Методы ценообразования в рыночной экономике, и их значение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: составление единого общего представления о ценообразовании в целом, его роли в экономике и деятельности предприятия.
В курсовой работе поставлены три основных задачи:
дать представление о существующих методах ценообразования;
рассмотреть метод ценообразования данной организации, выявить его достоинства и недостатки;
разработать мероприятия по совершенствованию ценовой политики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Рыночное ценообразование как экономическая категория………………………...5
понятие, принципы, факторы ценообразования………………………………...5
Ценовая политика и стратегия ценообразования………………………………8
Политика цен………………………………………………………………………8
виды стратегии ценообразования…………………………………………………8
способы ценообразования………………………………………………………12
ценообразование по издержкам………………………………………….............12
ценообразование, основанное на спросе……………………………...................13
ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию.............14
методы ценообразования…………………………………………………..........15
общая схема расчета цены……………………………………………………….15
методика формирования цен…………………………………………………….17
1.5. современные тенденции ценообразования……………………………….........24
2. Расчет свободной розничной цены ООО «Антолл»………………………………..26
общая характеристика организации ООО «Антолл» ………………………….26
выбор оптимального метода ценообразования для данной организации ……..........................................................................................................................27
мероприятия, способствующие определению оптимальной цены товара………………………………………………………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………….........33
Приложение ……………………………………………………………………........34

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 229.00 Кб (Скачать файл)

Под политикой цен  понимаются общие принципы, которых  компания придерживается в сфере  установления цен на свои товары или услуги (см. прил. Рис.3). Под стратегией ценообразования, соответственно, понимается набор методов, с помощью которых эти принципы можно реализовать на практике. /1. с44/

 

 

 

1.2.2.  Виды стратеги ценообразования

Стратегия, основанная на ценности товара. Выбор ценовой стратегии составляет содержание концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Этим определяется планирование выручки и прибыли предприятия от продажи товара. Предприятию, работающему в рыночных условиях, прежде всего, необходимо выработать стратегию и принципы определения цен, руководствуясь которыми оно может решать стоящие перед ним задачи.

Данная стратегия заключается  в установлении высокой цены на товар  на небольшом сегменте рынка и  “снятии сливок” в виде высокой  рентабельности продаж. Цена держится высокой для того, чтобы новые  покупатели, входящие в данный сегмент рынка выходили на качественно новый, более высокий уровень. Применение данной стратегии становится возможным при преимуществе данного изделия над аналогами или его уникальности.

  Стратегия следования за спросом. Данная стратегия схожа со стратегией “снятия сливок”, но вместо удерживания цены на постоянном высоком уровне и убеждения покупателей выйти на новый уровень потребления, цена под строгим контролем снижается. Часто товар получает несущественные изменения в дизайне и возможностях, чтобы значительно отличаться от предыдущих моделей. Иногда, чтобы соответствовать снижению цены, приходится менять внешний вид товара, мероприятия по стимулированию его сбыта, упаковку или способ распределения. Цена удерживается на каждом новом сниженном уровне достаточно долго, чтобы удовлетворить весь существующий спрос. Как только объем продаж начинает существенно сокращаться, следует готовиться к следующему снижению цены.

Стратегия проникновения. Ценовой прорыв, как видно из самого названия есть установление очень низкой цены для проникновения и развития деятельности на новом рынке в кратчайшие сроки, чтобы обезопасить преимущества в расходах от объема производства. Такая стратегия мало подходит для небольшой компании, так как она не имеет нужных объемов производства, а розничная торговля конкурентов может отреагировать очень быстро и жестко.

Стратегия устранения конкуренции. Стратегия устранения конкуренции схожа со стратегией проникновения, но используется в других целях. Она предназначена для того, чтобы не дать потенциальным конкурентам выйти на рынок, другое ее предназначение — добиться максимального объема продаж прежде, чем на рынок выйдет конкурент. Цена поэтому устанавливается максимально близко к расходам, что дает малую прибыль и оправдывается только большим объемом продаж. Небольшая компания могла бы прибегнуть к данной стратегии для концентрирования своей деятельности на небольшом сегменте рынка: быстро выйти на него, быстро получить прибыль и так же быстро покинуть этот сегмент.

Помимо описанных стратегий, возможны и другие:

— сохранение стабильного  положения на рынке (сохранение умеренного процента рентабельности к акционерному капиталу);

— поддержание и обеспечение  ликвидности — платежеспособности предприятия (эта стратегия в  основном связана с выбором надежных заказчиков, которые могли бы обеспечить стабильное поступление денежных средств на счет предприятия, что связано с переходом на выгодные для заказчиков виды оплаты, предоставление безупречным в платежах заказчикам льгот по ценам и т.п.);

— ценовая стратегия, направленная на расширение экспортных возможностей предприятия (см. прил. Рис.4).

