это
максимизация темпов роста производства,
максимизация прибыли или максимизация
объемов продаж. В связи с этим
взвешенная ценовая политика, постоянный
финансовый анализ деятельности фирмы
является одним из методов достижения
указанных целей. Для этого необходимо
определить критерий решений ценообразования:
такой, как текущий уровень