Запрещенные стратегии. Существует также ряд стратегий, которые предприятию не рекомендуется применять, так как они либо запрещены государством, либо идут в разрез с этикой рынка. Последствиями применения таких стратегий могут быть применение санкций государственными органами, либо ответные меры конкурентов. К числу запрещенных стратегий относятся:

— стратегия монополистического ценообразования — направленная на установление и поддержание монопольно-высоких цен. Обычно с преследованием цели получения сверхприбыли или монопольной прибыли. Запрещена законодательством.

— стратегия демпинговых цен  — то есть рыночных цен, сознательно заниженных предприятием в сравнении со сложившимся рыночным уровнем цен с целью получения крупных преимуществ в отношении своих конкурентов. Эта стратегия ценообразования относится к монополистической деятельности.

— стратегии ценообразования, основанные на соглашениях хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию.  В том числе соглашения, направленные на: установление цен, скидок, надбавок, наценок; повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному признаку или какому-либо другому признаку, ограничение доступа на рынок, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

— стратегии ценообразования, ведущие к нарушению установленного нормативными актами порядка ценообразования

— стратегии ценообразования, преследующие спекулятивные цели.

Каждая из вышеописанных  стратегий может быть связана  с высокими или низкими ценами.

Применение политики высоких цен оправдано, если:

— товар уникален или  надежно охраняем патентами

— товар сложно разработать  или производить

— цена не является решающим фактором для покупателей данного  товара

— размер рынка слишком  мал, чтобы привлечь конкурентов

— требуется много  усилий, чтобы обучить потенциальных  покупателей пользоваться данным товаром

— у фирмы ограниченные финансовые источники и нет возможностей изыскать дополнительные средства.

Применение политики низких цен рекомендуется в условиях, противоположных указанным. Это не означает обязательного выбора той или иной политики при преобладании одного из данных условий, а означает, что если имеются некоторые из вышеперечисленных условий, то стоит рассмотреть возможность применения соответствующей политики ценообразования.

Например, если у компании ограниченные финансовые возможности, то стоит рассмотреть вариант  политики высоких цен, так как низкие цены в данном случае не принесут достаточно прибыли для развития компании. Однако высокая цена может слишком быстро привлечь конкурентов, с которыми из-за недостаточной финансовой поддержки будет тяжело бороться. Требуется тщательное изучение ситуации для решения этой проблемы.

 

1.3 Способы ценообразования

   1.3.1 Ценообразование  по издержкам

Данный способ широко распространен в виду того, что  он довольно несложен для малых предприятий. Определяется стоимость изготовления, закупок материалов для производства, добавляются все остальные издержки и установленную величину прибыли. В результате вычислений получается цена товара.

Типичным примером ценообразования  по издержкам является розничная  торговля. Цена здесь определяется следующим образом: к величине средств, затраченных на закупку, добавляется определенный процент на покрытие других издержек, процент прибыли плюс, соответствующий процент для выплаты НДС.

Специальный процент  прибавляется к закупочной цене для  покрытия времени оборота товара или услуги. Чем ниже этот показатель, тем больше времени требуется для того, чтобы распродать все запасы со склада, и тем самым ниже становится процент прибыли. При торговле скоропортящимися товарами, возможно, обернуть весь объем запасов несколько раз в течение недели. И наоборот, для товаров с низкой оборачиваемостью характерна значительная разница между продажной ценой и себестоимостью. В этом случае за товар выручается больше денег, но не так часто как в случае с скоропортящимися товарами. Например, для торговли мебелью, являющейся товаром длительного пользования разница между продажной ценой и себестоимостью составляет 45-50%, а для ювелирных изделий этот показатель еще выше.

Ценообразование по издержкам  на промышленные товары иногда приблизительно, причем для получения цены, покрывающей  прибыль достаточно добавить 1-2%. В  некоторых компаниях свой процент  начисляется на каждом этапе деятельности: закупке, производстве, маркетинговой деятельности и т.д.

При необходимости принятия способа расчета цен по издержкам  для данного товара, разрабатывается стандартная величина разницы между ценой и себестоимостью. Такая величина должна рассчитываться, например, в случае, когда имеется товар, состоящий из постоянной и переменной частей. Собираются данные по издержкам, и подсчитывается размер наценки на себестоимость, необходимый для покрытия всех издержек.

Сложности метода ценообразования  по издержкам. Ценообразование по методу «средние издержки плюс прибыль» довольно несложно, но его рекомендуется применять лишь, когда деятельность предприятия относительно проста. С развитием ее все усложняется, и тогда рекомендуется взять на вооружение метод регулярных процентных наценок по всем позициям ценовой ведомости.

Вполне оправдано применение данного метода ценообразования, если деятельность предприятия связана с посредничеством, то есть с приобретением товаров у производителей и продажей их розничным продавцам, так как производители, товары которых реализуются предприятием, обычно сами устанавливают розничные цены на свою продукцию.

 

1.3.2 Ценообразование, основанное на спросе

Суть данного подхода  к ценообразованию состоит в  том, что надо установить такую цену, которую покупатель готов заплатить за данный товар. К сожалению, покупатели редко сообщают о том, сколько они готовы заплатить. Продавец должен сам назвать цену.

Здесь при назначении цен советником может стать уровень  цен за аналогичные товары и услуги. При продаже товара следует обратить внимание на цены его аналогов в магазинах, супермаркетах, на оптовых складах, магазинах сниженных цен, каталогах для заказов товаров по почте и других возможных торговых точках. Если имеется возможность, то можно провести анализ: из каких материалов сделаны аналоги, каково их качество.  Высокая цена обычно оправдана высококачественными материалами, великолепным дизайном и т.п. При такой системе лучше назначать высокую цену и давать скидку, чем продавать по нормальной цене сразу. Кроме того, в торговле в розницу возможно установление так называемых “психологических цен”, которые несколько ниже круглого числа, например: $ 99.90 или 999 тыс. руб. Основная сложность ценообразования по спросу заключается в том, что цена должна быть такой, которую заплатит покупатель, но установить ее предстоит продавцу. Какая бы цена не была назначена, не существует гарантий, что товар будет по ней пользоваться спросом. Таким образом, при ценообразовании по спросу, цена назначается, отталкиваясь от расходов, и поднимается до величины, которую, по мнению продавца, готов заплатить покупатель.

Очевидно, что цена влияет на спрос: если установлена высокая  цена, то вряд ли объемы продаж будут  высоки, а если установлена низкая цена, то продастся много, но с маленькой прибылью или в убыток. При этом очень важно установить закономерности влияния цены на спрос: если снизить цену на 10%, то увеличится ли спрос на 10%, или больше, чем на 10% или меньше?

То, как спрос реагирует  на изменение цены, называется эластичностью спроса. Если снижение цены повлекло к росту объема продаж более чем на 10%, то спрос эластичен. То есть общее соотношение таково: если для любого пропорционального изменения цены объем сбыта возрастает пропорционально больше, то спрос считается эластичным, а если объем сбыта возрастает пропорционально меньше, то спрос неэластичный.

То есть: эластичность есть число, которое показывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой переменной на один процент. 

Если предприятие только начинает свою деятельность, то не существует необходимой информации о сбыте  товара для анализа эластичности спроса. При разработке ценовой политики особое место следует уделять чувствительности цен, так как иногда для товара с высоко эластичным спросом небольшое изменение в цене может коренным образом изменить объем продаж.

 

 

1.3.3. Ценообразование, основанное на ценах на конкурентную продукцию

Такое ценообразование уже упоминалось  в связи с ценообразованием, основанным на спросе. Этот способ требует анализа аналогичных товаров конкурентов с учетом всех различий между данными товарами. Естественно, нижней границей цен являются издержки, но в дальнейшем они не являются ориентиром. Предприятие может придерживаться среднего уровня цен, что гарантирует от ошибок при ценообразовании, но в то же время не принесет больших прибылей и исключает возможность ведения ценовой войны с конкурентами.

 

1.4. Методы ценообразования

   1.4.1   Общая схема расчета цены

Припри выборе метода ценообразования нужно учитывать как внутренние ограничения ( издержки и прибыль), так и внешние (покупательная способность, цены товаров – конкурентов).  (см. прил. рис. 5).

Расчет цены на товар предполагает выполнение ряда последовательных этапов в деятельности экономиста по ценам. /5. 275с./

1 этап. Постановка целей  и задач ценообразования. 

Цена выполняет исключительно  важную для предприятия функцию, которая состоит в получении  выручки от продажи товаров. Цена рассматривается как переменный фактор, оказывающий прямое воздействие на выручку от продажи товаров, структуру производства, методы работы фирмы. Поэтому к практике ценообразования относятся с чрезмерной осторожностью.

Информация о работе Методы ценообразования в рыночной экономике, и их значение